Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Коллективные формы работы на занятиях по изобразительной деятельности в старшей группе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение………………………………………………………………………… 3 1 Теоретические основы организации коллективной изобразительной
деятельности старших дошкольников ……………………………………….. 8 1.1 Современные формы работы с детьми дошкольного возраста…………. 8 1.2 Коллективная форма: виды, условия и этапы организации занятий по
продуктивным видам деятельности с дошкольниками……………………… 11 2 Экспериментальное
изучение проблемы организации коллективных занятий по изобразительной
деятельности с детьми старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………. 20 2.1 Сравнительный
анализ коллективного изобразительного творчества у детей старшего дошкольного
возраста………………………………………. 20 2.2 Методические рекомендации по
организации коллективного изобразительного творчества детей 5-6
лет………………………………….. 37 Заключение……………………………………………………………………….. 42 Список использованной
литературы…………………………………………. 46 Приложения:……………………………………………………………………. 49 Приложение А – Фотографии детских работ………………………………… 49 Приложение Б – Анкета для
родителей………………………………………. 52
Введение:
Анализируя
поступки дошкольников, можно заметить, что они чаще стремятся к удовлетворению
своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих
людей, а порой даже не подозревая о них. Именно в детском саду ребенок должен
научиться жить среди людей. А научит их этому − коллективная работа.
Коллективная
деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие
детей, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью
достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной
удовлетворённости, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация
творческого потенциала и комфортности.
В
совместной и самостоятельной продуктивной деятельности чаще всего дети
выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но
особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где
объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются
коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у
них восхищение, поистине, как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не
сделает, сделаем вместе». Коллективная форма организации дает возможность
каждому ребенку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение,
развивает привычку к взаимопомощи. Коллективные работы с детьми создаются
(начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по
одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация,
аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Если в младших
группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу
увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей,
превращаясь в цельный красочный образ, то в более старших группах при
выполнении коллективной работы дети учатся договариваться между собой о
совместной работе и её содержании. Вместе выполнять одно дело, уступать и
помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.
Коллективная
форма организации дает возможность каждому ребенку формировать умения и навыки,
работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи.
Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного
возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам
на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и
художественный труд).
Федеральный
закон об образовании № 273 — ФЗ конкретизирует цели дошкольного образования
детей, называя в их числе формирование культуры, развитие физических,
интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности и т.д. [1].
В свою очередь, ФГОС
дошкольного образования направлен на развитие детей, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром [2].
Актуальность.
Активная совместная деятельность, имеющая социальную направленность, может, как
известно, способствовать формированию у детей позитивных отношений со
сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь
тем, кто в ней нуждается, поощрять друга и тем самым давать детям возможность
совершенствоваться, развивать многие качества, в том числе и изобразительные
умения.
Именно
поэтому обращение к данной теме очень актуально.
Цель
исследования – изучить разные формы организации коллективной работы на
занятиях по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования
– коллективная деятельность старших дошкольников.
Предмет
исследования − применение коллективных форм работы в изобразительной деятельности детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи
исследования:
1) изучить
искусствоведческую и психолого-педагогическую литературу, Интернет-сайты по
обозначенному направлению;
2)
раскрыть особенности организации коллективных форм работы на занятиях по продуктивным
видам деятельности дошкольников;
3) провести
сравнительный анализ коллективного изобразительного творчества детей старшего
дошкольного возраста;
4) разработать
методические рекомендации по организации коллективного изобразительного
творчества детей 5-6 лет.
Гипотеза
исследования: предположено, что внедрение коллективных форм работы в
изобразительную деятельность будет способствовать развитию изобразительных
навыков детей старшего дошкольного возраста.
Для решения выдвинутой гипотезы и задач был использован
следующий комплекс методов:
— анализ и синтез научной и методической
литературы по теме исследования;
— систематизация и обобщение передового
педагогического опыта организации коллективных форм работы на занятиях по
изобразительной деятельности;
— наблюдение за коллективной изобразительной
деятельностью дошкольников;
— беседа;
— анкетирование родителей;
— практические методы (создание детьми
коллективных художественных работ);
— опытно-экспериментальная работа, включающая в
себя констатирующую, формирующую и контрольную фазы, методы качественной и
количественной обработки результатов исследования.
Исследование проводилось в два этапа:
Первый этап – поисково-теоретический. В процессе
анализа психолого-педагогической литературы были определены методология и
методика исследования, понятийный аппарат: проблема, объект, предмет, задачи,
методы и гипотеза исследования.
Второй этап – заключительно-обобщающий – был посвящен обработке
и систематизации полученных результатов исследования, подбору и разработке
методического обеспечения занятий по изобразительной деятельности, оформлению
выпускной квалификационной работы.
Методологической основой исследовательской работы
является теоретический анализ педагогических, психологических,
культурологических и искусствоведческих исследований, раскрывающих сущность
развития дошкольников через коллективные формы работы. Среди них можно выделить
труды отечественных и зарубежных авторов А. В. Запорожец, В.С. Мухина, Т.С.
Комарова, Т.Г. Казакова, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюина, Т. И. Лазарь, Л. В.
Пантелеева и др.
Новизна
исследования: определены наиболее эффективные педагогические условия внедрения
коллективных форм работы в изобразительную деятельность старших дошкольников.
Теоретическая
значимость исследования состоит в том, что раскрыта методика эффективного
развития изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе
коллективной художественной деятельности.
Практическая
значимость полученных результатов заключается в том, что предложенный опыт
работы может быть использован в практике работы воспитателей в процессе
проведения занятий по изобразительной деятельности, в организации кружковой
работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования явился МБДОУ «Старокувакский
детский сад». В исследовании принимали участие
Заключение:
Занятия по изобразительной
деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику,
пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи,
игры, развивают воображение, фантазию, а в целом развивает мотивацию детей к
сотрудничеству, разрешению личных проблем помогают ребенку подготовиться к
обучению в школе.
Коллективная изобразительная деятельность является
эффективным средством решения многих учебных и дидактических задач. Содержание
изображаемого образа, несущего в себе заряд идеологических, этических и
эстетических идей, способствует не только решению задач эстетического и
художественного воспитания, но и активно влияет на формирование сознания
личности в целом, а коллективная форма организации позволяет формировать навыки
и умения совместной работы, выстраивать общение, вырабатывать привычку к
взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования социально ценных
мотивов [6, с. 24].
Это создает коллективистское чувство и способность к
сопереживанию, что особенно важно для воспитания гуманизма. Коллективная
зрительная деятельность создает для этого прекрасные условия.
Важным фактором, определяющим необходимость разработки
и реализации коллективной формы организации творческой деятельности, является
то, что детям действительно нравится такой вид работы: они чувствуют себя
причастными к полученному общему продукту, в результате получается картина,
созданная всеми вместе, она получается более впечатляющей, эмоционально гораздо
больше воздействует на детей. Дети начинают понимать, что общий результат
зависит от качества работы каждого: чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения,
тем красивее, содержательнее и интереснее будет общая композиция [9, с. 36].
Целью работы стало формирование изобразительных умений
у старших дошкольников через коллективное творчество. А именно:
1.Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и
интерес к изобразительной деятельности.
2. Формировать у детей ценные навыки и способы
поведения в отношении со сверстниками, другими людьми.
3. Развивать коммуникативные качества и
социальную активность у старших дошкольников.
4. Поддерживать детскую инициативу в коллективном
творчестве.
5. Развивать познавательную сферу детей старшего
дошкольного возраста;
6. Преодолевать недостатки развития личностных
качеств, таких, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость,
робость, и др.
Формирование навыков общения со сверстниками требовало
создания определенных условий в группе:
1. Включение
в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и ситуаций.
2. Создание предметно-развивающей среды, при этом
в оформлении группы активное участие принимают дети, систематически
организовывать выставки.
3. Во всем должна присутствовать вариативность.
Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для
работы представляемые детям.
4. Каждый ребенок заслуживает внимательного,
тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности.
Следует создавать творческую доброжелательную атмосферу.
5. Привлекать родителей к данной деятельности для
поддержки интереса у детей (Приложение Б – Анкета для родителей).
Методика организации коллективных видов деятельности
на начальном этапе предполагает ведущую роль педагога: воспитатель, как
режиссер, распределяет обязанности среди всех участников проекта. Со временем
дошкольники набирают опыт совместных действий, среди них выявляются «главные
художники»: дети, которые способны распределить между исполнителями роли.
Здесь следует помнить, что роли «ведущего» и
«ведомого» по-своему интересны и важны, каждая роль предполагает выполнение
определённых обязанностей и согласованность действий Коллективные работы, созданные всей группой, как
правило, больших размеров, красочны, декоративны и выразительны. Анализ таких
работ проходит с большим интересом, дети активно выражают своё отношение к
результатам совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и
согласованности своих действий [11, с. 24]. Методика организации коллективных видов деятельности
на начальном этапе предполагает ведущую роль педагога: воспитатель, как
режиссер, распределяет обязанности среди всех участников проекта. Со временем
дошкольники набирают опыт совместных действий, среди них выявляются «главные
художники»: дети, которые способны распределить между исполнителями роли. Здесь
следует помнить, что роли «ведущего» и «ведомого» по-своему интересны и важны,
каждая роль предполагает выполнение определённых обязанностей и согласованность
действий Коллективные работы,
созданные всей группой, как правило, больших размеров, красочны, декоративны и
выразительны. Анализ таких работ проходит с большим интересом, дети активно
выражают своё отношение к результатам совместного труда, радуются итогу
коллективных усилий и согласованности своих действий. Апробация формы коллективного взаимодействия в
педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения показала
эффективное влияние коллективных работ на формирование интереса к
изобразительной деятельности, качественному конечному результату, на развитие
творческой деятельности, формировании дружеских взаимоотношений в группе детей.
Благодаря коллективной форме организации занятия изобразительные задачи успешно
решались детьми.
Таким образом, цель исследования была достигнута. В
теоретической части работы изучены разные формы организации коллективной
деятельности детей в процессе продуктивных видов деятельности. В практическом
эксперименте проанализированы условия организации коллективной деятельности на
базе практики. Апробирована совместно-взаимодействующая форма организации
рисования. Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном
воспитании дошкольников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала,
формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающие
потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности.
Коллективная деятельность как игровой приём способствует активному вовлечению
детей в образовательный процесс их систематизации и закрепления. Результат
коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально-активной
позиции дошкольников, в развитии
изобразительных умений дошкольников.
Фрагмент текста работы:
1
Теоретические основы организации коллективной изобразительной деятельности
старших дошкольников
1.1
Современные формы работы с детьми дошкольного возраста Дискуссии
вокруг проблемы форм организации образовательного процесса не утихают на
страницах педагогической литературы. И это не случайно. Четкого определения в
педагогической науке понятий «форма организации обучения» или «организационные
формы обучения», как и понятие «формы учебной работы» как педагогических
категорий пока нет. Как отмечал И.Ф. Харламов, «к сожалению, понятие это не
имеет в дидактике достаточно четкого определения», и что «многие ученые
избегают этого вопроса и ограничиваются ежедневным представлениям о сути данной
категории» [23].
В современной
традиционной дидактике форма обучения определяется, как правило, по внешним
признакам, а не внутренним наполнением.
В переводе с латинского
понятия «форма» означает внешний вид, внешнее очертание. Итак, форма обучения
как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного
процесса, связанная с количеством детей, временем и местом обучения, а также
порядком его осуществления.
Н.В. Бордовских, А.А.
Реан определяют, что формы отличаются друг от друга количеством детей и
способами организации работы [8, с. 11]. По мнению Н.А. Минаевой, форма
организации обучения − это особая конструкция звена или совокупности звеньев
учебного процесса [17, с. 12].
В педагогике форма
организации обучения определяется, как исторически стойкая и логически
завершенная организация педагогического процесса, которой характерны
систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер,
постоянство состава детей, наличие определенного режима проведения.
Б.Т. Лихачев рассматривает формы обучения как целенаправленную