Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Методика проведения утренней гимнастики в дошкольном возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации утренней гимнастики как средство физического воспитания и развития детей дошкольного возраста 6
1.1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6
1.2. Понятие утренней гимнастики. Значение утренней гимнастики для физического воспитания и развития детей дошкольного возраста 11
1.3. Методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах 16
1.4. Анализ вариативных программ по утренней гимнастике 23
1.5. Критерии оценки эффективности утренней гимнастики на организм дошкольников 29
Глава 2. Методические аспекты использования утренней гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста 37
2.1. Анализ опыта проведения утренней гимнастики в старшей группе 37
2.2. Организация и реализации проекта «Мы зарядке скажем, ДА!» 41
2.3. Анализ результатов проведенного исследования 52
Заключение 63
Глоссарий 66
Список сокращений 68
Список использованных источников 69
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом. Для того чтобы создать положительную эмоциональную атмосферу рекомендуется сопровождать все движения музыкой, веселыми песенками или стишками.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.
Старшие дошкольники должны знать, что оздоровительное воздействие утреней гимнастики усиливается, если она проводится на открытом воздухе.
Утренняя гимнастика должна проводится до завтрака, в течении 10-12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). В течении всей утреней гимнастики, проводимой в зале, форточки остаются открытыми, дети занимаются в облегченной одежде, если теплый пол, то можно босиком, это полезно.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для каждой возрастной группы. Они должны быть предварительно разучены на физкультурных занятиях и хорошо знакомы детям. В старших группах важно требовать от детей качественного выполнения каждого упражнения.
Занимаясь физическими упражнениями с детьми, необходимо тщательно следить за их здоровьем, обращать внимание на внешний вид, настроение, самочувствие ребенка, утомляемость, аппетит, общее поведение и сон. Своевременно проводить медицинский осмотр, записывать рост, вес, окружность грудной клетки, что позволит следить за его правильным развитием. Утренняя гимнастика, предупреждает нарушение осанки и деформации скелета, плоскостопие, хорошо укрепляет весь организм и повышает сопротивляемость его к различным заболеваниям. Следует помнить, что разнообразные движения, выполняемые ребенком, воспитывают у него ряд жизненно необходимых навыков в ходьбе, беге, метании и т.д., потребность в занятии физическими упражнениями. Дети становятся более подвижными и ловкими, выполняют движения согласованнее и точнее.
Актуальность темы. Данная тема исследования является актуальной, потому что оздоровительная гимнастика имеет большое значение для физической подготовленности детей дошкольного возраста. Двигаясь, ребенок познает мир, учиться любить.
Двигательная активность подчинена основному закону здоровья: приобретаем – расходуя. Оздоровительная гимнастика содержит неограниченные возможности всестороннего развития ребенка. Физические упражнения благоприятно воздействуют на мозг, сердечно – сосудистую, дыхательную и другие системы, укрепляют организм в целом. Поэтому необходимо тщательно заботиться о здоровье ребенка, направлять все силы на раскрытие индивидуальных физических, моральных и духовных качеств, а также на развитие познания радости в движении.
Построение комплексов оздоровительной гимнастики должно опираться на основные структурные принципы и соответствовать общепринятой схеме. Их многофункциональность способствует оздоровлению организма в целом, развивает силы мышц, подвижность суставов, формирует правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве.
Проблемам обучения дошкольников общеразвивающих упражнениям были посвящены работы П.П.Буцинской, В.И.Васюковой, Н.А.Метлова, С.Г.Меринова, Н.А.Ноткина и другие. Проблемам построения оптимального двигательного режима в детском саду З.И.Ермаковой, Ю.Ф.Ермаковой, Ю.Ф.Змановкого, Г.В.Сендек, О.В.Силиной, Р.В.Силла и другие.
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – методика утренней гимнастики на занятиях по физической культуре детей дошкольного возраста.
Цель исследования – повышение уровня развития физической подготовленности детей дошкольного возраста по средствам утренней гимнастики.
Задачи исследования:
— изучить теоретические аспекты организации утренней гимнастики как средство физического воспитания и развития детей дошкольного возраста;
— провести анализ опыта проведения утренней гимнастики в старшей группе;
— организовать и реализовать проект «Мы зарядке скажем, ДА!»;
— провести анализ результатов проведенного исследования.
Гипотеза: Мы предполагаем, что роль утренней гимнастике будет эффективна при условии сформированности интереса.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных картотек и проекта «Мы зарядке скажем, ДА!», которые могут быть использованы воспитателями в процессе физического воспитания, студентами на практике.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На данный момент основным документом, по которому работает каждая образовательная организация, является ФГОС. Ключом к реализации целей и задач, прописанных в данном документе, является физическое развитие воспитанников. Руководствуясь этим, все дошкольные учреждения применяют разнообразные формы организации двигательной активности.
Двигательная активность представляет собой естественную биологическую потребность человека, от степени, реализации которой зависит развитие организм в целом. Организованная двигательная активность в детских дошкольных учреждениях исполняет роль своеобразного регулятора роста и развития и должна быть необходимым условием для совершенствования всех функций и систем организма детей, а так же создавать реальные возможности для его нормальной жизнедеятельности.
Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушаетпринцип оптимальной физической нагрузки, что и может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистойсистемы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности.
Одной из основных форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, на ряду, с физкультминутками и физкультурными занятиями является утренняя гимнастика. Интересная, увлекательная и правильно подобранная гимнастика, несет в себе определенные цели и задачи. Она способствует развитию интереса к физической культуре и спорту в целом, вырабатывает настойчивость, целеустремленность, внимание, выдержку, потребность в систематическом выполнении физических упражнений, дисциплинирует и помогает правильно организовать начало дня, вызывает положительные эмоции и повышает жизненный тонус. Так же, пред утренней гимнастикой стоит и ряд задач, а именно:
— «пробудить» организм детей, настроить его на рабочий лад;
— активизировать работу всех внутренних органов, усилить физиологические процессы, такие как дыхание, кровообращение, обмен веществ и другие функции организма;
— содействовать в формировании правильной осанки и красивой походки, а также препятствовать развитию плоскостопия;
— укреплять здоровье воспитанников, осуществлять разностороннюю физическую подготовку к разнообразной деятельности.
Утренняя гимнастика (зарядка) – комплекс структурированных дозированных физических упражнений, проводимый после пробуждения и направленный на активную работу опорно-двигательного аппарата с целью повышения тонуса основных процессов жизнедеятельности человека (питание, кровообращение, дыхание, метаболизм и т.д.) и подготовки его к дальнейшим физическим и умственным нагрузкам в течение дня. Стоит отметить, что зарядка компенсирует до 15% суточной потребности человека в движении.
Комплексы утренней гимнастики для детей трех – пяти лет состоят из 4-6 упражнений, для детей шести-семи лет – из 6-8 упражнений. Младшие дошкольники повторяют их 4-6 раз (прыжки – 8-12 раз), а старшие – 8-10 раз (прыжки 18-24 раза). Количество повторений зависит от сложности упражнений и степени их физиологической нагрузки на организм ребенка. Например, приседание дети трех-четырех лет повторяют 4 раза, а упражнения, требующие меньшей затраты мышечных усилий (повороты и наклоны туловища) – 6 раз.
Разработанный нами проект «Мы зарядке скажем, ДА!», который был направлен на развитие у детей интереса к утренний гимнастике, в ходе проведение практической части был реализован, что способствовало у детей улучшению физических, психических и эмоциональных качеств.
Цель проекта: Формировать у детей интерес к утренней гимнастике и понимание ценностей физической культуры и спорта для человека.
Показатель величины среднего значения в тесте 2 «Бег 10м между предметами», (с) у детей экспериментальной группы на первом этапе составил 7,4с, на конечном – 6,3с, результат улучшился на 1,1с (14,9%). В контрольной группе в начале эксперимента результат составил – 7,1с, в конце – 6,7с, прирост составил 0,4с (5,6%).
Показатель величины среднего значения в тесте 3 «Прыжки в длину с места», (см) у детей экспериментальной группы на первом этапе – 98см, на третьем этапе – 111см, результат улучшился на 13см (13%). В контрольной группе в начале эксперимента – 98, в конце – 106см, прирост составил 8см (8%).
Показатель величины среднего значения в тесте 4 «Бег 120м» (с), у детей экспериментальной группы на первом этапе – 38,4с, на последнем этапе – 33,6с, результат улучшился на 4,8с (12,5%). В контрольной группе в начале эксперимента – 38с, в конце эксперимента – 35,7с, прирост составил 2,3с (6,1%).
Показатель величины среднего значения в тесте 5 «Наклоны туловища вперед из положения сидя» (см) у детей экспериментальной группы на первом этапе – 6см, на последнем этапе – 11см, результат улучшился на 5см (83,3%). В контрольной группе в начале эксперимента – 7см, в конце эксперимента – 9см, прирост составил 2см (28,6%).
Итак, проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективности использования предложенной программы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Каждый ребенок развивается индивидуально, имеется свой замысел и темп развития. Но есть исключения позволяющие охарактеризовать общие возрастные особенности.
Д.Б. Эльконин предполагает, что в пять лет у детей начинают проявляться черты, свойственные старшим дошкольникам: небольшая произвольность психических процессов, активность познавательных интересов и самостоятельности, попытки рассуждать явления окружающей жизни. Любознательность, самостоятельность и активность, положительно сказывается на психике и поведении .
Параллельно неустойчивость настроения, внимания, ранимость, точность и образность мышления, погруженность игрой и игровыми сюжетами сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И развивающиеся в этом возрасте возможности воспитания и обучения детей не могут быть осуществлены без знания и учета данных моментов. Игра является ведущим видом деятельности, а именно сюжетно-ролевая.
Игра продолжает быть основным методом организации повседневной деятельности, игра становится сложнее, создается сюжет, распределяются роли. С помощью сюжетно-ролевой игры дошкольник проигрывает жизненные ситуации, усваивает нормы и правила социума.
Б.Г. Ананьев выделил, основные особенности возраста:
— речь становится контролирующей;
— повышаются волевые качества;
— высокий познавательный интерес;