Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Юриспруденция Право и организация социального обеспечения

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Материнский капитал как элемент системы социальной поддержки населения в РФ на примере Самарской области

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8

1.1. Понятие, сущность и значение материнского капитала 8

1.2. Правовое регулирование предоставления материнского капитала 13

1.3. Виды материнского капитала 23

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 31

2.1. Порядок и условия предоставления материнского капитала на территории Самарской области 31

2.2. Проблемные вопросы реализации программы материнского капитала 37

2.3. Направления совершенствования форм и методов государственной поддержки семьи в Российской Федерации 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

ГЛОССАРИЙ 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60

ПРИЛОЖЕНИЕ А 69

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 70

  

Введение:

 

В последние десятилетия складывающаяся российская социокультурная действительность актуализирует проблемы, связанные с изменениями в социально-демографическом составе населения. Несмотря на данные официальной статистики, рождаемость остается крайне низкой, увеличивается смертность в трудоспособных возрастах. Казавшаяся незыблемой, такая ячейка общества, как семья, все более теряет свою значимость. Семья ежедневно сталкивается с множеством проблем: экономических, жилищных, медицинских, психологических, образовательных, сложности в трудоустройстве, которые порождают напряжение, стрессы, приводящие к отрицательному воздействию на развитие семьи. При этом заметим, что до недавнего времени, пособия на ребенка не являлись реальной помощью со стороны государства. Проблема социальной поддержки семьи сейчас является, на наш взгляд основной проблемой социальной политики в России. Тенденции, происходящие в семейно-брачной сфере, свидетельствовали и свидетельствуют о необходимости укрепления позиций семьи в обществе, что невозможно сделать без вмешательства и конкретной помощи со стороны государства. Таким образом, оценив демографическую ситуацию в стране, положение семей, Президент и Правительство РФ пришли к выводу, что необходимы новые формы поддержки семьи, одним из таких методов стала программа материнский (семейный) капитал.

Впервые идея введения материнского капитала была озвучена в Послании Федеральному Собранию РФ Президентом РФ 10 мая 2006 года, где отмечена важность помощи со стороны государства женщине, родившей второе дитя, на долгий срок ушедшей из трудовой деятельности, теряющей квалификацию. Соответственно появился Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Материнский капитал рассматривается как составляющая демографической политики государства (как инструмент государственной политики в решении демографических проблем государства). Это значение является первостепенным, поскольку демографическая ситуация в РФ во все времена являлась одной из важнейших социально- экономических проблем. Материнский (семейный) капитал — это средства федерального бюджета, которые передаются в бюджет Пенсионного фонда. Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом. Некоторые авторы рассматривают материнский капитал в более узком смысле — как форму дополнительной социальной поддержки семьи. Отмечается, что институт семьи выполняет одну из важнейших общественных функций — репродуктивную, то есть принимает участие в воспроизводстве населения.

На сегодняшний день эффективность программы материнского капитала и необходимость ее продолжения вызывают дискуссии, как в политической сфере, так и среди ученых и до сих пор однозначной позиции нет. Наталья Зверева, профессор кафедры народонаселения экономического факультета МГУ, говорит о тайминговых сдвигах, при которых женщины рожают запланированных детей раньше. В то время как известный российский демограф В.Н. Архангельский говорит о реальном повышении рождаемости. «Нигде больше (кроме России) не было такого повышения рождаемости, которое имело бы место на протяжении 5-7 лет, было бы столь же существенным, и при этом после него не произошло бы резкого спада — снижения рождаемости до той точки, с которой этот подъем начался» — так обобщил демографически тенденции начиная с 2006 года В.Н. Архангельский [62].

Вместе с тем, на сегодняшний день существует множество проблем, которые обуславливают необходимость очередной модернизации вопросов, связанных с материнским капиталом. В 2022 году семей, которые получили сертификат на материнский капитал, стало меньше на 13,4 процента по сравнению с 2021-м: в прошлом году Пенсионный фонд выдал 911 тысяч сертификатов, это на 142 тысячи меньше, чем в позапрошлом. Поэтому на 4,3 процента по сравнению с 2021 годом сократились и расходы на эту выплату. Предполагаемой причиной стало уменьшение на 7,8 процента числа случаев использования этих денег на улучшение жилищных условий, ведь это самое дорогостоящее направление. В 2022 году российским семьям с детьми выдали 911 тысяч сертификатов на маткапитал. По сравнению с 2021 годом число получателей этой выплаты стало меньше на 142 тысячи, или на 13,4 процента. Также в документе говорится, что в 2022 году на такую поддержку семейных россиян израсходовали почти 382 миллиона рублей, что составляет лишь 86,1 процента от прогнозируемых трат.

Специалисты отмечают, что такое положение дел может быть связано с падением рождаемости в 2022 году. Это подтверждает и официальная статистика: по данным доклада Росстата «Социально-экономическое положение России», который ведомство опубликовало 1 марта, в 2021 году родилось 1,4 миллиона детей, или 9,6 ребенка на тысячу населения, а в 2022-м — 1,3 миллиона, или 9 детей на тысячу. эту выплату предоставляют с 2007 года на вторых или последующих детей, а с 2020-го — и на первенцев. При этом с 15 апреля 2020 года сертификаты на маткапитал оформляют в беззаявительном порядке по факту рождения ребенка. А раньше, когда для получения маткапитала нужно было подать заявление, родители могли обращаться за ним в течение нескольких лет, то есть в отложенном порядке [66].

Материнский капитал, как инновационная форма социальной поддержки семей, является необходимым направлением в данной области, особенно в случае с молодыми семьями. Это связано с важностью привития традиционных ценностей института семьи молодым людям, что невозможно без определенного «стартового капитала». Создание такого инструмента, как материнский капитал, обусловило стремление государства создать новую форму социальной помощи, которая в долгосрочной перспективе должна привести к достижению глобальной цели — стимулированию рождаемости. Отметим, что данная система нуждается в постоянном мониторинге, а также в непрерывной модернизации.

В настоящее время проблемам социальной защиты и обеспечения материнства и детства в РФ посвящено большое количество научных трудов таких авторов как: С.С. Алексеев, М.В. Баглай, Л.Д. Воеводин, В.В. Иванов,

Е.А. Козлова, А.Н. Кокотов, Е.А. Лукашева, А.С. Саломаткин, Б.Н. Топорнин, В.Е. Чиркин и др.

Гипотеза – материнский капитал является действительно эффективной мерой поддержки семьи и способствует повышению рождаемости в России.

Целью данной работы является комплексный анализ материнского капитала как элемента системы социальной поддержки населения в РФ на примере Самарской области, выявление существующих проблем и перспектив развития.

Для достижения целей работы поставлены следующие задачи:

— рассмотреть понятие, сущность и значение материнского капитала,

— исследовать правовое регулирование предоставления материнского капитала,

— изучить виды материнского капитала,

— проанализировать порядок и условия предоставления материнского капитала на территории Самарской области,

— выявить проблемные вопросы реализации программы материнского капитала,

— проанализировать направления совершенствования форм и методов государственной поддержки семьи в Российской Федерации.

Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере предоставления материнского капитала как элемента системы социальной поддержки населения в РФ на примере Самарской области.

Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие различные, в том числе, проблемные аспекты предоставления материнского капитала как элемента системы социальной поддержки населения в РФ на примере Самарской области.

Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико-юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения настоящей работы могут быть использованы в преподавательской деятельности специалистов учебных заведений, а также для дальнейших теоретических исследований по рассматриваемой в данной работе теме. Практическое значение работы состоит в том, что проведенное исследование и сделанные в результате этого выводы могут быть использованы в целях совершенствования действующего законодательства в рассматриваемой сфере.

Работа включает введение, три главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Подводя итог, можно сделать следующие выводы.

Материнский, или семейный, капитал — это мера господдержки российских семей, в которых начиная с 1 января 2007 года по 31 декабря 2019 года родился или был усыновлен второй ребенок или начиная с 1 января 2020 года по 31 декабря 2026 года включительно родился или был усыновлен первый ребенок. Рожденный или усыновленный ребенок должен иметь российское гражданство.

На законодательном уровне установлен перечень лиц, имеющих право на получение материнского капитала.

С 15 апреля 2020 года сертификат на материнский капитал оформляется автоматически. Информация о получении семьей материнского капитала направляется в личный кабинет владельца сертификата на сайте Пенсионного фонда России или на портале госуслуг. Семья может распоряжаться материнским капиталом, получив сертификат в электронной форме в беззаявительном порядке.

Если информации о рождении ребенка нет в Едином реестре записей актов гражданского состояния, или у родителя нет регистрации на портале госуслуг, остается возможность подать личное заявление.

Для семей с приемными детьми сохраняется прежний заявительный порядок оформления сертификата, поскольку сведения об усыновлении могут представить только сами приемные родители.

Отказать в выдаче сертификата на маткапитал могут в следующих случаях:

— отсутствует или прекращено право на дополнительные меры государственной поддержки;

— заявитель (в случае личной подачи) или МФЦ не представили в отделение ПФР необходимые документы (сведения из документов).

Важно отметить некоторые недостатки реализации программы материнский капитал:

1. К примеру, для жителей Москвы материнский капитал не служит стимулом к росту рождаемости, так как он не компенсирует расходы, которые будут потрачены на содержание ребенка и невозможно решить жилищную проблему, так как цены на квартире в Москве достаточно высокие

2. Рост рождаемости произошел не в результате внедрения программы материнский капитал, а других факторов, к примеру, одной из причин служит стабильность экономики России, а также приемлемые цены на жильё, так, основное направление использования материнского капитала – это улучшение жилищных условий. Именно поэтому рост рождаемости происходит быстрее в тех регионах, где была наибольшая нехватка жилья и где на материнский капитал можно было приобрести максимум жилплощади.

3. Программа теряет актуальность, так как с каждым годом продлевается и уже женщины не торопятся рожать детей быстрее.

4. В результате действия программы «Материнский капитал» появился новый вид мошенничества – незаконное его обналичивание.

5. Сумма регионального материнского капитала в большинстве субъектов Российской Федерации крайне низка. Её достаточно лишь для покрытия текущего дефицита бюджета домохозяйства при рождении третьего и последующих детей.

В заключение представлены рекомендации по улучшению процесса реализации программы материнский капитал:

1. Программа «Материнский капитал» должна действовать и после 2027–2030 гг., так как в этот период также возможно снижение рождаемости и ухудшение демографической ситуации.

2. Нужно расширить направления использования материнского капитала, к ним относятся: использование средств материнского капитала на лечение и страхование детей, на получение высшего образования одного из родителей, которые не смогли его получить, по причине ухода в декретный отпуск или просто на расходы, связанные с содержанием детей.

3. Следует разрешить размещение средств материнского капитала на долгосрочном банковском депозите в Сбербанке РФ или в каком-либо из нескольких наиболее авторитетных банков. Таким образом, материнский капитал является инструментом государственной поддержки российских семей. Эта мера поддержки является одной из эффективных государственных мер по поддержки многодетных семей. Но при этом она требует постоянного контроля и совершенствования, причиной этому служит нестабильное социально-экономическое состояние в стране.

Крайне важно расширить возможные сферы его использования в целях, способствующих повышению качества социального ресурса и сужению воспроизводства бедности, гарантируя минимальные стартовые условия для каждого ребенка.

В целях совершенствования действующего законодательства считаем необходимым в установленном законом порядке установить административную ответственность родителей за неисполнение таких обязательств для привлечения к ответственности.

Для этого Пенсионный фонд следует обязать отслеживать дальнейшую судьбу использования материнского капитала, а при неисполнении обязательств родителями, получившими сертификат улучшение жилищных условий, передавать такие сведения правоохранительным органам.

Считаем целесообразным доработать существующее Постановление Правительства РФ № 862, где закрепить норму о том, что регистрация сделок с материнским капиталом и определение долей должны осуществляться только у нотариуса. Это позволит пресечь неправомерные действия по использованию мер материальной поддержки, в том числе и уменьшить количество мошеннических схем.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Понятие, сущность и значение материнского капитала

На основе данных переписи населения 2002 года, которая выявила значительное снижение рождаемости среди населения России, была разработана и внедрена с 2007 года программа «Материнский (семейный) капитал» как форма государственной поддержки семей, воспитывающих детей.

Само словосочетание «материнский капитал» впервые прозвучало 10 мая 2006 года в послании президента Федеральному собранию РФ [57].

В послании было отмечено, что государство, обязано оказать поддержку женщине, принявшей решение родить второго ребенка, если оно заинтересовано в увеличении гражданского капитала. В качестве данной поддержки был обозначен первичный, базовый материнский капитал, поступающий в распоряжение женщины, который утвердит ее социальный статус, поможет решить возможные проблемы, вызванные решением родить второго ребенка. Также было обозначено целевое назначение данной поддержки.

Материнский капитал был определен Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [4].

В ст. 2 указанного ФЗ материнский (семейный) капитал определяется как средства из федерального бюджета, имеющие именной статус [29, С. 17] и передающиеся в бюджет ПФ РФ для реализации определенных мер федеральной поддержки. Таким образом, материнский капитал нельзя признать денежной выплатой, так как субъект — получатель материнского капитала не приобретает право собственности на выделяемые денежные средства.

Отличие материнского капитала от социальных субсидий и компенсаций заключается в предоставлении получателю права выбора целевого использования денежных средств [41, С. 19].

При этом указанная мера определяется как мера, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий, обеспечение образования, адаптации и интеграции в обществе детей-инвалидов, а также повышение уровня пенсионного материнского обеспечения.

В пояснительной записке к проекту указанного закона прилагается практически идентичное определение материнского капитала: обособленные средства федерального бюджета, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации [3].

Кроме законодательного определения под материнским капиталом можно понимать право на дополнительную федеральную поддержку семей, имеющих детей, или меру стабилизации демографической ситуации.

С последней точки зрения рассматриваемое понятие фактически определяют, как целенаправленную деятельность государственных органов и иных специальных институтов, направленную на преодоление негативных тенденций российской социально-правовой действительности в правовом аспекте демографической ситуации, выражающийся в правовой действительности как право семьи, имеющей одного и более ребёнка, на дополнительные меры поддержки за счет средств государственного бюджета, которые передаются в ПФ РФ.

С 1 января 2020 г. Президент России В.В. Путин поручил государственной думе пересмотреть условия материнского капитала, вследствие чего обозначенную меру поддержки могут получать семьи с одним и более

детьми [5].

Как отмечают С. Н. Марков и А. В. Алексеева, что различные авторы по-разному рассматривают сущность материнского капитала как механизма воздействия на тот или иной объект [40, С. 34].

Анализируя различных авторов, исследователи отмечают, что такими объектами могут выступать семья, ребенок, а также мать ребенка. Во многом это может быть связано с тем, что рассматриваемое понятие «материнский (семейный) капитал», по мнению Ю.Б. Корсаненкова, имеет существенные отличия от предлагаемых ранее видов государственной поддержки, заключающееся в его целевом характере [38, С.143].

Т.С. Гусева, также отмечает, что «материнский капитал» является формой государственной субсидии, направленной на возможность реализации из нескольких обозначенных государством целей использования только одну, которую могут выбрать законные представители ребенка или сам ребенок, если он достиг совершеннолетнего возраста [33, С. 156].

Некоторые из исследователей, стремясь определить место материнского капитала в системе социально-экономического обеспечения, рассматривают его в качестве инструмента, имеющего комплексный характер поддержки.

Так, А. Л. Благодир обозначает место института материнского капитала в составе комплексного генерального института социальной помощи, оказываемой государством населению [30, С.122].

Т. Ю. Барышникова даёт определение материнского (семейного) капитала как комплексного вида социального обеспечения, представляющего собой право распоряжения денежными средствами материнского капитала на основании выданного территориальным органом Пенсионного фонда государственного сертификата в целях, предусмотренных законом, а также право на получение единовременной денежной выплаты за счет средств материнского капитала в случаях, предусмотренных законом [28, С.54].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы