Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение
1.Теоретические
основы формирования у старших дошкольников толерантного отношения к детям с
ограниченными возможностями здоровья
1.1
Сущность понятия «толерантность», ее структурные составляющие
1.2
Особенности формирования у старших дошкольников толерантного отношения к
детям с ограниченными возможностями здоровья
1.3Психолого-педагогические
условия формирования у старших дошкольников толерантного отношения к детям с
ограниченными возможностями здоровья
Выводы
по 1 разделу
2.
Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей дошкольного возраста
толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья
2.1
Констатирующий эксперимент по выявлению уровня толерантности у детей
дошкольного возраста к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья
2.2
Разработка и реализация программы по формированию у детей дошкольного
возраста толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями,
с учетом выявленных педагогических условий
2.3
Оценка эффективности работы по формированию у детей дошкольного возраста
толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья
Выводы
по 2 разделу
Заключение Список
использованных источников Приложения 3 8 8
11 14 19 20 20 26 31 36
39
42
49
Введение:
Актуальность исследования: по данным ВОЗ в мире ежегодно увеличивается численность
детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема качественного
образования для данной категории, учитывающая психофизиологические особенности
учащихся, стала особенно актуальной в 21 веке. Внедрение инклюзивного образования
в странах Запада, а затем и России, позволило учащимся с ОВЗ освоить образовательную
программу. Однако качественная адаптация и социализация детей с проблемами
психофизиологического характера невозможна без развития толерантности у всех участников
образовательного процесса. К сожалению, традиционно в России к лицам с
ограниченными возможностями здоровья относятся противоречиво. Интеграция данной
категории детей в систему образования является одной из первоочередных задач
каждого отдельного образовательного заведения. Сложность данной задачи
заключается в том, что в России развитие толерантности по отношению к лицам с
ограниченными возможностями здоровья является сравнительно новой проблемой и
находится лишь на начальных этапах рассмотрения научным сообществом и практической
реализации образовательными заведениями.
Дошкольные образовательные организации имеют
оптимальные возможности для воспитания толерантности у детей. Важнейшим преимуществом
ДОО является наличие детского общества, необходимого ребенку для того, чтобы учиться
общаться в коллективе с большим разнообразием детей, в том числе, с детьми с
ОВЗ. Подобная среда – подготовительная площадка для воспитания ребенка,
способного вырасти в толерантного и гуманного члена общества.
Анализ
научной литературы позволил выявить противоречие между необходимостью
формирования у детей дошкольного
возраста толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями
и недостаточным вниманием педагогов к этому ценностному компоненту воспитания.
Данное противоречие порождает проблему, заключающуюся в недостатке
теоретических и практических материалов, обеспечивающих успешность работы по формированию у детей дошкольного возраста толерантного
отношения к сверстникам с ограниченными возможностями.
Объектом исследования: процесс формирования у детей дошкольного возраста
толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями.
Предмет исследования: теоретические и методологические основы, педагогические
условия по формированию у детей
дошкольного возраста толерантного отношения к сверстникам с ограниченными
возможностями.
Гипотеза исследования: формирование
у детей дошкольного возраста толерантного отношения к сверстникам с
ограниченными возможностями будет эффективно, если:
– учтены возрастн
Заключение:
Толерантность
предлагается рассматривать как качество, характеризующее отношение к окружающим
как к равным, принятие существования иного образа жизни и терпимость к нему.
Формирование
толерантности к детям с особыми образовательными потребностями представляет
собой целенаправленный, организованный и контролируемый процесс формирования
человека, как его позитивная, т.е. адекватная общественным ценностям и
потребностям социализация, осуществляемая институтами общества, в первую
очередь, учреждениями системы образования.
По итогам первого раздела
нами сформулирован вывод о целесообразности формирования толерантного отношения
к сверстникам с ОВЗ именно в старшем дошкольном возрасте, поскольку в этом
возрасте начинают развиваться самоорегуляция поступков, усвоение норм и форм
поведения, нравственные качеств личности. В старшем дошкольном возрасте
продолжается воспитание умений понимать себя и других, происходит обучение
навыкам и обладанию правилами поведения, взаимопониманию, сопереживанию и
личной ответственности, следовательно, формирование толерантных качеств
личности старшего дошкольника будет естественным и логичным.
Опытно-экспериментальная
работа по проверке гипотезы, выдвинутой в начале исследования, проводилась в
три этапа:
1. Первичная
диагностика уровней сформированности толерантного отношения старших
дошкольников к сверстникам с ОВЗ (констатирующий эксперимент).
2. Второй этап –
формирующий эксперимент включает в себя разработку и реализацию
психолого-педагогической программы формирования толерантного отношения старших
дошкольников к сверстникам с ОВЗ.
3. На третьем
этапе организована контрольная диагностика (повторная) – по окончании ОЭР,
направленная на определение эффективности программы формирования толерантного отношения старших
дошкольников к сверстникам с ОВЗ.
По итогам
проведенного констатирующего этапа исследования установлено, что уровень толерантного отношения старших дошкольников к
сверстникам с ОВЗ находится на низком уровне, что подтверждает
необходимость разработки и апробации психолого-педагогической
программы формирования толерантного отношения старших дошкольников к
сверстникам с ОВЗ.
В ходе формирующего этапа разработана и реализована
Программа
формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к
сверстникам с ограниченными возможностями «Шагаем навстречу друг к другу». Созданы
психолого-педагогические условия для успешного формирования толерантного отношения старших дошкольников к
сверстникам с ОВЗ. С целью успешной реализации Программы
использовались следующие формы и методы: детско-родительские тренинги на развитие
коммуникативных навыков, на которых разыгрывались ролевые игры, помогающие
лучше понять особенности детей с ОВЗ, игры и упражнения на формирование эмпатии
и принятия другого, групповое обсуждение и анализ стереотипов по отношению к
детям с особыми образовательными потребностями; а также активное внедрение в
воспитательно-образовательный процесс метода психологических дилемм и просмотра
тематических подборок мультфильмов.
