Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Игровые технологии на уроках литературного чтения как средство формирования познавательных УУД.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения 7
1.1 Психолого-педагогический анализ проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий 7
1.2 Возможности игровых технологий для формирования универсальных учебных действий младших школьников 14
1.3 Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий с помощью игровых технологий на уроках литературного чтения 20
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения 27
2.1 Выявления уровня формирования познавательных универсальных учебных действий 27
2.2 Система работы для формирования познавательных универсальных учебных действий с помощью игровых технологий на уроках литературного чтения 35
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 48
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения
Введение:
На современном этапе развития образования в нашей стране четко определен государственный запрос в требованиях к образовательным результатам учащихся. Цели образования в данный момент должны выступать не только в виде суммы полученных знаний, умений и навыков, но и обязательно включать в себя общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Развитие данных способностей обеспечивает становление ребенка, как личности, умеющей осуществлять контроль своих действий, самостоятельно и взвешенно принимать ответственные решения и выступает как критерий успешности, позволяя саморазвиваться и самосовершенствоваться. Базовая основа всех этих качеств закладывается в период начального обучения ребенка в школе. Полученный ребенком в младшей школе опыт во многом, если не во всем, предопределяет успешность его обучения в течение последующей жизни, а также развития и становления его, как личности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом современное образование рассматривается как системное развитие обучающегося как субъекта познавательной деятельности. Как отмечено в п.13 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) – предметом итоговой оценки является достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. При этом «качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видом универсальных действий», овладение метапонятиями и метаумениями.
Следовательно, возникает необходимость перехода к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни. При этом следует дополнить материал каждого учебного предмета в школе универсальными учебными действиями. Автоматически меняется и роль учащегося. Из пассивного слушателя, воспринимающего информацию от учителя, он становится активным субъектом образовательного процесса, исследователем, добывающим знания в практической познавательной деятельности. Деятельность носит для учащегося не отвлеченный, а личностный характер, так как связана с проблемами в реальной настоящей жизни. В связи с этим и изменяется взаимодействие между обучающимися, учеником и учителем, становится сотрудничеством в совместной деятельности решения проблем для получения новых знаний. Учитель деликатно направляет обучающихся в их познавательной деятельности, опираясь на деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.
Именно в младшей школе происходит большое число изменений и преобразований в когнитивной сфере ребенка. На этот возраст приходится сензитивный период, в который формируется познавательное отношение к миру, навыки учебной деятельности, организованности и саморегуляции.
А по мнению современных педагогов и психологов, а в частности Д.И. Фельдшейна, у современных детей резко снизилось когнитивное развитие, снизилась энергичность детей, их желание активно действовать… наблюдается недоразвитие мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности… выявлены крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения.
На уроках литературного чтения получают опыт познания окружающей действительности через понимание прочитанного. Ш.А. Амонашвили писал, что чтение мы должны рассматривать в качестве способа познания действительности, как ни и является, и цель обучения чтению должна заключаться именно в развитии в ребенке познавательного чтения, то есть такого, когда ребенок с помощью чтения решает познавательные задачи.
Следовательно, актуальность вопроса формирования познавательных учебных действий на уроках литературного чтения велика. Все вышеперечисленное определило проблему исследования: как сформировать познавательные учебные универсальные действия младшего школьника на уроках литературного чтения. Так как спектр учебных универсальных действий велик, то мы решили рассмотреть в рамках нашего исследования формирование познавательных универсальных действий, что и определило тему исследования: «Игровые технологии на уроках литературного чтения как средство формирования познавательных УУД».
Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: игровые технологии на уроках литературного чтения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.
Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация методической системы учебных задач, способствующих формированию познавательных учебных действий младшего школьника на уроках литературного чтения посредством игровых технологий.
Гипотеза исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения будет проходить более эффективно, если формировать положительную мотивацию младших школьников путем использования игровых технологий обучения, стимулирующих их познавательную активность.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему формирования познавательных универсальных учебных действий в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать особенности формирования познавательных универсальных учебных действий с помощью игровых технологий на уроках литературного чтения.
3. Провести исследование формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
4. Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования: теоретические (изучение педагогической, психологической, методической, периодической и учебной литературы по теме исследования; анализ, синтез, обобщение); эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент).
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации психолого-педагогического анализа развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанную систему заданий можно использовать в практике учителей начальных классов для формирования познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
В работе изучили теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий. Были рассмотрены универсальные учебные действия в целом. Они подразделяются на личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные. Все они взаимосвязаны и способствует полноценному становлению личности ребенка не только при обучении в школе, но оказывают влияние на всю последующую жизнь. Подробно были рассмотрены познавательные универсальные учебные действия, как система способов познания окружающего мира. Изучена их структура, проведен анализ работ психологов и педагогов, посвященных вопросу их формирования.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, пришли к выводу, что игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Она строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса, объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др.
Для выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников выделили следующие критерии и показатели: мотивационно — когнитивный (стремление к познанию нового); эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций по отношению к деятельности, стремление преодолевать трудности); личностно-деятельностный (умение самоорганизации учебной деятельности).
Для проведения начальной диагностики младших школьников по выявлению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий, использовали следующие методики: «Методика с конвертами» (по Г.И. Щукиной), анкетирование по методике Г.И. Щукиной, опросник И.В. Луцевой «Самоорганизация учебной деятельности младшего школьника».
Полученные результаты на констатирующем этапе позволяют сделать вывод, что у большей части исследуемой группы преобладает средний уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий, что говорит о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы в целях положительной динамики развития уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
С целью развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на формирующем этапе использовали игровые технологии на уроках литературного чтения. Работа по использованию игровых технологий у младших школьников строилась на основе проведения дидактических игр на разных этапах уроков литературного чтения.
После проделанной работы провели повторный анализ результатов работы по тем же критериям и показателям уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников с целью обнаружения положительной динамики. На основе проделанной работы видим, что у детей повысился уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий, а следовательно игровые технологии на уроках литературного чтения являются эффективным средством развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
1.1 Психолого-педагогический анализ проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий
Появление понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели овладения знаниями и навыками к цели развития личности школьника. Начальное школьное образование является основой всего дальнейшего образования. Учителя должны показать и научить учащихся, как применять универсальные способы действий, которые помогут ученику развиваться, совершенствоваться и преуспевать в быстро меняющемся обществе. Прежде всего, это касается формирования универсальных учебных действий, которые отвечают за способность к обучению [14].
Сегодня начальное образование должно заложить прочную основу для формирования учебной деятельности ребенка — системы обучения и когнитивных мотивов, способности принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, а также результат. Вот почему «ожидаемые результаты» образовательных стандартов направлены не только на цель, но и на метапредмет и личные результаты. Основной задачей школы в будущем будет непосредственное изучение самого предмета, раскрытие способностей каждого ученика в отдельности, а также обучение гражданина, который будет готов к жизни в мире высоких технологий с большой конкуренцией [7].
Концепция развития универсальных образовательных действий была разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская И.А. Володарская и др. [2]. Внимание к развитию универсальной образовательной деятельности свидетельствует