Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Использование приема сравнения при обучении внетабличному умножению и делению
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
основы использования приема сравнения при обучении внетабличному умножению и
делению.. 6
1.1. Использование приема
сравнения на уроках математики в начальных классах 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся
начальной школы.. 19
1.3. Особенности
использования приема сравнения при обучении внетабличному умножению и делению.. 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
по использованию приема сравнения при обучении внетабличному умножению и
делению.. 33
2.1. Изучение уровня знаний
учащихся по теме «Внетабличное умножения и деление» 33
2.2. Содержание работы по использованию приема сравнения при обучении
внетабличному умножению и делению.. 39
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной
работы. 50
Заключение. 56
Список литературы. 60
Введение:
Актуальность
исследования. Воспитание и образование современного поколения является
актуальным для современного общества. Грамотные и логически мыслящие люди
являются основой развития науки в современном быстро развивающемся мире.
Основой всего образовательного процесса является обучение в начальных классах.
Период развития детей в начальной школе является сенситивным периодом для
развития всех познавательных способностей детей, включая мышление. В это время
у детей формируется основа для последующего развития мыслительных операций и
процессов. Школьное обучение в начальных классах способствует развитию у
учащихся умения учиться и стремления к получению знаний.
Вместе с тем
одним из требований ФГОС НОО является развитие универсальных учебных действий
(УУД). К их числу относятся познавательные УУД, которые включают логические
УУД. Именно в
начальной школе ученики развивают различные логические операции и действия. Для
педагога начальных классов важно предлагать ученикам такие задания, которые
будут способствовать формированию у школьников операций сравнения, анализа,
систематизации, обобщения, классификации, а также будут помогать определять
различные причинно-следственные связи, делать выводы, представлять свои
суждения. По итогу выпускник начальной школы должен научиться самостоятельно
получать новые знания, самостоятельно решать разные задачи и проблемы.
Исследованием
роли сравнения в учебном процессе и разработкой методики формирования этого
приема занимались многие психологи, дидакты, методисты–математики (Г.И.
Каганяк, Г.С. Костюк, В.Ф. Паламарчук, В.Н. Осинская, Н.Ф. Талызина, М.Н.
Шардаков, П.М. Эрдниев и др.). В своих работах они выделяют сравнение как
основу любой умственной деятельности.
Умение
человека сравнивать, являясь одной из важнейших характеристик его ума, в то же
время в большей степени способствует системности мышления. Поэтому чрезвычайно
важна роль сравнения при формировании понятий, обобщений и систематизаций
знаний. С другой стороны, использование сравнения в обучении открывает перед
преподавателем возможность более доступно и наглядно излагать учебный материал.
При этом
именно тема «Внетабличное умножение и деление», включающая случаи умножения и
деления разрядных чисел, двузначного числа на однозначное, деление двузначного
числа на двузначное, занимает исключительно важное место в курсе математики
начальной школы и в целом в математической подготовке младших школьников. Она,
образно говоря, представляет собой тот мостик, который соединяет табличные
случаи умножения и деления с действиями над многозначными числами. Поэтому
главная задача в работе над темой состоит в том, чтобы, с одной стороны, в
новых условиях совершенствовать знание таблиц умножения и деления, а с другой –
начать хорошо продуманную перспективную подготовку к введению и последующему
усвоению учащимися приемов письменного умножения и деления.
Решение
поставленной методической проблемы непосредственно связано с формированием у
детей осознанных и прочных навыков в овладении приемами устного внетабличного
умножения и деления. Кроме того, эта тема имеет и самостоятельное, чисто
практическое значение — повседневные бытовые расчеты, как правило,
ограничиваются действиями над однозначными и двузначными числами.
При этом
именно прием сравнения позволяет углублять и уточнять изучаемый материал,
помогает лучше сохранить его в памяти, вырабатывает умения систематизировать и
классифицировать понятия, отношения и явления.
Объект
исследования: методика обучения младших школьников математике.
Предмет
исследования: использование
приема сравнения при обучении внетабличному умножению и делению.
Цель
исследования: теоретически обосновать использование
приема сравнения при обучении внетабличному умножению и делению, а также на
основе опытно-экспериментального исследования определить эффективность работы
по использованию приема сравнения при обучении внетабличному умножению и
делению.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть использование приема сравнения на уроках
математики в начальных классах.
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику учащихся
начальной школы.
3. Проанализировать особенности использования приема сравнения
при обучении внетабличному умножению и делению.
4. Изучить уровень знаний учащихся по теме «Внетабличное
умножения и деление».
5. Представить содержание работы по использованию приема
сравнения при обучении внетабличному умножению и делению.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы
исследования:
— теоретические методы: изучение литературных источников,
теоретический анализ, методы логических обобщений и моделирования;
— эмпирические методы психолого-педагогических исследований:
наблюдение, проверочная работа, измерение, педагогический эксперимент и др.
Структура
исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложений
Заключение:
Итак, в ходе
выполнения работы были получены следующие результаты:
1. Сравнение
можно назвать одним из приемов умственной деятельности учащихся. Сравнение
используется в процессе сопоставления определенных объектов, предметов, явлений
и их свойства, оно помогает обнаружить тождество и различие. Определяя схожие
черты одних и различия других предметов, сравнение способствует формированию у
учащихся навыков классификации. При обучении математике важно развивать прием
сравнения также и на примере математического содержания, так как данный прием
является одним из самых важных в мыслительной деятельности школьника. Также
прием сравнения способствует тому, что учащиеся могут решать уравнения, решать
задачи и производить вычисления.
2. Младший школьный возраст является периодом развития ребенка от шести до
одиннадцати лет. Дети младшего школьного возраста обучаются в начальной школе,
то есть с первого по четвертый класс. Современная педагогика и психология
опирается на те границы возраста и развития детей младшего школьного возраста,
которые установили такие авторы как Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский. Основной вид
деятельности учащихся начальной школы – это учебная деятельность.
В результате анализа психолого-педагогической литературы были выявлены
особенности развития младших школьников (превалирование наглядно-образной формы
мышления; повышенные эмоциональность, восприимчивость, впечатлительность;
неустойчивость интересов; непроизвольность внимания; деятельностная активность
и т.д.), определяющие специфику процесса развития и воспитания учащихся данного
возраста.
3. Было определено, что
«Внетабличное умножение и деление» является одной из важных тем в школьном
курсе математики. Данная тема в курсе математики нацелена на то, чтобы учащиеся
начальной школы смогли научиться выполнять устные вычисления в пределах 100 с
помощью специальных приемов. Одним из оптимальных приемов обучения младших
школьников внетабличному умножению и делению является прием сравнения.
Используя данный прием, школьники успешно могут обучиться определять
существенные признаки различий в способах нахождения результатов, определять
существенные признаки сходства и т.д.
4. С целью определения
эффективности работы по использованию приема сравнения при обучении
внетабличному умножению и делению была проведена опытно-экспериментальная
работа. Опытно-экспериментальная работа включала в себя 3 этапа:
констатирующий, формирующий и контрольный. В опытно-экспериментальной работе
принимали участие 25 детей младшего школьного возраста (8-9 лет) в контрольной
и 25 детей в экспериментальной группе.
В рамках каждого из этапов были поставлены и решены
задачи по методике изучения темы «Внетабличное умножение и деление» в начальной
школе.
Для проведения констатирующего этапа
опытно-экспериментальной работы в качестве диагностического инструментария была
разработана проверочная работа №1 для учащихся по теме «Внетабличное умножение
и деление». В рамках констатирующего этапа был выявлен уровень знаний учащихся
темы ««Внетабличное умножение и деление» на основе разработанных
контрольно-измерительных материалов.
По итогам констатирующего этапа
опытно-экспериментальной работы можно отметить, что в экспериментальной группе
учащихся было выявлено 4% детей с высоким уровнем знаний по теме, также 80%
учащихся со средним уровнем, а также 16% учащихся с низким уровнем знаний. В
контрольной группе учащихся не было выявлено детей с высоким уровнем знаний по
теме, выявлено 68% учащихся со средним уровнем, а также 32% учащихся с низким
уровнем знаний.
5. Проведение формирующего
этапа опытно-экспериментальной работы позволило разработать и апробировать
материалы работы по теме «Внетабличное умножение и деление».
Было представлено и апробировано содержание работы на
формирующем этапе исследования. Данная работа включала представление
тематического плана реализуемых занятий с учащимися. По каждому занятию
учащимся были предложены различные задания по использованию приема сравнения в
обучении внетабличному умножению и делению учащихся начальной школы. В обучении
принимали участие школьники
экспериментальной группы. Определить эффективность проведенной работы
позволит контрольный этап исследования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования приема
сравнения при обучении внетабличному умножению и делению
1.1. Использование приема сравнения на уроках
математики в начальных классах
С точки зрения
многих исследователей, способность людей сравнивать, то есть обнаруживать
сходства и различия между сравниваемыми явлениями, является ведущей
мыслительной операцией в познавательной деятельности человека («все познается в
сравнении»). Данная способность, которую в определенной степени можно назвать
врожденной, поддается формированию и усовершенствованию. Способность сравнивать
проходит ряд этапов развития в жизни человека: от образного, эмоционально
окрашенного усвоения, основанного на стереотипах национального мышления к
строго выверенному сравнению объектов научного познания. При этом, можно
отметить, что чем лучше сформирована у человека способность сравнивать, тем
более гибким и независимым становится его мышление, а, соответственно, и его
способность трезво и взвешенно давать оценку изменениям, происходящим в
общественной жизни, принимать новое, усваивая его с опытом поколений.
Сравнение входит в группу логических универсальных
учебных действий (УУД), как прием умственной деятельности учащихся,
предполагающий установление сходства или различия между предметами и явлениями.
Познавательные универсальные учебные действия по ФГОС начального общего
образования включают: общеучебные, содержащие в себе знаково-символические
умения, логические, умения постановки и решения проблемы[1].
Логические умения (сравнение, обобщение, классификация
и другие) являются важнейшим компонентом в мыслительной деятельности человека, так
как одной из значимых характеристик мышления является то, что это логически
организованный поисковый процесс, сосредоточенный на разрешаемой проблеме[2].
Сравнение – это логический прием, лежащий в основе
суждения о существенных признаках сходства и различия объектов. На уроках
математики данный прием дает возможность выполнять количественные и
качественные характеристики объектов, классификации, упорядочивание.
С точки зрения Е.А. Сторожковой, сравнение существует
в двух основных формах: сопоставлении и противопоставлении. Противопоставление
— форма сравнения, позволяющая найти отличительное в предметах и явлениях при
выделении существенных признаков и свойств. Сопоставление — форма сравнения,
направленная на выделение существенных свойств, общих для ряда объектов. В
мыслительной деятельности ученика противопоставление и сопоставление
выполняются в единстве и являются средством анализа и синтеза изучаемых понятий,
фактов, явлений[3].
С.В. Некрасова отмечает, что при изучении математики в
начальных классах предметом сравнения могут быть объекты окружающей
действительности, понятия, признаки, результаты опытов, полученные выводы,
структуры задач и методы их решения, алгоритмы выполнения действий, способы
учебной работы, а также факты, процессы, этапы работы над задачей, краткие
записи задач, модели. Грамотное сравнение предполагает соблюдение обучающимися таких
требований:
1) сравниваться могут лишь однородные объекты, которые
относятся к одному и тому же классу: к примеру, многоугольники с
многоугольниками, единицы измерения площади с единицами измерения площади;
2) общее в объектах, которые сравниваются, определяется
в случае, если их что-либо отличает друг друга, а разница – при наличии у них некоторого
сходства: к примеру, трехзначное и четырехзначное число, два трехзначных числа,
в одном из которых 1 десяток, а в другом 1 сотня, 5 га и 5 м2;
3) объекты сравнения усложняются постепенно[4].
Применение сравнения в образовательном процессе при
обучении математике оказывает содействие в развитии у учащихся реалистичного
восприятия, анализа, обобщения фактов и событий окружающего мира. Показателем
сформированности навыка сравнения является умение учащихся самостоятельно
сравнивать без следующих указаний: «сравнить», «указать признаки», «в чем
сходство и отличие». К примеру: найди лишнюю запись:
1) 25 кг, 27 т, 19 ц, 20 км, 260 г;
2) расположи в порядке возрастания: 112 дм, 99 см, 5дм
1 см, 14 дм, 22 см, 1 м;
3) найди наименьшую и наибольшую суммы: 2 т + 21 кг +
22 кг; 32 кг + 2 т + 33 кг; 14 кг + 10 кг + 2 т;
4) продолжи ряд: 5 мм, 2 см 0 мм, 10 см 0 мм[5].
При этом стоит отметить, что различные задания на
сравнение могут успешно решаться учащимися в том случае, если они соответствуют
характеру учебного материала, то есть представлены в интересной, занимательной,
игровой форме с понятными условием и требованием.
Сравнение может формироваться в процессе выполнения
учащимися различных практических действий: наложения, приложения, измерения. В
измерении включаются два логических процесса: первый – разделение (предмет делится
на части), второй – замещение (каждая часть представляет собой единицу
измерения или соизмеряется с ней), перевод одних единиц измерения величины в
другие[6]. [1] Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования /
Министерство образования и науки РФ (Стандарты второго поколения). М.:
Просвещение, 2014. – 32 с. [2] Аргинская
И.И. Особенности обучения младших школьников математике / И.И. Аргинская //
Первое сентября – 2005. – № 24. – С.12-21. [3] Сторожкова
Е.А. Формирование у младших школьников универсального учебного действия
«сравнение» при изучении темы «величины» // Устойчивое развитие науки и
образования. 2019. № 9. С. 57-60 [4] Некрасова
С.В. Формирование универсальных учебных действий с помощью согласующих учебных
заданий / С.В. Некрасова // Школьные технологии. — 2014. — № 3. — c. 106-107 [5] Баматова
Д.К. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в
современных условиях / Д.К. Баматова // Современные наукоемкие технологии. –
2011. – № 1. – С.66-68 [6] Тестов
В. А. Особенности формирования у школьников основных математических понятий в
современных условиях / В. А. Тестов / Концепт. – 2014. – №12. – С. 1 – 5