Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Формирование знаний о правилах коллективной работы у обучающихся первого класса посредством внеурочной работы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Теоретические основы
формирования правил коллективной работы уобучающихся первого класса. 7
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика детей младшего школьноговозраста 7
1.2 Теоретические аспекты
формирования детского коллектива. 12
1.3 Формирование правил
коллективной работы как одна из функцийклассного руководителя. 17
2. Практика осуществления
коллективной деятельности с младшими школьниками посредством внеурочной работы. 24
2.1. Внеурочная деятельность
как средство формирования ученического коллектива младших школьников. 24
2.2 Формы и методы
формирования знаний о коллективной работе младших школьников в образовательной
организации во внеурочной деятельности. 30
3 Опытно-экспериментальная
работа по выявлению уровня сформированности знаний о правилах коллективной
работы у обучающихся первого класса посредством внеурочной работы.. 38
3.1 Диагностическая работа по
выявлению уровня сформированности знаний о коллективной работе у учеников
первого класса посредством внеурочной работы. Констатирующий эксперимент. 38
3.2 Апробация различных форм и
методов формирования знаний о детском коллективе у обучающихся первого класса
посредством внеурочной работы. Формирующий эксперимент. 42
3.3 Диагностическая работа по
выявлению уровня сформированности знаний о коллективной работе у учеников
первого класса посредством внеурочной работы. Контрольный эксперимент. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ. 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 55
«Диагностика констатирующего
эксперимента. Задание «Рукавички» (методика Г. А. Цукерман)». 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 56
«Диагностика констатирующего
эксперимента. Задание «Кто прав?» (методика Г. А. Цукерман)». 56
ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 58
«Программа внеурочной
деятельности, направленная на развитие коммуникативных действий у
первоклассников «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша
сила!?». 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. 63
«Цикл классных часов,
реализованных в ходе формирующего эксперимента». 63
Введение:
Глубокие социально-экономические изменения
в современном обществе заставляют задуматься о будущем России и ее молодежи.В
настоящее время моральные устои становятся размытыми, и молодое поколение можно
обвинить в бездуховности и безнравственности. Проблема школьного образования
связана с тем, что современному российскому обществу нужны люди, обладающие не
только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной
культурой.
В условиях модернизации начальное
образование призвано обеспечить развитие личности учащегося, творческих
способностей, интереса к учебе, формирование желания и способности учиться, воспитание
нравственных и эстетических чувств, эмоционального отношения к себе и миру. Все
эти качества в помогает развивать детский коллектив.
Тематика детского коллектива, особенности
и межличностные отношения в коллективе, влияние коллектива на формирование
личности отдельных детей – все это вызывает необычайный интерес. В начальной
школе ребенок впервые встречает своих будущих одноклассников, первого учителя,
оценку учителя, учеников, его новый социальный статус определяется как на
основе его собственной успеваемости, так и на основе личных качеств. Принятие
ФГОС НОО направляет образовательную стратегию на развитие гармоничной
социализированной личности посредством осуществления внеурочной деятельности,
внедрения системно-деятельностного подхода, развития коммуникативных
универсальных учебных действий. Навыки коллективного взаимодействия, заложенные
в первом классе во многом определяют будущее отношение человека к работе,
обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой
индивидуальности. Поэтому эта тема остается актуальной на протяжении многих
лет. Современная концепция образовательной команды рассматривает ее как своего
рода социальную модель, которая отражает не столько форму ее организации,
сколько присущие ей отношения, характерную для нее атмосферу и принятую в ней
систему человеческих ценностей.
Важнейшее время для формирования школьного
коллектива — начальная школа. Младший школьник впервые в учебной деятельности
встречает своего будущего товарища, первого учителя. В начальной школе его
новый социальный статус определяется как на основе его успеваемости в учебной
деятельности, так и на основе личных качеств. Поскольку младший школьник внушаем
и зависим от взрослого, он больше подвержен педагогическому влиянию,
формированию таких качеств, как: доброта, желание помочь, коллективизм. Поэтому
проблема коллективной работы остается актуальной и в наше время.
Степень
разработанности темы. Данная проблема уже много лет
является предметом изучения психологической и педагогической литературы. Исследователи
А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина, и другие
исследовали школьный коллектив как объект и субъект воспитания и его роль в
формировании личности [16].
Особенностям формирования детского
коллектива посвящены работе многих исследователей в области психологии и
педагогики. В последние десятилетия психолого-педагогические исследования были
направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сбора и
формирования образовательных коллективов (Л.И. Новикова, Т.Е. Конникова и др.)
[22; 13]. А также на разработку принципов и методов стимулирования
коллективной деятельности, развитие в нем воспитательных функций коллектива и
самоуправления (И.В. Беринская, О.Л. Кузина и др.) [6]. В последние годы
исследователи активно занимаются изучением адаптивного стиля учащихся к новым
условиям обучения (Б.Г. Явбатырова, С.М. Мамаева) [33] и формирования
социальных навыков (М.Л. Хайдарова) [29] взаимодействие учителей и
родителей (А.Р. Нуриева, Р.Ф. Миннуллина, Ф.С. Газизова) [23]. Работы
исследователей А.А. Николаева, Е.А. Смурыгина, Т.Мосина, Н.Я. Большунова и
другие посвящены конфликтам в коллективе
среди маленьких детей [20; 21, 8; 18]. Таким образом, тема, в целом,
достаточно изучена в научной литературе, но наблюдается отсутствие исследований
с позиций комплексного подхода, поэтому данная тема нуждается в дальнейшей
разработке.
На основании вышеизложенного выявлено противоречие между важностью
эффективного формирования коллектива младших школьников для их обучения и недостаточным
использованием возможностей внеурочной деятельности для решения этой проблемы в
образовательной организации.
Проблема
исследования: использование возможностей внеурочной
деятельности для формирования коллектива младших школьников в образовательной
организации
Объект
исследования: процесс формирования коллектива младших
школьников;
Предмет
исследования: содержание процесса формирования
коллектива младших школьников во внеурочной деятельности в образовательной
организации.
Цель
исследования: Формирование эффективных знаний о
правилах коллективной работы у обучающихся первого класса посредством
внеурочной работы.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическая
характеристику детей младшего школьного возраста;
2. Изучить теоретические аспекты
формирования детского коллектива;
3. Выявить условия формирования правил
коллективной работы как одной из функций классного руководителя;
4. Исследовать функции внеурочной
деятельности как средства формирования ученического коллектива младших
школьников;
5. Выявить эффективные формы и методы формирования
знаний о коллективной работе младших школьников в образовательной организации
во внеурочной деятельности;
6. Провести диагностическую работу по
выявлению уровня сформированности навыков коллективной работы у учеников
первого класса, посредством внеурочной работы;
7. Апробировать различные формы и методы
формирования детского коллектива.
Гипотеза:
вероятно,
формированию коллектива младших школьников будет способствовать внеурочная
деятельность, предполагающая использование разных форм и методов работы.
Методы
исследования
теоретические: анализ, систематизация,
обобщение информации.
эмпирические: анализ документов,
наблюдение, опрос, обработка данных.
Структура
ВКР:
работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых
источников.
Заключение:
Исследование темы «Формирование знаний о
правилах коллективной работы у обучающихся первого класса посредством
внеурочной работы» позволило сформулировать следующие выводы:
1.Психолого-педагогическая характеристика
детей младшего школьного возраста связана с возрастными физиологическими
особенностями. Основная задача ребенка – понять окружающий мир: природу,
человеческие отношения. Важнейшими психологическими новообразованиями младшего
школьного возраста являются: осознание всех психических процессов и их
интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит за счет
усвоения системы научных понятий, осведомленность о собственных изменениях в
результате развития учебной деятельности.
2. Теоретические аспекты формирования
детского коллектива характеризуются тем, что младший школьник – это человек,
активно освоивший коммуникативные навыки. Приобретение навыков социального
взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей — одна из
важнейших задач развития на этом возрастном этапе. При этом важно, чтобы
учитель владел методикой командообразования, навыками коллективной работы и
развития коммуникативных учебных действий.
3. Важной функцией классного руководителя
является формирование правил коллективной работы. Это руководство, которое
знакомит каждого первоклассника с системой коллективных отношений. Часто этот
процесс оказывается сложным или даже противоречивым, но правильная организация
совместной деятельности школьников, постановка перед ними четкой цели,
совместное размышление о путях и средствах ее достижения способствуют
формированию готовности к самоуправлению и развитию характеристик коллективизма,
позволяют создать основу для формирования гармоничной социализированной
личности ребенка.
4. Внеурочная деятельность является
средством формирования ученического коллектива младших школьников и
представляет собой форму творческого, целенаправленного взаимодействия между
учеником, учителем и другими субъектами образовательного процесса с целью
создания условий для учащихся и усвоения социокультурных ценностей общества
посредством вовлечения в общественно-полезную деятельность и неформальную
организацию свободного времени.
5. Эффективными формами и методами
формирования коллектива младших школьников в образовательной организации во
внеурочной деятельности являются игры, праздники, викторины, конкурсы,
марафоны, конкурсы, турниры и др. Формы
проведения внеурочной деятельности можно различать по видам деятельности
– образование, работа, спорт, искусство; по методике воздействия учителя –
прямое и косвенное. Таким образом, посредством внеклассных занятий можно
создать условия для понимания ребенком духовно-нравственных ценностей и
сплотить коллектив первоклассников. Проведение внеклассных занятий создает
оптимальные условия для развития, отдыха и творческой самореализации детей,
способствует формированию навыков коллективной и организационной деятельности,
создает психологический комфорт и социальную защищенность каждого ребенка,
реализуется посредством игрового сюжета в детской деятельности.
6. Для выполнения практической части
исследования разработана программа экспериментального изучения. Базой
проведения исследования стала школа №. Полученные данные констатирующего
эксперимента, свидетельствуют о недостаточном
владении первоклассниками навыками коллективной работы.
Данный факт объясняется тем, что класс недавно создан, дети не знакомы друг с
другом. Коллективных дел проведено было мало, при этом совместная деятельность
не оказывает значительного влияния на учащихся данного класса.
7.
На этапе формирующего эксперимента составлена Программа внеурочной деятельности «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в
этом наша сила!?», целью которой является формирование
знаний о правилах коллективной
работы у обучающихся первого класса посредством внеурочной работы (далее Программа, Приложение 3).
Данная программа направлена на развитие
навыков коммуникации, умения сотрудничать, уступать, прислушиваться к мнению
собеседника, она состоит из ряда внеклассных мероприятий, которые реализованы
на базе школы. Цикл классных часов представлен разделами: «Я –первоклассник», «Я
познаю себя», «Я среди друзей».
В результате формирующего эксперимента
проведено 3 классных часа по темам 3-х разделов, составленных в Программе.
Проведен классный час с элементами сюжетно-ролевых игр из раздела Программы «Я
– первоклассник» по теме «Я – ученик 1 класса». Из второго раздела «Я познаю себя»
проведена интеллектуальная игра по теме «Мир фантазий». Из третьего раздела «Я
среди друзей» проведена игротека по теме «Человек без друзей, что дерево без
корней».
Полученные в ходе эмпирического
исследования показатели результативности, свидетельствуют об улучшении знаний
первоклассников по навыкам работы в коллективе. Улучшились как навыки,
направленные на учет позиции собеседника, так и действия по согласованию усилий
в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Таким образом, полученные результаты
позволяют нам говорить о результативности составленной программы и возможности
ее использования для формирования коллектива младших школьников во внеурочной
деятельности.
Фрагмент текста работы:
1.
Теоретические основы формирования правил коллективной работы уобучающихся
первого класса 1.1
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьноговозраста Младший школьный возраст – это этап
интенсивного интеллектуального развития. В этом возрасте прогрессивные
изменения происходят во всех сферах, начиная от улучшения психофизиологических
функций и заканчивая развитием сложных новообразований личности.
В области ощущений наблюдается
значительное снижение порогов всех видов чувствительности. Увеличивается
дифференциация восприятия. Особую роль в развитии восприятия в младшем школьном
возрасте играет переход от использования образов предметов к сенсорным
стандартам, общепринятым представлениям об основных типах какого-либо свойства.
В 7-летнем возрасте развивается четкая избирательность восприятия по отношению
к социальным объектам.
Основная характеристика первоклассников –
слабость произвольного внимания, поскольку возможности волевой регуляции
ограничены. Непроизвольное внимание гораздо больше развито у первоклассников. Дети,
которые приходят в школу, еще не имеют навыков концентрации внимания. Они
сосредотачивают свое внимание в основном на том, что их непосредственно
интересует, что отличается яркостью и необычностью. Условия школьной работы с
первых дней требуют, чтобы ребенок следил за такими предметами и усваивал такую
информацию, которая на данный момент его совершенно не интересует. Постепенно
ученик учится привлекать внимание к нужным и не только внешне привлекательным
объектам и поддерживать их. Непроизвольное внимание становится более
сфокусированным и устойчивым, когда учебный материал ясен, ярок и вызывает
эмоциональное отношение. Сходные возрастные закономерности обнаруживаются в
ходе развития памяти. По сравнению с дошкольным возрастом относительная роль
непроизвольного запоминания у детей 7-8 лет несколько снижается, при этом сила
запоминания увеличивается.
Одно из важнейших достижений
первоклассника – развитие произвольного запоминания, которое достигает
значительного развития к 7 годам. Этому в значительной степени способствует
игровая деятельность, где умение запоминать и воспроизводить требуемую
информацию во времени является одной из предпосылок успеха. Важной особенностью
этого возраста является то, что 7-летний ребенок может стремиться запомнить
определенный материал. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок
начинает использовать различные приемы, специально разработанные для повышения
эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание
материала [19, с.20].
Аналогичная взаимосвязь между
произвольными и непроизвольными формами памяти отмечается в отношении такой
функции, как воображение. Большой скачок в развитии – это игра, необходимая
предпосылка для существования замещающих видов деятельности и замещающих
объектов. Формирование воображения напрямую зависит от развития языка ребенка. Воображение
в этом возрасте расширяет возможности ребенка взаимодействовать с внешней
средой, способствует ее усвоению и вместе с мышлением служит средством познания
действительности [10, с. 26].
Развитие пространственных представлений у
ребенка от 7 до 8 лет достигает высокого уровня. Для детей этого возраста
характерны попытки анализировать пространственные ситуации. Хотя результаты не
всегда бывают хорошими, анализ деятельности детей показывает
фрагментированность пространственного образа, который отражает не только
предметы, но и их взаимное расположение.