Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Использование игровых методов обучения в формировании социального опыта у детей со сложными нарушениями развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Понятие и основные особенности социального опыта детей 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложными нарушениями развития 13
1.3. Использование игровых методов обучения в формировании социального опыта у детей со сложными нарушениями развития 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 25
2.1. Организация и методики исследования уровня сформированности социального опыта детей 25
2.2. Работа по использованию игровых методов обучения в формировании социального опыта у детей со сложными нарушениями развития 35
2.3. Анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день формирование социального опыта остается одной из актуальных педагогических проблем, так как современная действительность требует повышения запросов к обществу, в свою очередь и к подрастающему поколению. В настоящее время дети должны обладать такими качествами, как: самостоятельность, ответственность, активность, умение быстро приспосабливаться к условиям социума, что поможет реализовать себя в разных сферах жизнедеятельности.
Социальный опыт детей с особыми потребностями предполагает способность личности черпать знания, превращая их в умение, соответственно действовать в социальной среде, верно оценивать сложные экономические, социально-культурные и производственные ситуации. Именно на этих основаниях принимать правильные решения и действовать согласованно с обстоятельствами социальной, культурной и экономической жизни общества.
При этом воспитание подрастающего поколения направлено на создание необходимых условий для усвоения учащимися тем социальных навыков и ролей, которые будут способствовать развитию культуры их социального поведения, учитывая динамику социально-экономических изменений современного общества. А применение игровой деятельности в развитии личности детей младшего школьного возраста является важной частью формирование личности в целом и социализации ребенка в обществе. В играх дети со сложными нарушениями, реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и основные духовные потребности, что открывает взрослым широкие возможности для использования мощнейших ресурсов игры в целях оптимизации процесса их образования.
Проблемой исследования формирования социального опыта у детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития занимались такие ученые как Л. Божович, А. Запорожец, А. Кононко, М. Михайленко, Е. Мишечкина, Г. Цетлина и другие.
Изучением роли игры в процессе воспитания и развития личности детей младшего школьного возраста занимались такие исследователи как Н.П. Аникеева, Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, М.Я. Басов, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин.
Цель исследования заключается в теоретическом изучении и практической работе по использованию игровых методов обучения в формировании социального опыта у детей со сложными нарушениями развития.
Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие и основные особенности социального опыта детей.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей со сложными нарушениями развития.
3. Определить основы использования игровых методов обучения в формировании социального опыта у детей со сложными нарушениями развития.
4. Организовать и подобрать методики для исследования уровня сформированности социального опыта детей.
5. Провести работу по использованию игровых методов обучения в формировании социального опыта у детей со сложными нарушениями развития.
6. Проанализировать полученные результаты.
Объектом исследования выступают особенности формирования социального опыта у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются игровые технологии как средство формирования социального опыта у детей со сложными нарушениями развития.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический (анкетирование, психолого-педагогическое наблюдение, эксперимент).
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость представляется в том, что результаты опытно-практической работы могут быть использованы при формировании социального опыта у детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития педагогами, работающими в специализированных школах.
Структурно работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы.
Заключение:
Социализация ребенка – это очень сложный многогранный процесс, который полностью осуществляется как в результате конкретного целенаправленного воспитания, так и под активным влиянием стихийных факторов. Кроме того, современная средняя школа должна учитывать все особенности воспитательного воздействия окружающей детей, среды и способствовать полному установлению оптимальных конкретных взаимоотношений с социумом. Наиболее эффективной моделью взаимоотношений между школой и социальной средой является их полное взаимодействие.
В нашем понимании взаимодействие является интегрированной социально-педагогической системой, объединяющей взаимодействующие между собой структуры или процессы, составляющие единое целое и выполняют общую функцию, являются открытыми для любых внешних воздействий, различных факторов и обусловливают направления практической деятельности.
Изучая особенности социализации личности, мы установили что, она представляет собой процесс установления взаимоотношений индивида с социумом, основываясь на реализацию индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности ребенка, которые при этом направлены на обеспечение получения социальных знаний, социально ориентированных мотивов и социальный опыт личности.
Отметим, что эффективность социализирующего влияния современного общеобразовательного учебного учреждения является ярким результатом совокупности абсолютно всех сторон современной школьной жизни, а именно формальных и неформальных. Отметим, что последние включают существующую атмосферу школы, существующие межличностные отношения всех участников современного педагогического процесса, активные доминирующие символы, все стили педагогической деятельности, пути решения конфликтных ситуаций, проблем, кризисных ситуаций, организационную культуру и тому подобное.
Игровые приемы представляют одну из составных частей педагогических технологий. Разработками теории игры и ее методологическими основами, определением социально природы и значения для развития обучаемого.
Игра представляет гуманную форму обучения для ребенка. Она дает возможность осуществлять дифференцированный подход к школьникам, вовлекать каждого обучающегося в работу, с учетом его интересов, склонностей и уровня подготовки по предмету. Упражнения, имеющие игровой характер, способствуют обогащению обучающихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию и снимают утомляемость. Такие упражнения могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения.
Подводя итог, необходимо отметить, что работа по формированию социального опыта предполагает такую организацию игровой деятельности, которая будет направлена на всестороннее развитие и воспитание социально компетентной личности, готовой к конструктивному взаимодействию и социально-значимой деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Понятие и основные особенности социального опыта детей
Проблема формирования социального опыта начала исследоваться исторически давно, поскольку еще Платон и Аристотель уделяли внимание социальному опыту, но без понятия «опыт». В трудах древнегреческих философов определялись важные механизмы передачи данного явления при воздействии взрослых на детей и общение малышей с другими окружающими.
Анализируя философскую, социологическую, педагогическую, психологическую литературу можно засвидетельствовать, что проблема социализации достаточно широка. Поскольку каждый ученый соответствующей области науки объясняет данное явление по своему. Такой опыт является главной составляющей социализации.
Проблема социализации личности поднимается во многих трудах отечественных и зарубежных психологов и философов, которые разрабатывали различные теоретические подходы к определению социализации.
Так, представители биогенетических теорий (Дж. Ст. Холл, А. Гезелл и др.) социализацию рассматривают как естественный процесс, подчиняющийся своим внутренним закономерностям, развитие личности определяется последовательностью этапов, прохождение которых необратимо и предполагает прерывистость и внезапность изменений.
В социогенетических теориях (Р. Бенедикт, М. Мид и др.) социализация выполняет интегрирующую функцию, обеспечивает формирование чувства принадлежности к социокультурной общности, личность является продуктом различных культур.
В классическом психоанализе социализация рассматривается как процесс обуздания природных влечений при помощи защитных механизмов [7].
Представители неофрейдизма особое значение придают «Эго» как основной «адаптирующей инстанции» в процессе социального развития личности. Э. Эриксон раскрывает социализацию как идентичность с членами группы. В школе символического интеракционизма (Д. Мид, Т. Кемпер, Т. Ньюком) разрабатываются модели социализации на основе анализа социального взаимодействия, ролевого поведения, формирования «Я». Раскрывается, что основным результатом социализации является развитие самосознания личности.
Представители гуманистической психологии (А. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) понимают социализацию как самоактуализацию «Я-концепции» [11].
Л.С. Выготский категорически выступал против интерпретации в зарубежных теориях социализации как перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной личности. Он решительно настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей, поскольку он, родившись, уже является социальным существом, его изначально окружает взрослый, сложно структурированный социальный мир, полноправным членом которого ему еще только предстоит стать. Л.С. Выготский утверждал, что природа личности социальна [3].
В отечественной психологии социализация понимается как усвоение индивидом социального опыта путем включения в социальную среду и воспроизведение системы социальных связей и отношений, как процесс активного усвоения индивидом ценностей и норм общества и формирование их в систему социальных установок, которая определяет позиции и поведение индивида как личности в системе общества [27].
Теории социализации объясняют процесс индивидуального развития человеческой личности в социальной среде с конкретными условиями жизни. Они показывают, что люди приобретают язык, знания, социальные навыки, нормы, ценности и обычаи, которые необходимы для участия и интеграции в группу или сообщество. Социализация представляет собой сочетание волевого соответствия и навязанных извне правил, опосредованных ожиданиями других людей.
С философской позиции С. Батенина, С. Дмитриева, М. Когана, П. Крежева, П. Лебедева понятия «социализация» рассматривают как становление человека и его социального существа в процессе филогенеза. С.Г. Григорьева толкует ее через призму родовой сущности человека, не ограничивающегося во времени и принадлежащего всему человечеству [28].
Отталкиваясь от позиции социологов, то В. Пича, А. Ручка, П. Сорокин, О. Якуба детализирует это понятие, как процесс формирования основных параметров человеческой личности в основе которого являются: обучение, воспитание и усвоение социальных ролей [12].
Известные педагоги среди которых есть Р. Гурова, А. Мудрик, И. Печенко, Ю. Смородская, В. Шепель в своих педагогических достояниях процесс этого явления интерпретирует как усвоение индивидом социального опыта, овладение современной культурой познания мира, производительного труда, гуманных отношений.
Психолог М.В. Ромм в термине определяет процесс усвоения ребенком социальных норм, ценностей, знаний, культуры. Она не сводит процесс социализации к жизни в обществе [23].
Проанализировав наследие Л.Ю. Игнатову, М.В. Семичеву можно утверждать, что они определяют этот процесс как комплекс социальных и психологических процессов, через такое действие ребенок усваивает систему знаний, умений, навыков, норм и ценностей, которые помогают ему полноценно развиваться в жизни [11].
Таким образом, социализация влияет на социально-структурную организацию общего существования и одновременно достигает культурной и социальной преемственности. Однако в последние десятилетия исследования социализации, по-видимому, потеряли свою прежнюю способность объяснять процессы становления социализированным субъектом в социальной среде. Это развитие является замечательным, поскольку процессы социализации по-прежнему имеют большое значение в областях исследований в области социальных наук, например, в исследованиях государственного управления, исследованиях социальной работы, исследованиях возраста и пола. Ученые, изучающие социализацию, объясняют это развитие определением устаревших подходов, отсутствием теоретических и методологических дискуссий и отсутствием единообразных терминов и моделей.
Представления о возможностях каждого возрастного периода в процессе социализации раскрывают взаимозависимость между возрастом и социальными возможностями ребенка: хронологический возраст, соответствующий ему уровень развития, определяющий общественный статус, содержание деятельности, диапазон социальных ролей [20]
Диянова З.В., Щеголева Т.М. выделил три факта, наиболее успешно влияющих на процесс социализации: ожидания; стремление соответствовать этим чаяниям, изменение поведения. Он считает, что эти явления отвечают трем таким стадиям. Первая стадия называется стадия подражания, когда ребенок воспроизводит поведение взрослых, такое поведение больше всего отражается во взаимодействии между детьми. Вторая стадия является игровой характеризуется, как дети осознанно выполняют роли. Последняя стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждут окружающие [6].
Выдающийся психолог Л.С. Выготский определял такой процесс социализации в котором индивид усваивает общественный опыт, культурное достояние общества. Он сравнивает социализацию с «окультурением». Нацеливая на то, что ребенок усваивает опыт при взаимодействии с носителями этого опыта [3].