Мероприятия Программы позволили
выстроить воспитательную работу с детьми через использование универсальной
модели, которая подразумевает свободный выбор форм, методов и приёмов
взаимодействия с педагогов с воспитанниками. Кроме того, реализованная Программа повышает качество
и доступность дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья, улучшает качество жизни семей, имеющих детей данной категории.
На контрольном этапе ОЭР доказана эффективность
Программы формирования толерантного
отношения старших дошкольников к сверстникам с ОВЗ.
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла подтверждение по итогам
опытно-экспериментальной работы.
Фрагмент текста работы:
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1
Сущность понятия «толерантность», ее структурные составляющие В современном мире
огромное значение приобретает процесс включения детей с особыми
образовательными потребностями в общественную жизнь. Социальную интеграцию
определяют как процесс принятия человека обществом. Интеграция ребенка
начинается с его внедрения в социум. Инклюзия и интеграция обучающихся с
особыми образовательными потребностями усиливает положительный эффект для всех
участников социальной группы, непосредственно взаимодействующих друг с другом [12,
с. 34]. В данном аспекте необходимо рассмотреть понятие толерантности.
Несколько десятилетий
проблема толерантности изучается в рамках различных наук – это и философия, и
политология, и психология и др. Изначально понятие «толерантность» понималось,
как способность переносить, терпеть, например боль. Толерантность как научная
категория вошло в употребление медицины как возможность переносить
лекарственные препараты. В психологии данная трактовка наиболее применима к
оценке толерантности к неизвестности или фрустрационной толерантности. В рамках
такого понимания толерантности ее необходимо рассматривать как психологическую
устойчивость личности к фрустраторам или стрессорам. Толерантность формируется
в результате снижения чувствительности к повторяющемуся воздействию стрессоров
[36, с. 97].
В рамках социального
аспекта толерантность не может быть сведена к терпимости. Социальная
толерантность возникает в ситуации взаимодействия как минимум двух людей. Социальная
толерантность является интегральной характеристикой личности, которая
обеспечивает социальную адаптацию человека в обществе. Выражается толерантность
в терпимом отношении к другим людям (независимо от их национальной или
культурной принадлежности), к иному образу жизни, поведению, чувствам,
взглядам, привычкам; в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и
согласования разнородных интересов посредством конструктивного диалога;
построении взаимодействия в системе «Я –другой» так, как будто этим другим
являешься ты сам [10, с. 11].
На основании анализа
литературы по проблеме толерантности можно выделить различные формы
толерантного и интолерантного отношения, которые в краткой форме представлены в
таблице 1. Таблица 1 – Проявления
социальной толерантности и интолерантности Проявления социальной
толерантности миролюбие, уважение, эмпатия, симпатия, доброта и др. Проявления социальной
интолерантности агрессивность, враждебность,
безразличие, гнев, презрение, отвращение и др. Сущностными
характеристиками социальной толерантности являются уважение и признание
коммуникативных прав личности. Понимание и принятие многообразия в мире
различны культурных, национальных, религиозных, профессиональных традиций и
особенностей. Различия между людьми порождаются самими социальными отношениями.
Социальная толерантность представляет собой сформированные умения и навыки
толерантного взаимодействия рамках человеческого общения; установка на
толерантность как активную позицию по формированию толерантности своей
личности, личности другого человека; как качество личности; как норма своего
поведения, представляющая собой одну из составляющих социальной этики.
Социальная толерантность проявляется в установке на принятие другого человека,
на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение [36, с. 101-102].
Социальная толерантность является
обобщающим понятием по отношению к этнической, коммуникативной толерантности.
Социальная толерантность
не сводится к терпимости, включает в себя мотивационный, когнитивный,
аффективный и коннотативный компоненты (рисунок 1). Рисунок – 1 Составляющие толерантности
[36, с. 102] Исходя из выделенных
компонентов социальной толерантности можно выделить следующие ее функции:
мотивационная, информационная, регулятивная, адаптивная. Мотивационная функция социальной
толерантности способствует развитию социальных отношений между людьми.
Побуждает человека к сотрудничеству, расширяет жизненный опыт через стремление
познать мир другого человека. Информационная функция формирует социальное
толерантное мировоззрение личности. В результате толерантных отношений
формируется понимание ситуации, умение ее прогнозировать и решать. Регулятивная
функция тесным образом связана с волевым контролем. Толерантное поведение
обеспечивается следующими волевыми качествами личности: выдержка,
самообладание, саморегуляция и пр. Адаптивная функция обеспечивает социальную
адаптацию личности. Человек вырабатывает положительное, устойчивое отношение к
социальному взаимодействию.
Рассматривая
толерантность в педагогическом аспекте, многие исследователи (А.А. Гусейнов,
А.А. Реан, П.Ф. Степанов и другие) определяют ее как сформированное моральное
качество личности, главным признаком которого является уважение права другого
на отличие от общепринятых норм [12, с. 35].
В отечественной науке и
практике идеи толерантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике
успеха, диалоговой педагогике, педагогике ненасилия [22, с. 450].
Развитие толерантности
по отношению к детям с ОВЗ предполагает общение учащихся с позиции равноправия
и исключения дискриминации по состоянию здоровья, наличие стремления к
взаимопониманию детей одной возрастной группы. Н.А. Плаксина выделяет наиболее
характерные черты терпимого взаимоотношения к дошкольнику с ОВЗ