Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Использование приемов мнемотехники при ознакомлении дошкольников с поэзией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОЭЗИЕЙ 8
1.1. Психолого-педагогические особенности восприятия поэтических произведений детей дошкольного возраста 8
1.2. Требования к отбору поэтических произведений для детей 13
1.3. Мнемотехника как средство ознакомления дошкольников с поэзией 16
Выводы по 1 разделу 22
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОЭЗИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ 24
2.1. Исследование знаний стихотворений наизусть у детей дошкольного возраста 24
2.2. Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с поэзией посредством использования приемов мнемотехники 27
2.3. Анализ полученных результатов экспериментальной работы 32
Выводы по 2 разделу 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Введение:
Федеральный государственный образовательный стандартах дошкольного образования (Утвержденный приказом МОиН РФ от 17.10.2013 года № 1155) определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, отражающие речевое развитие дошкольников: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью; может выражать свои мысли и желания; может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения; может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Исходя из этого, вся работа по речевому развитию дошкольников должна быть направлена на достижение этих целей. В методике речевого развития особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихотворения.
Стихотворные тексты вызывают у детей дошкольного возраста особое эмоциональное отношение, эмоциональный отклик. При заучивании стихотворения наизусть ребенок учится улавливать темп и ритм речи, мелодику речи. Заучивания стихотворений часто помогает ребенку в овладении звуковой культурой речи, в овладении интонационной выразительностью речи, а также способствуют развитию силы голоса, темпа и тембра голоса, создает условия для развития правильной дикции ребенка.
Маленькие дети часто испытывают трудности в запоминании стихотворных текстов, но легко и быстро при этом запоминают моменты из мультфильмов и кинофильмов.
Это обусловливается тем, что в дошкольном периоде происходит развитие наглядно-образного мышления и наглядной памяти.
Поэтому при заучивании стихотворений на помощь приходит использование картинок, символов, мнемотаблиц.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, в течение многих лет мы используем в своей работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники. Предлагаем рассмотреть факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – наглядность, которая является спецификой дошкольного возраста. Любое восприятие малышом действительности происходит на основе наглядности. Так рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Мнемотехника позволяет сделать высказывание наглядным. Таким образом, именно мнемотехника является –системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже — техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» — искусство запоминания. Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Таким образом, использование мнемотехники при ознакомлении дошкольников с поэзией является актуальным.
Однако, при анализе научной литературы возникли такие противоречия:
— между важность развития речи дошкольников и слабой научной разработанностью использования мнемотехники в этом процессе,
— между необходимость использования мнемотехники как средства в ознакомлении дошкольников с поэзией и отсутствием практики по ее использованию.
Таким образом, обозначим проблему исследования: каковы возможности использования мнемотехники как средства ознакомления детей дошкольного возраста с поэзией.
Объектом исследования стал процесс ознакомления детей дошкольного возраста с поэзией.
Предмет исследования – мнемотехника при ознакомлении детей дошкольного возраста с поэзией.
Цель исследования – проанализировать особенности использования мнемотехники при ознакомлении детей дошкольного возраста с поэзией.
Гипотеза исследования: предполагаем, что мнемотехника может стать эффективным средством в ознакомлении детей дошкольного возраста с поэзией.
Задачи исследования:
1. изучить особенности восприятия поэзии детьми дошкольного возраста,
2. определить значение мнемотехники как средства при ознакомлении детей дошкольного возраста с поэзией,
3. разработать методику работы по использованию мнемотехники при ознакомлении детей дошкольного возраста с поэзией,
4. провести исследование особенностей использования мнемотехники как средства ознакомления детей дошкольного возраста с поэзией.
Методы исследования:
— теоретические: анализ научной литературы по теме исследования, обобщение и систематизация,
— практические: наблюдение, тестирование и диагностика.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что предложенная в данной работе методика может быть использована и воспитателями, и родителями в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с поэзией.
Понятия, используемые в работе:
Мнемоника — техника или искусство запоминания
Мнемотехника – это специально разработанные методы и приемы, облегчающие запоминание определенных типов информации. А эйдетика — это развитие образного мышления, помогающего нам ярко представить, знакомый уже или новый образ.
Мнемотаблицы — изображение (или схема), которая состоит из нескольких мнемоквадратов, по которым можно запомнить и воспроизвести целое повествование, стихотворение, сказку и др.
Мнемодорожки — это квадрат из четырех картинок (или несколько схематических рисунков, расположенных линейно), по которым можно составить небольшой рассказ из 2-3 предложений.
Мнемоквадраты (или блоки-квадраты) – это отдельная карточка с изображением предмета, действия или символа; это изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемы источников и приложения.
Заключение:
Итак, детское восприятие поэтических произведений понимается как сложная познавательная деятельность детей, включающая слушание, представление, осознание, понимание. Понимание вызывает у ребенка эмоциональные переживания, становится регулятором его поведения. Ученые доказали, что образность достигается за счет меткого описания различных внешних особенностей изображения, обобщения наиболее характерных из них, которые может заметить ребенок, наличия в произведении таких художественных средств, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторы, что обогащает их речь. Художественные образы, содержащиеся в конкретном стихотворении, должны побуждать детей не только запоминать его содержание, но и воспроизводить впечатления от стихотворения в рисунках. В процессе восприятия познавательный акт неизбежно взаимосвязан с эмоциональными процессами переживания художественных образов, различными сенсорными реакциями. Восприятие поэтического произведения зависит от того, насколько оно интересно детям, потому что чем больше интерес к увиденному, чем эмоциональнее содержание воспринимаемого, тем сильнее его сохранение в памяти. Ученые выделяют три этапа в развитии восприятия поэтических произведений: непосредственное восприятие (воспроизведение и переживание образов, ведущим является воображение), понимание содержания произведения (ведущим становится мышление, которое углубляет эмоциональное восприятие произведения); влияние художественного текста на личность слушателя.
Стихи должны быть простыми по сюжету, выразительные средства доступны детям, потому что в противном случае у детей получаются образы, которые совсем не соответствуют тексту. Условиями, влияющими на восприятие детьми поэтических произведений, являются индивидуальные особенности детей, в частности степень развития их поэтического слуха; систематическое чтение стихов, само содержание произведения и его форма; качество художественного исполнения стихов взрослыми.
Ассоциативность считается основой полноценного восприятия и понимания текстов песен, что важно при создании системы взаимодействия «произведение — это тот, кто воспринимает, объект — субъект». Путем ассоциаций ребенок приходит к восприятию и пониманию текстов песен, которые зависят от знаний, опыта детей, умения воображать, устанавливать связи между поэтическими образами и реальностью, фантазировать, которые формируются в результате целенаправленного педагогического руководства. Инверсия поэтического языка, экономия, краткость изображения, метафорическая значимость, колористические эпитеты, сравнения — все это влияет на особенности восприятия. Ученые экспериментально доказали зависимость целостного восприятия и понимания текста от правильности анализа его структурных компонентов, таких как метафоры, эпитеты, сравнения. Автор описывает методические приемы, которые он советует использовать при работе с этими выразительными средствами.
Иногда в поэтических текстах встречаются слова и фразы, непонятные детям. Это мешает пониманию и воспроизведению стиха. Такие слова и выражения рекомендуется раскрывать в визуальных игровых действиях, показывая игрушки, предметы и иллюстрации.
Мнемотехника помогает решать следующие учебно-воспитательные задачи: развитие у детей психических процессов: ассоциативного мышления, образной, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, умения сравнивать, анализировать, выделять существенные признаки; развитие у детей способности запоминать и воспроизводить знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам и коллажам, с использованием графических аналогий, замещающих рисунков; развитие монологической и диалогической речи.
Таким образом, методика мнемотехники направлена на изучение феномена запоминания большого объема информации, ее обработки для длительного сохранения и качественного воспроизведения, когда ребенок выступает не как объект, а как субъект информации. Итак, эти теоретические положения отражены в методике использования мнемоники как средства приобщения дошкольников к поэзии.
Проведение констатирующего эксперимента, направленного на определение начального уровня знаний и умений старших дошкольников в области средств изобразительного языка, а также качественный и количественный анализ его данных свидетельствуют о низком уровне развития изучаемых знаний и умений.
Результаты анализа позволяют предположить, что при выполнении первого задания, в котором проверялся уровень формирования умения находить образные выражения, некоторые старшие дошкольники интуитивно справлялись с заданием. Как видно из таблицы, во всех классах формирование этого навыка достаточно высокое: в ЭГ: 40% старших дошкольников смогли найти образные выражения в предложенных отрывках, 35% старших дошкольников выполнили это задание с недочетами, 25% не справились с заданием, в КГ: 45% дошкольников смогли найти образные выражения в предложенных отрывках, 40% дошкольников выполнили это задание с недочетами, 15% не справились с задачей.
С точки зрения способности объяснять в целом, результаты значительно ниже, чем способность находить, у старших дошкольников нет достаточных знаний в области терминологии: в ЭГ: 5% старших дошкольников могли объяснить образные выражения в предлагаемых отрывках, 30% дошкольники выполнили это задание с недочетами, 65% не справились с заданием, в КГ: 5% дошкольников смогли объяснить образные выражения в предлагаемых отрывках, 40% дошкольников выполнили это задание с недочетами, 55% не справились с заданиями.
Показатель «использование в речи» был несколько выше, чем предыдущий, но в целом тоже на низком уровне: в ЭГ: 15% старших дошкольников используют образные выражения в речи, 15% старших дошкольников не всегда правильно и контекстуально используют речь, 70% — не используют в речи, в КГ: 10% старших дошкольников используют образные выражения, 25% старших дошкольников не всегда используют, 65% не используют.
На формирующем этапе исследования, для повышения уровня восприятия поэзии была использована мнемотехника.
Таким образом, анализ результатов итогового тестирования и их сравнение с результатами констатирующего эксперимента подтверждает целесообразность и эффективность предложенной системы работы и позволяет предположить, что она способствует повышению восприятия поэзии старшими дошкольниками. Тем самым мы полностью доказали гипотезу нашего исследования.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы использования приемов мнемотехники при ознакомлении дошкольников с поэзией
1.1. Психолого-педагогические особенности восприятия поэтических произведений детей дошкольного возраста
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
Однако в исследованиях психологов, литературоведов, педагогов определены основные черты полноценного эстетического восприятия художественной литературы. Такое восприятие предполагает понимание не только сюжета произведения, но и концепции, авторского замысла, авторского мировоззрения и отношения к событиям, героям, их переживаниям, чувствам, способность исторически и критически осмысливать произведение, проникать в систему мышления автора, а иногда и поспорить с ним. Психолог А. И. Никифорова выделяет такие критерии полноценного восприятия художественной литературы, как умение читателя уверенно отличать художественное произведение от нехудожественного, умение в деталях оценить форму литературного произведения, способность к восприятию метафорического языка искусства. В то же время все ученые-психологи подчеркивают, что высокий уровень осмысления не отвергает, а наоборот, обязательно предполагает эмоциональный отклик читателя, его способность субъективно, лично сопереживать судьбу героев [19].
Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, – процесс долгий и сложный, но если первоначальный этап введения маленького человека в читательскую культуру будет своевременным и успешным, значительно сократится число юношей и девушек, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества. Понятно, что на каждом этапе образования решаются свои задачи обучения литературе, направленные на овладение читательской деятельностью. И начинается такая работа уже в дошкольном возрасте. Еще в 30-х годах ХХ века известный психолог Л. С. Выготский усматривал задачу ознакомления дошкольников с литературой в том, чтобы в целом раскрыть перед ними мир словесного искусства, заложить практическую, сенсорно-эмоциональную основу полноценного восприятия и понимания художественной литературы.
Важным является мнение Л. М. Гурович относительно того, что целью и задачами литературного образования детей в ДОУ является подготовка их к систематическому литературному образованию, в том числе и перспективная практическая подготовка к будущему теоретическому литературоведческому образованию в старших классах школы[8]. Известный педагог В. А. Сухомлинский также подчеркивал необходимость, как можно раньше ввести ребенка в мир книг с целью воспитания у него заинтересованности чтением, обучения бережному отношению к книге.
Анализ современных научных работ свидетельствует о том, что наряду с такими ключевыми направлениями литературной работы с дошкольниками, как развитие у них художественно-эмоционального восприятия, воспитания речевой культуры, обогащение эмоционально-чувственного и когнитивного опыта, выделены литературную пропедевтику (Н.Гавриш). Элементарная литературная пропедевтика, по мнению ученой, учитывает специфику литературы как искусства слова. Чтобы познать, осознать идейно-эстетическое содержание произведения, суть изображенных в нем жизненных явлений, мало лишь чувственного восприятия образов, картин. Нужны их осмысление, полная литературная осведомленность с самыми распространенными жанрами детской художественной литературы и фольклора [8].
Почему именно на этапе дошкольного возраста начинается подготовка талантливого читателя? Это связано прежде всего с тем, что ребенок в ДОУ усваивает довольно значительный по объему литературный багаж, приобретает литературную начитанность. Именно в эти годы дошкольник широко знакомится с устным народным творчеством, с российской и зарубежной классикой, произведениями современных детских писателей и поэтов.
Кроме того, именно в дошкольные годы ребенок чрезвычайно внимателен к слову, эмоционально чувствителен и активен в восприятии литературы. Этот период является наиболее благоприятным для формирования у нее практических основ эстетического восприятия литературы. В дошкольном возрасте также происходит активное развитие воспроизводящей воображения, необходимого для полного понимания словесного образа, основных связей в произведении, характера персонажа, его действий, поступков, переживаний, а также мотивов его поведения. Ученые отмечают такие особенности детей-дошкольников, как эмоциональная активность, способность к сопереживанию с героями, понимание образного строения литературного произведения [7]
Основными задачами ДОУ по восприятию ребенком художественной литературы становятся:
— воспитывать у детей интерес к художественной литературе, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение ими содержания литературных произведений и эмоциональный отклик на них;
— формировать начальные представления об особенностях художественной литературы: видовое и жанровое размеры (проза, поэзия), их специфику, простейшие элементы образности в языке литературных произведений.
Предполагается также воспитание у дошкольников литературно-художественного вкуса, способности понимать и чувствовать настроение произведения, его мелодичность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок; стихов, развивать поэтический слух.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны такие особенности восприятия художественного произведения: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованной речи. В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров: фольклор, сказки, рассказы, стихи.
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в восприятии текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. Дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание литературного произведения, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После прочтения дети могут отвечать на поставленные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. В этом возрасте дети способны замечать красоту и богатство русского языка. У них активно развивается и обогащается словарь.
Так, у ребенка старшего дошкольного возраста, выпускника ДОУ, по нормативным показателям, должно быть развито художественно-эстетическое восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы, что проявляется в способности ребенка чувствовать образный язык стихотворения, сказки, рассказы, в понимании темы, идеи, содержания произведения; развит поэтический слух – способность чувствовать выразительные средства художественной речи, наслаждаться художественным словом. Литературная осведомленность ребенка проявляется в знании им творчества детских писателей и поэтов, современной и мировой литературы и фольклорных произведений, понимании их жанровых, композиционных, языковых особенностей. Дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание литературного произведения, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Дошкольник принимает активное участие в художественной коммуникации: умеет поддерживать беседу о содержании, идее, персонажах произведения, передавать свои впечатления, переживания, рассказывать известные сказки, рассказы; с интересом относится к творческой речевой деятельности; с уважением относится к книге, художественной литературы, имеет желание выражать свои впечатления в образном слове [19].
Вовремя начатая систематическая работа с целью формирования у воспитанников ДОУ способности воспринимать и понимать произведение художественной литературы поможет им преодолеть трудности литературного образования в начальной школе, связанные с переходом на новый тип восприятия литературы (самостоятельное чтение). Кроме того, в это время закладываются основы полноценной читательской деятельности детей, происходит практическое усвоение сведений о таких средствах художественного изображения в литературе, как переносной смысл слов и фраз, ритм, рифма, фразеологические обороты и тому подобное.