Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Педагогика (физическая культура и спорт)

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Формирование здорового образа жизни в возрасте 15 — 16 лет на занятиях лёгкой атлетики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Обзор литературы по теме исследования 7

1.1. Обзор литературы по теме здоровый образ жизни 7

1.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности подростков 15-16 лет 17

1.3. Методика формирования здорового образа жизни на занятиях спортом на примере легкой атлетики 25

Глава 2. Методы и организация исследования 35

2.1. Методы исследования 35

2.2. Организация исследования и характеристика контингента испытуемых……………………………………………………………………….36

2.3. Описание экспериментальной программы занятий/тренировок 37

Глава 3. Результаты исследования 40

3.1. Результаты первичного исследования 40

3.2. Результаты повторного исследования 48

3.3. Анализ полученных результатов 52

Выводы 54

Практические рекомендации 55

Литература 57

Приложение…………………………………………………………………………62


  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Здоровье выступает важнейшей ценностью, как каждого человека в отдельности, так и всего общества в целом, потому что является основным условием и залогом полноценной и счастливой жизни. Здоровье обеспечивает человека возможностью достигать поставленных целей, решать основные задачи, преодолевать жизненные трудности. Разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком здоровье обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Однако нередко люди не соблюдают даже простых, обоснованных наукой требований к своему образу жизни, чем наносят непоправимый вред здоровью.

На сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки и выпускники общеобразовательных школ имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.

Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день, поскольку обеспечивает не только текущее благополучие, но и влияет на создание условий для благополучия будущих поколений.

Тот факт, что сохранение и укрепление здоровья детей выступает одной из главных стратегических задач страны, отмечается и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2], Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ [1], а также Указом Президента РФ от 20.04.1993 г. № 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» [3] и др.

Отдельные аспекты здоровьесбережения подрастающего поколения регулируются также и в федеральных государственных образовательных стандартах: ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования, ФГОС среднего общего образования.

Государственная программа развития образования на период 2018-2025 [4] годы также предполагает всемерную поддержку здоровья обучающихся в процессе получения образования.

В решении проблемы формирования навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения значительную роль играет средняя общеобразовательная школа, призванная обеспечить формирование физически и духовно здоровой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально-экономическим условиям жизни общества, но и готовой к творческому саморазвитию и преобразованию окружающего мира, к формированию своего образа жизни.

Проблема формирования навыков здорового образа жизни у подростков в качестве предмета исследования рассматривалась такими учеными, как Л.П. Анастасовой, А.В. Белоконь, A.M. Беркутовым, И.И. Бецким, В.П. Вахтеревым, Г.В. Ганыдиной, Г.К. Зайцевым, И.Д. Зверевым, Е.И. Кальченко, М.Ю. Кондратьевым, Д.В. Колесовым, Н.Н. Куинджи, В.В. Колбановым, В.Н. Касаткиным, Г.А. Кураевым, С.П. Поповым, Л.Г. Татарниковой, Б.Н. Чумаковым, И.И. Хажилиной, А.Г. Хрипковой и др.

Цель исследования: изучить формирование здорового образа жизни в возрасте 15-16 лет на занятиях легкой атлетики.

Задачи исследования:

1. Выполнить обзор литературы по теме здоровый образ жизни.

2. Охарактеризовать анатомо-физиологические и психологические особенности подростков 15-16 лет.

3. Описать методику формирования здорового образа жизни на занятиях спортом на примере легкой атлетики.

4. Определить исходный уровень представлений о здоровом образе жизни у подростков 15-16 лет.

5. Реализовать программу занятий легкой атлетики.

6. Провести повторную диагностику представлений о здоровом образе жизни у подростков 15-16 лет и выполнить анализ полученных результатов.

Объект исследования: формирование здорового образа жизни у подростков.

Предмет исследования: занятия легкой атлетикой как средство формирования здорового образа жизни у подростков 15-16 лет.

Гипотеза исследования: предполагается, что занятия подростков 15-16 лет легкой атлетикой будет способствовать формированию у них навыков здорового образа жизни.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научных теорий, касающихся проблемы здорового образа жизни, анатомо-физиологических и психологических особенностей подростков 15-16 лет, методики формирования здорового образа жизни на занятиях спортом на примере легкой атлетики.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими категориями: педагогами, работающими с учащимися подросткового возраста, с целью формирования навыков здорового образа жизни; студентами, обучающимися по педагогическому профилю, с целью подготовки к тематическим семинарским занятиям.

Методы исследования:

— теоретические методы – анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

— эмпирические методы – педагогический эксперимент; тестирование: опросник «Исследование представлений о здоровом образе жизни»; опросник «Исследования влияния и составляющих здорового образа жизни»; методика диагностики личностного роста школьников (отношение к здоровью); тест «Индекс отношения к здоровью» С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина; качественный и количественный анализ эмпирических данных.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, основной частью (из 3 глав и 11 параграфов), выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило изучить формирование здорового образа жизни в возрасте 15-16 лет на занятиях легкой атлетики.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:

— был выполнен обзор литературы по теме здоровый образ жизни;

— были охарактеризованы анатомо-физиологические и психологические особенности подростков 15-16 лет;

— была описана методика формирования здорового образа жизни на занятиях спортом на примере легкой атлетики;

— был определен исходный уровень представлений о здоровом образе жизни у подростков 15-16 лет;

— была реализована программа занятий легкой атлетики;

— была проведена повторная диагностика представлений о здоровом образе жизни у подростков 15-16 лет и выполнен анализ полученных результатов.

Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что занятия подростков 15-16 лет легкой атлетикой будет способствовать формированию у них навыков здорового образа жизни.

Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Обзор литературы по теме здоровый образ жизни

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, под здоровьем понимается состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Я.М. Герчак [15], опираясь на исследования по социологии, философии, медицине, психологии, педагогике характеризует понятие «здоровье» следующим образом:

— здоровье является фундаментом полноценного существования и жизнедеятельности человека, условием его гармоничного развития как личности;

— здоровье выступает интегральной категорией, включающей биологические, психологические, социальные, духовные аспекты природы человека;

— здоровье является не только биологической, но и глубоко социально-психологической, регулируемой и управляемой категорией [15].

Опираясь на вышесказанное, следует отметить, что здоровье – это важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Здоровье – это важнейшая предпосылка к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

В. Бушуева [8] в своем исследовании отмечает, что здоровье является внутрисистемным порядком, позволяющим человеку достигать поставленной цели своей жизни. Данный порядок осуществляется механизмами здоровья, являющимися механизмами саморегуляции системы. Степень порядка может быть различной, что выражается в соответствующих уровнях здоровья. По мнению В. Бушуевой [8], основной задачей педагогов является формировать и поддерживать здоровье обучающихся на «безопасном уровне», на котором не возникают или быстро проходят болезни. Здоровьесбережение, вернее его отдельные аспекты, рассматривали ещё Я. Коменский [30], И. Песталоцци [43] и др. Но активно понятие «здоровьесбережение» в педагогику вошло лишь в начале 1990-х гг. XX в. Данное понятие стало отражать специфику отношений к сохранению здоровья учащихся в процессе учебно-воспитательного процесса.

По мнению Д.В. Викторова [11], понятие «здоровьесбережение» учёными трактуется в различных аспектах. Так, Н. Амосов [5] данное понятие трактует с точки зрения самоактуализации и самоосуществления. В. Быков [9], П. Костенок [31] изучают здоровьесбережение через призму физического саморазвития и самовоспитания. В. Шилько [50] изучает здоровьесбережение в контексте интеграции физкультурного образования. В. Ильинич [22] воспринимает здоровьесбережение составной частью индивидуальности личности. В. Вишневский [12] считает здоровьесбережение частью здоровья и здоровьесбережения. Е.Н. Назарова [40] предполагает здоровьесбережение условием автономии личности. В.К Бальсевич [7] в рамках исследования здоровьесбережения рассматривает субъективные культурные потребности в освоении здорового стиля жизни.

В настоящее время в общественном сознании приобретает распространенность убеждение, что человек является основным субъектом, ответственным за состояние своего здоровья, что характеризует более высокий уровень осмысления собственных возможностей и жизненных задач, выход на философский уровень самопознания, предполагающий сформулированную систему ценностей по отношению к своему жизненному поведению [28].

Рост осознанности в отношении собственного здоровья обуславливает общественный интерес к понятию «здоровый образ жизни».

Образ жизни – биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни – это «лицо» индивида, отражающее в то же время уровень общественного прогресса.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ); это понятие положено в основу валеологии (валеология – интегративная наука о формировании, сохранении, укреплении и реабилитации здоровья, о факторах, его определяющих и разрушающих).

Понятие «валеограмотность» – понятие педагогическое, а не медицинское. По латыни «валео», значит быть «здоровым». «Познай себя» – такое изречение пропагандировали древние греки. «Сотвори себя» – девиз всеобщей валеограмотности. Он тем более актуален, что развитие цивилизации не способствует развитию культуры, и чем выше уровень медицины, тем меньше люди заботятся о собственном теле, о собственном здоровье.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий; положительные эмоции [17].

По мнению Л.П. Осиповой [41], культура здорового образа жизни – это общечеловеческие ценности, отраженные в здоровьесберегающих знаниях, которые вырабатываются в навыках, нормах поведения человека, проявляющихся в деятельности и позволяющих формировать и сохранять свое здоровье, строить отношения с другими людьми на основе признания их права быть здоровыми.

В формировании культуры здорового образа жизни недостаточно знания способов и методов укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повысить «роль личностных качеств человека в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни». Сформировать культуру здорового образа жизни – значит пробудить в человеке (взрослом или ребенке) внутреннюю потребность в здоровьесбережении.

Становление культуры здоровья ребенка предполагает возвращение ему статуса субъекта воспитания, который «самореализуется, способен к жизнетворчеству, самостоятельному выбору действий».

Итак, здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Проблема сохранения здорового подрастающего поколения и подготовки детей к полноценной самостоятельной жизни – это одна из центральных проблем общественного развития. Уклад жизни современного общества характеризуется как динамичный, напряженный, информационно насыщенный. Организм человека часто оказывается не в состоянии быстро подстроиться и адаптироваться под нужный ритм. Усиливает дезадаптацию выраженный дисбаланс нагрузок: малоподвижный образ жизни (малые физические нагрузки) сочетается с умственными и нервно-психическими перегрузками [47].

В настоящее время в педагогических, психофизиологических и медицинских исследованиях среди ряда факторов формирования здоровья ведущим определяется здоровый образ жизни. Укрепление здорового стиля поведения и переориентация на здоровый образ жизни учащихся невозможны без учета ценностно-мотивационной сферы человека. Детерминанты здорового образа жизни целесообразно рассматривать с наиболее значимыми индикаторами физического и психического здоровья, социального благополучия учащихся и готовности учителя работать в условиях приоритета здоровья. На отсутствие такой готовности указывают многочисленные исследования. Сравнительно небольшое количество учителей, которые реализуют здоровый образ жизни, ориентированы на сохранение своего здоровья и бережное отношение к здоровью ученика. Значительная часть учителей осуществляет профессиональную деятельность в состоянии напряжения адаптационных механизмов или их срыва, в стиле авторитарной педагогики, внося значительный вклад в невротизацию образовательной среды, нанося еще больший ущерб собственному здоровью и здоровью ученика. Многие педагоги не выделяют здоровье как приоритетную личностную ценность, невысоко оценивают роль собственных усилий в сохранении и развитии здоровья, не владеют методами самодиагностики и саморегуляции состояний, не обладают системой знаний о здоровье, комплексом навыков и технологий сохранения и развития здоровья ученика и собственного здоровья.

Отсутствие здоровья определяется во многом образом жизни человека, который сознательно или бессознательно не принимает системы ценностей здоровья и, как следствие, не способен быть благополучным. При таком толковании понятия «здоровье» проблема его сохранения и развития переходит из информационно-профилактической в педагогическую проблему организации процесса воспитания и обучения с учетом санитарно-гигиенических, социально-медицинских, психофизиологических факторов [18].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы