Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему использование художественных произведений в нравственном воспитании дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 7
1.1
Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста. 7
1.2 Воспитательные
возможности художественных произведений. 12
1.3 Особенности
нравственного развития детей старшего дошкольного возраста  18
Выводы по первой главе. 22
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ
АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 23
2.1 Методы работы с
художественной литературой как средством нравственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста. 23
2.2 Анализ
опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных ценностей детей
старшего дошкольного возраста. 27
Выводы по второй главе. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 35

  

Введение:

 

В
современном мире, мире глобальной компьютеризации и использования новейших
технологий, особо остро стоит вопрос морально-нравственного воспитания
нынешнего поколения. Современное российское общество пришло к выводу, что в
нашей стране  критически снижается
уровень общей культуры и духовной нравственности подрастающей молодежи, рвется
нить преемственности поколений. Все больше над духовными ценностями преобладают
материальные. Современные родители все меньше уделяют времени воспитанию в
своих детях таких качеств как порядочность, трудолюбие, принципиальность,
гражданственность,  патриотизм. Актуальность работы. Помимо неграмотного 
родительского воспитания мы видим общее социальное снижение
нравственности. Во многих сферах жизни мы повсеместно наблюдаем нарушение
нравственных норм и запретов, особенно это касается рекламы, СМИ, массовой
культуры. На экранах телевизоров дети все чаще могут  видеть «условно положительных» героев
рекламных роликов, мультфильмов и детских фильмов. На  несформированную сферу нравственности
производят впечатление такие сомнительные «ценности» современности как стремление
к наживе, желание бесконечно потреблять и развлекаться. Современные книги
зачастую характеризуются противоречивыми тенденциями: с одной стороны нет
недостатка в книгах, а с другой стороны снизилось качество предлагаемой
продукции, все больше стало появляться литературы для невзыскательного
читательского вкуса, культивирующей примитивные, сугубо утилитарные
социально-психологические установки. Следование подобным «ценностям» и приоритетам  может привести к разрушению  личности и 
к падению нравов.

Анализируя эти негативные процессы, государство
взяло на себя задачу нравственного воспитания молодого поколения, развитие
института семьи, активную популяризацию семейных ценностей,  и это стало важнейшей из задач в развитии
современного образования. Согласно Федеральному Государственному
Общеобразовательному Стандарту Дошкольного Образования, содержание программы
обучения дошкольников должно обеспечивать развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных образовательных областях [17].

Актуализация проблемы детского чтения, вызвана так
же озабоченностью государства решением демографической проблемы. Воспитание
начинается, как установлено психологами, еще с пренатального периода, не говоря
уже о раннем возрасте. И книга играет в этом важнейшую роль – и как пособие для
родителей в деле воспитания детей, и, собственно, детская книга. Национальная доктрина образования в Российской Федерации ориентирована
на нравственное развитие ребёнка и запланирована до 2025 года. Ее целью  является определение приоритетов
государственной политики в области воспитания и социализации детей,  а также основных направлений и механизмов
развития институтов воспитания, вырабатывания общественно-государственной
системы воспитания детей в Российской Федерации. Все это должно происходить с
учетом  интересов детей, актуальных  потребностей  
общества и государства, 
глобальных  вызовов  и условий 
развития страны в мировом сообществе. Ключевым периодом в развитии ребенка является дошкольный возраст. Это
очень важное время для становления личности, его нравственного,
интеллектуального, эмоционального развития, активного познания окружающего мира,
человеческих взаимоотношений. Поэтому воспитание таких нравственных качеств как
доброта, честь, долг, достоинство, ответственность, гуманизм актуально
закладывать именно в этом возрасте.

Вопросом нравственного воспитания и формирования
личности в педагогике занимались с древних времен. Это были такие философы как Сократ,  Платон, 
Аристотель. вопросами нравственности и воспитания детей занимались
великие педагоги, философы-гуманисты  Я.
А. Коменский, И. Герберт, И. Г. Песталоцци, Д. Локк, К. Д. Ушинский.

В своей работе мы опирались на труды таких
исследователей как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже,
П.Я. Гальперин, Л.А. Венгер, А. Валлон, Д.Б. Эльконин, А.П. Усов, Н.Н.
Поддьяков, В.А. Аверин, В.И. Гарбузов и другие.

Современные педагоги и психологи О.С. Богданова,
Л.Р. Болотина,  М.А. Бесова, В.В. Попова,
Л.И. Романова поддерживали развитие нравственных качеств, но считали, что это
должно происходить только при правильной организации коллективной деятельности
детей, при  умелом  сочетании ее с методами убеждения, накопления
положительного морального опыта. Исследования В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой,
Л.Ф Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович показали, что одним из наиболее
эффективных средств воспитания нравственных качеств  и культуры поведения  детей 
дошкольного возраста является художественная литература. Она
воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость,
эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Противоречие между накопленным веками
теоретическим и практическим  опытом в
педагогике и психологии по вопросу 
воспитания нравственности и тем недостатком нравственности у детей, с
которым мы сталкиваемся в нынешнее время. Это и послужило стимулом в выборе
темы работы «Использование художественных произведений в нравственном
воспитании детей дошкольного возраста».

Цель исследования: теоретически изучить и
проверить эффективность использования художественных произведений в
формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования
нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: художественные произведения
как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного
возраста.

Исходя из целей, объекта и предмета исследования
можно выделить следующие задачи:

1. Изучить процесс нравственного воспитания
дошкольников с помощью психолого-педагогической отечественной и зарубежной
литературы.

2. Выявить особенности формирования нравственных
качеств у дошкольников.

3. Изучить методы нравственного воспитания детей в
условиях дошкольного учреждения и семьи.

4. 
Рассмотреть жанры художественных произведений и особенности их
использования с целью формирования нравственных качеств у детей дошкольного
возраста.

5. Исследовать средства использования
художественных произведений в формировании нравственных качеств дошкольников.

Методы исследования: анализ, обобщение,
наблюдение, статистика.

Структура работы: работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Усвоение нравственных ценностей старшим
дошкольником — это процесс воспитания в сознании ребенка его структуры, который
включает в себя следующие три элемента взаимоотношений: все более глубокое
понимание морального значения действий; их оценка и эмоциональное отношение к
ним. В дошкольном возрасте происходит переход от прямых эмоциональных отношений
к отношениям, которые строятся на основе усвоения моральных оценок поведения в
различных ситуациях и которые начинают регулировать и подчинять саму
эмоциональную сферу. Усвоение моральных концепций и идей в их первичной форме
создает возможность для более глубокого проникновения в мир взрослых и
способствует переходу ребенка на новый уровень развития.

В нашей работе мы выяснили, что для того чтобы
содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком,
необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер
педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в
отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: для
всестороннего развития и др. Эти исходные позиции придают направленность как
отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу в
целом.

Для нравственного воспитания важно, что взрослый
является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем
тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное
отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения
и отношения к действительности. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия
достижения успеха в воспитании. Таким образцом для ребёнка может послужить
художественная книга, что доказывает целесообразность нашего исследования.

Содержание нравственного воспитания представляет
собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной
энциклопедией педагогических знаний.

По результатам исследования влияние художественных
произведений является эффективным для повышения уровня нравственного развития
детей старшего возраста дошкольного возраста. Эффективность работы по повышению
уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста требует
соблюдения следующих условий:

— концептуальная определенность основных
параметров (показателей, критериев оценки, уровней) нравственное развитие,
соответствующее сферам личного развития; разработка и корреляция всех
структурных компонентов повышения уровня нравственного развития как единой
целостной педагогической системы: программная цель, технологическая,
мониторинг;

 —
целенаправленный отбор контента основы педагогического проекта, включая яркие,
образные проявления основных качеств положительного нравственного героя;

— экспериментальная работа подтвердила
обоснованность первоначального определения гипотезы, цели, задачи, логика и
содержание научных исследований.

Полученные результаты служат основой для дальнейшего
изучения этого вопроса.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1
Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного
возраста

Концепция "нравственного воспитания"
носит всеобъемлющий характер, она охватывает все аспекты жизни человека. Вот
почему выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработавший образовательную
систему для всестороннего развития личности, вполне обоснованно полагал, что
системообразующей особенностью является нравственное воспитание. "Основой
нравственного воспитания является развитие нравственных чувств человека"
[15]. Нравственность является неотъемлемой частью комплексного подхода к воспитанию
личности. "Формирование нравственности — это не что иное, как воплощение
моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения
личности и ее неуклонное соблюдение", — пишет И.Ф. Харламов [19]. Основная
функция нравственного воспитания — формирование в молодом поколении
нравственного сознания, стабильного нравственного поведения и моральных
чувств,  соответствующих современному
образу жизни, формирование активной жизненной позиции каждого человека,
привычка руководствоваться в своих действиях, отношениях чувством общественного
долга.

С течением времени ребенок постепенно овладевает
нормами и правилами поведения и взаимоотношений, принятыми в обществе,
усваивает, то есть приобретает свое понимание, осознает принадлежность правил к
себе, видит пути и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, к
природе, к себе. Результатом нравственного воспитания является формирование и
утверждение определенного набора моральных качеств личности. И чем крепче эти
качества формируются, тем меньше отклонений от моральных принципов, принятых в
обществе, наблюдается в человеке, тем выше оценка его нравственности другими.

Мораль — это стандарты и
нормы, которыми люди руководствуются в своем поведении, в своих повседневных
действиях. Мораль не вечна и не неизменна. Они воспроизводятся силой привычки
масс, поддерживаемой авторитетом общественного мнения, а не юридическими положениями.
В то же время моральные требования, нормы и права получают определенное
оправдание в виде идей о том, как вести себя в обществе. Моральные нормы
являются выражением определенных отношений, предписываемых нравственностью
общества поведению и деятельности человека в различных сферах. Нравственное
воспитание — это целенаправленный

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы