Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Использование пальчиковых игр для обогащения активного словаря у детей раннего возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I. Теоретические аспекты
использования пальчиковых игр как средство обогащения активного словаря у детей
раннего возраста. 9

1.1 Особенности формирования
активного словаря у детей раннего
возраста. 9

1.2. Особенности
развития мелкой моторики у детей раннего возраста как фактора, влияющего на
формирование активной речи. 15

1.3.
Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики. 20

1.4.
Влияние использования пальчиковых игр на обогащение активного словаря у детей
раннего возраста. 26

Выводы
по главе I 35

Глава II. Организация
экспериментальной работы по использованию пальчиковых игр, как средство
развития активного словаря у детей раннего возраста. 37

2.1. Описание условий проведения
опытно-экспериментальной работы по развитию активного словаря у детей раннего
возраста. 37

2.2. Выявление уровней развития
активного словаря у детей раннего возраста (по результатам констатирующего
эксперимента) 41

2.3. Организация и реализация
программы формирующего эксперимента, направленного на использование пальчиковых
игр, как средство развития активного словаря у детей раннего возраста. 46

2.4. Выявление уровней развития
активного словаря у детей раннего возраста (по результатам контрольного
эксперимента) 51

Выводы по главе II 55

Заключение. 58

Список литературы.. 60

Приложения. 66

  

Введение:

 

На протяжении длительного
времени процесс формирования и обогащения словаря является одной из основных
задач речевого развития детей, в том числе и раннего возраста. Во ФГОС ДО [62, с. 7] это выделяется в одну из
образовательных областей, включающую в себя следующие направления работы с
дошкольниками: «обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества,
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы, формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Доктор педагогических
наук, профессор Н. В. Гавриш [14, с. 17] отмечает, что в раннем
возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка.
Это, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи; умению ясно,
лаконично, выразительно передавать свои мысли, чувства, интонационно окрашивая
речь и творчески используя слово; умению образно описать предмет и дать ему
яркую характеристику.

Язык и речь – это важное
средство человеческого общения, познания действительности, основной канал
приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, необходимое
условием воспитания и обучения. Язык и речь, как один из факторов психических
процессов, рассматривались в педагогике и психологии такими авторами как
Л.С. Выготский [13, с. 98], А. А. Леонтьев [32, с. 42], С. Л. Рубинштейн [46, с. 52] и др.

Считали ведущей задачей
речевого развития обогащение активного словаря на этапе раннего возраста и
такие специалисты, как
Л.С. Выготский [13, с. 102], В. В. Гербова [17, с. 5], Ф. А. Сохин [52, с. 23], О. С. Ушакова [61, с. 23], А. Г. Арушанова, Т. М.
Юртайкина[4, с. 29] и др. Они указывали на то,
что у детей 2-3 лет быстро растет и обогащается активный словарный запас и к
трем годам пополняется до 800-1000 слов. Именно ранний возраст наиболее
благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи в следствии
пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения
словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно: во время общения
ребенка с родителями, персоналом детского дошкольного учреждения, а также во все
режимные моменты.

Однако, несмотря на
актуальность данного направления, в последние годы педагоги дошкольного образования
все чаще стали сталкиваться с проблемой «неговорящих» детей или с довольно
скудным словарным запасом для их возраста. К тому же с конца XX века в нашу
жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных иностранных терминов,
которые являются на сегодняшний день существенной угрозой родному языку.

Отсюда вытекает
следующее: стандартные методы работы недостаточны для быстрого восполнения и
развития речи детей 2-3 лет, хотя ребенок уже с раннего возраста проявляет
большой интерес к языковой действительности, ориентируясь как раз на
лексическую ее сторону.

Задачи словарной работы в
детском саду в отечественной методике развития речи были определены в трудах
Е.И. Тихеевой [54, с. 19],
В.И. Логиновой [34, с. 22], В.В. Гербовой [17, с. 10] и др. Эти исследователи
подчеркивали необходимость проведения специально организованной работы (на
занятиях и во время режимных моментов), направленной на расширение, уточнение и
активизацию активного словаря детей раннего возраста.

