Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Методика обучения учащихся среднего школьного возраста технике верхней прямой подачи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы методики обучения учащихся среднего школьного возраста техники верхней прямой подачи 6
1.1. Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста 6
1.2. Анализ методических рекомендаций по проведению урока физической культуры по волейболу 11
1.3. Средства и методика обучения техники верхней прямой подачи в волейболе 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по методике обучения технике верхней прямой подачи с учащимися среднего школьного возраста 30
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 30
2.2. Комплекс упражнений по обучению верхней прямой подачи на уроках физической культуры 33
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения 55
Введение:
Волейбол — командная спортивная игра с мячом. Сейчас это один из самых популярных видов спорта в мире. Волейбол стал не только чисто спортивным видом спорта, но и способствовал развитию волейбола как зрелищной игры, волейбол стал средством организации отдыха и сохранения здоровья.
Волейбол развивает ловкость, прыгучесть, координацию, выносливость и физическую силу. Именно поэтому обучение основам волейбола включено в учебные планы школ. Чтобы игра была по-настоящему увлекательной, необходимо освоить ее технику и тактику на специально организованных занятиях по повышению личной физической подготовки и навыков.
Технологическая наука является важнейшей задачей воспитательной работы. Важнейшим условием повышения квалификации является отличное знание техники. Однако это не такая уж простая задача и требует от учащихся большого усердия и настойчивости, а также навыков тренера и педагога.
Как отмечает Д. Д. Донской, сейчас уже невозможно искать единые стандарты техники, средств и методов технической подготовки для достижения высоких результатов. Поэтому необходима творческая работа учителя физической культуры над индивидуальными особенностями обучающихся. В то же время следует учитывать, что индивидуальные особенности развития каждого обучающегося редко полностью соответствуют типичным особенностям, описанным в учебниках. В связи с этим необходимо говорить о необходимости учета индивидуальных особенностей развития и подготовки обучающихся.
Следует отметить, что существует универсальный и унифицированный метод обучения, в котором отсутствуют двигательные эффекты. Различные двигательные обучающие действия могут быть выполнены с использованием традиционных методов (В.Д. Мазниченко, Л.П. Матвеев, Б.А. Ашмарин), методов запрограммированного обучения (А.М. Шлемин и др.), теория постепенного формирования психических и двигательных актов (П.И. Гальперин), концепция обучения деятельность (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) и др.
Учитель должен хорошо разбираться в основных средствах и методах развития физические способности, а также в способах организации занятий. Тогда он сможет подобрать оптимальное сочетание инструментов, форм и методов для улучшения физических способностей в зависимости от конкретных условий. Результат работы по совершенствованию физических способностей также зависит от грамотного владения базой проектной документации.
Актуальность темы исследования – освоение техники верхней прямой подачи является очень важным звеном в технике волейбола. Правильно выполненная верхняя прямая подача соответствующим образом отражается на организации атакующих и оборонительных действий команд. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности подачи за счет силы и точности, а в идеале – сильной и точной подачи при высокой надежности и стабильности. Именно совершенствование верхней прямой подачи является основополагающим фактором подготовки будущих волейболистов.
Цель исследования: исследование основных техник верхней прямой подачи мяча.
Задачи исследования:
1. Изучить возрастные особенности обучающихся среднего школьного возраста.
2. Проанализировать методические рекомендации по проведению урока физической культуры по волейболу.
3. Выявить средства и методику обучения техники верхней прямой подачи в волейболе.
4. Провести опытно-исследовательскую работу.
5. Разработать комплекс упражнений по обучению верхней прямой подачи на уроках физической культуры.
Объект исследования: техника верхней прямой подачи в волейболе на уроках физкультуры в средней школе.
Предмет исследования: методы обучения волейболе на уроках физкультуры в средней школе.
Гипотеза исследования: если использовать технику верхней подачи мяча с общеразвивающими, подготовительными и суммирующими упражнениями, то учащиеся среднего школьного возраста смогут использовать методику обучения с использованием общеразвивающих, подготовительных и суммирующих упражнений., наряду с упражнениями по технике на уроках физкультуры по волейболу.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы и программ физического воспитания.
2. Педагогическое наблюдение.
Методическая база исследования:
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Подростковый возраст — это период значительного роста и развития, который характеризуется физиологическими и морфологическими изменениями в организме. Физическое воспитание в этот период должно учитывать особенности морфофункциональной организации организма и быть направлено на воспитание выносливости, создание высокого эмоционального фона и формирование спортивного характера.
Проведение урока физического воспитания по волейболу требует тщательного рассмотрения методических рекомендаций для обеспечения эффективных результатов обучения учащихся. Хотя необходимо учитывать различные факторы, такие как структура урока, оборудование и безопасность, количество учебных занятий, посвященных методам преподавания, таким как подача, имеет решающее значение для успеха. Учителя должны использовать различные стратегии обучения, такие как демонстрации, практические упражнения и индивидуальная обратная связь, чтобы способствовать достижению оптимальных результатов обучения. Поступая таким образом, учащиеся могут развить необходимые навыки и знания, чтобы не только эффективно выступать, но и получать удовольствие от игры в волейбол.
Обучение верхней прямой подаче в волейболе в школе требует хорошо разработанного плана, включающего комбинацию средств и методов. Использование наглядных пособий, демонстраций и видеоанализа может быть эффективным, помогая учащимся понять правильную технику. Учителя также должны предоставлять широкие возможности для практики и обратной связи, уделяя особое внимание индивидуальному обучению для устранения конкретных слабых мест.
Нами была разработана и протестирована экспериментальная методика обучения верхней прямой подачи. В результате сравнительного анализа данных тестирования до и после педагогического эксперимента установлено, что экспериментальная методика, основанная на целенаправленном обучении верхней прямой подачи, наиболее эффективна, так как прирост результатов в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной. Так, например, в тесте «без ограничения времени» значимый прирост результатов был при выполнении подачи в зону № 5 в экспериментальной группе, который составил 3,9 раза, а в контрольной 1,4 раза. Достоверные различия выявлены в экспериментальной группе (Р < 0,05) в зоны 1,5.6. В тесте «с ограничением времени» значимый прирост результатов был при выполнении подачи в зону № 6 в экспериментальной группе, который составил 3,5 раза, а в контрольной 1,2 раза. Обработка результатов показала, что достоверные различия выявлены при выполнении подачи во все зонах в экспериментальной группе (Р < 0,05), в контрольной группе достоверных различий не выявлено(Р > 0,05).
Таким образом задачи исследования решены, гипотеза подтвердилась, а цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕХНИКИ ВЕРХНЕЙ ПРЯМОЙ ПОДАЧИ
1.1. Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста
По мнению М.Р. Сапина [17], для каждого возраста необходимы определенные физиологические и морфологические показатели. Подростки лучше адаптируются к физическим нагрузкам, если у них средний или высокий уровень физического развития. А подростки, у которых уровень ниже среднего, менее устойчивы. У них часто наблюдаются функциональные нарушения в сердечно-сосудистой и опорно-двигательной системах.
Происходит непрерывное развитие и рост детей. Темпы роста и развития отличаются друг от друга. В некоторых возрастных периодах преобладает развитие, а в других — рост. Антропометрия — это измерение морфологических и физиологических параметров, которые характеризуют возрастные, групповые и даже индивидуальные особенности людей. Антропометрические данные, такие как масса тела, окружность грудной клетки, рост, ширина плеч, объем легких и мышечная сила, являются основой для определения физического развития. Дети постоянно растут и развиваются, в то время как темпы роста и развития различаются, если один возрастной период характеризуется изменением роста, то в другой период развитие будет преобладать [15].
В.А. Сальников [19] считал, что использование упражнений в среднем школьном возрасте направлено на воспитание выносливости и создание высокого эмоционального фона во время тренировок. Вторая половина подросткового возраста проходит идеально, в ней создаются физиологические условия, они необходимы подросткам для развития особой выносливости. Также для развития общей выносливости используются циклические упражнения, их продолжительность составляет не менее 1520 минут, упражнения выполняются аэробно. Такие упражнения выполняются в режиме переменной непрерывной, стандартной непрерывной и интервальной нагрузки.
У детей от 12 до 15 лет наблюдается некоторая функциональная нестабильность и относительно легкая уязвимость организма. Это можно объяснить тем, что в этом возрасте дети переживают сложный период, у них происходит внутренняя перестройка, связанная с переходным возрастом. Мы можем видеть, как эти изменения проявляются в резком ускорении роста в длину, неуравновешенности, усталости, которые проявляются довольно быстро, в некоторой дискоординации движений, а также в появлении новых черт характера [7].
Т.В. Габай [5] считает, что период созревания организма напрямую совпадает со средним школьным возрастом (14-15 лет), в этот период окончательно формируется двигательная индивидуальность, что характерно для взрослого человека. В психологической сфере происходит сложный процесс формирования вкуса, характера и формирования личности.
Основой физического воспитания молодежи является формирование потребности в систематическом обучении, потребности в оздоровительной и спортивной подготовке. Формирование спортивного характера является важнейшим элементом спортивного воспитания в этот период, подросток благодаря своему спортивному характеру приспосабливается к достижению своих целей, преодолению трудностей и не сдается при падениях и неудачах, которые случаются на этом пути [6].
Подростковый возраст — это период максимального роста всего организма. Н.И. Волков [7] уверен, что именно на этом этапе происходит социальное созревание личности и, прежде всего, биологическое созревание, что очень важно. Именно в подростковом возрасте происходит переход от определенного образа мышления к абстрактному, быстро развивается вторая сигнальная система, роль которой возрастает с формированием новых условных рефлексов и навыков. Повышается степень концентрации процессов торможения и возбуждения. Тормозящая функция коры головного мозга становится более эффективной, усиливается ее контроль над эмоциональными реакциями.
Педагог при выполнении физических нагрузок должен учитывать особенности морфофункциональной организации организма. Из-за выраженных эндокринных сдвигов и усиленного процесса полового созревания процессы всего организма подвергаются сильному окислению. Происходит второй скачок в росте — подросток интенсивно растет, все размеры тела увеличиваются.
Р. Х. Яруллин [14] утверждает, что существует заметная разница в развитии девочек и мальчиков, так что максимальный темп роста в длину приходится на 11-12 лет у женской половины и на 13 лет у мужской половины. Этот возраст характеризуется изменением пропорций тела — мальчики и девочки приближаются к параметрам, типичным как для женщин, так и для мужчин.
Позвонковые, длинные и трубчатые кости начинают свой активный рост, важно отметить, что кости растут в длину. Чрезмерная мышечная перегрузка становится условием ускорения процесса окисления, такие силовые упражнения могут тормозить рост трубчатых костей. Окостенение костей запястья и пястной кости заканчивается, и на межпозвоночных дисках появляются зоны окостенения. Позвоночник подростка по-прежнему очень подвижен [19].
Н.И. Волков [7] утверждает, что этот возраст позволяет мышцам развиваться гораздо быстрее, об этом свидетельствует воспитание суставно-связочного аппарата, мышц, а также сухожилий. Серьезные изменения происходят и в сердечно-сосудистой системе. Исключительно значительное увеличение массы желудочков. Размер сердца быстро увеличивается, а стенки сердца утолщаются немного медленнее. Сердце ребенка по строению абсолютно не отличается от сердца пожилого человека. Изменения в структуре легочной артерии происходят в разных направлениях, она шире, чем аорта, так что в итоге устанавливаются обратные соотношения. Увеличение сердца опережает воспитание сосудистой сети, что может способствовать повышению тонуса сосудов, поскольку необходимо повышать артериальное давление. Скорость роста сердца в этом возрасте превосходит рост всего тела; в то время как масса сердца увеличивается более чем в 2 раза, масса туловища увеличивается всего в 1,5 раза. Увеличение сердечного выброса превышает возможности для его работы, которые все еще обеспечиваются относительно небольшим просветом артерий, что в итоге приводит к резкому повышению артериального давления во время мышечной работы [7].
А. Б. Гандельсман [8] считает, что большое количество силовых упражнений противопоказано подросткам, так как они требуют резких, сильных движений. Наиболее эффективными для этого возраста являются физические упражнения умеренной интенсивности с относительно продолжительной мышечной работой.
При физических нагрузках экономичность кислородных режимов невысока по сравнению со взрослыми, но в то же время выше, чем у детей. Несмотря на это, устранение кислородного голодания по-прежнему происходит относительно быстро [25].
Дыхательная система подростков менее развита, чем у взрослых, дыхательный цикл подростка равен 14 мл потребления кислорода, у взрослых -20 мл. Школьникам трудно работать в условиях кислородного голодания (задерживать дыхание), они менее приспособлены, чем взрослые, из-за того, что количество кислорода в крови расходуется быстрее [30].
Подростковый возраст характеризуется перестройкой эндокринной системы, на этом этапе изменений в организме происходит усиленный рост половых желез, значительно повышается активность щитовидной железы и надпочечников. Количество хромаффинных клеток увеличивается из-за активации гормональной функции.