Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников, посредством игровых приемов в учебном процессе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования
учебно-познавательной мотивации младших школьников посредством игровых приемов
в учебном процессе. 5
1.1. Понятие учебно-познавательной мотивации в
психолого-педагогической литературе. 5
1.2. Специфика младшего школьного возраста. 9
1.3. Игровые приемы как средство формирования
учебно-познавательной мотивации младших школьников. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
учебно-познавательной мотивации младших школьников посредством игровых приемов
в учебном процессе. 20
2.1. Диагностика уровня сформированности
учебно-познавательной мотивации младших школьников. 20
2.2. Система работы по формированию учебно-познавательной
мотивации младших школьников посредством игровых приемов в учебном процессе. 30
2.3. Методические рекомендации по формированию
учебно-познавательной мотивации младших школьников. 41
Заключение. 44
Список
литературы 47
Введение:
Актуальность
исследования. На сегодняшний день начальная школа
претерпевает серьезные изменения, которые связаны с новыми целями обучения.
Современный подход обучения младших школьников заключается в формировании
субъективной учебно-познавательной мотивационной деятельности. При этом для
формирования такой деятельности важно побуждать и развивать познавательный
интерес каждого ребенка в ходе учебной деятельности. Данный процесс достаточно
сложный, поэтому требует системного похода для его осуществления.
Федеральный образовательный стандарт
начального общего образования (ФГОС НОО) определяет важность социальной
значимости процесса формирования у обучающихся учебно-познавательной мотивации,
направленной на разработку моделей обучения, которые будут гарантировать их
достижение в будущем, основные цели, среди которых выделяется развитие личности
обучающихся, их творческих способностей, интереса к процессу обучения и
развитие умений учиться.
При этом одна из важных
задач, которая стоит перед психологией и педагогикой, заключается в
формировании активной личности, которая будет мотивированна на деятельную
жизненную позицию. В связи с этим необходимым считается изучение роли мотивации
в учебной деятельности. Отмечается, что становление субъекта деятельности,
который способен сознательно ставить жизненные цели и добиваться их,
обеспечивается мотивацией достижения, отражающей ценностное отношение индивида
к себе как к личности и к учебной деятельности.
На актуальность изучения
так же указывает тот момент, что в период младшего школьного возраста
формирование такого качества как мотивация представляется в группе социально
важных, поскольку оказывают влияние на реализацию личности в социуме, построение
межличностных отношений, достижений в поставленных целях и т.п.
Проблема мотивации,
мотивов поведения и учебной деятельности одна из стрежневых в психологии.
Большое количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, А.Н.
Леонтьев, Д.И. Узнадзе), так и зарубежных авторов (Г. Холл, Л. Мюррей, А.
Маслоу, Х. Хекхаузен и др.) посвящено изучению и разработке вопроса мотивации.
Среди отечественных ученых проблемой развития положительной мотивации в учебной
деятельности в младшем школьном возрасте занимались В.С. Выготский, В.В.
Давыдов и Д.Б. Эльконин.
Проблемой формирования
учебно-познавательной мотивации с помощью игровых приемов занимаются ведущие
педагоги и методисты, среди которых Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина,
А.К. Маркова, А.М. Матюшкин, Н.Г. Морозова, И.И. Аргинская, Ф.К. Савина, М.А.
Щевцова, Л.В. Степанова, М.С. Якимова и др.
Целью
работы является изучение особенностей формирования
учебно-познавательной мотивации в ходе учебной деятельности в младшем школьном
возрасте с помощью игровых приемов.
Поставленная цель
предполагает решение следующих задач
исследования:
1. Изучить понятие учебно-познавательной
мотивации в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать
специфику младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать
игровые приемы как средство формирования учебно-познавательной мотивации
младших школьников.
4. Провести диагностику
уровня сформированности учебно-познавательной мотивации младших школьников.
5. Разработать систему
работы по формированию учебно-познавательной мотивации младших школьников
посредством игровых приемов в учебном процессе.
6. Предоставить
методические рекомендации по формированию учебно-познавательной мотивации
младших школьников.
Объектом
исследования выступает учебно-познавательная мотивация
в младшем школьном возрасте.
Предметом
исследования является формирования
учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте с помощью игровых
приемов в учебной деятельности.
Методы
исследования, примененные в работе следующие:
1. Теоретический (анализ,
синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования).
2. Эмпирический
(анкетирование, тестирование младших школьников).
3. Количественный и
качественный анализ полученных данных.
Теоретическая
значимость исследования заключается: в определении основных игровых
приемов, используемых в процессе учебной деятельности, их положительного
влияния на процесс формирования учебно-познавательной мотивации у детей
младшего школьного возраста.
Практическая
значимость исследования состоит в том, что разработанные занятия могут быть
использованы в современных образовательных организациях при формировании у
детей младшего школьного возраста учебно-познавательной мотивации.
Структура работы
определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Вопрос об отношении
учебной деятельности и развития младших школьников можно назвать центральным,
так как без него нет возможности поставить и решить проблемы педагогической
психологии. Данный вопрос остается актуальным и в современном обществе. Многие
теоретические и практические проблемы современной педагоги и педагогической
психологии могут быть решены в зависимости о того, насколько разносторонне и
глубоко рассматриваются проблемы развивающего обучения.
