Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Гуманитарные науки Библиографоведение

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Информационная культура и пути её повышения на базе библиотек

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление Введение. 3
Глава 1. Особенности
организации работы библиотеки. 6
1.1.Особенности
формирования информационной культуры.. 6
1.2.Специфика библиотечной
работы в приобщении к чтению.. 12
1.3.Роль библиотеки в
развитии информационной культуры.. 17
Глава 2. Проектирование
работы по повышению информационной культуры на базе библиотек. 21
2.1. Выявление уровня
информационной культуры школьников. 21
2.2. Проект по повышению
информационной культуры.. 25
2.3. Проверка
эффективности разработанного проекта. 28
Заключение. 32
Список литературы и
источников. 34
Приложение. 38

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Умение
работать с информацией сегодня является основным междисциплинарным навыком,
который подразумевает активные действия по поиску, обработке и организации
информации.

Любому человеку, в
том числе и школьнику, постоянно приходиться иметь дело с большим объемом
информации. Дать ребенку ориентир, научить пользоваться Интернетом, в
частности, научить его осуществлять поиск по различным типам данных – это одна
из актуальных задач библиотеки.

Необходимо
минимизировать информационную неразборчивость и исключить перегрузки.
Необходимо сформировать такую культуру, которая будет преимущественно
проявляться в потребности формировать навыки поиска информации, ее анализа,
обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально
рациональной и понятной форме.

В настоящее время,
соответственно, значение информационной культуры является очень высоким,
поскольку в условиях информатизации и информационной модели общества вообще
сама по себе информация является чрезвычайно ценным ресурсом.

На личностном
уровне информационная культура может просматриваться в информационной среде,
которая, в свою очередь, дает возможность решать проблемы доступа к знанию, который
можно получить в любое время и в любом месте.

И, как следует
заметить, пользователь информации находится во взаимодействии с информационной
средой не в качестве безличного исполнителя той или иной социальной роли, он
является полноправной, полноценной личностью, которая имеет свой уникальный
творческий выбор, который позволяет достичь активной рефлексии над собственным
процессом мышления.

Представляясь в
качестве важной составляющей информационной культуры, проблема постоянного и
систематического самообразования также достаточно важна.

В свою очередь, самостоятельная
познавательная деятельность дает возможность беспрерывно повышать и
совершенствовать знания, обогащать их на протяжении всей жизни. Как следует
заметить, в этом в настоящее время очень сильно помогает сближение и
взаимодействие формальных и неформальных видов образования, то есть появление
универсальных социально-культурных институтов (библиотечные центры,
альтернативные школы, инновационные учреждения), которые, в свою очередь, способствуют
непрерывному повышению уровня информационной культуры, особенно когда это
касается детей школьного возраста. Специфика их возраста позволяет говорить о
необходимости информационной грамотности, информационной культуры как способа
получать качественные знания.

Проблема исследования: как формируется
информационная культура школьников в библиотеке.

Объект исследования – информационная
культура.

Предмет
исследования – библиотечная работа по формированию информационной
культуры школьников.

Цель исследования – выявить уровни
сформированности информационной культуры у школьников на основании проведения
библиотечного проекта.

Цель исследования
обуславливает решение следующих задач:

— изучить
особенности формирования информационной культуры;

— рассмотреть
специфику библиотечной работы по приобщению к чтению;

— определить роль
библиотеки в развитии информационной культуры;

— выявить уровень
информационной культуры школьников;

— разработать
проект по повышению информационной культуры школьников;

— проверить
эффективность разработанного проекта.

База исследования: Детская библиотека
им. Ленина в г. Ростов-на-Дону.

Методы исследования:

— теоретические:
анализ, обобщение литературы по изучаемой проблеме;

— практические:
методика диагностики информационной культуры школьников Т.В. Борисовой.

Структура исследования. Работа состоит из
введения, двух глав, заключения, библиографического списка

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе теоретического исследования было выяснено, что информационная культура
составляет в целом грамотность в информационной среде. При этом ее формирование
осуществляется в соответствии с выделенными уровнями, каждый из которых
включает объем знаний, умений и навыков на определенном жизненном этапе, которые
непосредственно ее составляют.

Библиотека,
обращаясь к личности ребенка, формирует его информационную культуру как отклик
на потребности современного мира. Рассматривая роль библиотеки в
формировании информационной культуры можно сказать, что информационная библиотечная
среда позволяет хранить информацию, извлекать ее и предоставлять пользователю, представляясь
обязательным элемента современной культуры.

Эмпирическое исследование показало, что изначально
был зафиксирован низкий уровень сформированности информационной культуры,
который показали 60% школьников. После внедрения проекта на низком уровне
осталось только 8% исследуемых. Это показывает эффективность разработанного
проекта.

На основании проведенной работы можно
обратить внимание на то, что целенаправленная систематическая работа по
формированию информационной культуры школьников на базе библиотеки помогает в
повышении ее уровня.

Работа в рамках проекта предусматривала
проведение целенаправленных мероприятий в форме беседы (массовые мероприятия),
каждое из которых было ориентировано на одну тему. Беседа способствовала
ознакомлению с проблемой, а наглядный показ позволил усвоить материал.
Практическое закрепление полученных знаний позволяет говорить о том, что
школьники формировали свою информационную культуру на базе библиотечных
мероприятий.

Школьники, как показали результаты
исследования, после проекта значительно повысили свою информационную культуру,
что выражалось в самостоятельном поиске информации, самостоятельном обнаружении
проблемы, самостоятельном ее решении. То есть, информационная культура
позволяет достаточно автономно работать с разными пластами информации как
непосредственной, так и электронной. К тому же, навыки работы с информацией
являются очень важными в современном информационном обществе.

При этом важно, что эффективность
формирования информационной культуры преимущественно зависит от того, насколько
точно будут соблюдены все условия проекта и процедура его внедрения. В данном
случае поэтапность работы обусловила постепенное овладение пластами информации
и навыками, которые непосредственно составляют информационную культуру.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Особенности организации работы библиотеки 1.1. Особенности формирования информационной культуры В
условиях информатизации современного общества очень важным становится
формирование информационной культуры личности, перед которой открываются
широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством
информационных ресурсов. Основным фактором в настоящее время можно считать то,
что информация является главным ресурсом, более того, зачастую качество жизни
зависит именно от того, насколько качественно личность умеет пользоваться
информацией. Соответственно, информационная культура играет огромное значение,
которое будет возрастать и дальше.

Важность
формирования информационной культуры подтверждается многочисленными научными
исследованиями. Поскольку проблема носит междисциплинарный характер, ее
изучением занимаются специалисты из разных областей: библиотекари, специалисты
по информатике, культурологи, социологи, философы. Тем не менее, подходы к
пониманию информационной культуры в разных сферах трактуются не одинаково, а со
специфическими отличиями.

М.А. Минкина обращала внимание на то, что «библиотекари
в понятие информационной культуры личности привычно вкладывают читательские
умения и навыки. Специалисты по информатике связывают ее с компьютерной
грамотностью и умением работать в электронных сетях. Социологи считают, что
проявлением информационной культуры является ориентация человека в быстро
меняющихся социальных условиях, способность адаптироваться к ним, критически и
самостоятельно оценивая поступающую информацию. Культурологи и философы
подходят к проблеме наиболее широко: информационная культура видится ими как
способ жизнедеятельности

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы