Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Дошкольное образование

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Народное искусство как средство развития чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Развитие чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста

1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей среднего дошкольного возраста 6

1.2. Особенности развития чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста 17

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 20

Глава 2. Практические аспекты народного искусства как средства развития чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста

2.1. Виды народного искусства используемые в работе с детьми среднего дошкольного возраста 23

2.2. Народное искусство как средство развития чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста 27

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53


  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема воспитания личности, формирования чувства цвета у дошкольников всегда была и остается актуальной. Современная социокультурная среда, ее такие факторы, как трансформация системы ценностей и моделей поведения, не способствуют формированию у детей качеств личности. Педагоги и психологи отмечают, что современные школьники с трудом усваивают цветовые категории, они не могут продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Исследования показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета — не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира. Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь изобразительным искусством, новые знания, приобретаемые в процессе деятельности, чрезвычайно значимы для его творчества. Цветовая палитра служит своего рода показателем общего состояния ребенка, его духовного, нравственного развития.

Проблема широко отражена, как отечественных (А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, А.Ш. Шахманова и др.), так и зарубежных исследованиях (А. Адлер, А. Бандура, Л. Кольберг, К. Лоренц, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.). Отечественные и зарубежные ученые (А. Адлер, П.П. Блонский, К.Н. Венцель, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.) определяют дошкольное детство, как значимый период для становления у ребенка системы индивидуальных возможностей, формирующейся, как на сознательном, так и на бессознательном уровне.

По мнению ученых, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к воздействиям и является периодом становления базиса личностной культуры. В этой связи является необходимой специальная педагогическая работа по приобщению дошкольников к искусству, посредством различных методов.

Проблема исследования заключается в следующем: может ли народное искусство стать эффективным средством развития чувства цвета.

Объект исследования: развитие детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста средствами народного искусства.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста будет происходить успешней если:

— знакомить их с народным искусством;

— учитывать возрастные особенности детей.

базируется на предположении о том, что развитие чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста будет происходить эффективно при использовании народного искусства.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Проблема развития детского творчества в настоящее время является наиболее актуальной, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Знакомить детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды образовательной деятельности. На занятиях по образовательной области « Речевое развитие» детей можно знакомить с новыми словами и способами их употребления в активной разговорной речи. Ребенок имеет возможность познакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами. Дети учатся различать и правильно употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и особенности действий с ними.

С первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая информация. Важно обогащать эти ощущения и восприятия. Знакомство с цветом помогает полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.

В исследовании приняли участие 15 обучающихся дошкольного возраста (5-7 лет). Нами выбраны три задания, выявляющие условный уровень развития чувства цвета.

По итогам констатирующего этапа мы получили следующие данные:

— высокий уровень развития цветовосприятия отмечен у 20 % обучающихся. Этих обучающихся отличает способность к цветовосприятию и классификации цвета, умение самостоятельно выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом;

— средний уровень развития цветовосприятия отмечен у 50 % обучающихся, характеризующихся достаточной способностью к цветовосприятию и классификации цвета, умением выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом при помощи педагога;

— низкий уровень развития цветовосприятия отмечен у 30 % обучающихся, характеризующихся недостаточной способностью к цветовосприятию и классификации цвета, неумением выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом.

По нашим наблюдениям подавляющее большинство обучающихся (80 %) в процессе выполнения игровых упражнений умеют самостоятельно находить и комбинировать цвета.

Теоретический анализ научных источников показал, что развитие чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста представляет собой интегральное личностное образование, структуру которого образует единство когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов:

— когнитивный компонент включает знания ребенка о содержании цветовых категорий;

— эмоционально-мотивационный компонент заключается в сознательном и эмоционально переживаемом усвоении ребенком цветовых категорий, проявляется в эмпатии, радостном предвосхищении результатов;

— деятельностный компонент проявляется в способности ребенка регулировать свою деятельность в соответствии с усвоенными знаниями;

— рефлексивный компонент представляет собой осознание и присвоение знаний как собственных эталонов поведения, перенос их в самостоятельную деятельность. Поэтому программа народного искусства была направлена на формирование данных компонентов.

Данная программа декоративно-прикладного творчества реализует цель, заключающуюся в развитии чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста. Далее мы провели повторную диагностику. В ней приняли участие 20 обучающихся дошкольного возраста (4 лет). Опытная работа включает констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Нами выбраны те же три задания, выявляющие условный уровень развития чувства цвета.

По итогам контрольного этапа мы получили следующие данные:

— высокий уровень развития цветовосприятия отмечен у 50 % обучающихся. Этих обучающихся отличает способность к цветовосприятию и классификации цвета, умение самостоятельно выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом;

— средний уровень развития цветовосприятия отмечен у 50 % обучающихся, характеризующихся достаточной способностью к цветовосприятию и классификации цвета, умением выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом при помощи педагога;

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Развитие чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста

1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей среднего дошкольного возраста

Формирование индивидуальных возможностей дошкольника входит в перечень задач ФГОС дошкольного образования.

Приоритетное направление деятельности средней группы является познавательное развитие — формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Обучение детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности [29].

Отечественные и зарубежные ученые (А. Адлер, П.П. Блонский, К.Н. Венцель, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.) определяют дошкольное детство, как значимый период для становления у ребенка системы индивидуальных возможностей и интересов, формирующейся, как на сознательном, так и на бессознательном уровне.

По мнению А. Адлера, З. Фрейда и Э. Эриксона к пяти годам завершается формирование ценностно-смысловой сферы ребенка.

Поэтому К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, В. А. Сухомлинский подчеркивали необходимость формирования индивидуальных возможностей и интересов идеалов уже в детском возрасте, и чем раньше начнется воспитание, тем устойчивее будут представления о себе у дошкольника.

А. Маслоу и А. Адлер доказали, что человеку присущи не только витальные потребности (еда, сон и др.), но и социальные потребности (в общении, самоактуализации, принадлежности

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы