Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Негосударственное пенсионное обеспечение населения России на современном этапе развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Общие теоретические положения о
негосударственных пенсионных фондах 6
1.1.
Понятие, цель и социальное значение негосударственных пенсионных фондов 6
1.2.
Процесс создания негосударственных пенсионных фондов и их правовой статус 13
Глава
2. Деятельность негосударственных пенсионных фондов по осуществлению
пенсионного обеспечения граждан и контроль за их деятельностью.. 19
2.1.
Процесс вступления и выхода граждан из негосударственных пенсионных фондов. 19
2.2.
Функции негосударственных пенсионных фондов по выплате пенсий. 27
2.3.
Контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов. 38
Заключение. 49
Список
использованных источников. 52
Введение:
На
современном этапе развития стран существуют пенсионные системы, ставящие в
основу своей деятельности — обеспечение достойного уровня жизни граждан при
наступлении пенсионного случая. Для большинства населения при достижении пенсионного
возраста, выплату будут единственным доходом. При существующей системе
государственного пенсионного обеспечения в Пенсионном фонде России, пенсии
намного меньше, чем доходы, которые граждане получали посредством трудовой
деятельности. Для того, чтобы население страны могло обеспечить себе достойное
содержание и была проведена пенсионная реформа, которая сформировала такие
организации как негосударственные пенсионные фонды (далее — НПФ).
На сегодняшний день российская пенсия составляет чуть больше
20% от среднего заработка работника. Чтобы достичь нормального уровня замещения
пенсии утраченной заработной платы посредством выхода на пенсию, необходимо
формировать дополнительной накопительной части в НПФ.
Стратегическим фактором, формирующим современную пенсионную
систему России, является создание институтов обязательного и добровольного
страхования, где важная роль отводится НПФ. НПФ имеет возможность использования
в более полном объеме возможностей и инициатив работодателей, работников и
государства в формировании финансового ресурса в пенсионной системе. Сильная
сторона НПФ заключается в том, что существуют гибкие пенсионные схемы, которые
базируются на договорной природе и правовых механизмах.
За прошедшие годы значимость НПФ в российской системе существенно
возросла и продолжает развиваться, что выражается в увеличении собственного
имущества фондов, количествах участников и других показателей. Также стоит
учитывать, что система НПФ достаточно новая для российской практики.
Есть проблемы и в сфере негосударственных пенсионных фондов,
которые связаны с их деятельностью. Главная сложность при инвестировании
заключается именно в выборе инструментов, которые будут приносить доходность на
протяжении всего срока инвестирования. Как правило, в приоритете у клиентов
краткосрочные вложения, с периодами погашения менее одного календарного года.
Но причиной тому является вовсе не недостаток доверия у населения к
государственным пенсионным фондам или недоверие к ним со стороны общества, а
именно нестабильная обстановка на мировой арене и в стране в целом. Как
правило, в условиях финансового кризиса негосударственные пенсионные фонды не
могут инвестировать деньги в долгосрочные проекты, поскольку вложение в такие
проекты несет повышенные риски.
Тем самым, основу пенсионной системы составляют не только
государственные фонды, но и негосударственные фонды, которые управляют
накоплениями россиян на будущие пенсии. Это влияет не только на их деятельность
как на отдельного человека, но и на весь государственный строй в целом.
Однако при этом требуется внимательное изучения правового
положения и особенностей деятельности негосударственных пенсионных фондов по
отношению к пенсионному обеспечению.
Таким образом, актуальность выбранной темы для исследования
связана с тем, что на сегодняшний день пенсионное обеспечение граждан
происходит не только через государственный пенсионный фонд РФ. У граждан
имеется право на осуществление пенсионного обеспечения в рамках
негосударственной системы пенсионного обеспечения.
Цель работы – исследовать особенности негосударственного
пенсионного обеспечения населения России на современном этапе развития.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:
1. Определить понятие, цель и социальное значение негосударственных
пенсионных фондов.
2. Изучить процесс создания негосударственных пенсионных
фондов и их правовой статус.
3. Рассмотреть процесс вступления и выхода граждан из
негосударственных пенсионных фондов.
4. Исследовать функции негосударственных пенсионных фондов
по выплате пенсий
5. Выявить особенности контроля за деятельностью
негосударственных пенсионных фондов.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере
негосударственного пенсионного обеспечения населения РФ.
Предмет работы – нормы законодательства регулирующих деятельность
негосударственных пенсионных фондов, учебная и научная литература по вопросам,
рассматриваемым в настоящем исследовании.
Методологическая основа исследования – общенаучные методы
исследования, включая метод статистического анализа, а также специальные, такие
как: метод комплексного юридического анализа, системный метод,
формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается
в возможности использования его основных положений и выводов как основы для
более частных научных изысканий по проблемам и вопросам, затронутым в настоящей
работе; в правоприменительной деятельности, а также для дальнейшего
совершенствования действующего законодательства.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав,
объединяющие пять параграфов, заключения и списка использованных источников. Во
введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цели и задачи
исследования. В первой главе рассмотрены общие теоретические положения о негосударственных
пенсионных фондах. Вторая глава посвящена исследованию деятельности негосударственных
пенсионных фондов по осуществлению пенсионного обеспечения граждан и контроль
за их деятельностью. В заключении приведены основные выводы, сделанные по итогам
проведенного исследования.
Заключение:
Накопленный опыт функционирования негосударственных
пенсионных фондов в России свидетельствует о том, что для их становления и
полноценного развития требуется затратить еще достаточно много усилий. Пока на
дополнительное пенсионное обеспечение могут рассчитывать в основном работники
крупнейших предприятий, финансово-промышленных групп и банков. Действующие фонды
обслуживают всего 6 млн. человек (менее 8% от общего числа трудоспособного населения).
Что касается состояния негосударственных пенсионных фондов, то динамика их
развития в течение последних лет в значительной степени определяется
опережающим ростом наиболее крупных фондов.
Таким образом, создание полноценного негосударственного пенсионного
обеспечения, которое бы обеспечило значительным слоям населения страны весомую
прибавку к пенсии — это задача будущего.
На современном этапе развития пенсионной системы НПФ осуществляет
деятельность в системе ОПС и НПО. В сравнение с зарубежным опытом развития НПФ
представлены специально созданными организациями, не имеющими большого опыта,
так как начали функционировать относительно недавно. Тем не менее, за период
осуществления своей деятельности НПФ реорганизовывались и претерпевали
изменения, чтобы прийти к сегодняшней точке развития, имеющей правовые
положения и экономическую значимость для населения и страны в целом.
Финансовые ресурсы НПФ складываются из средств пенсионных
накоплений, получаемых от деятельности ОПС. и пенсионных резервов, получаемых
от деятельности НПО. Процесс использования денежных средств предполагает
самостоятельное инвестирование фондом или через управляющую компанию для
получения дохода. Итог формирование инвестиционного портфеля заключается в
выплате пенсии застрахованным лицам по системе ОПС и участникам системы НПО.
За последние 10 лет сократилось количество действующих НПФ
практически в два раза. Основная причина сокращения — банкротство организаций и
их неспособность отвечать по своим обязательствам. Тенденция сокращения НПФ
будет продолжаться в перспективе, но с замедляющимися темпами, так как
происходит укрупнение в отрасли. Тем не менее, количество застрахованных лиц и
участников НПФ с каждым годом увеличивается.
Главным перспективным направлением НПФ может стать внедрение
ИПК. которое сможет привлечь население к вступлению в фонды и даст дополнительную
возможность к формированию своей будущей пенсии. ИПК будет функционировать на
одном уровне с НПО, но в последующем может принять обязательный характер. К
главным проблемам развития можно отнести нестабильное законодательство и
незащищенность пенсионных накоплений и резервов от инфляционных последствий, а
также потери доходности граждан от перехода из одного НПФ в другой.
НПФ в настоящее время являются одними из ключевых участников
пенсионной системы РФ, и играют ключевую роль на пенсионном рынке. НПФ развиваются
с каждым годом и по многим показателям можно заметить положительную динамику
развития. Но у отрасли существуют проблемы, и. соответственно, перспективы,
которые могут оказать существенное влияние не только на работу самих фондов, но
и на всю пенсионную систему в целом.
Дальнейшее совершенствование системы пенсионного обеспечения
должно носить системный характер, базироваться на актуарном обосновании объема страховых
платежей и цивилизованного уровня страхового возмещения, сочетать обязательные
по закону и дополнительные (договорные) формы пенсионного страхования.
Необходимым условием системного подхода при решении задачи
формирования цивилизованных пенсионных институтов является решение проблем
повышения и оптимизации доходов населения, снижения необоснованной
дифференциации заработной платы, повышения увязки размеров пенсии с размерами
заработной платы.
Привлечение в пенсионные фонды временно свободных средств
предприятий и населения позволяет сформировать значительные финансовые ресурсы
для их возможного использования в государственных, отраслевых и региональных
инвестиционных проектах и программах.
При этом негосударственные фонды как один из институтов
коллективного инвестирования выгодно отличаются от других инвесторов
способностью осуществлять долгосрочные вложения аккумулируемых ими средств,
чего как раз в настоящее время не хватает отечественной экономике.
При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев – в
соответствии с договором – вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет
размер накопительной пенсии и порядок ее получения.
В соответствии с действующим законодательством
негосударственные пенсионные фонды могут размещать свои пенсионные резервы
самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно
размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные
бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости.
Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать
управляющие компании. Подводя итоги, можно заключить, что деятельность негосударственных
пенсионных фондов осуществляется согласно принятому закону № 75-ФЗ «О негосударственных
пенсионных фондах».
Особенностями НПФ являются коммерческий характер организации,
слияние финансового и социального института в одном лице. Сегодня НПФ в России
имеют право работать по нескольким направлениям: негосударственное пенсионное
обеспечение, профессиональное пенсионное страхование работников, занятых в
особых условиях, обязательное пенсионное страхование, участие в программе
государственного софинансирования пенсии.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общие теоретические положения о
негосударственных пенсионных фондах 1.1. Понятие, цель и социальное значение
негосударственных
пенсионных фондов Одна из основных тенденций, заимствованная из социальной
роли России, заключается в основополагающем значении государства в сфере
социального обеспечения граждан. На сегодняшний день введение в экономическую
систему и социальную сферу общества негосударственных страховых организаций
позволяет существенно расширить границы участия граждан в формировании своей
заработной платы, повысив значение доходов граждан, а также направить развитие
социальной сферы в соответствии с основными факторами экономической системы
государства [39,
с. 150].
В современной финансовой системе России негосударственные
пенсионные фонды занимают особое место, определяемое рядом факторов. Первое.
НПФ преимущественно имеет социальную направленность. Это отражается в том, что
НПФ, как и пенсионный фонд (далее — ПФ РФ) предназначен для улучшения финансового
благосостояния граждан, относящихся к наименее защищенным слоям общества —
пенсионеров. Второй, не менее важный фактор — решение проблем дефицита бюджета ПФ
РФ.
Начало для создания негосударственной пенсионной системы
было положено в России Указом Президента РФ от 16.09.1992 г. №1077 «О
негосударственных пенсионных фондах» [10],
который ныне утратил силу. В данном Указе были зафиксированы две цели
функционирования инновационного финансового института:
— улучшения
пенсионного обеспечения граждан:
— защита сбережений
от воздействия инфляции.
В настоящее время действующим официальным документов
является закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 №75-ФЗ [4]
(далее — закон).