Известно, что развитие речи напрямую зависит от уровня развития мелкой
моторики рук, иначе говоря, от степени тренировки движений пальцев. Именно эта
особенность, выражающаяся во взаимосвязи формирования дифференцированных
движений пальцев рук и развития речи, положена в основу создания такого
воспитательного средства для детей дошкольного возраста как пальчиковые игры.
Вместе с тем важно отметить, что пальчиковые игры это — прежде всего игры, а
значит, они наилучшим образом соответствуют интересам детей дошкольного
возраста и вместе с тем решают важные педагогические задачи: дают детям
разнообразные сенсорные впечатления, учат их сосредотачиваться, развивают
внимание, воображение, мышление, а главное, способствуют обогащению активного
словаря. Именно пальчиковые игры являются инструментом тактильно-двигательного
восприятия, которое в свою очередь, лежит в основе чувственного познания
окружающего мира, а следовательно, и накопления у ребенка тех представлений о
нем, которые он сможет назвать словом. Но на практике именно такое эффективное
средство, как использование пальчиковых игр для развития активного словаря
применяется недостаточно, поскольку в детских садах и яслях отсутствует
системность их применения.

Таким образом мы приходим к противоречию между необходимостью
обогащения активного словаря у детей раннего возраста и недостаточностью, и
бессистемностью использования пальчиковых игр в дошкольных учреждениях.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования,
которая заключается в недостаточном
изучении возможности обогащения активного словаря у детей раннего
возраста посредством пальчиковых игр.

Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема
исследования: «Использование пальчиковых игр для обогащения активного
словаря у детей раннего возраста».

Объект исследования: обогащение активного словаря детей раннего возраста

Предмет исследования: использование пальчиковых игр для обогащения активного словаря у
детей раннего возраста.

Цель исследования:
выявление возможностей использования пальчиковых игр для обогащения словаря у
детей раннего возраста.

Гипотеза: мы
предполагаем, что пальчиковые игры будут являться эффективным средством
обогащения активного словаря детей в случае:

— систематического использования в педагогическом процессе пальчиковых
игр (пальчиковые игры и упражнения будут использовать в совместной и
индивидуальной работе, в режимных моментах);

— планирования и реализации обогащения словаря детей раннего возраста
с учетом особенностей их индивидуального развития (индивидуальная работа,
деление на подгруппы в зависимости от индивидуальных особенностей развития).

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по
теме исследования.

2. Подобрать диагностические методики, направленные на выявление
развития словаря детей.

3. Провести констатирующий эксперимент.

4. Разработать программу формирующего эксперимента, базирующегося на
использовании пальчиковых игр.

5. Провести контрольный эксперимент и проанализировать результаты
проделанной работы.

Методы исследования:

– теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования;

– эмпирические: библиографический метод, наблюдение,
психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный
этапы);

– методы анализа: количественная и качественная характеристика
полученных данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что комплекс пальчиковых игр,
направленный на обогащение активного словаря у детей раннего возраста, может
быть использован в развивающем направлении, при реализации задач ОО «Речевое
развитие», включаться в образовательную и самостоятельную деятельность детей.

Структура работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложений.

Содержание дипломной работы соответствует ПМ 03 «Организация
занятий по основным общеобразовательным программам».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обогащением активного
словаря у детей раннего возраста – одна из главных проблем их обучения и
воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Благодаря анализу
психолого-педагогической литературы был сделан вывод, что именно в раннем
возрасте дети очень нуждаются в развитии активного словаря, так как является
одним из основных элементов развития речи.

Подводя итоги проделанной
работы и проведенного исследования, можно утверждать, что обогащение активного
словаря у детей раннего возраста целесообразно развивать посредством
использования пальчиковых игр. Разучивание текстов с использованием
«пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления,
внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную
выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь
делается более выразительной. Пальчиковые игры – это не только стимул для
развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с
близкими людьми. Очень важным фактором для развития речи является то, что в
пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.

Занятия по обогащению
активного словаря с включением пальчиковых игр игры должны быть выстроены таким
образом, чтобы дети с разными особенностями развития в равной степени могли
использовать свои возможности для участия в игровых действиях.

Разработанная и
апробированная нами опытно-экспериментальная работа по обогащению активного
словаря у детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр показала свою
эффективность, проведение исследования по определению уровня развития активного
словаря детей 2-3 лет доказало, что после таких игровых занятий дети показали лучшие
результаты, чем при констатирующем эксперименте.

Подобранные и
разработанные задачи, сопоставленные с календарно-тематическим планированием,
помогли выстроить работу с систематическим использованием пальчиковых игр,
задействовав в них при этом детей с разными способностями и особенностями.

Таким образом, были
выявлены возможности использования пальчиковых игр для обогащения активного
словаря у детей раннего возраста, подтвердив при этом нашу гипотезу:
пальчиковые игры будут являться эффективным средством обогащения активного
словаря детей в случае систематического использования в педагогическом процессе
пальчиковых игр и планирования и реализации обогащения словаря детей раннего
возраста с учетом особенностей их индивидуального развития.

Перспективы дальнейшего
исследования проблемы видятся в углубленном изучении развивающего потенциала
пальчиковых игр в совместной деятельности воспитателей и детей по всем
образовательным областям.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Особенности
формирования активного словаря у детей раннего возраста

Речь – важная часть
социального существования людей, нужное условие жизни человеческого общества,
форма общения людей, опосредствованная языком. [49,
с. 237]. Благодаря ей человек обретает, усваивает знания и передает их. Она
является средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм
поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении [65,
с. 122]. Но, говоря о том, какое важное значение имеет речь, мы должны
обязательно говорить и о содержании ее, поскольку все вышеупомянутое-лишь
отражение синтеза того объема понятий, который имеет в своем расположении
человек. Обедненная речь не может быть эффективной. Таким образом мы приходим к
тому, что обогащение словаря – это то, что делает речь насыщенной, производящей
нужное воздействие, помогающей ребенку полноценно взаимодействовать с
окружающими.

Этап раннего детства
является началом сензитивного периода в развитии речи, который  длится от двух до пяти лет. И именно ранний
этап является периодом наибольшей чувствительности ребенка к речевым влияниям,
к наполнению как пассивного, так и активного словаря.

В развитии словаря детей
дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного
запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов [1, с. 23].

В любом слове возможно
отметить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое
оформление) и морфологическую текстуру. Все без исключения данные свойства
слова необходимо принимать во внимание при проведении словарной работы [4,
с. 42].

Процесс усвоения ребенком
значений слов, их семантики был исследован Л.С. Выготским, который установил,
что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, неважных свойств к
более значимым. С каждым возрастом меняются целостность и точность отображения
им в собственной речи фактов, признаков или связей, имеющихся в реальности [13,
с. 53].

Активный словарь – это
слова, которые говорящий не только осознает, но и применяет (более или менее
часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи [18,
с. 32].

В активный словарь детей
включена обыкновенная лексика, употребляемая всеми, но в единичных вариантах –
ряд своеобразных слов, ежедневное употребление каковых разъясняется условиями его
существования. Определяя содержание деятельности по формированию активного
словаря детей дошкольного возраста, воспитатель обязан принимать во внимание
потребности речевой практики, условия их речевого окружения. Кроме этого,
необходимо не забывать главную задачу обучения родному языку: сделать для
ребенка язык средством общения.

Пассивный словарь – это
слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не использует.
Пассивный словарь существенно больше активного, в него включены слова, о смысле
которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь
тогда, когда их слышат [28,
с. 15].

Особую задачу
предполагает переход слов из пассивного словаря в активный. Внедрение в речь
ребенка слов, которые он сам усваивает с трудом, употребляет в искаженном
варианте, требует усилий от педагога. Сведения психологии, языкознания,
физиологии могут помочь установить область слов, затрудняющих ребенка на разных
возрастных этапах (А.М. Бородич) [11,
с. 49].

В раннем возрасте, как и
в последующие годы, число используемых слов стремительно растает, но темпы
данного прироста несколько снижаются. В этом возрасте слова ребенка могут иметь
смысл целого предложения, высказывания. И этот смысл может меняться в
зависимости от ситуации. Обычно такие слова сопровождаются мимикой и жестами.
Так, слово «мама» в ситуации, в которой ребенок, произнося это слово, тянется
рукой к мячику, обозначает: «Дай мне мячик», а в ситуации, когда он,
ударившись, зовет маму, за этим словом стоит жалоба: «Мне больно, пожалей меня»
[22,
с. 34].

Наблюдаются множественные
данные неверного употребления слов, перенесения названия с одного объекта на
другой, сужения или, напротив, расширения пределов значений слов и их
использования. Сужение или же расширение значений слов детьми разъясняется тем,
что они не имеют необходимых знаний о тех предметах и явлениях, которые
именуются данными словами. При этом осознание и использование слов детьми раннего
возраста находится в зависимости не только от степени обобщения, но и от того,
насколько часто применяют эти слова окружающие взрослые и как организована
деятельность детей с соответствующими предметами (А. Богатырева). Более верно
дети понимают и употребляют слова, обозначающие определенные предметы, которые
они используют (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда) [1, с. 55].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы