Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Коммуникативное развитие дошкольника в процессе подготовки и проведения праздников в детском саду.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы коммуникативного развития дошкольника в процессе подготовки и проведения праздников в детском саду 7

1.1. Психолого-педагогические основы развития коммуникативных

умений 7

1.2. Возрастные особенности коммуникативного развития детей дошкольного возраста 16

1.3. Праздники как средство коммуникативного развития дошкольников 22

Глава 2. Опытно-практическая работа по коммуникативному развитию дошкольника в процессе подготовки и проведения праздников

в детском саду 31

2.1. Диагностика уровня развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста 31

2.2. Проектирование циклов праздников, направленных на коммуникативное развитие детей дошкольного возраста 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59

ПРИЛОЖЕНИЕ 64

  

Введение:

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено, что при реализации образовательной программы дошкольного образования необходимо включать в содержание программы социально-коммуникативное развитие дошкольника. Коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых.

В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) именно коммуникативное развитие – одно из основных условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования его личности, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого ребенок научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми. Признаком коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми, учитывая речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых формах — общечеловеческие способы выразительного поведения.

Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, М. С. Кагана, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др. Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями — Л. Н. Галигузовой, Д. Б. Годовиковой, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной и др.

Одним из средств коммуникативного развития ребенка является подготовки и проведения праздников в детском саду. Содержание праздников разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Такие праздники доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства. При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического воспитания. И конечно, реализуют задачи коммуникативного развития дошкольников.

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует. Нельзя никого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.

Проведенный анализ трудов отечественных исследователей занимавшихся, рассмотрением вопроса коммуникативное развитие дошкольников средствами праздников показал, что данная тема остается актуальной в философии, культурологи, социологии, психологии и педагогике и в настоящее время.

Решение данной проблемы нашло отражение в теме исследования: «Коммуникативное развитие дошкольника в процессе подготовки и проведения праздников в детском саду».

Проблема исследования – как процесс подготовки и проведения праздников в детском саду влияет на коммуникативное развитие дошкольников?

Цель исследования заключается в раскрытии актуальности и возможностей организации праздников и развлечений для коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: праздники и развлечения в детском саду как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

Гипотезу исследования составило предположение о том, что влияние праздников и развлечений на развитие коммутативных умений детей дошкольного возраста будет положительным и эффективным, если работа проводится в системе с опорой на специально разработанную программу.

Зада исследования:

1. Рассмотреть психолого-педагогические основы развития коммуникативных умений.

2. Изучить возрастные особенности коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

3. Раскрыть особенности организации и проведения праздника как средство коммуникативного развития дошкольников.

4. Изучить уровень развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

5. Спроектировать цикл праздников, направленных на коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

Теоретико-методологическая основа исследования:

— положения о развитии коммуникативных умений детей дошкольного возраста — Е.Е. Дмитриевой, М.И. Лисиной, Р.Б. Стеркиной, Р.К. Терещук, В.Г. Утробиной;

— положения о возможности использования праздника как средства развития детей старшего дошкольного возраста — Н.В. Асафьев, А.В. Запорожец, М.М. Бахтина, В.Е. Гусева, А.С. Каргина, В.Н. Топорова, Т.Я. Шпикалова, З. Косова, В.А. Сухомлинский и др.

На разных этапах опытно-практической работы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме коммуникативного развития детей; диагностическое обследование особенностей коммуникативного развития старших дошкольников; эмпирические – анкетирование воспитателей по выявлению их отношения к проблеме коммуникативного развития детей; наблюдение за деятельностью детей и педагогов дошкольных учреждений в ходе экспериментальной работы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) по коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста; качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования.

Практическое значение исследования заключается в апробации методики диагностики коммуникативного развития старших дошкольников, а также квестов, направленных на коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста посредством организации и проведения праздников в детском саду. Экспериментальный материал может использоваться в практике работы дошкольных учреждений, в процессе подготовки воспитателей дошкольных учреждений.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Современному дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативными навыками и развивать познавательно-речевую активность. Проблема развития коммуникативных навыков дошкольников — 48 психолого-педагогическая проблема, вопрос о трудностях коммуникативного общения дошкольников, с каждым годом эта проблема имеет тенденцию на увеличение. У дошкольников проявляются трудности коммуникации в системе взаимодействия ребенка с взрослыми и ровесниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Развитие коммуникативных навыков на этапе дошкольного детства у большинства детей имеет недостаточный уровень, что влияет на обеспечение ребенку успешности во взаимодействии с ровесниками и взрослыми.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема общения как культурного феномена жизнедеятельности человека и речи как ведущего средства общения изучались достаточно многосторонне. В отечественных и зарубежных психолго-педагогических исследованиях делается акцент на речь, как социокультурное явление, обусловленное потребностями общения и общей жизнедеятельностью личности. Современная система образования, стремящаяся предоставить всем детям равные возможности для обучения и развития, нуждается в разработке методов, позволяющих включать в игровой процесс детей с разным уровнем развития и состоянием психического здоровья.

Современное развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Особое внимание уделяется культурно-досуговой деятельности в детском саду, а именно праздникам и развлечениям. Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка, это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима.

В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.

Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы коммуникативного развития дошкольника в процессе подготовки и проведения праздников в детском саду

1.1. Психолого-педагогические основы развития коммуникативных умений

Коммуникацию можно считать обязательным и всеобщим условием жизни человека и одной из фундаментальных основ существования общества. Общество — не только как совокупность индивидов, но и как связи и взаимоотношения, в которых они находятся.

Человек, существо биосоциальное, соответственно, находясь в социуме с момента рождения, у него возникает необходимость в общении с окружающими его людьми. Данная потребность развивается одновременно с самим человеком, трансформируясь из простого желания эмоционального контакта в умение использовать свои коммуникативные умения в достижении своих целей и, конечно, для сотрудничества с другими людьми. Следовательно, формирование коммуникативных умений, является одним из необходимых условий жизнедеятельности человека.

Развитие коммуникативных умений, является одним из основных моментов в процессе социализации человека. При достижении высокого уровня коммуникативных способностей, человек способен к успешной адаптации в любой социальной среде.

Зачастую под коммуникативными умениями подразумевают способность к общению, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. В классическом понимании, коммуникативные умения – это умения чётко, грамотно и доступно излагать собственные мысли и правильно воспринимать информацию от собеседника [1].

Предметом коммуникативной деятельности выступает другой человек – партнёр по общению. Психологи, занимающиеся изучением этого вопроса

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы