Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Кукольный театр как средство формирования социально- коммуникативных навыков у детей 3-4 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 6
1.1 Проблема развития
социально-коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе. 6
1.2 Особенности формирования социально-коммуникативных
навыков у детей 3-4 лет……………………………………………………………………………………………………….14
1.3 Кукольный театр как форма организации работы с детьми дошкольного возраста.. 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПРИ ПОМОЩИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА 32
2.1 Цели и процедура исследования. 32
2.2 Описание и анализ полученных результатов. 34
2.3 Рекомендации по использованию кукольного театра при
формировании социально-коммуникативных навыков. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 58
Введение:
Актуальность.
Проблема развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного
возраста в настоящее время представляется довольно актуальной и практически
значимой проблемой, так как на практике является для большинства педагогов и
психологов довольно сложным разделом в работе, который требует большой
настойчивости, четкой структуры и целостной последовательности в работе.
В настоящее время просто невозможно переоценить формирование
и развитие коммуникативных способностей и навыков у детей. Это значительный
фактор интеллектуального формирования и целостного развития ребенка, его
познавательных и творческих способностей. При этом развитие коммуникативных
способностей ребенка в существенной степени зависит от системного качества
психолого-педагогических условий, в которых он обучается и развивается. Также
это связано с тем, что развивающее
воздействие на ребенка дошкольного возраста предполагает целенаправленное и
систематическое развитие психологических механизмов деятельности. Степень
научной разработанности темы. Современная психолого-педагогическая
практика опирается на исследования, определяющие суть и смысл вырабатывания
коммуникативных навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. Основой многих
исследований является концепция деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым,
Д. Б. Элькониным, которая говорит о том, что развитие ребенка невозможно без
деятельности самого ребенка, все остальное – это условия и факторы оказывающие
различные влияния. Овладев определенным действием или умением, ребенок получает
возможность усложнить свою деятельность во много раз. Опираясь на данную
теорию, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская дали объяснение общению как
коммуникативной деятельности. В своих трудах они подчеркивали, что
коммуникативные навыки способствуют всем сторонам психического развития
дошкольника. Работы многих исследователей
неоднократно показали, что коммуникативная деятельность сама по себе имеет
сложнейшую психофизиологическую и психологическую структуру, которая
обеспечивается совместной деятельностью определенных анализаторных систем.
Прикладная необходимость обращения к теме настоящего исследования обусловлена
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к
организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: социально-коммуникативные навыки дошкольников 3-4 лет.
Предмет исследования: кукольный
театр как средство развития навыков общения у дошкольников.
Цель работы:
рассмотрение проблемы формирования навыков общения у дошкольников в процессе применения
кукольного театра.
Задачи исследования: 1. Рассмотреть коммуникативные навыки в
психолого-педагогических исследованиях. 2. Охарактеризовать особенности
развития коммуникативных способностей у дошкольников посредством использования
кукольного театра. 3. Исследовать уровень сформированности
коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования состоит в том, что использование кукольного театра
может эффективно повысить уровень коммуникативных навыков дошкольников при
условии:
1) выявления уровня
сформированности коммуникативных навыков;
2) внедрения комплекса
занятий, формирующих навыки коммуникации у детей.
Методы
исследования: теоретические:
анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования, сравнение, обобщение; эмпирические методы: педагогический
эксперимент, психодиагностические тесты и методики. База исследования: Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
Практическая значимость исследования состоит в возможности разработки и
внедрения эффективной и оптимальной методики развития коммуникативных
способностей детей дошкольного возраста. Структура работы: настоящее исследование состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы.
Заключение:
Проведенное исследование показало, что
театр кукол представляет собой одну из лучших и эффективных моделей воспитания,
обучения и развития детей.
В сегодняшние дни к
подрастающим поколениям определяется существенное количество разнообразных
требований к вопросам обучения и воспитания. Многие исследователи обращают
внимание на тот факт, что в условиях пандемии коронавирусной инфекции и непростой эпидемиологической
обстановки во всем мировом пространстве в значительной мере увеличивается
прикладная роль повышения духовно-нравственного потенциала народной культуры в
процессе системной социализации детей при использовании кукольного театра.
Особый
интерес на сегодняшний день вызывает проблема влияния социальной среды народной
культуры в виде кукольного театра, его потенциала на морально-нравственное
воспитание детей. И в данном аспекте проблемы образования и образовательных
организаций как социальных структур являются очень важными на сегодняшний день.
Особенности
развития современного российского общества усиливают значимость и необходимость
преобразования разных сфер в жизни и деятельности людей, включая также сферу
дошкольного образования. Современное образование характеризует наличие
изменений, обусловленных необходимостью совершенствования вопросов развития
процессов социализации в контексте применения потенциала культуры для развития
современного ребенка.
В
системе начального образования вся учебно-воспитательная работа базируется и на
практическом уровне реализуется на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС ДОО), где основным постулатом
является системное вовлечение и приобщение детей младшего дошкольного возраста
к основным историческим аспектам, социально-культурным нормам и вопросам
морально-нравственных ценностей именно при помощи потенциала народной культуры
в виде применения театрализованной деятельности и кукольного театра. Организация кукольного театра в дошкольном
образовательном учреждении будет способствовать сохранению устойчивого интереса
к театру, совершенствовать навыки социализации и эффективной коммуникации,
воплощать в игре определённые переживания, побуждать к созданию новых образов,
а также привлечению внимания подрастающего поколения к сохранению народной
культуры. Эмоционально пережитый спектакль
поможет детям определить отношение к происходящему, определить положительных и
отрицательных героев. В театре главное – не кукла, а замысел человека. Именно
благодаря человеку оживает и действует кукла; иначе говоря, именно кукольный
театр показывает маленькому ребенку модели поведения в общей структуре
социализации. С полной уверенностью можно заключить,
что, приобщая детей к богатейшему опыту человечества, накопленному
в театральном искусстве, можно воспитать высоконравственного,
образовательного, разносторонне развитого современного человека. Важное влияние
на развитие личностных качеств детей, творческих способностей, оказывают
театрализованные игры, кукольный театр, которые обладают существенными
возможностями воспитания, желанием творить, смотреть и видеть, образно мыслить,
слушать и слышать. Кукольный театр представляет собой
искусство, при помощи которого разрешаются многие актуальные проблемы современной
педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием
детей, а также формированием эстетического вкуса. Большое и разностороннее влияние
театрализованных игр на личность ребенка позволяет применять их как достаточно
эффективное, и при этом не навязчивое педагогическое средство. Воспитательные и
образовательные возможности театрализованных игр усиливается тем, что их
тематика практически не ограничена.
Ежедневно меняющиеся условия развития нашего общества, наравне с модернизацией
дошкольного образования на системной основе актуализируют интерес к вопросам и
проблемам формирования информационного сопровождения по вопросам социализации
детей в условиях культурного подхода, базирующегося на потенциале использования
кукольного театра. Задача образовательной системы должна состоять в
конструктивном использовании информационных цифровых технологий при воспитании
с применением всего огромного потенциала народной культуры и народного
творчества в виде кукольного театра и всей театрализованной деятельности.
Таким образом,
не подлежит сомнению тот факт, что системное и регулярное воспитание детей на
основе применения в работе технологий и потенциала кукольного театра как вида
народной культуры является важной и достаточно непростой из
общественно-воспитательных проблем.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА
НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 Проблема развития социально-коммуникативных
навыков в психолого-педагогической литературе В настоящее время развитие системы образования
основано на практической необходимости целенаправленного формирования и
развития эффективных социально-коммуникативных навыков, а также обеспечения
условий для конструктивного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Особенности детского возраста как наиболее благоприятного в формировании и
развитии социальных и коммуникативных навыков, становлении коммуникативной функции
ребенка определяют практическую актуальность данного раздела настоящего
исследования.
Дети младшего дошкольного возраста с позиций
масштабности представляются определенным образом авангардом нашего социума,
способности и общий потенциал которых может оказывать влияние на общее
состояние страны в мировом пространстве и внешних связях конструктивного
сотрудничества на международной арене. На основе этого положения следует
отметить, что различным социально-воспитательным структурам следует четко
понимать возможности и потребности детей младшего дошкольного возраста, на
регулярной основе осуществлять контроль их интеллектуального и
духовно-нравственного развития, учитывая их социально-психологические
особенности в процессах развития социализации.
Иначе говоря, невозможно
оптимально формировать и совершенствовать систему дошкольного образования и
воспитания без учета вышеназванных особенностей. Указанное положение в полной
мере касается и развития процессов социализации детей на основе использования
потенциала кукольного театра, народной культуры и традиций у детей младшего
дошкольного возраста.