Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология ВКР по направлению "Дошкольное образование"

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Конструирование детьми поделок из подсобного материала в условиях дошкольной образовательной организации (на примере МОУ «СОШ 22 с УИОП»)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретические основы
конструирования детьми поделок из переработанного материала в контексте
выявления и развития их творческих способностей в условиях деятельности
дошкольной образовательной организации  6

1.1. Сущностная
характеристика конструирования детьми поделок из переработанного материала в
условиях деятельности дошкольной образовательной организации  6

1.2. Методика
конструирования детьми поделок из переработанного материала в условиях
деятельности дошкольной образовательной организации  10

1.3. Технология
конструирования детьми поделок из переработанного материала в условиях
деятельности дошкольной образовательной организации  17

Глава 2. Экспериментальное
исследование повышения эффективности конструирования детьми поделок из
переработанного материала в контексте выявления и развития их творческих
способностей в условиях образовательной деятельности «МОУ «СОШ 22 УИОП». 20

2.1. Анализ образовательной
практики конструирования детьми поделок из переработанного материала. 21

2.2. Обоснование резервов для
повышения эффективности конструирования детьми старшей группы поделок из
переработанного материала. 22

2.3. Авторская программа подготовки
и проведения педагогически обоснованного экспериментального исследование
повышения эффективности конструирования детьми старшей группы поделок из
переработанного материала с опорой на педагогически обоснованную методику и
технологию.. 27

2.4. Характеристика процесса и
результатов экспериментального исследования (проведения констатирующего и
формирующего экспериментов) 33

2.5. Интерпретация полученных
результатов. 38

2.6.
Рекомендации по повышению эффективности конструирования детьми поделок из
переработанного материала. 40

Заключение. 42

Список
литературы: 44

  

Введение:

 

В настоящее время все
больше возрастает потребность в воспитании человека как разумного и
рачительного хозяина, способного жить в условиях естественного сокращения
природно-экономических ресурсов. Немаловажная роль в этом отводится системе
дошкольного образования. Отечественная
педагогика обращает внимание на необходимость развития творческих способностей
у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Конструирование развивает
у учащихся фантазию, воображение, моторику рук, пространственное мышление,
воспитывает эстетический вкус, волю, аккуратность, трудолюбие.

Вопросами конструирования
из  переработанного материала
как одним из интереснейших видов детской деятельности, который полностью
отвечает психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста,
занимались И.Я. Базик, Э.К. Гульянц, Л.А. Парамонова, Л.С. Тезавровская, Ф.П.
Филенко, Л.К. Шлегер и др. Конструирование
является довольно сложным видом детской деятельности, связанный с
художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых, однако, по
мнению А. С. Макаренко игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он
конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из
материалов человек создает ценности и культуру». Цель исследования: — выработать
рекомендации по совершенствованию деятельности по руководству конструированием  поделок из
переработанного материала у детей старшего дошкольного возраста на базе
дошкольного образовательного учреждения на основе проведенного
теоретико-прикладного исследования. Объект
исследования —
педагогический процесс детского сада, обеспечивающий воспитание гуманистических
основ культуры потребления материальных ресурсов в детской деятельности по
конструированию. Предмет
исследования — исследование
методики и технологии решения задач возможности использования конструирования поделок
из переработанного материала как средства воспитания основ культуры потребления
у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза
исследования заключается в предположении о целесообразности организации в
дошкольном учреждении занятий по изготовлению поделок для детей старшего
дошкольного возраста из переработанного материала в целях приобщения детей к
экономической культуре, формирования основ разумного потребления материальных ресурсов. Задачи
исследования: 1.
Проанализировать сущностные характеристики  научные подходы к проблеме воспитания основ
культуры потребления, конструирования детьми поделок из переработанного
материала в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. 2. Выявить
особенности методик конструирования детьми поделок из переработанного материала
в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. 3.
Исследование технологий конструирования детьми поделок из переработанного материала
в условиях деятельности дошкольной образовательной организации

4. Провести анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования

5. Провести анализ образовательной практики
конструирования детьми поделок из переработанного материала

6. Выявить резервы для повышения
эффективности конструирования детьми старшей группы поделок из переработанного
материала 7.
Разработать и реализовать цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по
конструированию поделок из переработанного материала в целях воспитания основ
культуры потребления.

8. Провести анализ полученных результатов в результате
применения цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста по
конструированию поделок из переработанного материала в целях воспитания основ
культуры потребления.

9. Разработать рекомендации по повышению эффективности
конструирования детьми поделок из переработанного материала

Методы
исследования:

1.  Теоретические: анализ теоретической
литературы, обобщение полученной информации.

2.
Практические: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

База
исследования: муниципальное образовательное учреждение СОШ 22 с УИОП города
Электросталь, Московской области

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
работе мы рассмотрели проанализировали характеристики и научные подходы к
проблеме воспитания основ культуры потребления, конструирования детьми поделок
из переработанного материала в условиях деятельности дошкольной образовательной
организации. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для
умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания детей. В каждом
изделии взаимосвязь частей конструктора гармонично интегрируются в разные линии
развития ребенка. 2.
Рассмотрели особенности методик конструирования и выявили, что основополагающим
моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по
обследованию предметов, позволяющая определить способы конструирования. В
анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не
зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность.
На основе аналитико- синтетической деятельности ребёнок планирует ход
конструирования, создаёт замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется
умением дошкольника планировать и контролировать его ход. Совершенствование
аналитико-синтетической деятельности создаёт основу для конструктивного
творчества дошкольника. 3.
В ходе исследования выявлены новые стратегии и тактики обучения детей
конструированию, что позволяет использовать в практике дошкольного воспитания разные
техники поделок, технология экопластика — вид детского художественного
творчества, в котором художественные образы создаются из разнообразных
природных материалов с использованием его природной пластики, текстуры и
фактуры.

4. В проведённом исследовании
теоретически обоснованы содержание и педагогическая технология руководства
конструктивной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
Подтверждено положение о том, что создание развивающей системы обучения
конструктивной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении, позволяет
ребёнку проявить творческие способности, обогатить сенсорный опыт и реализовать
познавательно-эстетические потребности.

Педагогическое исследование
доказывает, что эффективное овладение конструктивными навыками у старших
дошкольников возможно при соблюдении комплекса педагогических условий . Такими
условиями являются:

создание предметно-развивающей
среды для творческого саморазвития личности;

планирование содержательной
образовательной деятельности по конструированию;

личностно — ориентированное
педагогическое сопровождение, направленное на непосредственное общение, участие
педагога в детских играх, стимулирование продуктивной и творческой деятельности
по конструированию, активизации позитивного опыта поведения в повседневной
жизни. Педагог,
работающий творчески, не формально, должен ставить перед собой задачу последовательного
формирования конструктивных и творческих умений у старших дошкольников которая
обеспечивается обеспечивается: развитием интереса и формированием базовых
умений для конструктивной деятельности (основной этап); формированием начальной
компетенции как готовности самостоятельно решать задачи в процессе реализации игровых
проектов (творческий этап). Становление
субъектной позиции дошкольника в деятельности по конструированию обеспечивается
личностно-ориентированным педагогическим сопровождением, основанном на гибком
изменении позиции педагога, который выступает для детей образцом культуры
поведения в деятельности, связанной с использованием соответствующих
материалов. Позиция
педагога меняется по мере формирования у детей конструктивных и творческих
умений: педагог — носитель знаний и умений по конструированию из различных
материалов, организации интересного досуга; педагог — инициатор проектов,
координатор детских замыслов и взаимодействий; педагог — партнер сотворчества и
совместной деятельности в досуге, поддерживающий и стимулирующий
самостоятельность, инициативу и творчество детей. При этом педагогическое
сопровождение ориентировано на индивидуальные особенности воспитанников и
представляет собой естественную помощь в решении ребенком новых задач,
связанных с потреблением имеющихся в его распоряжении средств. Проведённое
педагогическое исследование доказывает эффективность разработанных
педагогических условий и позволяет наметить направления дальнейшего изучения
проблемы: изучение особенностей переноса опыта, освоенного детьми в
непосредственно организованной образовательной деятельности в широкую
самостоятельную деятельность, а также взаимодействие детского сада и семьи.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы конструирования
детьми поделок из переработанного материала в контексте выявления и развития их
творческих способностей в условиях деятельности дошкольной образовательной
организации 1.1.   Сущностная
характеристика конструирования детьми поделок из переработанного материала в
условиях деятельности дошкольной образовательной организации Период старшего дошкольного детства
имеет очень важное значение в развитии ребенка. Именно в этом возрасте
закладываются предпосылки для формирования новых психологических механизмов в
деятельности и поведении личности ребенка. Именно в возрасте 6-7 лет у детей
интенсивно развиваются художественные способности, повышается стремление к
самостоятельности в своем творчестве, формируется оценочное отношение к
окружающему миру. Дошкольники в этом возрасте более согласованно, чем раньше,
выполняют совместные творческие проекты и более ответственно – самостоятельные. А.В. Запорожец, считал, что в старшем
дошкольном возрасте, дошкольники стремятся изучить самую суть происходящего. У
детей старшего дошкольного возраста появляется возможность выявлять и
устанавливать причинно – следственные связи. Ребенок способен мыслить общими
представлениями, у него появляется способность обобщать полученные знания и
навыки [15].

С пяти лет у детей проявляется познавательный интерес,
который при правильном формировании приобретает активность и устойчивость. По
мнению В.И. Логиновой, развитие интеллектуальных способностей старших
дошкольников зависит от качества содержания знаний, активной позиции ребенка и
постепенного усложнения учебного материала. В этом возрасте у детей начинают
закладываться основы абстрактного восприятия мира и понимание причинно –
следственных связей. Старший дошкольный возраст отличается переходом на более
высокую ступень мышления, становлением произвольного познавательного процесса. Главными
показателями такого мышления являются композиционные навыки, объемно —
пространственное мышление, образно — логическое мышление, изобразительная грамотность,
художественно — конструктивное видение мира [16]. В старшем дошкольном возрасте у ребенка
по-прежнему ведущий вид деятельности – это игра, поэтому осуществление взаимодействия
с детьми и подбор методик в этом возрасте выстроено необходимо выстраивать на
ее основе игры. Появляется возможность использование более активных формы
деятельности (экскурсий, походов); это связано с развитием координации,
формированием двигательных навыков и развитием физического здоровья.

В старшем дошкольном
возрасте основой развития ребенка являются противоречия, которые появляются
вследствие формирования ряда потребностей:

— потребность в
коммуникации с целью социализации ребенка;

— потребность в развитии
познавательных способностей с помощью внешних впечатлений;

— потребность в
двигательной активности, с помощью которой формируется система знаний, навыков,
умений [29;]. М.И. Лисина в своих
исследованиях выяснила, что из различных видов общения ребенок старшего
дошкольного возраста предпочитает личностное общение. В этом возрасте ребёнку
необходимо беседовать на личные темы со взрослым. Такое общение позволяет
расширять кругозор ребёнка, познавать окружающий мир взрослых. Идеальной для
использования в дошкольном воспитании является деятельность, в которой
присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образовательных
областей достигается легко. Одним из таких любимых и увлекательных для детей и
воспитателей видов деятельности является конструирование.

Кроме педагогических достоинств, занятия конструированием
оставляют яркий эмоциональный след в памяти ребёнка, иногда сохраняющийся на
всю жизнь. Именно поэтому перед воспитателем встают вопросы: как организовать
занятия по конструированию для детей разного возраста, какие нюансы возникают в
процессе деятельности, как грамотно составить конспект и помочь детям осваивать
новые навыки с большим интересом.

В современном мире
конструирование из переработанных материалов – деятельность, которая  является признаком развития цивилизации:
«Создавая для человека — дом, для людей — город, для Бога — храм,
проектировщики всегда закрепляли своим творчеством стиль эпохи — некую общность
художественно-эстетических принципов, понятий, нравов» [23].  Не является и исключением развитие
конструирования из переработанных материалов, все чаще современные педагоги
обращают внимание на творческое развитие ребенка с помощью конструирования.

Данный вид
деятельности в образовательном процессе является удовлетворением возросшей
необходимости у современных детей формирования чувства гармонии, которое
соответствует задачам современного дошкольного образования» [23].

Термин «конструирование» произошел от латинского слова
construere, что означает — создание модели, построение, приведение в
определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей,
элементов. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности,
поскольку направлено на получение определенного продукта[15].

Под детским конструированием принято подразумевать
создание разных кон­струкций и моделей из строительного материала и деталей
конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного
(мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и природного материала (картонные коробки,
деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.)[13].

В нашем отечестве большое внимание творческому началу
у детей уделяли такие авторы как Л.С. Выготский, А.В.Бакушинский, Е.Н.
Водовозова, Е.А. Флерина. Так же большое внимание уделялось и влиянию среды,
этим вопросом занимались наши отечественные педагоги: Л.А. Парамонова, Н.Н.
Поддьяков, Г.Н. Пантелеев. 50 – 60 –е годы проводятся первые исследования по
формированию у детей предпосылок конструирования.

Выделяются два типа конструирования: техническое и
художественное. В техническом конструировании дошкольники в основном отображают
реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с
образами из сказок, фильмов [5].

В художественном конструировании дошкольники, создавая
образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое
отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой:
«веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т.п. К
художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и
конструирование из природного материала.

Компьютерное
конструирование, а также создание конструкций из природного материала могут
носить как технический, так Детское конструирование и формы его организации в
свете специфики детского творчества и художественный характер. Это зависит от
цели, которую ставит перед собой сам ребенок, либо взрослый перед ним[12].

Конструирование
является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям
дошкольников. Созданные постройки, поделки дошкольники используют в основном в
игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им
большое удовлетворение. Детское конструирование, и особенно техническое
(конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из
крупных модулей), тесно связано с игровой деятельностью[16].

Конструирование
обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного,
эстетического, трудового воспитания детей. В каждом изделии взаимосвязь частей
конструктора гармонично интегрируются в разные линии развития ребенка. Задача
педагога создавать условия для свободного эксперимента, связанного с выявлением
художественных и конструктивных возможностей различных материалов (бумага,
ткань, фольга, соломка) и инструментов (степлер, скалка, дырокол, стека,
кисть).

Важной особенностью
конструирования является тесная связь с игрой. Дошкольники конструируют не для
того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или
просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже
во время самого процесса конструирования. Этой игрой и следует управлять
воспитателю. Необходимо грамотно использовать ход игры, задавать свой сценарий
развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды,
формы и техники конструирования 1.2.   Методика
конструирования детьми поделок из переработанного материала в условиях
деятельности дошкольной образовательной организации В дошкольном
возрасте игра – это ведущий вид деятельности в развитии ребенка.   В дошкольной педагогике существует
классификация игр, направленных на достижение разных образовательных целей. В
игровой деятельности осуществляется разностороннее обучение и воспитание:
физическое, умственное, трудовое, нравственное, речевое и т.д. Двигательная
игровая активность положительно влияет на процессы, происходящие в организме
ребенка, создают положительный эмоциональный фон, формируется двигательный
навык, способность к взаимодействию с товарищами в процессе игры.

А.М.
Макаренко в своих исследованиях отмечал: «планируя педагогический процесс на
основе игры, педагог побуждает детей создавать «хорошую игру». Признаками
«хорошей» игры являются следующие качества:


познавательность;


полнота и содержание отражаемых свойств и явлений;


динамичность;


творческий компонент;


организованность;


применение правил в игре;


целенаправленное использование игрушек и игровых материалов;


доброжелательность участников игры»[14].

Среда  конструирования
из переработанного материала больше подходит для детей старшего дошкольного
возраста, и здесь педагог уже формирует у детей не только эстетическое
восприятие, но и развитие художественных способностей. Характер работ приобретает
более сложный и длительный характер, часто работа может быть коллективной.
Задачи, которые раскрывает педагог перед детьми усложняются и включают в себя
желание творить, развивает интерес к деятельности и умение любоваться
полученными результатами.

В детском саду дошкольники
конструируют, начиная с самого нежного возраста. Уже в первой младшей группе
проводятся занятия со строительным материалом. Именно строительный конструктор
является основным материалом для занятий конструированием в младшем дошкольном
возрасте. Для этого в каждой группе есть такой набор. Детали строительного
набора, предназначенного для малышей, обычно делают крупными и с ярко
выраженными формами. Количество форм невелико: кубики, кирпичики, пластины,
треугольные призмы, цилиндры. Дошкольники третьего года жизни могут не знать
всех названий, но хорошо различают детали по форме и по размеру. На этом этапе
задания по конструированию включают в себя самые элементарные действия. Малышу
предлагается поставить на кубик «крышу» — получится домик. На следующем занятии
можно построить двухэтажный домик, поставив один кубик на другой и украсив всю
конструкцию крышей. Из нескольких пластин можно построить дорожку, а из
двух-трех кубиков — кукольную мебель. Каждая постройка обязательно обыгрывается.
На диванчике может посидеть кукла, а по дорожке проедет машина. Игровая цель
ребенку этого возраста понятнее, чем какая-либо другая[4].

Новый материал
для конструирования, который стал популярным в последние десятилетия — мягкие
модули. Как правило, из них дошкольники конструируют в свободное от занятий
время[7].

Во второй
младшей группе дошкольники делают более сложные постройки. И детали становятся
разнообразными. Добавляются окна, двери. Дошкольники строят дома и мебель с
перекрытиями. Например, если поставить четыре цилиндра, а на них положить
пластину — получится кровать. Трехлетки учатся использовать детали по-разному.
Если поставить кирпичики не горизонтально, а вертикально, получится не дорожка,
а забор. Задача взрослого на этом этапе — подсказывать детям разные способы
действия с деталями. Обыграть постройку необходимо, но сделать это уже можно
более сложным способом. Например, «посадить» вдоль дорожки деревья. Около
дверей домика можно посадить собачку, а для машины сделать гараж с открывающимися
дверями. Расширяется и возможность выбора. Взрослый готовит не только
обязательные для использования детали, но и дополнительные, причем нескольких
видов. Ребенок должен получить определенные навыки, но дополнить постройку он
может по своему усмотрению. В этом возрасте уже широко применяется конструктор
Lego или родственные ему наборы. С такими конструкторами дошкольники чаще
играют вне занятий. Необходимо, чтобы детали были достаточно крупными. Лучше,
если коллективная постройка может постоять несколько часов после занятия, чтобы
все дошкольники могли ее рассмотреть и обыграть[22].

Начиная с младшей группы, дошкольники конструируют и из бумаги, и из
природного материала. Как правило, такие поделки они делают с помощью взрослых,
поскольку только осваивают несложные способы деятельности с этими материалами.

Ребенку четырех
лет уже можно дать конструктор с более сложными креплениями[3]. Это может быть,
например, несложный набор из металлических деталей, которые скрепляются
винтами. Занятия со строительным материалом продолжаются. Материал берется как
крупный, так и мелкий. Детям понятны и коллективные деятельности. Каждый может
построить домик для своей игрушки. Но можно сделать всем вместе и красивый
город. Расширяется и спектр приемов, которые использует педагог. Если в первой
и второй младших группах основными методическими приемами были образец и показ,
то дошкольники четырех лет уже могут создавать несложные постройки по картинке.
Таким образом, они учатся соотносить плоскостное и объемное изображения. Сначала
картинки должны быть предельно реалистичными. Это могут быть хорошо и понятно
выполненные рисунки или фотографии.

Г.Н. Пантелеев
отмечает важность последовательной деятельности с детьми. Каждое задание должно
начинаться с ознакомления с материалом, затем создается проект, выбираются
средства его выполнения и уже после этого следует реализация проекта. Работа
осуществляется вместе с воспитателем, который может, например, на основе
рисунков и пожеланий детей создать своего рода «генеральный проект», изобразив
на обобщающем рисунке то, что хотели выразить дошкольники[13].

В старшей и
подготовительной группах особое значение приобретает конструирование из бумаги
и природного материала. Дошкольники уже достаточно хорошо владеют приемами деятельности
с самыми разными материалами. Поэтому большое внимание уделяется развитию
воображения и фантазии. Конструирование по замыслу проводится значительно чаще,
чем в младших группах. Оригами, бумажная пластика, изготовление поделок из
желудей, веточек, шишек — все это доступно детям 6-7 лет[18].

Меняется и
методика обучения. Больше внимания уделяется словесным приемам, а если
постройка создается по плоскостному изображению — можно использовать не только
рисунок или фотографию, но и схему. В старшем дошкольном возрасте дошкольники
делают поделки не только для игры, но и для украшения группы или дома. В группе
всегда должны быть не только кубики, подготовленная бумага и природный
материал, но и различные коробки, бутылки из-под шампуня, пластмассовые
баночки, трубочки для коктейля, кусочки ткани для того, чтобы дошкольники могли
конструировать и в свободное от занятий время[8].

На занятиях по
конструированию у детей развиваются логическое мышление, пространственное
воображение, художественный вкус, мелкая моторика. Именно поэтому педагоги
уделяют такое внимание этому виду изобразительного творчества и организуют его
не только на занятиях, но и в часы, отведенные для свободной деятельности.

Проблема
развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных
проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального
своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Конструктивная деятельность — это, в первую очередь, самое
мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования
моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными
характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми
свойствами. Дошкольники конструируют разные конструкции, модели их
строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги,
картона и природного материала; конструируют художественные композиции из
бумаги, картона и природного материала. В художественном конструировании, помимо
умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных
способностей.

При правильно организованной
деятельности дошкольники приобретают:

1. конструктивно-технические
умения:

-сооружать отдельные предметы из
строительного материала — здания, мосты, гаражи и т.д.;

— делать из бумаги различные
поделки — елочные игрушки, кораблики, журавлики и т.д.;

2. обобщенные умения:

— целенаправленно рассматривать
предметы,

— сравнивать их между собой и
расчленять на части,

— видеть в них общее и
различное,

— находить основные
конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,

— делать умозаключения и
обобщения.

Важно, что мышление детей в
процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит
творческий характер. Дошкольники, конструируя постройку или поделку, мысленно
представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в
какой последовательности.

Конструктивная деятельность
способствует практическому познанию свойств геометрических тел и
пространственных отношений:


использование в речи новые слова и термины, которые раньше не применялись в
повседневном общении;

— происходит накопление прилагательных,
предлогов — идет интенсивный период речевого развития;

Совместная конструктивная
деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании
первоначальных навыков деятельности в коллективе:

— формируются навыки
взаимодействия детей, умение договариваться, распределение игровых ролей;

— вырабатывается навык работы в
команде; сотрудничество.

— формируется чувство эмпатии,
желание порадовать близкого человека. Именно это желание часто заставляет
ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность
еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение[16].

Наконец, конструктивная деятельность
имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств.

При знакомстве детей с
современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными
памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус,
умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого
сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению,
но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых
сочетаний, продуманность украшения и т. д.

И. А. Лыкова считает, что «цель
занятий конструирования, в том числе и воспитание у детей эстетической
культуры, формирование эстетического отношения к окружающему миру (природному,
предметному, социальному), расширение опыта творческой деятельности по
обустройству предметно-пространственной среды (игровой, детской)»[28].

 Основная идея заключается в том, что конструирование
как деятельность, на любом из этапов – вхождение, реализация, продукт —   помогает приобщить ребенка к мировой
культуре, дать ему почувствовать свою сопричастность к мировому творчеству.

И.А.Лыкова, акцентируется на
важности данного явления, она отмечала что конструирование воспринимается с
точки зрения конструктивного искусства, и тогда оно несет в себе не
ознакомление с разными методиками и приёмами, а дает нечто большее –
возможность вырастить восприятие ребенка внутри образовательного процесса,
сформировать новый способ познания мира[27].

В результате
этого опыта у детей формируются собственные творческие проявления и собственная
субъектная позиция. Субъектная позиция – это очень важная характеристика
личности, основы которой закладываются в старшем дошкольном возрасте.  Обычно субъектная позиция определяется как
целостная характеристика активной жизненной позиции субъекта, определяемой
внутренними факторами и проявляющейся во внешних проявлениях[9].

Однако такое
многостороннее значение конструирования в воспитании у детей интереса приобретает
только при условии осуществления систематического обучения, использования
разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений
и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей
[21].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы