Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Групповая работа как форма организации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии и ИЗО в начальных классах и начальных классах коррекционно-развивающего образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 3
Глава
1. Теоретические аспекты учебно-познавательной деятельности младших школьников. 5
1.1
Основы учебно-познавательной деятельности младших школьников. 5
1.2
Групповая работа как форма организации учебно-познавательной деятельности
младших школьников. 13
1.3
Особенности групповой работы на уроках технологии и ИЗО.. 21
Глава
2. Практические аспекты развития учебно-познавательной деятельности младших
школьников при групповой форме организации работы на уроках технологии и ИЗО.. 28
2.1
Организация групповой формы работы на уроках технологии и ИЗО в начальных
классах. 28
2.2
Разработки уроков с использованием групповой формы работы на уроках технологии
и ИЗО.. 35
2.3
Особенности организация групповой работы на уроках технологии и ИЗО в
начальных классах и начальных классах коррекционно-развивающего образования 45
Заключение. 51
Список
использованной литературы.. 53
Введение:
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (ФГОС НОО) ставит конкретные задачи по
модернизации начального общего образования. При этом образовательный процесс
рассматривается как «процесс, реализующий педагогику сотрудничества,
формирование самостоятельного и ответственного ученика».
Приоритетной задачей начального этапа обучения является
сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения.
Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает
темп активности ученика, уровень его подготовки, сформированность его навыков и
умений.
Важную роль в этом играет организация групповых форм
обучения, которые основаны на учебном сотрудничестве младших школьников и
позволяют ученикам работать без пошагового руководства и контроля со стороны
учителя. Учащиеся делятся на группы для самостоятельного изучения нового
материала, обсуждения разных вариантов решения задачи, разных точек зрения на
одно и то же явление. Обучение на основе групповых форм организации урока
позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество,
способное ставить образовательную проблему, искать пути ее решения и
использовать полученные результаты для решения широкого круга задач. особые
проблемы.
Работая в группе, ученики учатся активно работать, серьезно
относятся к порученной работе, успешно взаимодействуют с любым партнером, общаются
с ним вежливо и доброжелательно, испытывают чувство ответственности не только
за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров. .
Желательно применять групповой метод со 2-го класса.
Первоклассники еще не готовы самостоятельно решать многие задания. Мешает
низкий уровень техники чтения, развития речи, а главное отсутствие опыта
продуктивного общения. Второклассники, а тем более старшие дети вполне способны
действовать вместе, с удовольствием работают в группах. Часто они воспринимают
уроки, организованные групповым методом, как игру, как праздник.
Таким образом, актуальность проблемы, рассмотренной в
представленной работе, определяется тем, что проблема совместной деятельности
школьников на уроках в практике начального образования до сих пор недооценивается.
В то же время современные исследования учителей и психологов доказали, что
сотрудничество со сверстниками играет незаменимую роль в развитии, обучении и
воспитании младших школьников.
Цель исследования – рассмотреть организацию групповой работы
по технологии и ИЗО в начальной школе.
Объект: групповая форма обучения.
Предмет исследования: организация групповой работы по
технологии и ИЗО в начальной школе.
Для достижения поставленной цели были определены следующие
задачи:
— изучить теоретические аспекты учебно-познавательной
деятельности младших школьников;
— рассмотреть организацию групповой формы работы на уроках
технологии и ИЗО в начальных классах;
— разработать уроки с использованием групповой формы работы
на уроках технологии и ИЗО
— изучить особенности организация групповой работы на уроках
технологии и ИЗО в начальных классах и начальных классах
коррекционно-развивающего образования.
Практическая значимость исследования состоит в
том, что разработаны уроки по технологии и ИЗО с применением групповых форм
работы.
Заключение:
В заключение работы можно сделать следующие выводы.
Проведенный нами теоретический анализ педагогической
литературы по изучению группового метода обучения на уроках математики показал,
что групповая работа является одной из наиболее продуктивных форм организации
учебного взаимодействия детей.
По мнению Э. Щурковой, групповая деятельность — это
«организованное взаимодействие двух и более индивидов как совокупного субъекта
с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями для ее достижения».
Групповая работа — это совместная деятельность детей и
учителя, где реализуются все виды взаимодействий: «учитель — ученик, ученик —
ученик, ученик — группа, ученик — учитель», где репродуктивная деятельность
заменяется исследованиями, поисками, коллективно — распределенная деятельность.
Групповая работа характеризуется непосредственным взаимодействием учеников, их
совместной скоординированной деятельностью.
При систематической организации групповой работы в учебном
процессе и соблюдении определенных условий у детей младшего школьного возраста
происходит повышение их субъективной активности, формирование у ученика
предмета саморазвития. Дети учатся с удовольствием, испытывая радость от
обучения, и в то же время прекрасно себя чувствуют. В таких условиях
организации образовательной деятельности дети реализуют свободу выбора и
принятие ответственности, обретая уверенность в своих силах.
Традиционно различают несколько видов групповой работы, к
которым относятся:
— парная работа (два ученика выполняют задание,
взаимодействуя друг с другом);
— разовая групповая работа (учащиеся в малых группах
совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп);
— дифференцированная групповая работа (у каждой группы своя
задача, но все они подчинены единой цели).
Технология взаимодействия в начальной школе включает в себя
различные виды групповой работы, что способствует эффективному развитию
качества знаний учащихся в процессе обучения и воспитания в соответствии с
критериями содержания ФГОС. NEE. Эти типы групповой работы включают: работу в
парах; "Мозговой штурм"; игра «Продолжить»; охота за сокровищами;
снежок; мозаичная группа (пазлы); прием «Зигзаг» или «Отсюда туда».
Работа в группах дает возможность восстановить изучаемый
материал, устранить пробелы. Групповая работа гарантирует, что умственная
деятельность каждого ученика включена. Работа в группах сменного состава
позволяет ученику рассмотреть материал с разных позиций, услышать разные мнения
и выбрать правильное решение. Кроме того, групповая работа позволяет каждому
ребенку оказывать эмоциональную и значимую поддержку, без которой многие вообще
не могут быть вовлечены в общую работу класса. У каждого ребенка есть
возможность заявить о себе в микродоспорах, где нет подавляющего авторитета
учителя и внимания всего класса.
Групповой метод обучения делает уровень активности детей на
уроке высоким, развивает умственную активность учащихся, дает возможность
многократно повторять материал, помогает учителю объяснять, закреплять и
постоянно контролировать знания, умения и навыки детей всего класса, делает
урок более интересным, живым, заставляет учителя и учеников находиться в
постоянном творческом поиске.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты учебно-познавательной
деятельности младших школьников
1.1 Основы учебно-познавательной деятельности
младших школьников
Несмотря на многовековую историю педагогики, степень
методологической и теоретической проработки ряда ключевых понятий можно
охарактеризовать словами сожаления, высказанными П.А. Флоренский в письме В.И.
Вернадский: «… В какую бы область ни ткнулись, на первых же шагах
оказывается, что самые простые и самые насущные необходимые явления вообще не
изучены систематически, а есть лишь разрозненные клочки, разбросанные по
произвольным схемам»[1].
Трудно отрицать справедливость одного из популярных
изречений английского астронома Джона Фредерика Ульямса Гершеля, который в свое
время предложил термин «фотография», который впоследствии стал общепринятым:
«Невозможно ввести точность в рассуждения, если это не так. впервые введен в
концепцию ". В то же время, «не следует переоценивать достоинства тех или
иных слов при выборе терминов», — Т.В. Габай. «Однако, в конце концов,
необходимо сделать определенный выбор, поскольку расхождения в терминах мешают
конструктивному общению между исследователями, работающими над соответствующими
проблемами, и, таким образом, препятствуют их решению»[2].
Один из извечных терминологических споров следует отнести к
соотношению понятий «обучение», «учебная деятельность» и «учебно-познавательная
деятельность». В определенные периоды развития педагогики эти споры разгораются
снова и снова. Иногда каждый, кто снова вступает в полемику, переживая
студенческий период субъективных открытий, придает ей новый пыл. А чтобы он не
превратился в пар локомотивного свистка, иногда полезно вспомнить какие-то
элементарные истины.
В качестве ключевого источника таких истин по проблемам
статьи возьмем монографию Т.И. Шамова, выдающийся педагог и менеджер,
руководитель и основатель научной школы менеджмента образовательных систем.
Монография «Интенсификация обучения школьников»[3],
изданный в издательстве «Педагогика» тридцать семь лет назад, к сожалению, стал
библиографической редкостью, но, к счастью, и по сей день не утратил своей
актуальности. Скромный формат жанра статьи позволит лишь обозначить наиболее
важные позиции, раскрывающие специфику учебно-познавательной деятельности как
разновидности обучения школьников.
Следует признать, что понятие «учебно-познавательная
деятельность» активно используется в педагогических и психологических
исследованиях, к сожалению, без должного определения и обоснования содержания
данной категории. Понятия «обучение» и «учебная деятельность» изучены в большей
степени, хотя их определение неоднозначно. Ряд исследователей считают их
синонимами[4].
В то же время в педагогике и психологии существуют подходы, различающие эти два
понятия. Итак, Д. Эльконин в конце 50-х выдвинул положение об образовательной
деятельности как ведущей деятельности для младшего школьного возраста. Однако
Д. Эльконин понимал учебную деятельность не традиционно для отечественной
дидактики того времени. Он рассматривал это как особую деятельность ученика,
сознательно направленную им на реализацию целей обучения и воспитания, которые
ученик принимал как свои личные цели. Д. Эльконин отмечал, что образовательная деятельность
— это «эта деятельность самоизменения, ее продукт — те изменения, которые
произошли в процессе ее реализации в самом предмете»[5].
Если мотивами других видов деятельности учащихся в образовательном процессе
могут быть мотивы оценивания, благополучия, состязательности, то мотив учебной
деятельности, по мнению Д. Эльконина, может быть только учебно-познавательный
мотив, направленный на «усвоение обобщенных способов действия в области научных
представлений». Таким образом, с этой точки зрения в обучении ученика можно
выделить само обучение и учебную деятельность как более высокий уровень
обучения.
В.В. Давыдов, развивая позицию Д. Эльконин
настаивал: «Термин« [1] Русский космизм: Антология
философской мысли/ Сост. С.Г. Семенова, А.Г. Грачева. – М.: Педагогика-Пресс,
1993. – 368 с. [2] Габай Т.В. Педагогическая
психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с. [3] Шамова Т.И. Активизация
учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 208 с. [4] Новиков А.М. Методология
учебной деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2005. – 176 с. [5] Эльконин Д.Б. Психическое
развитие в детских возрастах. – М.: Издательство «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с.