Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Функциональное чтение как одно из средств формирования читательской компетентности младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.. 6
I.1. Читательская компетентность и
особенности ее формирования в младшем школьном возрасте. 6
I.2. Функциональное чтение как
средство формирования читательской компетентности младших школьников. 11
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.. 19
II.1. Диагностика уровня
сформированности читательской компетенции младших школьников. 19
II.2 Комплекс заданий, направленный
на формирование читательских умений у младших школьников на уроках
литературного чтения посредством функционального чтения. 27
II.3. Анализ результатов исследования
сформированности читательской компетенции учащихся младших классов посредством
функционального чтения. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ. 43
Введение:
Актуальность исследования.
Происходящая модернизация образовательной системы в стране выдвигает задачу
повышения результативности образования. Сегодня мы живем в условиях изобилия
информации. Общество как никогда заинтересовано в квалифицированном читателе,
так как извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся
важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и быть успешным.
Неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций
образованного человека, выделенных ЮНЕСКО. Следовательно, актуальность задачи
школы воспитать квалифицированного читателя.
Основы читательской деятельности ребенка
закладываются в начальной школе. В этой связи вопрос о формирование
квалифицированного читателя в начальной школе приобретает особую значимость.
Одна из главных задач учителя в соответствии с целями, которые ставит перед ним
ФГОС, является воспитание квалифицированного читателя. Важно показать младшему школьнику
уникальную ценность чтения для его саморазвития, изменить традиционное
представление о чтении как о «скучном занятии».
Анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования показал, что вопросы приобщения младших школьников к
чтению освещались в работах Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова,
В.А. Болотова, М.П. Воюшиной, Л.C. Выготского, Т.Г. Галактионовой,
О.В. Джежелей, Л.В. Занкова, H.Д. Молдавской, O.И. Никифоровой,
M.И. Омороковой, З.И. Романовской. H.H. Светловской, Д.Б. Эльконина,
О.В. Чидиловой и других.
Н.Н. Светловская, согласно своей теории
формирования правильного типа читательской деятельности младших школьников,
определила, что квалифицированным читатель учащийся является тогда, когда умеет
ставить цель чтения, знает мир книг и владеет читательскими умениями,
позволяющими самостоятельно выбрать нужную книгу и постичь ее содержание.
В то же время необходимо отметить, что
степень разработанности проблемы формирования читательской компетентности в
целом является недостаточной, требуют уточнения способов формирования данного
феномена по отношению к младшим школьникам посредством функционального чтения. Функциональное
чтение состоит из поиска и выделения необходимой информации; умения
структурировать знания; умения осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной форме; выбора наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий; определения основной и
второстепенной информации.
Проблема исследования:
определение способов формирования читательской компетенции младших школьников
посредством функционального чтения.
Цель: изучить
особенности формирования читательской компетенции посредством функционального
чтения.
Объект исследования:
процесс формирования читательской компетенции младших школьников.
Предмет исследования:
формирование читательской компетенции младших школьников посредством
функционального чтения на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: применение
приемов формирования навыков функционального чтения на уроках литературного
чтения будет способствовать формированию читательской компетенции младших
школьников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературоведческой,
педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровень разработанности
проблемы использования функционального чтения в практике формирования у младших
школьников читательской компетенции.
3. Разработать, апробировать и проверить
эффективность комплекса уроков по формированию читательской компетенции у
младших школьников посредством функционального чтения.
Методы исследования:
теоретический (анализ, синтез, обобщение); эмпирических (тестирование,
педагогический эксперимент), метод обработки результатов (количественный и
качественный анализ полученных результатов).
Методологическую основу исследования
составляет обобщение основных положений теории поэтапного формирования
умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); положения о развитии
мотивации в учебной деятельности (И.А. Зимняя, В.Г. Казанская), положения о
критериальных свойствах компетентности и компетенций (А.Г. Асмолов, Э.Ф. Зеер,
И.А. Зимняя, Е.С. Полат, А.В. Хуторской), теория формирования типа правильной
читательской деятельности и читательской самостоятельности младших школьников
(Т.С. Пиче-оол, Н.Н. Светловская); идеи литературного образования и развития
личности младших школьников (В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей, М.Р. Львов, Г.М.
Первова и другие) и нормативных материалов на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Практическая значимость исследования заключается
в том, что разработанные формы и методы формирования читательской
компетентности могут быть использованы учителями, работающими с детьми младшего
школьного возраста в образовательном процессе начальной школы.
Заключение:
Реализация компетентностного подхода в
начальной школе требует иного взгляда на результаты и средства обучения. В
начальной школе формируется важный этап учебной самостоятельности:
заканчивается обучение чтению, начинается «чтение для обучения» — использование
письменных текстов как основного ресурса самообразования.
Читательская компетентность формируется на
основе развития базовых познавательных процессов (внимание, память, мышление),
через качественное формирование элементарного чтения и специальных читательских
умений (умения искать информацию в прочитанном тексте, умения понимать прочитанную
информацию и связывать в единую картину, умения интерпретировать и оценивать
содержание текста).
Именно в начальной школе важно уделять
достаточно времени, чтобы сформировать качественный навык элементарного чтения,
развивать познавательные процессы (особенно внимание, память, мышление) и на
этой основе сформировать читательскую компетентность. Для формирования
правильности, беглости, осознанности и выразительности чтения учитель может
использовать комплекс классических методических приемов, включать их в работу
на уроках обучения грамоте и литературного чтения.
Для формирования читательских умений и
опыта, которые составляют суть читательской компетенции (умение искать
информацию в прочитанном тексте, умение понимать прочитанную информацию и
связывать в единую картину, умение интерпретировать и оценивать содержание
текста) учитель может использовать 1) уроки литературного чтения, так как
формирование читательских умений является предметным результатом; 2) специально
разработанные компетентностно-ориентированные задания на разном предметном
материале, так как они позволяют ученикам применить имеющиеся знания при
решении «квазиреальной» проблемы, т.е. получить опыт нахождения в тексте
информации, позволяющей решить проблему; 3) курсы внеурочной деятельности.
Одним из средств формирования читательской
компетенции у младших школьников является функциональное чтение. Функциональное
чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или
выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы
просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых
слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Ученик, у которого сформированы навыки
функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для
получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и
т.д.». Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет
пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым,
ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и
понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному
виду текстов.
Опытная часть исследования подтвердила
эффективность предложенной системы работы.
Фрагмент текста работы:
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ I.1. Читательская
компетентность и особенности ее формирования в младшем школьном возрасте
Приоритетной целью обучения литературному
чтению в начальной школе, представленной в ФГОС НОО, является формирование
читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного
читателя, способного к творческой деятельности [1]. Читательская компетентность
определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и
самопознания. Это напрямую связано с предметными умениями, формируемыми в ходе
уроков литературного чтения, какими является формирование читательской
компетентности на основе содержания литературного образования.
Понятие читательской компетентности
рассматривается Э.П. Бакшеева. По ее мнению, «читательская компетентность – это
качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры
человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических,
социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном
взаимодействии и образовательно – профессиональной деятельности» [3].
Н.Е. Колганова рассматривает читательскую
компетентность в качестве психологической системы, основной функцией которой
является превращение содержания текста в личный, смысловой, познавательный и
творческий опыт читателя. По мнению автора, читательская компетентность начинает
формироваться еще до грамотного периода и продолжается практически в течении
всей жизни [10].