Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Государственный земельный контроль: процедура проведения и оформления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Теоретические и методологические основы государственного земельного контроля 5
1.1.
Понятие государственного земельного контроля. 5
1.2.
Эволюция развития института государственного земельного контроля и
государственного земельного надзора. 9
1.3.
Объекты и предмет государственного земельного контроля. 13
1.4.
Порядок осуществления государственного земельного контроля. 23
2.
Проведение государственного земельного контроля на примере Богородского
городского округа Московской области. 31
2.1.
Характеристика управления земельно-имущественным комплексом Богородского
городского округа Московской области. 31
2.2.
Реализация государственного земельного контроля в Богородском городском округе
Московской области. 40
2.3.
Проблемы обеспечения рационального использования и охраны земель при
осуществлении управления земельно-имущественным комплексом Богородского
городского округа Московской области. 50
Заключение. 57
Список
использованной литературы.. 64
Введение:
Актуальность темы. Земля и другие природные ресурсы
используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Из этого
следует, что организация и управление землепользованием – важное
направление социально-политической деятельности государства.
Рациональное использование земель, их охрана во многом
зависят от эффективности надзорно-контрольной деятельности, являющейся важным
элементом механизма обеспечения законности и правопорядка в данной сфере,
соблюдения земельных прав, нарушение которых нередко допускается на практике.
На сегодняшний день у участников земельных отношений имеется
весьма широкий объем прав по владению и пользованию землей. Чтобы их
деятельность не была бесконтрольной необходимо со стороны государственных органов
и органов местного самоуправления осуществление систематического контроля и
надзора. Следовательно, у государства должен быть механизм регулирования и
обеспечения рационального использования и охраны земель. Для этого существует
государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль, которые
представляют собой деятельность уполномоченных органов по контролю за
соблюдением требований законодательства Российской Федерации, законодательства
субъекта Российской Федерации в отношении объектов земельных отношений и имеют
своей целью сохранение земли как природного ресурса, предупреждение, выявление,
пресечение правонарушений.
Земельный контроль и надзор составляют систему функций,
направленных на соблюдение земельного законодательства, охрану земель,
обеспечение исполнения установленных требований пользования землей.
Объект исследования ‑ общественные отношения,
складывающиеся в связи с осуществлением государственного земельного контроля.
Предмет исследования ‑ процедура проведения и оформления государственного
земельного контроля.
Цель работы – исследовать особенности государственного
земельного контроля, процедуру его проведения и оформления.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:
1. Определить понятие государственного земельного контроля.
2. Рассмотреть основные этапы эволюции развития института
государственного земельного контроля и государственного земельного надзора.
3. Выявить объекты и предмет государственного земельного контроля.
4. Изучить порядок осуществления государственного земельного
контроля.
5. Охарактеризовать управление земельно-имущественным
комплексом.
6. Исследовать особенности реализации государственного земельного
контроля.
7. Проанализировать проблемы обеспечения рационального
использования и охраны земель при осуществлении управления земельно-имущественным
комплексом.
Методологическая
основа исследования – общенаучные методы исследования, а также специальные,
такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический,
сравнительно-правовой и др.
Структурно работа состоит из двух глав, объединяющих семь
параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Согласно Конституции Российской Федерации, земля
используется и охраняется государством как основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории.
Земельный контроль в качестве правовой меры выполняет
следующие функции:
— информационную – собирает сведения о
подконтрольных объектах;
— предупредительную – предотвращает еще не
начавшееся противоправное воздействие на земельные участки;
— карательную – привлекает к юридической
ответственности нарушителей земельного законодательства.
Государственный земельный контроль является важным звеном в
системе государственного управления в сфере землепользования. Он, с одной
стороны, является средством выявления нарушений регулирующих предписаний,
которые издают государственные органы, а с другой стороны, позволяет обеспечить
обратную связь в процессе управления, выявить те направления в деятельности
государственных органов, где требуется совершенствование форм и методов
регулирования.
Цель государственного земельного контроля – сохранение земли
как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан. Государственный
земельный контроль осуществляется специально уполномоченными государственными органами
за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования
земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.
Государственный земельный контроль осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Понятие земельного контроля регламентировано Земельным
кодексом Российской Федерации, содержание которого составляет контроль за
соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель.
Государственный земельный контроль осуществляется:
— за соблюдением земельного законодательства, требований
охраны и использования земель организациями, их руководителями, должностными
лицами, гражданами,
— в соответствии с законодательством Российской Федерации,
— в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
Предметом государственного земельного контроля являются
проверка деятельности организаций, их руководителей, должностных лиц и граждан,
участвующих в отношениях по охране и использованию земель, с целью определения
соответствия этой деятельности требованиям правовых норм, регулирующих
земельные отношения.
Перспективы совершенствования правовой регламентации осуществления
государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля
связаны как с общим реформированием контрольно-надзорной деятельности,
оптимизацией административного законодательства (уточнением составов
административных проступков в сфере земельных отношений), так и изменением
земельного законодательства.
Считаем, целесообразно разрабатывать и внести в порядке
законодательной инициативы предложение об установлении дифференцированного подхода
к наложению административных штрафов в зависимости от площади земельного
участка, на котором установлен факт нарушения земельного законодательства.
В целях совершенствования государственного земельного
надзора предлагается внести коррективы в ст. 71.1 ЗК РФ в части изменения
периодичности проведения плановых проверок соблюдения требований земельного
законодательства (сокращение периода между ними) не чаще чем один раз в два
года (в настоящее время не чаще чем один раз в три года), что позволит предотвратить
негативные последствия неиспользования земель либо использования их не по
целевому назначению.
Полагаем необходимым во избежание нарушения прав
предпринимателей и граждан на законодательном уровне предусмотреть порядок
действий органов муниципального земельного контроля по выдаче предписаний об
устранении нарушений земельного законодательства, контролю за их исполнением и
отмене в случае необоснованной выдачи.
В целях повышения эффективности надзора и контроля видится
необходимым расширение штата сотрудников отдела, с целью эффективного
проведения работы по государственному земельному надзору. Также целесообразно
увеличение полномочий муниципального контроля, в сфере соблюдения земельного
законодательства. Для этого рекомендуется составлять ежегодные планы проведения
проверок соблюдения земельного законодательства в отношении как юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, так и физических лиц, проводить внеплановые
проверки при наличии оснований полагать, что имеется нарушение земельного законодательства.
Также считаем актуальным внести на рассмотрение
законодательно следующие предложения, которые должны будут положительно
повлиять на сложившуюся ситуацию:
1. Разграничить и дать четкое определение критериям
использования земель по целевому назначению и неиспользования земельных
участков. Например, отсутствие обработки почвы и зарастание мелколесьем,
установление срока неиспользования пашни и др.
2. Законодательно закрепить понятие
сельскохозяйственного производства и его составляющих.
Проведение контрольных мероприятий по использованию
земельных участков обеспечит соблюдение законодательства, устранения нарушений
в неиспользовании земельного участка, предназначенного для
сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства. Система
санкций и штрафов должна иметь четко урегулированную основу, что позволит
избежать причинению ущерба сельскохозяйственным землям, сокращению их
количества и неэффективности использования.
На наш взгляд, реализация представленных направлений и путей
будет содействовать оптимизации и повышению эффективности правового
регулирования оборота земельных участков. Одновременно это позволит надежно
обеспечить реализацию прав свобод и законных интересов его участников. При этом
государственный земельный контроль – важнейшая функция управления и
традиционная правовая мера, предусмотренная земельным законодательством.
Выделение в ходе административной реформы надзорной функции государственного
управления и возложение ее исполнения на соответствующие федеральные органы
исполнительной власти привело к разделению понятий надзора и контроля в
различных сферах, включая область использования и охраны земель.
Управление земельно-имущественным комплексом ‑ это
целенаправленное воздействие органов государственного управления на объекты и
систему отношений, связанных с использованием имущественно-земельных ресурсов
государства.
Проблемы рационального использования земель сегодня
актуальны для всех муниципальных административных образований нашей страны, в
том числе для Богородского городского округа. Перед органами управления Богородского
городского округа остро стоит вопрос обеспечения высокой доходности
имущественных объектов, включая земельные участки, с соблюдением экологических
норм рационального земле- и природопользования, и учетом интересов местного населения.
Целью муниципального управления земельным имуществом служит
обеспечение целенаправленного воздействия органа местного самоуправления на
земельно-имущественный комплекс административно-территориального образования
для придания объекту управления необходимых направления и параметров развития с
соблюдением приоритетных социальных и экономических интересов муниципального
образования. Управлением здесь достигается реализация интересов местного
самоуправления в процессе использования, распределения, перераспределения земельного
имущества, находящегося на территории муниципального административного
образования.
Эта цель определяет состав практических задач муниципального
управления земельным имуществом Богородского городского округа. К ним можно
отнести:
1. Обеспечение условий для комплексного развития
земельно-имущественного комплекса Богородского городского округа с приоритетным
учетом требований социального развития территории, требований по охране земель,
других природных ресурсов, окружающей среды в целом.
2. Создание предпосылок для обеспечения высокой
доходности муниципального земельного имущества. Это имущество отличается
функциональным назначением. Многофункциональность недвижимого имущества Богородского
городского округа требуется учитывать при планировании потенциальных доходов от
использования земельно-имущественного комплекса городского округа.
3. Обеспечение гарантированного поступления в местный
бюджет средств от использования объектов земельно-имущественного комплекса Богородского
городского округа. Для этого требуются эффективные регистрационные, учетные и
контрольные мероприятия Управления земельно-имущественных отношений Богородского
городского округа в сфере земельно-имущественных отношений на территории городского
округа (независимо от форм собственности на объекты недвижимости и их
принадлежности тем или иным субъектам права).
4. Организация рационального использования,
распределения, перераспределения земельного имущества на территории Богородского
городского округа с учетом интересов всех участников земельно-имущественных
отношений и заинтересованных сторон.
5. Обеспечение условий развития отдельных хозяйствующих
субъектов, отраслей экономической деятельности, социальной сферы
муниципалитета, всего Богородского городского округа на основе рационального использования
земельные ресурсов, других объектов недвижимости.
Решение этих задач позволит достичь завяленной цели
муниципального управления земельным имуществом.
Можно заключить, что высоко следует оценить роль Администрации
Богородского городского округа в сфере регулирования земельно-имущественных
отношений на местном уровне, в сфере осуществления муниципального земельного
контроля и обеспечении законности реализации земельно-имущественных отношений в
границах муниципального образования.
Приходим к выводу о том, что рациональное использование
земель – это землепользование, которое обеспечивает получение необходимого
количества и качества сельскохозяйственной продукции для удовлетворения
потребностей жителей региона при одновременном обеспечении устойчивости
агроэкосистем.
Состояние земельных ресурсов, последствия их использования
должны постоянно находиться в центре внимания при решении вопросов, связанных
как с состоянием и охраной окружающей природной среды, как и с
социально-экономической деятельностью человека. В настоящее время снижается
плодородие почв, ухудшается состояние земель, используемых или предоставленных
для ведения сельского хозяйства. Почвенный покров, особенно
сельскохозяйственных угодий, подвержен деградации и загрязнению, теряет
способность к восстановлению свойств и воспроизводству плодородия и требует
надлежащего государственного, муниципального контроля. Государственный надзор и
муниципальный контроль выступает в качестве метода управления земельными
ресурсами. Одной из основных целей такого контроля и надзора следует назвать
обеспечение функционирования механизма правового регулирования земельных
правоотношений. К основному направлению государственного надзора и
муниципального контроля следует отнести превентивную функцию, то есть функцию
предупреждения или предотвращения противоправного воздействия на земли, которое
еще не произошло, но имеется высокая вероятность наступления вредоносных
последствий.
Одним из важнейших условий рационального использования и
охраны земельных ресурсов является наличие методического инструментария,
позволяющего произвести объективную оценку земель и на ее основе выработать
оптимальное управленческое решение по определению их пригодности под различные
виды сельскохозяйственной деятельности. Определение критериев оценки земель в
сельском хозяйстве может считаться основанием для выявления наиболее
нуждающихся в охране земель сельскохозяйственного назначения.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические и
методологические основы государственного земельного контроля 1.1. Понятие
государственного земельного контроля Государственный контроль за использованием и охраной земель
представляет собой деятельность государственных органов, направленную на
предотвращение, выявление и устранение нарушений законодательства об охране и
использовании земель, осуществляемую в соответствии с законодательными актами.
Классификацию видов земельного контроля (надзора) можно
производить по нескольким критериям. По критерию субъекта, осуществляющего
земельный контроль (надзор), следует выделить государственный надзор, муниципальный,
производственный и общественный земельный контроль. При этом необходимо иметь в
виду, что государственный земельный надзор может осуществляться только
федеральными органами власти. Возможность проведения государственного
земельного надзора субъектами РФ ЗК РФ[1] не предусматривает.
По критерию направленности контроля следует различать
внешний (ведомственный) и внутренний (внутриведомственный) земельный контроль.
Внутренний земельный контроль осуществляется самим хозяйствующим субъектом
(соответствующими структурными подразделениями) и носит название
производственного. Земельный контроль в отношении организационно не подчиненных
объектов проявляется в форме государственного надзора, общественного и муниципального
земельного контроля.
Государственный земельный надзор ‑ это деятельность
уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на
предупреждение, выявление и пресечение нарушений. Государственный земельный
надзор следует подразделить на общий, который осуществляется органами общей
компетенции (Президент РФ, Правительство РФ и т.д.), и специальный,
осуществляемый специально уполномоченными органами исполнительной власти,
главным образом Росреестром.
Изучение зарубежной практики приводит к выводу о действующей
там продуманной системе государственного контроля использования и охраны
земель, которая опирается, с одной стороны, на экономические методы, с другой ‑
на законодательно административные и реализует принцип «Дал-взял».
Дело в том, что зарубежные системы аграрных отношений
содержат значительное число стимулирующих рычагов, которые могут быть
непосредственно связаны с выполнением правил использования и охраны земли, но
могут активизировать и другие стороны деятельности землевладельцев и
землепользователей. В случае нарушения субъекта оговоренных законом правил
пользования угодьями, их действие может быть в какой-то части приостановлено[2].
Методы, которые используют страны с развитой экономикой для
обеспечения охранного землепользования, могут быть как прямого, так и косвенного
действия, при явном преимуществе вторых. Иначе говоря, предпочитаются меры,
которые способствуют ликвидации условий возникновения правонарушений, мерам
наказания за них. В качестве таких профилактических предупредительных мер особо
широко действуют требования к покупающим или арендующим земельные участки.
Другое, тоже не прямое воздействие на охранное использование
земель, оказывает полноценное обеспечение сопутствующих этому условий
хозяйствования на земле. Высокопроизводительные машины облегченного веса,
возрастающая экологическая безопасность удобрений и средств борьбы с болезнями
растений, агротехнические приемы уничтожения сорных трав, консультационное обслуживание,
— все это рассчитано с учетом требований охраны земельных запасов.
В США, например, экологическое нарушение приводит к лишению
предприятий государственных контрактов, субсидий или ссужаемых средств.
Большинство стран, использующих финансовые стимулы для поддержки мер уменьшения
загрязнения земель, за невыполнение экологических условий, выдвигаемых для
получения займа, прекращают финансирование.
В Великобритании (Англия, Уэльс, Северная Ирландия и
Шотландия), например, предпочтение из среды претендентов отдадут тем, кто
находится в возрасте 23-40 лет, имеет знания и опыт ведения сельского производства
и рекомендован не менее, чем двумя фермерами с высокой репутацией. Здесь даже
при наследовании земель дается оценка аграрной дееспособности наследника[3].
Датское законодательство не оговаривает вопрос требований к
землевладельцу или арендатору, это берет на себя собственник, который, как
правило, выбирает из числа или соседствующих с ним экономически более крепких
хозяев или людей, ему хорошо знакомых.
В Нидерландах, в отличие от других стран с развитым
земледелием, в расчет берут лишь одно условие — принадлежность к членам семьи
действующего арендатора. Все остальные конкуренты в правах равны. Нидерланды
позволяют себе такое послабление благодаря исключительно высокой культуре
организации и ведения аграрного производства.
Во всех развитых странах во главе контрольной деятельности
за использованием и охраной земель стоит государство. Ему принадлежит и
нормотворческая, и исполнительно- организующая роль. Государство формирую
необходимую нормативно-правовую базу земельных сделок, определяет круг и компетенции
организаций, в обязанность которых входит контроль за использованием и охраной
земель, определяет через свои структуры конкретное содержание правил
рационального использования и охраны земель, меры ответственности за их
нарушение или невыполнение, методы финансового воздействия. [1]
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
// СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147. [2] Медведев
В.Ю. Правовые вопросы осуществления государственного земельного контроля и
надзора // Аллея науки. 2021. Т. 1. № 4 (55). С. 223-228. [3] Костенко
Е.А. Проблемы субъектного состава органов, осуществляющих государственный
надзор и муниципальный контроль целевого использования земельных участков // Юридическая
наука. 2021. № 10. С. 22-26.