Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Учитель нач классов

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Метод проектов как средство развития творческого потенциала мл. школьника

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность понятия «творческий
потенциал» и психолого-педагогические особенности его формирования в младшем
школьном возрасте. 7

1.2 Возможности метода проектов в
формировании творческого потенциала младших школьников. 17

ГЛАВА 2 РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА
ПРОЕКТОВ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Анализ формирования творческого
потенциала младших школьников посредством метода проектов. 26

2.2 Рекомендации для учителя
начальных классов по развитию творческого потенциала младших школьников с
помощью метода проектов. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЯ.. 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 47

ПРИЛОЖЕНИЕ. 51

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
В условиях обновления всех сфер общественной жизни объективно возрос спрос на
социально-активную, творческую, гармонично развитую личность, способную самостоятельно
принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Актуальность исследования
темы определяется реалиями времени, тем, что России нужны люди, способные
принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Перед современным образованием ставятся
определенные цели и задачи, которые соответствуют настоящему времени. В
современном мире человек должен быть готов к максимально эффективному
использованию своих способностей, применять свои знания и умения в нестандартных
условиях, уметь быстро и качественно реагировать на все изменения, происходящие
в современном мире, в науке и технике.

В Концепции духовно – нравственного
развития и воспитания личности гражданина России отмечено: «Общеобразовательные
учреждения должны раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их
к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». «В сфере личностного развития
воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к реализации
творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности,
социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного
образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше».
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования
обозначено: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы
начального образования должны отражать: наличие мотивации к творческому труду,
работе на результат. Метапредметные результаты освоения основной
образовательной программы должны отражать: освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера».

Следовательно, современное образование
должно содействовать тому, чтобы научить детей активизировать свой творческий
потенциал. В настоящее время насущными становятся вопросы развития творческого
потенциала детей и подростков.

Развитие творческого потенциала личности –
это процесс изменения личностных возможностей, носящий характер непрерывности,
целенаправленности, саморазвития и самореализации, влияющий на формирование
личности. Педагоги и психологи считают, что непрерывная, систематическая
творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в
образовательных организациях непременно приведет к воспитанию устойчивого
интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого
потенциала.

Раскрытие проблемы развития творческого
потенциала личности находит свое отражение в исследованиях как зарубежных (А.
Адлер, А. Маслоу, Р. Мэй, К.Р. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм), так и
отечественных ученых, раскрывающих отдельные аспекты творчества (В.И. Андреев,
Т.Г. Браже, Л.С. Выготский, Ю.Н. Кулюткин), структуру творческого потенциала
(А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева) и его развитие в процессе обучения с философских
(В.Н. Мясищев, А.Г. Спиркин), психолого-педагогических позиций (Л.С. Выготский,
А.Ю. Козырева, В.Ф. Овчинников, С.Л. Рубинштейн).

Ряд диссертационных работ последних лет
посвящен изучению творческого потенциала детей и подростков, теоретическому
осмыслению понятия «творческий потенциал», раскрытию теоретических
представлений о развитии творческого потенциала детей и подростков и разработки
на этой основе целостной акмеолого-педагогической концепцией его развития (К.В.
Петров), психологических условий развития творческого потенциала одаренных
детей (О.А. Калимуллина, Ю.В. Шост), возможностей инновационного
образовательного учреждения в формировании современного типа личности (Н.Б.
Дворцова, Н.И. Тимакова).

Анализ диссертационных работ
исследователей и работ отечественных педагогов позволил выявить основные
недостатки, препятствующие развитию творческого потенциала на уроках в
начальной школе. Одним из эффективных методов приобщения учеников к творческой
деятельности, одним из которых является метод проектов. Использование метода
проектов является одним из методов развивающего обучения, который направлен на
выработку самостоятельных исследовательских умений. Данная деятельность
ориентирована на развитие творческих способностей и логического мышления
ребенка, а также объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и
приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Метод проектов является
эффективным средством актуализации творческого потенциала, раскрывая
способности ребенка, развивая его воображение и мышление.

Актуальность исследования позволило
сформулировать тему исследования: «Метод проектов как средство развития
творческого потенциала младших школьников».

Объект исследования:
процесс развития творческого потенциала у младших школьников.

Предмет исследования:
метод проектов как средство развития у младших школьников творческого
потенциала.

Цель исследования:
теоретически обосновать, апробировать и реализовать метод проектов,
направленный на развитие творческого потенциала младших школьников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность понятия
«творческий потенциал» и психолого-педагогические особенности его формирования
в младшем школьном возрасте.

2. Изучить возможности метода проектов в
формировании творческого потенциала младших школьников.

3. Проанализировать особенности
формирования творческого потенциала младших школьников посредством метода
проектов.

4. Разработать рекомендации для учителя
начальных классов по развитию творческого потенциала младших школьников с
помощью метода проектов.

Гипотезы исследования:
развитие творческого потенциала младших школьников посредством метода проектов
будет эффективным, если будут созданы следующие педагогические условия:

— создана воспитательная среда,
способствующая развитию творческого потенциала младших школьников;

— обеспечено систематическое включение младших
школьников в проектную деятельность;

— использованы методы и средства
стимулирования творческой активности младших школьников;

— во проектной деятельности создана
психологически комфортная атмосфера.

Методы исследования:
теоретический анализ педагогической и психологической литературы по теме
исследования, констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического
эксперимента, анализ творческих работ, анкетирование, тестирование,
количественный и качественный анализ полученных данных, их обобщение и
систематизация.

Теоретическая значимость
заключается в раскрытии содержания понятия «творческий потенциал» применительно
к младшему школьному возрасту; теоретическом обосновании эффективности
использования метода проектов как средства развития творческого потенциала
младших школьников.

Практическая значимость исследования:
практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке
проекта с целью развития творческого потенциала у младших школьников.

Структура работы
представлена введением, 2 главами, заключением, списком литературы и
приложениями.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретический анализ философской,
психологической, педагогической, научно-методической литературы, позволили
выделить следующие позиции в определении понятия «творческий потенциал».
Потенциал — это широкое понятие, используется во всех сферах науки, но единого
мнения до сих пор не выработано, хотя исследования ведутся учеными до сих пор.
Творческий потенциал соединяет в себе: нереализованные ресурсы личности,
накопленные в процессе ее становления и способствующие ее дальнейшему развитию;
актуализированные наличные возможности, применяемые в практической
деятельности; новые способности, возникающие в ходе деятельности.

Творческий потенциал – это возможности
человека, которые необходимо постоянно развивать. Благоприятные периоды для
развития творческого потенциала, этот младший и подростковый возраст, которые
считаются, самыми сложными периодами, поскольку здесь наблюдается рост сознания
и самосознания учащихся, формируются социальные установки, развиваются сферы:
эмоциональная, мотивационная, деятельностная, познавательная, интеллектуальная.
Развитию творческого потенциала младших школьников способствует метод проектов.

В процессе познания мира каждый ребенок
проявляет любознательность, активность, испытывает тягу к экспериментам и
открытиям. Именно на эту особенность обратил внимание педагогического
сообщества американский ученый и психолог Дж. Дьюи. Он считал, что для
удовлетворения инстинктов детей для обучения необходимо вовлекать их в игровую
и практическую деятельность. Он был первым, кто попытался заменить
классно-урочную форму проектной деятельностью. У Дж. Дьюи было много
последователей, в том числе и в России, где подобная деятельность получила
название «метод проектов».

Сегодня проектная деятельность – элемент
проблемного обучения, дающий возможность ученику под руководством учителя
творчески мыслить, ставить самостоятельно проблемы, учиться их решать. В этом
процессе учащийся овладевает начальными профессиональными знаниями, навыками и
умениями, развивает свои способности.

В процессе организации работы по
использованию метода проектов в целях развития творческого потенциала младших
школьников была проведена начальная диагностика уровня развития творческого
потенциала у младших школьников. Исследование показало, что количество младших
школьников с низким и средним уровнем развития творческого потенциала
составляет около 80%, что свидетельствует о необходимости проведения с ними
целенаправленности работы в этом направлении.

Для развития творческого потенциала
младших школьников был разработан проект по решению проектных задач. Решение
проектных задач позволяет развивать творческий потенциал. Процесс развития
творческого потенциала при решении проектных задач требует его алгоритмизации,
включающий следующие шаги: анализ проблемы, планирование своих действий,
постановка цели действия, перевод проблемы в задачу, выбор средств решения
проблемы, решение проблемы (моделирование), анализ полученного результата,
представление окружающим полученного результата. Проектные задачи
позволяют учащимся в системе овладеть организационно-практической деятельностью
по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее реализации в изделии,
интегрировать знания из разных областей, применить их на практике.

Повторное диагностическое исследование
выявило положительную динамику развития творческого потенциала младших
школьников, около 80% находятся на среднем и высоком уровнях развития
творческого потенциала, что говорит о качественных: учащиеся стали более любознательными,
активными и заинтересованными в творчестве. Проведенное исследование
свидетельствует о том, что его задачи выполнены, получены новые знания об
исследуемом процессе, которые отражены в новизне, теоретической и практической
значимости исследования и соответственно доказана гипотеза исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность понятия «творческий
потенциал» и психолого-педагогические особенности его формирования в младшем
школьном возрасте Согласно возрастной периодизации, младший
школьный возраст – это период в жизни ребенка с шести до десяти лет. Этот
период характеризуется новым качественным переходом в ведущей для обучающихся
деятельности: игровая деятельность отступает на второй план, а «в качестве
ведущей формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение
человеческого опыта, представленного в форме научных знаний» [10, с. 148].
Психика младших школьников подвергается важнейшим в данном возрастном этапе
изменениям. При освоении учебной деятельности формируются новообразования,
являющиеся наиболее важными достижениями младших школьников.

Обучающиеся, только
переходящие в период младшего школьного возраста, уже имеют достаточно обширный
словарный запас и владеют такими коммуникативными умениями, как вежливость,
общительность, самостоятельность и так далее. Постепенно, под воздействием окружающих
ребенка взрослых и учителя, словарный запас младших школьников расширяется, а
речевые навыки и умения совершенствуются и дополняются. В период младшего
школьного возраста формируется коммуникативная компетентность, позволяющая
ребенку ориентироваться в речевой ситуации, прогнозировать общение, менять свое
речевое поведение в зависимости от социального статуса собеседника (родители,
учитель, друзья, незнакомые собеседники разного возраст) и так далее. Также
обучающиеся в этом возрасте глубже осознают явления языка и речи, усваивают
посредством общения социальный опыт, развивают творческие способности. Важной
особенностью

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы