Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Исследования экономического потенциала территории (на примере субъекта РФ)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
экономического потенциала территории. 6
1.1. Понятие
экономического потенциала территории. 6
1.2. Роль инвестиций в развитии экономического
потенциала территории. 8
1.3. Экономическое содержание и методические
подходы к оценке эффективности инструментов стимулирования развития
экономического потенциала территории 21
Глава 2. Анализ экономического потенциала
Республики Коми. 26
2.1. Анализ социально-экономического положения
региона. 26
2.2. Оценка экономического потенциала региона. 34
2.3. Предложения по повышению экономического
потенциала Республики Коми 40
Заключение. 58
Список использованной литературы.. 62
Введение:
Сегодня
для России одной из важнейших является проблема
самодостаточности экономического потенциала регионов. Поэтому
долгосрочная политика государственного регулирования должна быть
направлена в первую очередь на обеспечение
последовательного развития экономического потенциала регионов,
стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности
в них.
Использование
экономического потенциала региона позволяет получать доходы
различным субъектам хозяйствования – государству (в лице
федеральных и региональных властей), муниципальным
образованиям, различным организациям, населению.
Экономический
потенциал региона зависит от наличия различных
видов ресурсов, которыми он располагает, независимо от того, используются
они или нет. И эти ресурсы, прежде всего, должны быть
оценены. Ресурсы государства обычно определяются через
стоимость национального богатства. Но
экономический потенциал не следует отождествлять со
стоимостью национального богатства, хотя стоимостная оценка ресурсов
региона лежит в основе оценки экономического потенциала.
Помимо природных ресурсов
регионы обладают и другими ресурсами, но их наличие, и даже
оценка еще не свидетельствует о получении дохода. Уровень
доходов может колебаться и весьма существенно по разным ресурсам и зависит от
спроса и предложения на них.
Регионы
могут получать доходы от использования географических и
природно-климатических условий, например, используя их
для развития индустрии отдыха и туризма. Все ресурсы при
вовлечении их в оборот могут приносить доходы. Чтобы их оценить, необходимо
проанализировать экономический потенциал региона. Общий
потенциал социально-экономической системы можно разбить
на экономическую и социальную составляющие части.
Экономический потенциал — это совокупность возможностей по
организации экономической деятельности в рамках либо существующих, либо
возможных условий и ограничений законодательного, финансового,
организационно-технического и территориально-отраслевого характера, а также
предельные показатели экономической деятельности территории при данных
условиях. Некоторые
финансисты определяют экономический
потенциал как способность социально-экономической
системы региона за счет использования
собственных региональных ресурсов обеспечить достижение в границах
обособленной подсистемы государства и национальной экономики, каковой и
является регион, долгосрочного, устойчивого экономического роста, позволяющего
гарантировать населению региона уровень жизни, соответствующий стандартам
развитых стран мира.
На основании вышеизложенного цель данной
работы – разработать предложения по повышению экономического потенциала
Республики Коми.
Для
достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе решаются
следующие задачи:
— раскрыть понятие
экономического потенциала территории;
— определить роль
инвестиций в развитии экономического потенциала территории;
— исследовать
экономическое содержание и методические подходы к оценке эффективности
инструментов стимулирования развития экономического потенциала территории;
— провести анализ
социально-экономического положения региона;
— оценить развитие
экономического потенциала региона;
— разработать
предложения по повышению экономического потенциала Республики Коми.
Объектом
выпускной квалификационной работы выступает Республика Коми, предметом – экономический
потенциал Республики Коми.
Теоретической
базой исследования послужила нормативно-правовая база и учебно-методическая
литература в области регионального развития и государственного управления.
Методическая
база исследования: анализ нормативных и литературных источников, сравнительный
анализ показателей, прогнозирование.
Работа
состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка использованной
литературы.
Заключение:
Мы
придерживаемся точки зрения, что под экономическим потенциалом необходимо
понимать, прежде всего, совокупность возможностей хозяйствующей системы,
которые должны быть обеспечены определенными ресурсами. Такое разнообразие
трактовок данной категории связано с множеством ее характеристик
и основных черт, в результате чего и структура экономического
потенциала региона, представленная в работах различных ученых,
неоднозначна. Однако для полного исследования экономического потенциала региона
необходимо проведение структурно-содержательного анализа всех его составляющих
и выявление их количественно-качественных характеристик.
Стимулирование роста
экономики регионов оказывается на практике вполне реальной, благодаря
реализации инвестиционной политики, ориентированной на последовательное решение
различных актуальных на сегодня региональных проблем за счет устранения
имеющихся диспропорций в их развитии и распределения инвестиций между ними.
Сейчас ввиду различных
процессов в российской экономике, сложилось большое число диспропорций по
доходам и ресурсам. Показатели доходов людей, социальных благ сейчас разные. А
стремление Правительства сгладить ситуацию дает возможность избежать в
социальной сфере коллапса.
Важно сделать объектами
инвестиционной политики те российские регионы, у которых есть все необходимые
условия для осуществления модернизации производства, но при этом которые не
обладают всеми необходимыми для дальнейшего развития инвестиционными ресурсами.
По
итогам 2019 года объем валового регионального продукта, по предварительной оценке,
составит 2 584,3 млрд. рублей, или 120,8% в сопоставимых ценах к уровню 2017
года.
Индекс
промышленного производства составил 102,4% к уровню 2018 года (в РФ – 102,4%),
объем отгруженной продукции – 2 877,0 млрд. рублей. В добыче полезных
ископаемых индекс производства составил 101,1% к уровню 2018 года (в РФ –
103,1%), в обрабатывающих производствах – 100,7% (в РФ – 102,3%), в обеспечении
электрической энергией, газом, паром; кондиционировании воздуха – 104,3% (в РФ
– 100,4%), в водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации
отходов, деятельности по ликвидации загрязнений – 94,7% (в РФ – 99,7%). Рост
наблюдался в следующих обрабатывающих производствах: производстве кокса и
нефтепродуктов (112,7% к уровню 2018 года), пищевых продуктов (104,9%), резиновых
и пластмассовых изделий (108,1%), готовых металлических изделий, кроме машин и
оборудования (115,7%), прочей неметаллической минеральной продукции (104,4%),
компьютеров, электронных и оптических изделий (100,5%), электрического
оборудования (106,1%), бумаги и бумажных изделий (108,1%), напитков (108,6%),
обработке древесины и производстве изделий из дерева и пробки (104,1%),
производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских
целях (127,8%), прочих готовых изделий (108,4%).
По
итогам 2019 года увеличилось относительно 2018 года производство бензина
автомобильного в 2,4 раза, препаратов лекарственных – на 28,2%, топлива
дизельного – на 23,5%, холодильников и морозильников бытовых – на 20,3%, пива –
на 16,0%, мазута топочного – на 3,2%. Отрицательная динамика наблюдалась в
производстве химических веществ и химических продуктов (86,3% к уровню 2018
года), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (94,5%), прочих
транспортных средств и оборудования (75,7%), машин и оборудования (97,0%),
мебели (99,7%), текстильных изделий (97,6%), одежды (88,2%), кожи и изделий из
кожи (97,3%). Снизились объемы производства грузовых автотранспортных средств
(94,3% к уровню 2018 года), каучуков синтетических в первичных формах (93,6%),
углерода технического (83,8%), легковых автомобилей (40,4%).
По объему промышленного
производства Коми по итогам 2019 года занимает в рэнкинге среди субъектов
Российской Федерации 5 место, среди субъектов Северо-Западного федерального
округа (далее – СЗФО) – 1 место. Объем продукции сельского хозяйства в 2019
году составил 250,9 млрд рублей, или 103,0% в сопоставимых ценах к уровню 2018
года.
По итогам рейтинговой
оценки регионов РФ Коми оказалась на среднем уровне по потенциалу. При этом у
нее отличные условия инвестирования. Республика обладает перспективами для
успешной инвестиционной политики. Это объясняется наличием богатого ресурсного
потенциала, множеством площадок для создания новых, инновационных проектов, а
также и правовой базой, что является важным условием для осуществления
инвестиционных проектов.
В последнее время
Республика сумела реализовать госполитику в сфере инвестиций, которая
ориентирована на создание всех необходимых условий для реального сектора
экономики. В регионе в настоящее время предпринимаются законодательные и
исполнительные меры, направленные на формирование всех необходимых созданий
условий для российских субъектов, развития инноваций и инвестиций. Это делается
для обеспечения
достаточного роста
экономики, роста показателей эффективности производства. В итоге при успешном
решении этих задач оказывается также возможным решение существующих социальных
задач. Указанные факторы позволяют в итоге в том числе создать благоприятные
предпосылки привлечения инвестиций в сферу региональной экономики.
Так, необходимо
последовать примеру США и перенести основной объем государственной поддержки
инвестиционной активности с федерального на региональный уровень. В связи с
этим можно говорить об ошибочности реализуемой единой для всех субъектов России
общегосударственной региональной политики. Она не должна быть одинаковой, так
как они дифференцированы по многим факторам и параметрам. Оптимальной будет
модель, при которой приоритетные сферы и направления определяются региональными
органами власти в тесном взаимодействии с частными инвесторами, а федеральные
власти в лице Министерства регионального развития Российской Федерации и
Министерства экономического развития Российской Федерации координируют эту
деятельность в масштабах всей страны. При этом важно соблюдать вертикальную и
горизонтальную сбалансированность интересов.
Далее следует приступить
к правильной организации применения кластерных моделей построения экономики. В
связи с нехваткой финансовых ресурсов для создания инвестиционной инфраструктуры
и развития бизнеса, Республика должна выбрать конкретные «точки роста» — сферы
и направления экономики с наибольшим потенциалом, а не «распылять» силы и
средства в попытках сразу улучшить инвестиционный климат республики в целом.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
экономического потенциала территории 1.1. Понятие экономического потенциала территории Существуют
различные подходы к пониманию категории «экономический потенциал». По
мнению одних ученых, он представляет собой способность экономики страны, ее
определенных отраслей или хозяйствующих субъектов осуществлять производственно-хозяйственную
деятельность и удовлетворять потребности общества[1].
По мнению других исследователей, данная категория представляет собой
совокупность имеющихся ресурсов[2].
Некоторые ученые рассматривают экономический потенциал как результат отношений,
сложившихся между субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность[3].
Мы
придерживаемся точки зрения, что под экономическим потенциалом необходимо
понимать, прежде всего, совокупность возможностей хозяйствующей системы,
которые должны быть обеспечены определенными ресурсами. Такое разнообразие
трактовок данной категории связано с множеством ее характеристик
и основных черт, в результате чего и структура экономического
потенциала региона, представленная в работах различных ученых,
неоднозначна. Однако для полного исследования экономического потенциала региона
необходимо проведение структурно-содержательного анализа всех его составляющих
и выявление их количественно-качественных характеристик. Существует два
основных подхода к определению и раскрытию содержания данной
категории. [1]
Коява Л.В. Инвестиционная политика как фактор развития российской экономики /
Л. В. Коява, Э. С. Некрасова, Н. К. Уланова // Проблемы современной науки и
образования. — 2016. — № 9 (27). — С. 54 [2]
Мокина Л.С., Сумкина О.В, Шадурская М.М. Анализ применения инвестиционного
налогового кредита как инструмента финансирования инновационной экономики в
российской практике. / О.В. Сумкина // Креативная экономика. — 2018. — Том 12.
— № 1. — С. 59 [3] Марголин А. Учет нефинансовых
факторов при обосновании целесообразности реализации экологических
проектов./А.Марголин // Государственная служба. -2015. -№ 5 (97). -С. 55