Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Игровые технологии как средство формирования и развития познавательных УУД обучающихся в начальной школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 7
1.1 Проблема формирования познавательных универсальных
учебных действий у младших школьников. 7
1.2 Игровые технологии как средство развития
познавательных интересов детей младшего школьного возраста. 16
Выводы по 1 разделу. 22
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ.. 25
2.1Диагностика уровня развития
познавательных УУД у учащихся. 25
2.2 Комплекс уроков с
использованием игровых технологий для учащихся. 38
2.3 Анализ результатов
опытно-экспериментальной работы.. 40
Выводы по 2 разделу. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….56
Введение:
Актуальность исследования. В условиях реализации Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС
НОО) основное внимание обращено к проблеме формирования универсальных учебных
действий (далее УУД) школьников.
Возникновение понятия «УУД» связано с
изменением образовательного целеполагания: от цели усвоения знаний, умений и
навыков к цели развития личности обучающегося.
УУД – это совокупность способов действий
обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению
новых знаний, то есть способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта. Выделяются следующие виды УУД: познавательные,
коммуникативные, регулятивные, личностные и знаково-символические.
Теоретические положения концепции Л.С.
Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, которые
раскрывают основные психологические закономерности процесса развивающего
образования и структуру учебной деятельности учащихся лежат на основе концепции
развития УУД. Концепция разработана на основе системно-деятельностного подхода
и учитывает общие возрастные закономерности развития детей и подростков.
Концепция развития УУД разработана группой
авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A.
Карабановой, Н.Г. Салминой и С.М. Молчановым (под руководство А.Г. Асмолова). В
образовательной системе «Школа 2100» был накоплен опыт формирования УУД.
В современной школе возникает насущная
потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах
обучения.
К таким активным формам обучения,
недостаточно освещенным в методике преподавания начальной школы, относятся
игровые технологии.
Под «игровыми технологиями» в педагогике
понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации
педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровые
технологии классифицируются относительно различных оснований:
— по характеру педагогического процесса
(обучающие, познавательные, развивающие, коммуникативные);
— по игровой методике (предметные,
ролевые, деловые, имитационные);
— по преобладающему методу (поисковые,
творческие, развивающие);
— по игровой среде (без предметов или с
предметами, настольные, компьютерные).
Игровые технологии являются одной из уникальных форм
обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только
работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению
основных предметов начальной школы. Занимательность условного мира игры делает
положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию,
повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового
действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной
стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой
ситуации, то есть усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную
практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс, способствует
формированию информационно-коммуникативных навыков учащихся.
Несмотря на то, что игровые технологии во многом остаются
инновационными для отечественного педагогического процесса, накоплен
существенный научно-методический опыт их использования, к которому
целесообразно обращаться педагогам, ориентированным на использование потенциала
игр в вопросах формирования и развития УУД.
При этом существует следующее противоречие. С одной стороны,
педагоги-практики активно разрабатывают техники и приемы по формированию и
развитию познавательных УУД. С другой стороны, в этом обилии методических
разработок не всегда в полной мере учитываются возрастные особенности учащихся,
особенно первоклассников и второклассников. Дело в том, что первоклассники
только переходят в своей основной деятельности от игровой (свойственной
дошкольному возрасту) к учебной (свойственной младшему школьному возрасту), а
потому нуждаются в большем использовании игровых технологий.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Проблема исследования: каковы условия формирования познавательных УУД у
младших школьников первых двух классов в процессе игровых технологий?
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования:
«Игровые технологии как средство формирования и развития познавательных УУД
обучающихся в начальной школе».
Цель исследования: доказать необходимость
использования игровых технологий на уроках с целью повышения уровня
формирования познавательных УУД у младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что
развитие познавательных УУД младших школьников будет проходить более успешно,
если на уроках применять игровые технологии.
Объект исследования: процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования: формирование и развитие познавательных
УУД обучающихся в начальной школе средствами игровых технологий.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены
следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «познавательные УУД» и определить
особенности их формирования и развития.
3. Выявить возможности игровых технологий как средства развития
познавательных УУД младших школьников.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность использования
игровых технологий как средства развития познавательных УУД младших школьников
в учебном процессе.
База исследования: МАОУ «Школа № 139» (г. Нижний
Новгород).
Выборку испытуемых в опытно-экспериментальной части выпускной
квалификационной работы составили учащиеся 2 «А» класса в количестве 25
человек.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были
использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и
обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,
наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент,
анализ педагогического эксперимента, обработка данных
Структура работы: работа состоит введения, двух глав,
заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
По
итогам выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута
поставленная во введении цель работы, что позволило доказать необходимость использования
игровых технологий на уроках с целью повышения уровня формирования
познавательных УУД у младших школьников.
Для достижения указанной цели работы были решены следующие задачи:
— была проанализирована психолого-педагогическая
литература по проблеме исследования;
— было рассмотрено понятие «познавательные УУД» и определены
особенности их формирования и развития;
— были выявлены возможности игровых технологий как средства
развития познавательных УУД младших школьников;
— экспериментальным путем была проверена эффективность
использования игровых технологий как средства развития познавательных УУД
младших школьников в учебном процессе.
Качественный и количественный анализ данных
позволил подтвердить выдвинутую гипотезу исследования о том, что развитие познавательных
УУД младших школьников будет проходить более успешно, если на уроках применять
игровые технологии.
Таким
образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в
полном объеме.
В
заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую
значимость, а также перспективы научного исследования.
Теоретическая
значимость исследования состоит в систематизации и обобщении
научно-методических позиций относительно проблемы формирования познавательных
УУД у младших школьников; в рассмотрении игровых технологий как средства
развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста.
Практическая
значимость исследования заключается в возможности использования материалов
работы следующими категориями лиц:
—
педагогами начального звена с целью оптимизации своей деятельности по
формированию и развитию познавательных УУД обучающихся средствами игровых
технологий;
—
студентами-педагогами с целью самоподготовки к тематическим практическим и
семинарским занятиям;
—
молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с
целью систематизации и обобщения научно-методических сведений и эмпирических
данных.
Научные
перспективы у исследования мы видим следующие. Целесообразно рассмотреть,
насколько эффективны в применении игровые технологии в процессе развития других
видов УУД, в частности регулятивных. Проведение подобных исследований позволит
создать методические рекомендации по использованию игровых технологий в
процессе развития УУД у обучающихся в начальном звене.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1
Проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у младших
школьников Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра
целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. ФГОС [48]
начального общего образования ориентирует на развитие УУД как психологической
составляющей фундаментального ядра образования. Среди УУД выделяют личностные,
регулятивные, познавательные, знаково-символические, коммуникативные.
Познавательные УУД для успешного обучения должны быть сформированы уже
в начальной школе.
Среди познавательных УУД можно назвать самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели, выбор оснований, критериев для сравнения,
оценки и классификации объектов, синтез как составление целого из частей и прочее.
Особая роль отводится уроку математики. Развитие познавательных УУД на уроках математики необходимо по ряду
причин, основными из которых являются следующие:
—
фундамент учебного предмета «математика» составляет методическая концепция,
выражающая необходимость целенаправленного и систематического формирования
приемов умственной деятельности в процессе освоения математического содержания;
— направленность курса математики на формирование приемов умственной
деятельности позволяет реализовать в практике обучения системно-деятельностный
подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности и создать
дидактические условия для овладения УУД;
— учебный предмет «математика» имеет большие потенциальные возможности
для формирования познавательных УУД [22].
Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС [48])
с позиции методологического подхода базируется на определенном ряде положений,
которые регламентируют развитие подрастающего поколения российского общества.
Рассмотрим ряд требований, которые
предъявляются к ступени начального общего образования:
— структурообразующие требования:
— результативные требования;
— требования к реализации [48].
При этом необходимо иметь в виду то, что
ключевой целевой установкой с точки зрения начального образования является
непосредственно овладение базовой частью учебной деятельности, а именно, ее
коммуникативной, интеллектуальной, социальной составляющей.
В современном мире возникли новые
социальные запросы, предполагающие, что образование должно удовлетворять
общекультурные, личностные и познавательные потребности. Поэтому целевым
ориентиром образования стало «научить учиться». Главной задачей образовательного
процесса, в связи с этим, представляется именно формирование УУД, которые
способны совершенствовать личность путем ее приобщения к социальному опыту.
Обратим внимание на тот факт, что само по
себе определение УУД подразумевает под собой определенную способность к
самосовершенствованию путем присвоения нового социального опыта. С позиции
психологического знания, в свою очередь, УУД можно рассматривать как некоторую
совокупность действий учащегося, которые реализуют процессы его культурной
идентичности, а также помогают самостоятельным образом усваивать новые знания в
процессе образовательной деятельности [1].
В программе развития, которая была
разработана Александром Григорьевичем Асмоловым [49], компетентность позиционируется
как знания, позиционируемые в действии. Также рассматривается и
компетентностный подход, который обосновывается тем, что учащиеся активно
усваивают приобретаемые ими знания в процессе образования, что позволяет
достигать высоких результатов в обучении. В данной концепции речь идет о том,
что развитие с точки зрения УУД можно описать тремя аспектами:
— организация содержания образовательного
процесса;
— межпредметность;
— результативность [49].
Исходя из сказанного, следует
констатировать, что само по себе достижение такого аспекта как «умение учиться»
подразумевает обязательное освоение всей структуры учебной деятельности в
целом. В частности, усваиваются следующие составляющие:
— познавательные и учебные мотивы;
— цель обучения;
— задача обучения;
— операциональные УУД [6].
Рассмотрим функциональные особенности УУД:
— обеспечение возможности самостоятельной
реализации учебной деятельности, в частности же, формулирования учебных целей,
поиска и использования необходимых способов и средств достижения, контроля и
оценивания процесса и итогов деятельности;
— формирование условий, обеспечивающих
аспект личностной самореализации;
— овладение ЗУН и предметное развитие [6].
Кроме того, следует понимать, что
универсальность УУД заключается в следующих аспектах:
— надпредметность и метапредметность;
— целостность познавательных процессов;
— преемственность процесса образования;
— регулятивный характер деятельности;
— поэтапность образовательного процесса и психологическая
готовность к усвоению знаний [37].
Важно отметить, что УУД разделяются
блочно. Представим эти блоки:
— личностный;
— регулятивный;
— познавательный;
— знаково-символический;
— коммуникативный [37].
Следует более подробно рассмотреть эти
блоки.
Личностные УУД можно рассматривать с
позиции ценностной ориентации, в частности, речь идет об умении событийного
сопоставления с различными этическими принципами. Виды действий здесь могут
быть следующими:
— смыслообразующие аспекты, которые
обуславливают установление школьниками связи между целью учебной деятельности и
ее мотивом. Здесь, как следует обратить внимание, ученику необходимо задаваться
вопросом о смысле того или иного аспекта;
— этическое оценивание содержательной
системы, что гарантирует моральный выбор личности [37].
В свою очередь, регулятивные УУД
организуют непосредственную учебную деятельность школьников. Среди них можно
рассмотреть следующие:
— целеполагание, которое является
постановкой задачи учения на основании соотнесения того, что усвоено в
настоящий момент или будет усвоено;
— планирование – определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана своих действий;
— прогнозирование, то есть предварительное
предсказание получаемых в дальнейшем результатов [13].
Познавательные УУД состоят из общеучебных
и логических аспектов учебной деятельности в целом.
Констатируем, что общеучебные УУД состоят
из следующих аспектов учебной деятельности:
— целевая формулировка;
— отбор информации;
-поисковая деятельность;
— синтезирование полученных знаний;
— определение результативности и отбор;
— рефлексия, контроль, оценка;
— смыслоопределение;
— отделение основного от второстепенного;
— быстрая ориентация в восприятии;
— корректная оценка информации из СМИ;
— адекватное речевое поведение;
— постановка проблемы;
— определение необходимых алгоритмов
деятельности;
— знаково-символические действия [13].
Логические УУД, в свою очередь, очень
мощные по своему характеру, то есть, в целом можно отметить, что они
ориентированы непосредственно на поиск связей.
Логическое мышление предполагает, что
способность младшего школьника к производству простейших логических действий
совместно с составными логическими операциями работают в тандеме.
С этой точки зрения следует отметить тот
факт, что номенклатура логических УУД структурирует следующие компоненты:
— сравнение конкретно-чувственных и иных
данных;
— опознание конкретно-чувственных
компонентов;
— анализ;
— расчленение целого;
— синтез;
— сериация;
— классификация;
— обобщение;
— выявление причин и следствия;
— подведение под понятие;
— заключение;
— нахождение аналогий [43].
Знаково-символические УУД, обеспечивающие
определенные способы трансформации изучаемых процессов, которые непосредственно
определяют процессы моделирования, в частности, воспроизводительную функцию,
которая касается учебного материала. Здесь подразумеваются такие аспекты
психических процессов как память; выделение главного; отрыв от конкретных
ситуативных значений; вырабатывание обобщенных знаний.
Среди такого рода учебных действий можно
рассмотреть следующие:
— моделирование, или, иначе, трансформация
объекта, который обладает чувственными формами, в модель, в структуре которой
выделяются значимые параметрические аспекты рассматриваемого объекта
(пространственно-графические, либо знаково-символические);
— преобразование модели – трансформация
модели для определения общностей [43].
Коммуникативные действия дают возможность
реализовывать социальную компетентность и сознательную ориентацию младших
школьников со стороны (в первую очередь, именно коммуникативного партнера), а
также умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем, интегрироваться в группу сверстников и, соответственно с этим,
выстраивать самостоятельности продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Обратим внимание на то, что видами
коммуникативных УУД рассматриваются следующие:
— планирование сотрудничества с позиции
учебной деятельности с педагогами и ровесниками – установление цели, способов
взаимодействия и функций участников;
— постановка вопросов – инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – обнаружение и
идентификация проблемы, розыск альтернативных путей разрешения конфликтной
ситуации и их оценка, принятие решения, с последующей его реализацией;
— управление поведением партнера –
контроль, коррекция, оценка действий партнера;
— умение с необходимой точностью и в
полном объеме выражать собственные мысли согласно задачам и условиям
коммуникации;
— умение использовать монологическую, а
также диалогическую форму речи в соответствии с нормами родного языка и
грамматическими, и синтаксическими [15].
Таким образом, можно говорить о том, что
УУД развиваются как результат взаимодействия всего комплекса учебных предметов
и их циклов, при этом отмечается, что в каждом из них доминируют установленные
виды деятельности, а также и определенные УУД.
Как каждый процесс образовательной
системы, формирование УУД осуществляется поэтапно. Далее будут рассмотрены
этапы формирования УУД. Выдающийся ученый Петр Яковлевич Гальперин [14] выдвинул теорию планомерного
поэтапного формирования действий и понятий предметом которой стал процесс
формирования действия, которые понимаются как способы решения задач, относимых
к определенному классу. Данный процесс требует выделения системы условий,
учитывая которые в результате можно обеспечить правильные, в требуемой форме и
имеющие заданные показатели действия учащихся.
В основу теории легли представления о
возможной генетической зависимости между психическими операциями и внешними ее
выражениями в виде практических действий. Основывается данное предположение на
том, что мышление детей развивается в основном через связь с предметной
деятельностью, когда ребенок непосредственно взаимодействует с предметами.
Умозаключение: внешнее действие поэтапно может превращаться
во внутреннее, проходя через ряд конкретных этапов, которые тесно взаимосвязаны
между собой и не могут существовать друг без друга.
Система условий, предлагаемая Петром
Яковлевичем Гальпериным [14],
включает в себя три подсистемы:
— условия, которые обеспечивают процесс
построения и в результате, правильное выполнение учащимся нового способа
действия;
— условия, которые обеспечивают детальную
«отработку», а именно развитие желаемых свойств «способа действия»;
— условия, которые позволяют с
уверенностью и в полном объеме переносить алгоритм выполнения действий из
внешней предметной формы на интеллектуальный уровень [14].
Первый этап подразумевает создание
мотивационной основы действия, когда наблюдается первоначальная закладка
отношений учащегося к целям и задачам действия, которое необходимо усвоить, к
содержанию материалов, на которых данное действие должно отрабатываться. Данные
субъективные отношения имеют непостоянный характер и в дальнейшем могут
измениться, однако не стоит забывать о важной роли первоначальной мотивации,
которая занимает не последнее место в процессе усвоения действий.
Второй этап характеризуется становлением системы,
которая необходима при выполнении действий с заданными параметрами. Процесс
выполнения действий подразумевает регулярную проверку и уточнение данной схемы
ориентиров.
Третий этап подразумевает процессы
формирования действий в материальную (материализованную) форму, когда в
процессе ориентировки и исполнения действий учащийся опирается на
представленные внешне компоненты схемы, необходимой для выполнение данного
задания.
На четвертом этапе, который носит название
внешнеречевого, происходят процессы преобразования действий, когда, не опираясь
на внешне представленные средства, учащийся начинает переходить к описанию
данных средств и действий вслух. В данном случае происходит процесс полной
вербализации действия и содержание схемы действия становится для него опорой.
Пятый этап, характеризующийся наличием
действий во внешней речи «про себя», подразумевает процессы дальнейшего
преобразования действия, а именно уменьшается уровень внешней, звуковой стороны
речи, а в разряд умственных (внутренних) действий переносится основное их
содержание.
Заключительный, шестой этап является
периодом, когда действия совершаются в скрытой речи и приобретают форму
собственного умственного действия. Превращение действия во внутренний процесс мышления,
осуществление его «в уме» [14].
Совокупность вышеназванных шести этапов
представляет собой законченную систему, сопровождающую полноценный переход
действий от внешних к внутренним в процессе обучения учащихся в начальной
школе. Практикующим педагогам необходимо четко осознавать важность этих этапах,
своевременно отслеживать переход от одного у другому, что позволит повысить
эффективность обучения в начальной школе. Ученые также предостерегают, что
некачественный переход от одного этапа к другому, а также, игнорирования одного
из этапов может привести к неэффективности образовательной деятельности, и
соответственно к снижению уровня успеваемости у учащегося начальной школы,
снизить уровень его успеваемости в следующем звене образовательной системы.
Вывод: Первоначальная схема образования
умственных действий превратилась в развитую теорию происхождения конкретных
психических процессов и явлений [14].
Наталья Федоровна Виноградова [9] – советский и российский учёный в
области педагогики, организатор образования, также отмечает, что для
формирования познавательных УУД учителю необходимо четко представлять те
последовательные шаги, которые нужно пройти ученику.
Для этого педагог [9] включает в структуру урока
специальные упражнения, способствующие становлению пошаговых операций учебного
действия. Данная операционная характеристика познавательных УУД включает группы
мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения,
классификации.
Рассмотрим более подробно составляющие названных мыслительных операций.
Таким образом, проблема познавательных УУД
достаточно актуальна и требует от учителя создания условий для их поэтапного
развития.