Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Художественная литература как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты использования художественной литературы как средства обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста 8
1. Понятие «развитие речи» и факторы, влияющие на становление речевой функции у детей 8
2. Особенности речи в старшем дошкольном возрасте 111
3. Специфика организации работы по развитию лексического строя речи детей 5-6 лет 16
4. Чтение художественной литературы как средство обогащения словаря старших дошкольников 28
Глава II. Организация опытно — практической работы по использованию художественной литературы как средства обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста 40
1. Цель, задачи, этапы опытно-экспериментальной работы, обзор диагностических методик 40
2. Изучение уровня развития словаря в старшей группе детского сада 43
3. Описание опыта работы по использованию художественной литературы для обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста 50
4. Разработка методических рекомендаций для воспитателей 62
Заключение 67
Список литературы 70
Приложение 75
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [39]. Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения (Т.И. Гризик [8], С.Л. Рубинштейн [29], Е.И. Тихеева [34] и др.). Для ребёнка речь взрослых является образцом для подражания. Она должна быть чёткой, правильной и выразительной с использованием невербальных средств общения: мимики, жестов.
По мнению Л.С. Выготского [4], Н.С. Карпинской [11], Т.А. Репиной [27], использование художественных произведений в процессе развития речи дошкольников позволяет пополнять их словарный запас, обогатить речь эпитетами, сравнениями, метафорами, совершенствовать грамматический строй речи.
По словам В.А. Сухомлинского [14], чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его нравственные представления.
Проблема исследования состоит в противоречии между необходимостью обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью описания конкретных путей использования художественной литературы при реализации данной задачи воспитателями ДОО.
Цель дипломной работы: выявление возможностей использования художественной литературы для обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи дипломной работы:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики, направленные на выявление словарного запаса у детей и провести констатирующий эксперимент.
3. Описать опыт работы по использованию художественной литературы в обогащении словарного запаса воспитанников.
4. Разобрать методические рекомендации по использованию художественной литературы как средства обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста.
Дипломная работа соответствует ПМ.03 – «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» и написана по заявке работодателя – ГБДОУ детский сад № 53 Петроградского района Санкт-Петербурга.
Словарь основных понятий
Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит ребенка к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Выразительность речи – особенности, которые способствуют поддержанию внимания и интереса слушателя: особенности произношения, интонация, акценты и т.д.
Детская литература –литература, специально предназначенная для детей до 15−16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей.
Жанр – исторически сложившееся подразделение художественных произведений в единстве специфических свойств его формы и содержания.
Занятие – специально организованная форма взаимодействия педагога с ребенком, направленная на достижение определенного результата, чётко регламентированная временем и местом в распорядке дня, длительностью в соответствии с возрастом детей специально организованная форма образовательного процесса в элементарной учебной деятельности дошкольника.
Книга — один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов
Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.
Компоненты речевой системы – система, которая включает произносительную сторону (фонетическое оформление речи и комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется: речевое дыхание, голосообразование, воспроизведение звуков и их сочетаний, просодика (темп, ритм, мелодика и интонация речи); фонематическое восприятие, анализ, синтез, представления), смысловой компонент (лексика, грамматика) и связную речь.
Методика (направления) работы на словарем включает следующие направления: 1) обогащение словаря, т.е. новых, ранее неизвестных слов, а также новых значений уже известных слов (ежедневно учащийся должен прибавлять к своему запасу 8-10 слов); 2) уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных выражений, усвоение лексической сочетаемости; 3) активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в активный словарь каждого учащегося (активный словарь составляют те слова, которые субъект не только понимает, но и употребляет в собственной речевой деятельности), введение слов в предложения и словосочетания, включение в беседу, рассказ, изложение, сочинение.
Непосредственное наблюдение – чувственное познание и восприятие какого-либо объекта живой природы во всем многообразии его жизнедеятельности.
НОД (непосредственная образовательная деятельность) – занимательное дело, деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской и т.д.), осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно в зависимости: уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования; решения конкретных образовательных задач.
Обогащение словаря – усвоение ребёнком новых, раннее неизвестных ему слов.
Опосредованное наблюдение – восприятие какого-либо объекта через его художественное изображение – игрушку или картинку.
Развитие речи — аспект обучения в практическом курсе языка и система приемов обучения, имеющие целью формирование и совершенствование навыков и умений пользоваться языком как средством общения.
Сказка – один из основных жанров фольклора, эпический прием прозаичных произведений волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Словарь (лексика, лексический строй) – совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи ребенок.
Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).
Заключение:
В результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития речи у детей старшего дошкольного возраста является актуальной в настоящее время. В психолого-педагогических исследованиях Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и Ф.А. Сохин говорится о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки не только успешного развития речи, но и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Это обусловлено, прежде всего, тем, что связная речь характеризует уровень развития не только речевого, но, и умственного развития ребенка.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов. Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со всем более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.
Отличительная черта словарной работы в ДОО состоит в том, то что она связана со всей воспитательно-образовательной деятельный. Обогащение лексикографического запаса проходит в процессе ознакомления с находящейся вокруг средой, в совершенно абсолютно всех типах детской работы, повседневном существовании, общении. В процессе анализа литературы были выделены следующие принципы словарной работы в детском саду: единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления); целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе непосредственной образовательной деятельности; наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности; единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии.
Огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка играет художественная литература. Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы русского литературного языка. Расширяя знания ребенка об окружающем мире, художественная литература воздействует на личность дошкольника, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
В результате проведенного исследования было выявлено, что высокий уровень был выявлен у 24% старших дошкольников. Ребенок с данным уровнем обладает большим словарным запасом; на высоком уровне сформирован словарь существительных, прилагательных и глаголов; свободно оперирует обобщающими словами; употребляет разные части речи точно по смыслу; использует в речи синонимы, антонимы; называет детенышей животных; понимает и осмысленно употребляет многозначные слова в разных значениях. Средний уровень продемонстрировали 52% детей в возрасте 5-6 лет. У детей достаточный уровень словарного запаса; словарь существительных, прилагательных и глаголов сформирован не в полном объеме; оперирует обобщающими словами; употребляет разные части речи; затрудняется в подборе синонимов и антонимов; может назвать от трех до пяти детенышей животных; называет несколько значений многозначных слов. Низкий уровень был выявлен у 24% старших дошкольников. У детей низкий уровень словарного запаса; словарь существительных, прилагательных и глаголов не сформирован; неточно использует обобщающие слова; может подобрать антоним и синоним к двум и менее словам; может назвать лишь два и менее детеныша животных; может назвать лишь одно значение многозначных слов.
Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста в детском саду чаще всего происходит в ходе непосредственно образовательной деятельности. Поэтому на основе таких-то источников примерной образовательной программы «От рождения до школы». Планы занятий» был разработан комплекс занятий. Упражнения в полном объеме направлены на формирования умений монологической речи в процессе знакомства с художественной литературой. Развитие словаря детей осуществляется в форме занятий, на которых воспитанники составляют рассказы по сюжетным картинам, рассказы по иллюстрациям из книг, рассказы по собственным рисункам, творческие рассказы, а также пересказы художественных текстов. Систематическое проведение таких занятий способствует обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы видятся в углубленном изучении развивающего потенциала художественной литературы в совместной деятельности воспитателей и детей по всем образовательным областям.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты использования художественной литературы как средства обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста
1. Понятие «развитие речи» и факторы, влияющие на становление речевой функции у детей
По мнению Л.С. Выготского, речь – это исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком» [4, с. 122].
В процессе речевого общения человек обогащает свои знания не только за счёт своего индивидуального опыта, но и путём усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Речь устная и письменная играет решающую роль в овладении наукой и культурой, в образовании и воспитании человека.
Речевое развитие ребенка – это непростой многоаспектный процесс. Он включает в себя различные стороны овладения ребенком речью: педагогическую, лингвистическую, нейропсихологическую, психологическую и другие. Каждый ребенок в норме проходит своеобразные ступени овладения различными сторонами речевого развития. Разными авторами (Ю.Р. Габудуллинной, Т.А. Куликовской, Е.И. Тихеевой [34]) выделяется большое количество этапов, классификаций, ступеней каждой стороны речевого развития ребенка дошкольного возраста. Ступени являются условными, ведь развитие каждого ребенка происходит индивидуально и зависит от всевозможных факторов, однако развитие подчиняется общим закономерностям, характерным для всех детей.