Особенности обучения в современной
школе во многом определяются все нарастающим объемом информации,
интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением
учебных программ. Очевидно, что подобные условия обучения требуют
соответствующей организации этого процесса. При этом важно иметь в виду также
здоровьесберегающий аспект обучения, так как современный ученик часто
испытывает колоссальные психоэмоциональные и физические перегрузки в процессе
обучения, приводящие к подрыву здоровья. Поэтому важно стремиться к такой
научно обоснованной организации учебного процесса, при которой не наносился бы
ущерб здоровью учащихся, не угасал интерес к знаниям, не утрачивалась вера в
себя и свои силы и при этом в достаточно полном объёме решались задачи
обучения.
Формирование учебной
мотивации младших школьников считается одной из центральных проблем современной
школы. А ее актуальность определяется обновлением содержания обучения, которая
привела к выходу задач формирования приемов самостоятельного получения знаний и
развития активной жизненной позиции на первый план. Помимо того, основные
проблемы в сфере обучения и воспитания вызваны отсутствием мотивов у младших
школьников получать знания, что оказывает влияние на снижение базовых
показателей образованности и воспитанности детей.
Таким образом, из всего
вышесказанного можно сделать вывод, что в младшем школьном возрасте учебная
деятельность на ребенка выходит на первый план, она занимает ведущее место в
его жизни. Мышление становится доминирующей функцией в данном возрасте. Это
способствует развитию мыслительных процессов и интеллекта, а также некоторых
других психических функций организма. Кроме этого в младшем школьном возрасте
начинает активно развиваться память в двух направлениях – произвольном и
непроизвольном. Теперь малыш может выучить даже то, что ему совсем не интересно
лишь одним усилием воли. Также начинает формироваться внимание. Дети в этом
возрасте могут быть дольше сосредоточены на одном предмете.
Необходимо отметить, что
учебная деятельность для разных обучающихся имеет разный смысл. Определение
характера учебной мотивации и познавательного интереса младших школьников
позволяет выбирать определенные методы и способы педагогического влияния.
Необходимо принимать во
внимание, что мотив всегда выступает с одной стороны внутренним качеством
сознания обучающегося, который побуждает его к деятельности, а с другой стороны
такое побуждение может приходить со стороны. Если без процесса контроля со
стороны взрослых мотив не актуализируется, то он остается внешним для младших
школьников, поэтому в процессе обучения педагогу необходимо направлять
деятельность обучающихся на формирование их внутренних мотивов.
Итак, в ходе
эмпирического исследования мы провели диагностику адаптации первоклассников в
количестве 18 человек возрастом 7-8 лет по двум методикам: «Беседа о школе»
(Н.Г. Лусканова), «Что мне нравится в школе» (А.И. Баркан, Ю.А. Полуянов).
Выбранные методики в комплексе позволят оценить уровень мотивации младших
школьников.
Результаты диагностики
уровня мотивации к учебной деятельности школьников показали, что большинство
детей положительно относится к школе и учебным занятиям. Меньшая часть детей
имеет высокий и хороший уровень мотивации. И, к сожалению, чуть меньше половины
детей высказывают негативное отношение к учебе и низкую мотивацию к
образовательной деятельности.
Методика «Что мне
нравится в школе» показала, что чуть больше половины детей уровень мотивации к
познавательному процессу высокий. Но у многих от остается на низком уровне, а у
некоторых детей вообще отсутствует.
Результаты эмпирического
исследования показали необходимость повышения мотивации к обучению в школе для
детей младшего школьного возраста. В
связи с этим была организована опытно-экспериментальная работа, направленная на
повышение мотивации к обучению в школе для детей младшего
школьного возраста с помощью игровых приемов.
Повторное исследование по
обеим методикам позволило выявить повышение уровня мотивации к учебе у младших
школьников.
На основе проведенного
исследования были составлены методические рекомендации для педагогов по
развитию мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретическое изучение особенностей формирования учебно-познавательной
мотивации младших школьников посредством игровых приемов в учебном процессе
1.1. Понятие учебно-познавательной мотивации в
психолого-педагогической литературе
Проблема
мотивации в отечественной психологической науке активно изучается и обсуждается
с середины 70-х годов прошлого века. На сегодняшний день она остается
актуальной. На наш взгляд такое положение объясняется тем, что существует
необходимость внедрения в практику исследования психологов, определение
поведения человека в реальности, важно познания его закономерностей и раскрытие
связи внутренних и внешних мотиваций человека с социальной составляющей.
Следует
заметить, что мотив представляет собой внутреннюю устойчивую психологическую
причину поведения или поступка человека. Другими словами, это то, что побуждает
человека к какой-либо деятельности, придавая ей осмысленности. Так же можно
сказать, что мотивом выступает материальный или нематериальный предмет,
направляющий деятельность человека, вызывая его на действие. В науке такая
характеристика считается мотивацией [24].
Определим
понятие мотивации. Так, мотивация является составной частью структуры личности,
психологической движущей силой, которая способствует сохранению активности
человека для достижения какой-либо цели. Однако анализируя такое понятие как
важный элемент структуры личности индивидуума, можно увидеть, что существует
определенные расхождения в определении деталей данного понятия. Такие
расхождения являются своего рода проблемой в психологической науке. Попробуем
конкретизировать выдвинутое предположение.
Теоретическая
психология определения мотивации имеет два направления – потребность и предмет.
Отечественная психологическая наука предполагает, что нецелесообразно
противопоставлять эти понятия, склоняясь к мнению о том, что мотив побуждает к
активности для удовлетворения определенной потребности [17].
Заметим, что
мотив часто путают с потребностью. Рассмотрим эти понятия на примерах. Так,
человек проголодался и хочет есть. Голод представляет собой физиологическую
потребность. А само желание поесть и является мотивом. То есть, мотивация для
удовлетворения своей физиологической потребности – это удовлетворение чувства
голода.
Следует
отметить, что мотивация является сложным психологическим понятием, поэтому его
трактовка достаточно разнообразна. Рассмотрим несколько определений мотивации:
1. Мотивация
является побуждением к действию.
2. Мотивация
представляет способность человека удовлетворять свои потребности при помощи
деятельности.
3. Мотивация
считается психофизиологическим процессом, руководящим поведением индивида [20].
При этом,
мотивация может быть как негативной, так и позитивной. Объясним на примере.
Так, если ребенок не слушает родителей, то его мотивация основывается на
отрицательные эмоции в ожидании наказания. Если же он выполнил то, что ему
поручили, то мотивация основывается на ожидание поощрения.
А.Н.
Леонтьев рассматривает мотив как цель, предмет. Мотив — это объект, который
отвечает той или иной потребности и который в той или иной форме, отображаясь
субъектом, ведет его к деятельности. Воплощение потребности в предмет
содействует преобразованию ее в мотив. Собственно, предмет и привносит
направленность человеческим побуждениям, а самим побуждениям – смысл [14].
Существует
несколько источников мотивации:
1. Внешняя
мотивация, которая не связывается с какой-либо деятельностью, а обуславливается
внешними для человека признаками (сюда относится, например, обучение в
университете с целью получения диплома).
2. Внутренняя
мотивация, связанная с деятельностью, но не учитывающая внешние факторы
(например, обучение в университете с целью получения знаний.
3. Устойчивая
мотивация, основанная на физиологических потребностях человека (утоление
голода, жажды и др.)
4.
Неустойчивая мотивация, требующая внешней поддержки (например, бросить курить,
похудеть или набрать вес) [3].
Таким
образом, необходимо учитывать многообразие толкования понятий мотивации, важно
рассматривать определение термина «мотив» учеными-психологами. Это позволит нам
составить полную картину о сложной структуре мотивации личности.
Что касается
учебной деятельности, то она представляет собой специфическую разновидность
учения, которая характеризуется специальной организованностью для достижения
совершенствования и саморазвития субъекта, получения им системных знаний и т.п.
В связи с этим учебная мотивация представляет собой частный вид мотивации,
который включается в деятельность процесса обучения [19].
Следует
отметить, что учебная мотивация имеет ряд специфических факторов, которые
обуславливаются обучающим процессом. Среди них выделяются следующие:
1.
Обусловленность самой образовательной системой, образовательной организацией, в
которой протекает учебная деятельность.
2.
Особенность организации образовательное процесса.
3. Субъектные
особенности обучающихся, такие как возраст, пол, интеллектуальное развитие и
т.п.
4. Субъектные
особенности педагогов и система его отношения к обучающимся.
5. Специфика
отдельной учебной дисциплины.
Учебная
мотивация отличается системностью, она также имеет направленность, устойчивость
и динамичность. Отмечается, что учебная деятельность школьников побуждается
определенными мотивами, в которых преобладают или внутренние мотивы, которые
связаны с содержанием самой деятельности и ее выполнением, либо же на первый
план выходят широкие социальные мотивы, которые основываются на потребности
старшеклассника занять определенную позицию в системе общественных отношений.
Е.П. Ильин
предлагает выделять такие категории мотивации учения:
1. Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности
или без интереса к преподаваемому предмету.
2. Обучение без личных интересов и выгод.
3. Обучение для социальной идентификации.
4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.
5. Обучение по принуждению или под давлением.
6. Обучение, основанное на понятиях и моральных
обязательствах или на общепринятых нормах.
7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни.
8. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и
ценностях.
Таким
образом, можно сделать вывод, что мотивацию необходимо рассматривать как
динамический аспект поведения, под влиянием которого индивид вступает в отношение
с миром. Более конкретно мотивацию можно объяснить, как активный процесс
направления поведения человека к предпочитаемой ситуации или объекту. При этом
мотивы оказывают значительное влияние на поведение человека как личности и на
его социальную роль. В сознании человека мотивы становятся целью, на которую, в
конечном счете, направляется его поведение и действия.
При этом, в условиях школьного обучения происходит
систематическое совершенствование познавательных процессов на основе
исторического человеческого опыта под контролем учителя, а затем — и самого
ученика.