Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Формирование устных вычислительных навыков младших школьников в дидактической игре на уроках математики.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. Теоретические основы
формирования устных вычислительных навыков младших школьников в дидактической
игре. 6

1.1. Сущность понятий «вычислительный прием», классификация
вычислительных приемов. 6

1.2. Понятие «вычислительный навык» и этапы его формирования. 9

1.3. Сущность понятия «дидактическая игра», ее виды.. 18

1.4. Формирование устных вычислительных навыков младших
школьников в дидактической игре на уроках математики. 21

Выводы по первой главе. 33

ГЛАВА II. Эмпирическая работа
по выявлению уровня сформированности вычислительных навыков у младших
школьников. 35

2.1. Характеристика базы исследования и диагностического
материала. 35

2.2. Анализ результатов проведения исследования по выявлению
уровня сформированности вычислительных навыков у младших школьников. 41

Выводы по второй главе. 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 58

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….……………..63

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. Основой начального курса математики
выступают представления о четырех арифметических действиях с целыми
неотрицательными числами, а также основанное на этих знаниях прочное усвоение
вычислительных навыков. Однако обилие ошибок, совершаемых учащимися в отношении
решения задач и уравнений, свидетельствует о том, что вычислительные навыки у
младших школьников, как правило, недостаточно прочны и осознанны.

Вместе с тем, не вызывает сомнения
важность освоения младшими школьниками вычислительных навыков, что связано с
повсеместным применением вычислений как в процессе учебной деятельности, так и
в практической жизни.

Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования также отмечает, что навыки
выполнения устных и письменных арифметических действий с числами и числовыми
выражениями являются предметными результатами освоения основной образовательной
программы начального общего образования.

Рост информатизации и характерная для
общества компьютеризация в общественном представлении снизили значимость навыка
устных и письменных вычислений. Однако неверно полагать, что наличие
компьютеров и гаджетов лишает смысла самостоятельные вычисления, т.к.
использование техники для вычислений без осознания вычислительных приемов
невозможно. Поэтому формирование вычислительных навыков у младших школьников
даже в современном обществе остается востребованной педагогической проблемой.

Степень
разработанности темы выпускной квалификационной работы.
Разнообразные методические аспекты формирования навыков вычисления
рассматривались в трудах таких ученых как: М.А. Бантова, Е.С. Дубинчук,
Н.Б. Истомина, С.С. Минаева, М.И. Моро, Н.Л. Стефанова, А.А. Столяр,
С.Е. Царева, Я.Ф. Чекмарев и др.

Теоретические выводы, полученные авторами,
легли в основу формирования учебно-методических комплексов по математике М.А. Бантовой,
Г.В. Бельтюковой, Ю.М. Колягина М.И. Моро, А.М. Пышкало, С.В. Степановой и
др.

В целом, мы можем отметить, что в
научно-методической литературе проблема формирования у учащихся вычислительных
навыков изучена в достаточной мере. Однако отмечаемый рост значимости
компьютерных технологий влечет за собой снижение уровня вычислительной культуры
младших школьников, поэтому обращение к этой теме исследования в рамках
выпускной квалификационной работы актуально.

Проблема
исследования: Как посредством дидактической игры на
уроках математики способствовать формированию у младших школьников
вычислительных навыков?

Цель
исследования: изучить особенности формирования устных
вычислительных навыков младших школьников в дидактической игре на уроках
математики.

Объект
исследования: формирование у младших школьников
вычислительных навыков на уроках математики.

Предмет
исследования: дидактическая игра как средство
формирования устных вычислительных навыков младших школьников на уроках
математики.

Гипотеза
исследования: мы предполагаем, что уровень
сформированности вычислительных навыков у младших школьников в первом классе
носит недостаточный характер, что актуализирует использование дидактической
игры как средства.

Задачи
исследования:

1. Охарактеризовать сущность понятий
«вычислительный прием», классификация вычислительных приемов.

2. Рассмотреть понятие «вычислительный навык»
и этапы его формирования.

3. Представить сущность понятия
«дидактическая игра» и ее видов.

4. Описать формирование устных вычислительных
навыков младших школьников в дидактической игре на уроках математики.

5. Дать характеристику базы исследования и
диагностического материала по выявлению уровня сформированности вычислительных
навыков у младших школьников.

6. Выполнить анализ результатов проведения
исследования по выявлению уровня сформированности вычислительных навыков у
младших школьников.

Теоретические
основы исследования составили идеи о теории учебной
деятельности М.А. Бантовой, В.Н. Рудницкой и поэтапного формирования умственных
действий Л.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. А также работы И.А. Аргинской и
Н.Б. Истоминой по методике формирования вычислительных навыков у учащихся.

Методы
исследования:

— анализ научно-методической литературы по
проблеме исследования;

— обобщение педагогического опыта;

— анализ продуктов деятельности;

— тестирование;

— педагогический эксперимент:
констатирующий;

— качественный и количественный анализ
эмпирических данных;

— математико-статистическая обработка
данных при помощи расчета углового преобразования φ Фишера.

Структура
и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из
введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка
литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной
квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы,
что позволило изучить особенности формирования устных вычислительных навыков
младших школьников в дидактической игре на уроках математики.

Для достижения указанной цели были решены
следующие задачи:

— была охарактеризована сущность понятий
«вычислительный прием», классификация вычислительных приемов;

— было рассмотрено понятие «вычислительный
навык» и этапы его формирования;

— была представлена сущность понятия
«дидактическая игра» и ее видов;

— было описано формирование устных
вычислительных навыков младших школьников в дидактической игре на уроках
математики;

— была дана характеристика базы
исследования и диагностического материала по выявлению уровня сформированности
вычислительных навыков у младших школьников;

— был выполнен анализ результатов
проведения исследования по выявлению уровня сформированности вычислительных
навыков у младших школьников.

По итогам выполнения работы можно
сформулировать следующие основные выводы:

Вычислительный прием понимается нами в
качестве системы операций, последовательное выполнение которых приводит к
результату действия. Вычислительные приемы классифицируются по ряду оснований:
на основании знания нумерации; на основании знания конкретного арифметического
действия; на основании знания взаимосвязи между результатом и компонентами
арифметических действий; на основании знания результатов арифметических
действий в зависимости от изменения одного из компонентов; на основании знания
свойств арифметических действий; на основании знания частных случаев.

Вычислительный навык нами трактуется как
высокая степень овладения вычислительными приемами, это вычислительный прием,
доведенный до автоматизма. Формирование вычислительного навыка проходит
следующие этапы: подготовка к ознакомлению с вычислительным приемом;
ознакомление с вычислительным навыком; усвоение вычислительного приема под
руководством учителя; выработка навыка; применение навыка; контроль
сформированности навыка.

Под дидактическими играми в работе
понимаются обучающие игры, организованные с целью расширения, углубления и
систематизации представлений младших школьников об окружающем мире.
Дидактические игры занимают в умственном воспитании особенное место, ведь неизменным
их компонентом выступает умственная задача и познавательное содержание.
Дидактические игры классифицируются по следующим основаниям: по цели обучения;
по массовости; по реакции; по темпу; по применяемости в учебном процессе; по
характеру деятельности; по форме проведения.

Условиями формирования устных
вычислительных навыков младших школьников в дидактической игре на уроках
математики можно выделить следующие:

— материал, предлагаемый в игре для
изучения математического содержания, обладает актуальностью;

— используются продуманные способы
стимулирования успехов, поддержки интереса к изучаемому материалу;

— подбирать игры, основываясь на таких
показателях сформированности вычислительных умений и навыков как правильность,
осознанность и автоматизм.

На констатирующем этапе эксперимента, мы установили, что только у 12%
учащихся из экспериментального класса и 12,9% учащихся из контрольного класса
соответственно имеет место высокий уровень сформированности вычислительных
умений и навыков. У 64% учащихся из экспериментального класса и 64,5% учащихся
из контрольного класса – средний уровень. А у 24% учащихся из
экспериментального класса и 21,5% учащихся из контрольного класса изучаемые
параметры сформированы на низком уровне.

Достоверных различий между данными, полученными у учащихся из
экспериментального и контрольного класса по итогам расчета критерия Фишера, не
было выявлено.

Также в рамках констатирующего этапа эксперимента была установлена
связь между изучаемыми критериями сформированности вычислительных умений и
навыков: правильностью, осознанностью и автоматизмом.

Качественный и количественный анализ
эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что уровень
сформированности вычислительных навыков у младших школьников в первом классе
носит недостаточный характер, что актуализирует использование дидактической
игры как средства.

Таким образом, цель работы была
достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

В заключение отметим, что выполненная
работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретическая значимость исследования
заключается:

— в систематизации и обобщении научных
позиций в отношении понятий «вычислительный прием» и классификации
вычислительных приемов;

— в уточнении понятия «вычислительный
навык» и этапов его формирования;

— в анализе сущности понятия
«дидактическая игра» и ее видов;

— в рассмотрении специфики формирования устных
вычислительных навыков младших школьников в дидактической игре на уроках
математики.

Практическая значимость исследования
состоит в возможности использования материалов выпускной квалификационной
работы следующими категориями лиц:

— педагогами начального звена с целью
оптимизации деятельности по формированию вычислительных навыков у учащихся
посредством применения игровых технологий;

— студентами с целью самоподготовки к
практическим тематическим занятиям;

— молодыми учеными, занимающимися
разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения
эмпирических данных.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования устных
вычислительных навыков младших школьников в дидактической игре 1.1. Сущность понятий «вычислительный
прием», классификация вычислительных приемов Современное изменение системы школьного образования, в том числе
начального, связано с введением Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) начального общего образования [43], в котором
достижение личностных и метапредметных результатов рассматривается наряду с
предметными результатами. Достижение таких результатов на математическом
материале возможно только в парадигме формирования у младших школьников
вычислительных умений и навыков, рассматриваемой с точки зрения
междисциплинарного подхода.

Внимания заслуживает тот факт, что формирование у младших школьников
вычислительных умений и навыков относится к метапредметным результатам
начального образования и рассматривает:

— метапредметные понятия (число, величина);

— имеет широкое применение не только на уроке, но и во внеурочной
деятельности;

— выходит за пределы предмета математики (применяется на
естествознании, чтении, музыке, физической культуре и др.) [17].

Формирование у младших
школьников вычислительных умений и навыков реализуется у учащихся на всех этапах изучения курса
математики, но их основа закладывается в первые пять, шесть лет обучения. В
этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы
математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в
степень). В последующие годы полученные умения и навыки

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы