Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Формирование устных вычислительных навыков младших школьников в дидактической игре на уроках математики.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. Теоретические основы
формирования устных вычислительных навыков младших школьников в дидактической
игре. 6
1.1. Сущность понятий «вычислительный прием», классификация
вычислительных приемов. 6
1.2. Понятие «вычислительный навык» и этапы его формирования. 9
1.3. Сущность понятия «дидактическая игра», ее виды.. 18
1.4. Формирование устных вычислительных навыков младших
школьников в дидактической игре на уроках математики. 21
Выводы по первой главе. 33
ГЛАВА II. Эмпирическая работа
по выявлению уровня сформированности вычислительных навыков у младших
школьников. 35
2.1. Характеристика базы исследования и диагностического
материала. 35
2.2. Анализ результатов проведения исследования по выявлению
уровня сформированности вычислительных навыков у младших школьников. 41
Выводы по второй главе. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 58
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….……………..63
Введение:
Актуальность
темы исследования. Основой начального курса математики
выступают представления о четырех арифметических действиях с целыми
неотрицательными числами, а также основанное на этих знаниях прочное усвоение
вычислительных навыков. Однако обилие ошибок, совершаемых учащимися в отношении
решения задач и уравнений, свидетельствует о том, что вычислительные навыки у
младших школьников, как правило, недостаточно прочны и осознанны.
Вместе с тем, не вызывает сомнения
важность освоения младшими школьниками вычислительных навыков, что связано с
повсеместным применением вычислений как в процессе учебной деятельности, так и
в практической жизни.
Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования также отмечает, что навыки
выполнения устных и письменных арифметических действий с числами и числовыми
выражениями являются предметными результатами освоения основной образовательной
программы начального общего образования.
Рост информатизации и характерная для
общества компьютеризация в общественном представлении снизили значимость навыка
устных и письменных вычислений. Однако неверно полагать, что наличие
компьютеров и гаджетов лишает смысла самостоятельные вычисления, т.к.
использование техники для вычислений без осознания вычислительных приемов
невозможно. Поэтому формирование вычислительных навыков у младших школьников
даже в современном обществе остается востребованной педагогической проблемой.
Степень
разработанности темы выпускной квалификационной работы.
Разнообразные методические аспекты формирования навыков вычисления
рассматривались в трудах таких ученых как: М.А. Бантова, Е.С. Дубинчук,
Н.Б. Истомина, С.С. Минаева, М.И. Моро, Н.Л. Стефанова, А.А. Столяр,
С.Е. Царева, Я.Ф. Чекмарев и др.
Теоретические выводы, полученные авторами,
легли в основу формирования учебно-методических комплексов по математике М.А. Бантовой,
Г.В. Бельтюковой, Ю.М. Колягина М.И. Моро, А.М. Пышкало, С.В. Степановой и
др.
В целом, мы можем отметить, что в
научно-методической литературе проблема формирования у учащихся вычислительных
навыков изучена в достаточной мере. Однако отмечаемый рост значимости
компьютерных технологий влечет за собой снижение уровня вычислительной культуры
младших школьников, поэтому обращение к этой теме исследования в рамках
выпускной квалификационной работы актуально.
Проблема
исследования: Как посредством дидактической игры на
уроках математики способствовать формированию у младших школьников
вычислительных навыков?
Цель
исследования: изучить особенности формирования устных
вычислительных навыков младших школьников в дидактической игре на уроках
математики.
Объект
исследования: формирование у младших школьников
вычислительных навыков на уроках математики.
Предмет
исследования: дидактическая игра как средство
формирования устных вычислительных навыков младших школьников на уроках
математики.
Гипотеза
исследования: мы предполагаем, что уровень
сформированности вычислительных навыков у младших школьников в первом классе
носит недостаточный характер, что актуализирует использование дидактической
игры как средства.
Задачи
исследования:
1. Охарактеризовать сущность понятий
«вычислительный прием», классификация вычислительных приемов.
2. Рассмотреть понятие «вычислительный навык»
и этапы его формирования.
3. Представить сущность понятия
«дидактическая игра» и ее видов.
4. Описать формирование устных вычислительных
навыков младших школьников в дидактической игре на уроках математики.
5. Дать характеристику базы исследования и
диагностического материала по выявлению уровня сформированности вычислительных
навыков у младших школьников.
6. Выполнить анализ результатов проведения
исследования по выявлению уровня сформированности вычислительных навыков у
младших школьников.
Теоретические
основы исследования составили идеи о теории учебной
деятельности М.А. Бантовой, В.Н. Рудницкой и поэтапного формирования умственных
действий Л.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. А также работы И.А. Аргинской и
Н.Б. Истоминой по методике формирования вычислительных навыков у учащихся.
Методы
исследования:
— анализ научно-методической литературы по
проблеме исследования;
— обобщение педагогического опыта;
— анализ продуктов деятельности;
— тестирование;
— педагогический эксперимент:
констатирующий;
— качественный и количественный анализ
эмпирических данных;
— математико-статистическая обработка
данных при помощи расчета углового преобразования φ Фишера.
Структура
и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из
введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка
литературы и приложения.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной
квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы,
что позволило изучить особенности формирования устных вычислительных навыков
младших школьников в дидактической игре на уроках математики.
Для достижения указанной цели были решены
следующие задачи:
— была охарактеризована сущность понятий
«вычислительный прием», классификация вычислительных приемов;
— было рассмотрено понятие «вычислительный
навык» и этапы его формирования;
— была представлена сущность понятия
«дидактическая игра» и ее видов;
— было описано формирование устных
вычислительных навыков младших школьников в дидактической игре на уроках
математики;
— была дана характеристика базы
исследования и диагностического материала по выявлению уровня сформированности
вычислительных навыков у младших школьников;
— был выполнен анализ результатов
проведения исследования по выявлению уровня сформированности вычислительных
навыков у младших школьников.
По итогам выполнения работы можно
сформулировать следующие основные выводы:
Вычислительный прием понимается нами в
качестве системы операций, последовательное выполнение которых приводит к
результату действия. Вычислительные приемы классифицируются по ряду оснований:
на основании знания нумерации; на основании знания конкретного арифметического
действия; на основании знания взаимосвязи между результатом и компонентами
арифметических действий; на основании знания результатов арифметических
действий в зависимости от изменения одного из компонентов; на основании знания
свойств арифметических действий; на основании знания частных случаев.
Вычислительный навык нами трактуется как
высокая степень овладения вычислительными приемами, это вычислительный прием,
доведенный до автоматизма. Формирование вычислительного навыка проходит
следующие этапы: подготовка к ознакомлению с вычислительным приемом;
ознакомление с вычислительным навыком; усвоение вычислительного приема под
руководством учителя; выработка навыка; применение навыка; контроль
сформированности навыка.
Под дидактическими играми в работе
понимаются обучающие игры, организованные с целью расширения, углубления и
систематизации представлений младших школьников об окружающем мире.
Дидактические игры занимают в умственном воспитании особенное место, ведь неизменным
их компонентом выступает умственная задача и познавательное содержание.
Дидактические игры классифицируются по следующим основаниям: по цели обучения;
по массовости; по реакции; по темпу; по применяемости в учебном процессе; по
характеру деятельности; по форме проведения.
Условиями формирования устных
вычислительных навыков младших школьников в дидактической игре на уроках
математики можно выделить следующие:
— материал, предлагаемый в игре для
изучения математического содержания, обладает актуальностью;
— используются продуманные способы
стимулирования успехов, поддержки интереса к изучаемому материалу;
— подбирать игры, основываясь на таких
показателях сформированности вычислительных умений и навыков как правильность,
осознанность и автоматизм.
На констатирующем этапе эксперимента, мы установили, что только у 12%
учащихся из экспериментального класса и 12,9% учащихся из контрольного класса
соответственно имеет место высокий уровень сформированности вычислительных
умений и навыков. У 64% учащихся из экспериментального класса и 64,5% учащихся
из контрольного класса – средний уровень. А у 24% учащихся из
экспериментального класса и 21,5% учащихся из контрольного класса изучаемые
параметры сформированы на низком уровне.
Достоверных различий между данными, полученными у учащихся из
экспериментального и контрольного класса по итогам расчета критерия Фишера, не
было выявлено.
Также в рамках констатирующего этапа эксперимента была установлена
связь между изучаемыми критериями сформированности вычислительных умений и
навыков: правильностью, осознанностью и автоматизмом.
Качественный и количественный анализ
эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что уровень
сформированности вычислительных навыков у младших школьников в первом классе
носит недостаточный характер, что актуализирует использование дидактической
игры как средства.
Таким образом, цель работы была
достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная
работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования
заключается:
— в систематизации и обобщении научных
позиций в отношении понятий «вычислительный прием» и классификации
вычислительных приемов;
— в уточнении понятия «вычислительный
навык» и этапов его формирования;
— в анализе сущности понятия
«дидактическая игра» и ее видов;
— в рассмотрении специфики формирования устных
вычислительных навыков младших школьников в дидактической игре на уроках
математики.
Практическая значимость исследования
состоит в возможности использования материалов выпускной квалификационной
работы следующими категориями лиц:
— педагогами начального звена с целью
оптимизации деятельности по формированию вычислительных навыков у учащихся
посредством применения игровых технологий;
— студентами с целью самоподготовки к
практическим тематическим занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися
разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения
эмпирических данных.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования устных
вычислительных навыков младших школьников в дидактической игре 1.1. Сущность понятий «вычислительный
прием», классификация вычислительных приемов Современное изменение системы школьного образования, в том числе
начального, связано с введением Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) начального общего образования [43], в котором
достижение личностных и метапредметных результатов рассматривается наряду с
предметными результатами. Достижение таких результатов на математическом
материале возможно только в парадигме формирования у младших школьников
вычислительных умений и навыков, рассматриваемой с точки зрения
междисциплинарного подхода.
Внимания заслуживает тот факт, что формирование у младших школьников
вычислительных умений и навыков относится к метапредметным результатам
начального образования и рассматривает:
— метапредметные понятия (число, величина);
— имеет широкое применение не только на уроке, но и во внеурочной
деятельности;
— выходит за пределы предмета математики (применяется на
естествознании, чтении, музыке, физической культуре и др.) [17].
Формирование у младших
школьников вычислительных умений и навыков реализуется у учащихся на всех этапах изучения курса
математики, но их основа закладывается в первые пять, шесть лет обучения. В
этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы
математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в
степень). В последующие годы полученные умения и навыки