Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Кружковая деятельность детских библиотек
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
1.1. Библиотека, как развивающая среда нового поколения 8
1.2. Кружковая работа, как развивающий фактор детей младшего школьного возраста в детских библиотеках 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДЕТСКОЙ БИЛИОТЕКИ
2.1. Опыт кружковой работы детских библиотек г. Белгорода 34
2.2. Диагностика результативности деятельности кружков детских библиотек г. Белгорода 43
2.3. Методические рекомендации по инновационному развитию кружковой деятельности детской библиотеки 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Введение:
Актуальность темы исследования. Детские библиотеки, предоставляя доступ к информации и знаниям, обеспечивают разнообразные возможности для самообразования и культурного развития подрастающего поколения. В условиях стремительного информационно-коммуникативного развития общества России они играют роль социокультурных, общественных и инновационных центров, информационных посредников между детьми, их родителями, учителями, воспитателями и другими пользователями, которые профессионально занимаются проблемой детского чтения, детской литературы, культуры и информатизации подрастающего поколения [35]. Кроме того, детские библиотеки являются субъектами государственной образовательной политики и участниками формирования национального информационного пространства, интегрированные во все сферы жизни ребенка через предоставление бесплатного доступа к информации, способствующего просвещению и духовно-нравственному воспитанию, направление усилий на формирование всесторонне развитой личности, повышение информационной грамотности и культуры будущих граждан России [32].
Общеизвестно, что детские библиотеки имеют достаточно мощный потенциал формирования образовательно-развивающего пространства подрастающего поколения, синергетический эффект в системе «библиотека – ребенок – школа – семья – общество – информационное пространство», повышение уровня социального становления ребенка и адаптации его в обществе, равный доступ к информации, знаниям и культурному достоянию каждого индивида [10]. Особое влияние на деятельность детских библиотек оказывают нормативно-правовые акты государственного уровня такие, как, Указ Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» №240 от 29.05.2017 г. [62], Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения» №1155-р от 03.06.2017 г. [44], руководство по библиотечному обслуживанию детей в России Министерства культуры РФ от 2019 г. [47], Указ Президента РФ №474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [63], а также региональные, муниципальные документы и распоряжения, касающиеся деятельности детских библиотек.
Анализ информационно-аналитических документов и сборников по итогам деятельности детских библиотек разных регионов России дал возможность выявить основные направления работы и перспективы развития библиотечных учреждений, обслуживающих детское население [2; 13; 18; 19; 20 и др.]. Так, например, согласно отчетным документам, наиболее распространенный вид деятельности детских библиотек – это работа с художественной и научно-познавательной литературой, как эстетическое и экологическое просвещение юных читателей, историко-патриотическое просвещение и краеведческая работа, семейное чтение с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками. Так же в деятельности детских библиотек одним из ведущих видов работы с детьми является организация досуга и проведение событийных мероприятий, посвященных памятным датам, недели книги и др. За последние годы, как показал анализ информационно-аналитических итоговых документов, большую роль в деятельности детских библиотек отводится работе с детьми, которые имеют особенности психофизиологического развития (дети-инвалиды, с задержкой психического развития, учащиеся классов коррекционного обучения и т.д.) и с особенностями социально-статусного состояния (воспитанники детских домов, дети из многодетных и малообеспеченных семей и др.). Не менее важным вектором деятельности детских библиотек является правовое просвещение детей и подростков, профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни. В то же время, несмотря на достаточно обширный спектр направлений деятельности, анализ информационно-аналитических итоговых документов показал, что в работе детских библиотек недостаточно внимания уделяется кружковой работе, которая проводится не во всех учреждениях и носит единичный характер. Кроме того, основное направление деятельности кружковой работы, как показал анализ вышеуказанных документов, носит в основном литературно-познавательный характер: чтение и обсуждение книг, литературные викторины и игры и др.
В то же время, как отмечает А. Ю. Морковина, предназначение детских библиотек состоит в том, чтобы использовать все имеющиеся ресурсы для создания детям максимально комфортных условий их социокультурного развития [35]. Исследователь отмечает, что одной из главных задач детской библиотеки является формирование у детей социально-духовных ценностей, обеспечение условий для удовлетворения образовательных, коммуникативных, эстетических и психологических потребностей путем привлечения к чтению книг, методами педагогического влияния на их становление, как личности, с учетом их возрастных, психофизиологических и индивидуальных возможностей, личностных интересов.
Степень разработанности темы исследования. Проблема организации кружковой деятельности в последние десятилетия рассматривалась отечественными и зарубежными исследователями. Так, психолого-педагогические аспекты организации читательской деятельности школьников освещены в работах В. М. Беспалова, Г. А. Ивановой, О. Л. Кабачек, Т. А. Новиковой, В. Н. Расошенко, И. И. Тихомирова и др. Вопросы инновационного и культурно-информационного развития школьников в современном пространстве библиотеки освещены в работах Э. Бойл, О. В. Гиндиной, Н. Л. Голубевой, М. Коллинз, Е. В. Косолаповой, Е. Н. Плахутиной, Л. В. Тананыкиной и др. Специфику организации культурно-досуговой деятельности библиотек и особенности организации кружковой деятельности рассматривали Н. И. Бочарова, А. Д. Жарков, И. Ю. Исаева, Т. Б. Ловкова, О. В. Сурикова, Т. А. Халитова, С. А. Харина, А. С. Чачко и др.
Тем не менее, несмотря на достаточно обширные исследования в области информационно-образовательной деятельности детских библиотек, одной и наиболее острых проблем в отечественной науке остается организация кружковой работы в учреждениях данного типа. Вышесказанное указывает на актуальность и необходимость решения проблемы организации кружковой деятельности в детской библиотеке, разработке соответствующих методических рекомендаций с целью возможности их применения в процессе библиотечной работы с детьми. Обозначенные проблемы обусловили актуальность и своевременность исследования по теме «Кружковая деятельность детской библиотеки».
Цель исследования заключается в научном обосновании и эмпирическом исследовании опыта кружковой деятельности детских библиотек и разработке методических рекомендаций по инновационному развитию кружковой деятельности детской библиотеки.
Для достижения поставленных целей определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретическое исследование проблемы кружковой деятельности детской библиотеки.
2. Выяснить состояние, проблемы и основные направления кружковой деятельности детских библиотек г. Белгорода.
3. Определить и теоретически обосновать диагностический инструментарий изучения актуального состояния эффективности кружковой деятельности детской библиотеки.
4. Осуществить эмпирическое исследование уровня эффективности кружковой деятельности детской библиотеки.
5. Разработать методические рекомендации по организации кружковой деятельности в детской библиотеке.
Объект исследования – детские библиотеки России.
Предмет исследования – деятельность кружков как средство создания развивающей среды детской библиотеки.
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использован комплекс взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов:
анализ, сравнение и обобщение данных научных источников по исследуемой проблеме;
наблюдения, беседы, анкетирование, комплекс диагностических методик, с помощью которых выявлялся уровень результативности деятельности кружков детских библиотек г. Белгорода;
статистические методы определения достоверности результатов с применением таблицы Excel и программного обеспечения SPSS Statistic26.
Структура и объем ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (75 наименований) и 7 приложений. Общий объем работы составляет 89 страниц, из них основного текста – 66 страниц. Основной текст ВКР содержит 2 таблицы и 4 рисунков.
Заключение:
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Современная детская библиотека является институтом усовершенствование читательской деятельности и отвечает за воспитание культуры чтения у подрастающего поколения. Детская библиотека – это одно из основных звеньев системы социальных коммуникаций. Одной из задач библиотечной инноватики является выявление специфики и разработка механизмов стратегического управления представления библиотечных услуг подрастающему поколению, направленные на организацию учебно-воспитательных мероприятий. Среди таких мероприятий наиболее эффективными являются занятия школьников в кружках интеллектуально-творческого направления, которые функционируют в специально созданном библиотечном пространстве, которое способствует развитию каждого ребенка, формированию его духовно-нравственных и социально-значимых установок в процессе жизнедеятельности.
2. В процессе исследования направлений кружковой деятельности детских библиотек г. Белгорода было выявлено, что основным видом привлечения школьников к внешкольной интеллектуально-творческой деятельности являются клубы по интересам, творческие мастерские, организация тематических мероприятий, которые носят цикличный характер. Кружковая деятельность детских библиотек г. Белгорода в процессе аналитического исследования показала, что данный вид учебно-воспитательной деятельности (кружок) в городе практически не используется. В то же время были выявлены значительные результаты деятельности Пушкинской библиотеки-музея, на базе которой организован и регулярно действует (согласно требованиям к кружковой деятельности) театр-студия «Веселые носики». Данный анализ деятельности детских библиотек выявил недостаточное использование потенциала пространства библиотек по отношению организации кружковой деятельности, как учебного аспекта развития младших школьников, а также об отсутствии четко определенного практического подхода в библиотечной системе к функционированию такой формы учебно-воспитательного направления, как кружки.
3. С целью отслеживания эффективности деятельности детских библиотек г. Белгорода по кружковой работе был отобран диагностический инструментарий, который был направлен на изучение компетентности специалистов детской библиотеки НАЗВАНИЕ БИБЛИОТЕКИ!!! по организации кружковой деятельности для младших школьников, исследование сферы интересов младших школьников, посещающих детскую библиотеку, и отслеживание широты и выраженности интересов личности младшего школьника к занятиям в кружках детской библиотеки. Комплекс диагностических методик позволил в процессе анкетирования специалистов библиотеки выявить что сотрудники библиотеки недостаточно осведомлены о кружковой деятельности библиотеки и ее достаточно приоритетной эффективности в работе с младшими школьниками. В то же время, большинство сотрудников готовы к развитию системы кружковой деятельности в детских библиотеках. Исследование сферы интересов младших школьников показало, что большинство из них (94,1%) предпочитают развлекательные виды деятельности (компьютер, планшет, музыка, игры и пр.), 88,2% склонны к занятиям спортом/физкультурой, творческой деятельности. Больше половины респондентов-школьников (58,8%) отдают предпочтение коммуникативным видам деятельности – общение в библиотеке, в группе, в классе. Интерес к учебе проявили 52,9% школьников, а направленность на саморазвитие – 35,3% респондентов. Диагностический анализ личностной направленности младших школьников показал, что респонденты в большей части своей жизнедеятельности склонны к общению, коммуникативным процессам с другими людьми (58,8%), не менее важным для них является и направленность на самоутверждение в социуме и личностной жизнедеятельности (52,9%). Тем не менее, стремление к активной жизнедеятельности выявлено у 5,9% младших школьников, что указывает на их недостаточно развитую потребность в удовлетворении объектно-субъектных отношений в социуме. Это, вероятнее всего, связано с возрастными особенностями младших школьников, которые (что подтверждено диагностикой) склонны к социальному общению, а не самоутверждению в обществе.
4. Разработанные методические рекомендации охватывают достаточно широкий спектр предложений по организации и планированию работы руководителей кружков в детской библиотеке, которые сопровождаются краткими пояснениями содержания занятий кружка, а также некоторыми техническими способами организации выполнения того или иного упражнения/задания. Данные рекомендации предназначены для использования руководителями кружков детских библиотек для усовершенствования и расширения образовательных возможностей и перспектив профессионального роста педагогов культурно-образовательной области сфере учебно-воспитательной деятельности с младшими школьниками. Кроме того, данные рекомендации по организации и деятельности кружков могут быть использованы в заведениях дополнительного и общего среднего образования
Таким образом, поставленная цель исследования, сущность которой была в научно-теоретическом и эмпирическом исследовании деятельности детских библиотек достигнута. Разработанные методические рекомендации кружковой деятельности детских библиотек могут быть использованы в работе педагогов-библиотекарей, на курсах по изучению деятельности детских библиотек в вузах и образовательных учреждениях альтернативного типа.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
1.1. Библиотека, как развивающая среда нового поколения
Библиотека как социальный институт во все времена своего существования несла ответственность за усовершенствование читательской деятельности, за воспитание культуры чтения у подрастающего поколения. В современной библиотечной системе востребованы такие принципы деятельности как адресность услуг, продолжительность дальнейших поисков эффективных форм обслуживания юного читателя, масштабность коммуникаций, в частности, направленных на развитие творческого чтения [45]. В бурный период становления информационно-коммуникативных технологий эта наследственная функция библиотеки, казалось бы, отошла на второй план, выдвинув на передовую формирование информационной культуры пользователей библиотеки [14]. Но время доказывает неоправданность, умаление роли чтения в информационную эпоху. Это связано с тем, как пишет И. Н. Доронина, что основная задача детских библиотек – это «приобщение их (детей) к чтению всеми путями, включая современные компьютерные технологии» [14, с. 81].
В современных условиях библиотека рассматривается как одно из основных звеньев системы социальных коммуникаций. Точнее эту идею, отмечает Е. Н. Плахутина, высказал немецкий библиотековед Р. Клут, который в своей концепции общего библиотековедения подчеркнул, что определение места библиотеки в обществе станет возможным только после появления науки о коммуникациях, в структуре которой и должно рассматриваться библиотековедение [40]. Библиотека в данной концепции рассматривается как ведущий социально-коммуникационный центр.
Более подробно вопрос социокоммуникативной природы библиотечной деятельности раскрыт в исследовании О. В. Гиндиной «Миссия библиотеки в контексте современной российской культуры» [8]. В ней автор отмечает необходимость исследования библиотеки исходя из ее социально-коммуникативной природы. В этом исследовании библиотека выступает субъектом социальной деятельности, а носителем деятельности выступает библиотекарь.
Проблемы развития и трансформации современной библиотеки и значение человеческого фактора в этом процессе стали рассматриваться в начале 80-х годов ХХ в. Весомый вклад в исследование этого направления на монографическом уровне принадлежит А. С. Чачко [70; 71]. Библиотечные инновации – основа процесса модернизации библиотечной системы России. Рассмотрев основные понятия инновационно-методической деятельности библиотек, Я. Л. Шрайбергом отмечено, что в современных условиях ни одна организация не может развиваться без постоянного усовершенствования различных направлений своей деятельности: предоставление новых услуг или продукции, использование новых технологий, обновление методов управления деятельностью и персоналом [73]. Инновации – необходимый элемент развития: без них библиотекам невозможно оставаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в условиях рынка.
Модернизация библиотек для детей и юношества тесно связана с инновационной деятельностью, так как одной из задач библиотечной инноватики является выявление специфики и разработка механизмов стратегического управления, что позволяет с учетом долгосрочной перспективы обеспечивать эффективное развитие деятельности детской библиотеки [53]. Исходя из задач библиотек, они выполняют различные функции. Кумулятивная функция реализуется для формирования, накопления, систематизации, аналитико-синтетической обработки и сохранения документальных ресурсов. Сервисная для предоставления информации об имеющихся библиотечных ресурсах, организации поиска, выдачи и приема документов и информации по запросам разных категорий пользователей, обеспечению доступа к удаленным источникам информации. Научно-методическая функция осуществляется в ходе изучения информационных потребностей пользователей, инструктивно-методического обеспечения деятельности, научно-исследовательской работы в области новых информационных технологий, разработки учебно-методических материалов по основам информационной культуры пользователей.
Особую роль в детских библиотеках играет учебная функция, которая воплощается в процессе организации библиотечно-библиографических занятий по основам информационной культуры с разными категориями пользователей. Просветительская в ходе организации мероприятий с целью приобщения юных читателей к сокровищам многонациональной русской и мировой культуры. Воспитательная функция детских библиотек реализуется в содействии гармоничному развитию личности, а также воспитанию чувства патриотизма на государственном, региональном уровнях. Социальная функция в содействии развитию способности подрастающего поколения к самообразованию и адаптации каждого ребенка в современном информационном обществе [16].
Детские библиотеки с их многовековой историей всегда были для подрастающего поколения олицетворением храма мудрости, хранителями исторической памяти, гарантами ее сохранения. Понятие «детская библиотека» сегодня, согласно Н. Л. Голубевой, определяется как учреждение культуры, функционирование которого направлено на обслуживание подрастающего поколения [9]. Как пишет автор, детская библиотека вносит весомый вклад в социализацию личности ребенка-читателя, в его инкультурацию, то есть интеграцию с культурой. Однако детская библиотека не просто предоставляет услуги подрастающему поколению, она гарантирует обеспечение равного доступа каждого ребенка к информации. В центре ее внимания стоит ребенок со специальными и общекультурными потребностями, определенными жизненными интересами. В последние десятилетия изменяются идеология и концепция детской библиотеки прошлого и поэтому в основе деятельности современной библиотеки для детей и юношества положен приоритет общечеловеческих ценностей [27]. Доступ к знаниям, идеям и мыслям во всем их разнообразии играет важную роль в сохранении и развитии российского общества, что делает детскую библиотеку особенно значимой.