Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Юриспруденция Псо

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Институт опеки и попечительства в семейном и гражданском праве

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Институт опеки и попечительства в
семейном и гражданском праве: общая характеристика. 7

1.1. История развития института опеки и
попечительства в семейном и гражданском праве. 7

1.2. Правовая природа и роль института опеки и
попечительства в семейном и гражданском праве. 15

1.3. Органы института опеки и попечительства. 22

Глава 2. Правовое регулирование отношений, возникающих
в связи с установлением, осуществлением и прекращением института опеки и
попечительства в семейном и гражданском праве. 28

2.1. Содержание отношений, возникающих в связи с
установлением, осуществлением и прекращением института опеки и попечительства в
семейном и гражданском праве  28

2.2. Особенности деятельности органов институтов
опеки и попечительства в г. Москва. 33

2.3. Порядок установления и прекращения института
опеки и попечительства: проблемы и перспективы.. 45

Заключение. 54

Список использованной литературы.. 57

  

Введение:

 

Каждый гражданин
(физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь
права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане
(физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять
обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для
восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для
защиты их прав и интересов используется институт опеки, попечительства и
патронажа.

В настоящее время
проблемы института опеки, попечительства и патронажа заслуживают юридического
внимания. Опека и попечительство являются одними из форм семейного устройства
детей и иных подопечных.

Актуальность темы
выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в последние годы семья,
материнство, детство становятся приоритетными направлениями государственной
политики, усиливается выраженный в ст. 7 Конституции РФ государственный интерес
в регулировании семейных отношений.

Символичным стало
принятие в 2008 году Федерального закона «Об опеке и попечительстве»[1].
Законодатель, осознав острую необходимость проведения комплексной реформы
института опеки и попечительства, так как первые современные нормы содержались
в части первой ГК РФ[2] и СК
РФ[3], а с
тех пор прошло более десятка лет.

Принятие закона об опеке
стало полемичным неспроста: с помощью него привнесена масса новелл в
действующее законодательство, регулирующее отношения с участием, как
несовершеннолетних, так и совершеннолетних граждан, находящихся под опекой
(попечительством) или нуждающихся в её установлении.

В законе сформулированы
принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству,
основными задачами которого являются, в частности, выявление лиц, нуждающихся в
установлении над ними опеки или попечительства, защита прав и законных
интересов подопечных, обеспечение государственной поддержки и стимулирование
такой деятельности. Определены права и обязанности органов опеки и
попечительства, упорядочены процедуры назначения опеки и попечительства,
конкретизирован порядок обжалования принятых данными органами решений. Введен
институт «предварительной опеки» для случаев, когда в интересах недееспособного
или не полностью дееспособного лица необходимо немедленное его устройство.
Законом предоставлено преимущественное право близким родственникам быть
опекунами (попечителями) подопечного. Предусматривается механизм установления
опеки (попечительства) по заявлению родителей на период их временного
отсутствия по уважительным причинам. Впервые вводится порядок устройства лица
под опеку (попечительство) по договору. Положениями закона устанавливается
правовой режим имущества подопечных. Регламентируются действия по управлению,
охране и распоряжению таким имуществом.

Вследствие изменений
законодательства об опеке и попечительстве, целый ряд аспектов нуждается в
новом рассмотрении. Хотелось бы надеяться, что принятые нововведения найдут
применение на практике и станут хорошим подспорьем в регулировании отношений с
участием лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки.

Научным исследованием правовых аспектов института опеки и
попечительства в разное время занимались такие учёные, как М.В. Антокольская, Е.Г.
Азаровой, А.Г. Гойхбарг, А.Д. Джабраиловой, О.А. Кабышева, И.М. Кузнецова, А.И.
Пергамент, Л.М. Пчелинцева и др.

Объектом исследования
выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие
в сфере института опеки и попечительства.

Предметом исследования
выпускной квалификационной работы является правовые нормы,
регулирующие институт опеки и попечительства.

Целью
выпускной квалификационной работы является анализ особенностей, современных
проблем и перспектив института опеки и попечительства в семейном и гражданском
праве.

Задачи
выпускной квалификационной работы:

— изучить историю развития института
опеки и попечительства в семейном и гражданском праве;

— рассмотреть правовую природу и роль
института опеки и попечительства в семейном и гражданском праве;

— проанализировать органы института
опеки и попечительства;

— охарактеризовать содержание
отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением
института опеки и попечительства в семейном и гражданском праве;

— провести анализ особенностей
деятельности органов институтов опеки и попечительства в г. Москва;

— раскрыть порядок установления и
прекращения института опеки и попечительства.

Методологическую основу выпускной
квалификационной работы составляют диалектический метод познания,
предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из
числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный
метод и ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из
частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой,
проблемно-теоретический и др.

Нормативную
базу выпускной квалификационной работы составили Конституция РФ[4], федеральные законы
РФ.

Эмпирической основой
выпускной квалификационной работы являются правовые акты законодательства.
Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций,
диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в
своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики. Научная литература
представлена современными авторами.

Теоретическая и
практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том,
что изложенные в ней выводы и предложения могут быть учтены и использованы: в
правотворчестве, в совершенствовании законодательства РФ; в
научно-исследовательских работе при дальнейшем изучении проблематики института
опеки и попечительства.

Структура выпускной
квалификационной работы определена логикой, целью и задачами исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.

Во введении выпускной квалификационной работы
обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая,
нормативная основа и значимость выпускной квалификационной работы.

В первой главе выпускной квалификационной работы
изучена общая характеристика института опеки и попечительства в Российской
Федерации.

Во второй главе выпускной квалификационной работы
проведен анализ правового регулирования отношений,
возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением института
опеки и попечительства в семейном и гражданском
праве.

В заключении обобщены результаты выпускной
квалификационной работы. [1] Федеральный закон от
24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об опеке и попечительстве"
// СПС
«КонсультантПлюс». [2] Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание
законодательства РФ. — 1994. — N 32. — Ст. 3301. [3] Семейный кодекс Российской
Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)
// СПС «КонсультантПлюс». [4] Конституция
Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС
«КонсультантПлюс».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.

1. В России, которая развивалась независимо от влияния римского
права, по крайней мере, до реформ Петра I, исторически сложились одни и те же
принципы правового регулирования опеки и попечительства: принципы
безвозмездности и добровольности. Постепенно общество уходит от модели
принудительной опеки, назначаемой независимо от желания опекуна (попечителя) в
качестве гражданской повинности. Таким образом, принцип добровольности прочно
завоевывает позиции в сообществе.

Однако современное
общество, постепенно отступает и от принципа безвозмездности осуществления
опеки и попечительства, хотя пока еще он формально остается основным принципом
правового регулирования отношений по опеке и попечительству.

Рассмотрев развитие опеки
и попечительства на разных исторических этапах России можно отметить, что проблема
защиты интересов и имущественных прав несовершеннолетних во все времена была
очень важна и многогранна в связи с чем нельзя рассматривать проблемы,
возникающие по опеки и попечительства в рамках одного права так как для полной
защиты прав несовершеннолетних необходимо комплексное рассмотрение проблемы.

2. Опека и попечительство
в настоящее время являются более распространёнными формами воспитания детей,
оставшихся без опеки родителей. Существует законодательная база, которая
регулирует семейные отношения, но остаётся достаточно обширный перечень
вопросов, которые законодатель считает дискуссионными.

Термины «опека» и
«попечительство», объединяемые нередко в единое понятие «опека», означают,
прежде всего, устройство граждан, нуждающихся в особой правовой защите ввиду их
неполной гражданской дееспособности. В этом смысле опека и попечительство
являются средствами восполнения недостающей дееспособности граждан.

Самое распространенное
различие пониманий рождается из принадлежности к отрасли права. Так с точки
зрения гражданского права опека и попечительство — способ восполнения
утраченной дееспособности; семейного права — формы устройства детей-сирот и
детей, утративших попечение родителей.

Опека и попечительство
как институт права — комплекс норм, регулирующих осуществление заботы и
устройство граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства.

3. На сегодняшний день
институт опеки и попечительства активно развивается, но при этом остается ряд
пробелов в законодательстве, а также возникает ряд проблем непосредственно в
исполнении обязанностей как со стороны органов опеки и попечительства, так и со
стороны опекунов (попечителей). Потребность человека в заботе о ближнем сегодня
должна культивироваться обществом, поощряться всеми возможными попечителя
способами и, безусловно, «эксплуатироваться», но в пределах допустимого. Это
значит, что законодатель, помимо заботы о самих опекаемых, должен также найти
способы поддержки тех граждан, кто отважился взять на себя заботу об инвалидах
или детях, и тем самым мотивировать остальных сограждан к подобному поведению.
Однако также должны быть закреплены оставшееся соответствующие меры контроля за
деятельностью опекунов (попечителей), которые будут гарантировать осуществление
прав и интересов подопечных лиц. Возможные изменения в содержании норм об опеке
всегда и попечительстве должны строиться исходя из принципа приоритета
интересов личности, что в свою очередь обусловлено не только непосредственной
ценностью человека как первоосновы социума. В отношении обозначенных вопросов
так называемые публичные и частные интересы как нельзя более тесно
взаимосвязаны, однако преобладание последних совершенно очевидно.

4. Последнее реформирование системы опеки и попечительства,
повлекшее за собой внесение изменений и в гражданское, и в семейное
законодательство, обусловило множество новых вопросов и только усилило
актуальность предпринятого исследования.

Несмотря на новшества
действующего законодательства и предлагаемые в работе нововведения, связанные с
уменьшением императивного начала и приданием институту мобильности, нормы,
регулирующие опеку и попечительство, должны располагаться в нескольких отраслях
законодательства, обеспечивая необходимый баланс частного и публичного
интереса.

5. Проведенное анкетирование показало высокий
уровень работы органов опеки, попечительства и патронажа г. Москвы,
соответствие основным параметрам оценки качества работы организаций социального
обслуживания.

Тем не менее, необходимы дополнительные меры по
совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства г. Москвы в
области социальной политики.

6. Полагаем, что следует внести изменение
в ст.11 Закона «Об опеке и попечительстве» о том, что кроме заявления родителей
либо самого несовершеннолетнего об установлении опеки и попечительства, с
указанием конкретного гражданина, который должен быть назначен опекуном или
попечителем, представляется согласие этого лица на назначение его опекуном или
попечителем.

На сегодняшний день положение ч. 2 ст. 29 закона «Об опеке и
попечительства» содержит пробел, который восполняется путем обращения к норме
п. 2 ст. 62 СК РФ. Основаниями прекращения опеки над ребенком
несовершеннолетних (-его) родителей (-я) являются достижение 16 лет родителем
при изъявлении им желания осуществлять родительские права и обязанности, либо
приобретение им полной гражданской дееспособности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Институт опеки и
попечительства в семейном и гражданском праве: общая характеристика

1.1. История развития института опеки
и попечительства в семейном и гражданском праве Одним из самых приоритетных направлений политики государства, в
социально-экономической сфере, считается забота о формировании здорового
поколения малолетних и несовершеннолетних граждан как полноценных участников
общественных отношений.

Самые ранние формы «института детского сиротства» связаны с
формами домашнего рабства, основанного на обычае, при котором захваченные в
плен дети входили в одну из семей победителей. Это являлось своеобразным
институтом защиты и сохранения жизни ребенку. В дальнейшем институту опеки и
попечительства пришлось пройти длинный и сложный исторический путь, чтобы
преобразоваться в комплексную науку основой которой служит не только семейное
устройство, а защита прав и имущественных интересов подопечных.

Изначально на Руси не существовало своих писаных законов,
регулирующих вопросы приёмной семьи, опеки и попечительства и устройства детей,
оставшихся без родительского попечения вообще. Однако греко-римские законы
давали духовной власти весьма значительное влияние на дела опеки и
попечительства[1].

По Греко-римским законам того времени, которые пришли на Русь,
главным образом из Византии, в несовершеннолетии различали два возраста:

Первый от рождения до четырнадцати лет включительно для детей
мужского и до двенадцати лет для детей женского пола;

Второй до двадцати пяти лет для детей обоего пола.

В первом возрасте несовершеннолетние назывались не возрастными (impuberes),"BO втором — малолетними (minores). Не возрастные, у которых не было отца (pater), находились под опекой (tutela), малолетние, также не имевшие отца, подлежали попечительству
(сига).

Опека устанавливалась следующими способами:

1. Завещанием
отца;

2. Законом;

3. Назначением
от правительства.

В первую очередь к опеке призывались лица, назначенные в завещании
отца. Если они по законным причинам отказывались или не могли быть опекунами,
то право опеки принадлежало родственникам не возрастного, они призывались к
опеки в том же порядке, в каком имели право наследовать по закону. Матери и
бабке принадлежало преимущественное право принять на себя опеку, с условием,
что они должны дать обещание не выходить замуж[2].

В Русской Правде имеется следующее упоминание об опеке: «Если
после смерти отца в семье остались малые дети, и мать выходила вторично замуж,
то опекуном их назначался один из ближайших родственников, им мог быть и
отчим». Опекуну при свидетелях передавалось во временное пользование движимое и
недвижимое имущество ребенка за вознаграждение из доходов с этого имущества.
Если у осиротевшего не было и родственников, которые бы могли и должны были
принять на себя опеку, то опекун назначался от правительства. При этом в
назначении принимали участие и архиереи.

Существенным правом и обязанностью опекуна было дополнять
юридическую личность подопечного, — т.е. давать за него согласие по
гражданско-правовым сделкам и утверждать его действия. Не возрастной мог
приобретать любое имущество посредством дарения, на это не требовалось
одобрение опекуна; но он не мог отчуждать своего имущества (имения), не мог
принимать на себя обязательств, без согласия опекуна. Опекун управлял также
имуществом не возрастного. Воспитание не возрастного, собственно, не
принадлежало к обязанностям опекуна. Оно, если об этом не было прямо указано в
завещании отца, принадлежало матери и другим ближайшим родственникам не
возрастного. По окончании опеки он должен был возвратить подопечному всё
имущество в целости со всеми его приращениями и дохами, а также дать отчет о
своих действиях.

На опекуна возлагалась обязанность по охране имущества
подопечного. Отмечается правовое содержание «охраны» как совокупность[3]:

1) действий,
направленных на защиту объектов охраны;

2) лиц,
осуществляющих эти действия, и лиц, в отношении которых совершаются действия;

3) материальных
и нематериальных благ, по поводу которых возникают действия;

4) специальных
способов и приемов осуществления действия;

5) законодательного
оформления указанных элементов [Шаронов 2015, 44].

Из всех Русских законодательных памятников об опеке над
несовершеннолетними до Петра I прямо говорится только в пространной редакции
Русской Правды; в других памятниках встречаются только скудные и случайные
указания, относящиеся к данному предмету исследования. Недостаток нормативных
постановлений заменяется историческими свидетельствами, дающими разные примеры
опеки над несовершеннолетними. [1] Тен Н.С. История института опеки и попечительства в доктрине и
законодательстве // В сборнике: Актуальные проблемы права. Сборник научных
статей магистрантов. Под редакцией Б.Г. Койбаева. Владикавказ, — 2019. — С.
162-166. [2] Денисова О. Становление и развитие института опеки и
попечительства в России // Вопросы российского и международного права. — 2019.
Т. 9. — № 12-1. — С. 22-34. [3] Дробянский Н., Осташков Н., Анисимова О.Е. К вопросу об истории
развития законодательства об опеке и попечительстве // В сборнике: Экономика,
управление и финансы в XXI веке: факты, тенденции, прогнозы. Материалы
международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 386-391.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы