Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Формирование представлений у старших дошкольников о росте и развитии растений в процессе работы в уголке природы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о
росте и развитии растений у старших дошкольников. 7
1.1. Особенности формирования представлений о росте и
развитии растений у старших дошкольников 7
Глава 2. Практическая работа по формированию представлений
о росте и развитии растений у старших дошкольников. 32
2.1. Использование календарей наблюдений в рамках
ознакомления дошкольников с процессом роста и развития растений. 32
2.2. Диагностика сформированности представлений о росте и
развитии растений у дошкольников 37
2.3. Практическая работа по формированию представлений о
росте и развитии растений у старших дошкольников в уголке природы.. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 50
ПРИЛОЖЕНИЯ. 52
Введение:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о
росте и развитии растений у старших дошкольников. 7
1.1. Особенности формирования представлений о росте и
развитии растений у старших дошкольников 7
Глава 2. Практическая работа по формированию представлений
о росте и развитии растений у старших дошкольников. 32
2.1. Использование календарей наблюдений в рамках
ознакомления дошкольников с процессом роста и развития растений. 32
2.2. Диагностика сформированности представлений о росте и
развитии растений у дошкольников 37
2.3. Практическая работа по формированию представлений о
росте и развитии растений у старших дошкольников в уголке природы.. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 50
ПРИЛОЖЕНИЯ. 52
Заключение:
Использование
календарей природы оказывает эффективное воздействие на развитие наглядно –
образного мышлений у детей дошкольного возраста.
Благодаря
работе с календарями природы на всех этапах (ведение, заполнение, подведение
итогов, повторные рассматривания, анализ результатов) обогащает представления
дошкольников, происходит формирование особого типа представлений, который
отражает процесс изменения явление и объектов природы в совокупности с
временными параметрами. Но для формирования именно этого типа представлений
необходимо регулярно, упорядоченно фиксировать все наблюдения. Таким образом,
данная модель является средством для развития единых пространственно –
временных представлений.
При
обсуждении результатов наблюдений, дети сопоставляют зафиксированные явления на
календаре природы, прослеживают характер изменений, выявляют взаимосвязи
отдельных компонентов. Благодаря этому дети учатся обнаруживать причинные и
временные связи, устанавливают простейшие закономерности.
Тем
самым у детей дошкольного возраста развивается логическое мышление, что
способствует развитию речи. Развивается коллективная форма речи – беседа
педагога с группой, когда высказывания взаимно дополняются, и создается единая
беседа по смысловой линии и завершенная по форме содержания.
Календарь
природы является предметом логично построенного обсуждения, способствующий
развитию умения рассуждать, сопоставлять события, анализировать, и в
последующем отражать их в речи.
Практической
значимостью нашей работы является подробный разбор содержания и требований к
оформлению календарей природы, согласно условным обозначения, что помогает
дошкольникам достичь наивысших результатов в школе.
Продуманная организация обучения, прогулок,
специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать
красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения
окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник
обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к
живому, желание созидать, а не разрушать.
Основные цели и задачи экологического
воспитания:
— формирование у
детей ценностного отношения к окружающему миру, природе, природным ресурсам;
— повышение
интереса детей к познавательной, творческой, интеллектуальной деятельности;
— формирование
среди детей и родителей понимание проблемы, связанных с экологической
обстановкой окружающей среды, побуждение к обсуждению связанных с охраной
окружающей среды вопросов и проблем;
— формирование
эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его
красоту и неповторимость;
— повышение
активности и эффективности общественных работ по охране окружающей среды,
формирование чувства ответственности за деятельность, являющейся возможной
угрозой экологии.
Экологическое воспитание и образование
детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только
экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут
вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором
они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного
развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в
образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической
культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
С целью привлечь внимание к проблемным
вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние
экологической безопасности страны, Указом Президента Российской Федерации 2017
год объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. В связи с
этим на федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий,
посвященных заботе о природе и окружающем мире. Правительственный курс
направлен не только на комплексные проблемы экологии, но также заботу об
охраняемых природных территориях: заповедных парках и садах.
Дошкольные образовательные учреждения в
мероприятиях, посвященных году экологии. Воспитателям важно донести до детей
проблему защиты окружающей среды, борьбы за природу. План мероприятий в ДОУ
предусматривает многочисленные мероприятия для детей. Среди них особое внимание
уделяется тематическим занятиям и праздникам, конкурсам и выставкам,
экологическим играм и природоохранным акциям. Все запланированные события
объединяются идеей сохранения экологии и природы страны, в которой мы живем.
Дети должны обратить внимание на природу и те проблемы, которые связаны с
экологией и чистотой.
Одна из важнейших и актуальных задач
для всех государств Земли – это развитие и распространение системы
экологического просвещения, благодаря которой возможно устранение проблем
нестабильности природной среды. Помимо этого, экологическое образование,
просвещение и воспитание способно обеспечить развитие общества в целом.
Экология в нашей жизни играет большую и
важную роль. Человечество своей безответственностью уничтожает то, что природа
создавала веками. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то
был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом
воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ
экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу
очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она
встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет
остановиться, присмотреться, задуматься. А задача воспитателей и родителей –
подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в
отдельности в ответе за планету Земля, и каждый из нас может сохранять и
преумножать ее красоту.
Экологическое воспитание дошкольников по
своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду. Оно
строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании
влияния деятельности человека на природу. Его итогом является приемлемый для
дошкольников уровень осознанного отношения к живому, к природе, выраженный в
положительных эмоциональных реакциях, словесном сочувствии, действенной
готовности прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.
Наблюдение является основным методом для формирования
представления у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений.
Это специально созданное и организованное педагогом целенаправленное, активное
восприятие дошкольниками явлений и объектов
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о
росте и развитии растений у старших дошкольников.
1.1. Особенности формирования
представлений о росте и развитии растений у старших дошкольников
Экологические представления – обобщенное отражение
определенных явлений природы и объектов, сложных связей, которые существуют
внутри экосистем и которые характеризуют сообщества в целом (С. Н. Николаева).
Благодаря восприятию явлений природы и объектов и
взаимосвязей между ними формируются экологические представления. Развитие
экологических представлений нужно начинать с дошкольного возраста, детям
необходимо знакомится с объектами природы ближайшего для них окружения, звать
взаимосвязи, которые между ними существуют.
Сухомлинский
В. А. говорил: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть
так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте
всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться
к тому, что он узнал». [15]
В настоящее время очень важно формировать
экологическое воспитание у дошкольников из-за кризисного состояния природы.
Программы экологического воспитания, которые создаются правительственными
структурами, творческими коллективами направлены на изменения мышления людей,
их взгляд на природу, на взаимодействия человека и общества с природой и ведут
к пониманию идей устойчивого развития на планете. К сожалению, у детей и у
взрослых сейчас существует потребительское отношение к природе, что исходит из
низкого уровня экологической культуры человечества. Человечество не считает,
что экологические проблемы их касаются, не воспринимает их как личностно
значимые. В то время, когда окружающая среда в критическом состоянии и оно
продолжает ухудшаться – это угрожающий характер для всего человечества, нужно
предпринимать все возможные и невозможные шаги для того, чтобы каждый осознал
непрерывную связь с природой, понял как необходимо сохранить ее для будущих
поколений.
Особая интенсивность развития эмоционального отношения
к окружающему, накопление личного опыта взаимодействия с окружающим миром
приходится на дошкольный возраст, поэтому экологическое воспитание имеет
огромное значение. В этот момент происходит закладывание основ экологической
культуры личности, что является частью духовной культуры человека. Как
педагогу, работающему в дошкольном учреждении экологическое воспитание детей,
для меня является одной из основных задач и все свои действия, любой учебный
материал оценивается в соответствии с требованиями экологического образования.
Главной целью экологического воспитания является
формирование экологической культуры, которая является совокупностью
экологических чувств, экологического сознания, экологической деятельности через
воспитание любви к природе, понимание всех процессов, которые происходят в ней
и всех взаимосвязей.
Для достижения данной цели необходимо выполнять ряд
следующих задач:
— формировать навыки поисково – экспериментальной
деятельности;
— воспитывать любовь к природе через непосредственное
общение с ней;
— развивать сопереживания к бедствиям природы,
потребности бороться за ее сохранность;
— формировать элементарные естественно – научные
представления, знания и природе.
Формирование экологически грамотного поведения ребенка
в природе следует формировать особенно важно. В большинстве своем предлагается
лишь образцы поведения, которые запрещают что-либо делать: «не вреди», « не
топчи», «не рви», «не шуми» и т.д. По словам Ушинского К. Д. данная сухая
сентенция не помогает делу, а лишь вредит. 2правила поведения» выполняются под
контролем взрослых и не имеют действенного характера. Дети должны понимать
необходимость выполнения правил поведения: ребенок будет не шуметь в лесу
только тогда, когда поймет, что шум отпугивает животных и всех лесных обитателей,
и не сможет ничего посмотреть и увидеть интересного, так как всё живое
спрячется – улетят птицы, убегут животные. Ребенку нужно понимать необходимость
и причину запретов и правил поведения в социальной и природной среде, именно
поэтому детям важно показывать значения деятельности и поведения людей в
окружающей среде. Благодаря этому дети мотивированно и осознано подойдут к
выводам о необходимости защищать и сохранять объекты природы, нашего земного
дома. [6]
Существуют два типа программ – парциальные и комплексные.
Парциальные обеспечивают одно или несколько направлений развития и воспитания;
комплексные направлены на всестороннее развитие ребенка.
К комплексным программам можно отнести: «Детский сад –
дом радости», «Кроха», «Истоки», «Детство», «Радуга», «Развитие». К
парциальным: «Природа и художник»,
«Жизнь вокруг нас», «Юный эколог», «Семицветик», «Наш дом – природа». В основе
всех программ лежит личностно – ориентированная модель воспитания,
индивидуальный подход к развитию художественных и интеллектуальных особенностей
ребенка.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста –
это необходимость использования экологического подхода при ознакомлении детей с
природой. Педагогический процесс, при таком подходе, опирается на основную идею
экологии и принятые понятия. Разделы биологической экологии служат научной
основой для построения экологической методики воспитания детей с учетом
специфики дошкольного возраста детей, особенностями их личностного и
психического развития. Критерии отбора материала: наглядная представленность и
возможность включения в практическую деятельность. Так как в дошкольном
возрасте преобладают наглядно – действенные и наглядно – образные формы
мышления, то и сведения о природе должны быть специально отобраны и
адаптированы к возрасту детей.
Специфика методики экологического воспитания – это
непосредственный контакт детей с объектами природы, их живое общение с
животными и природой, наблюдение и практические виды деятельности с ней,
осмысление увиденного в процессе обсуждения. Познание природы через книги,
слайды, картины и др. несет второстепенное значение, для углубления и
расширения знаний и впечатлений, которые ребенок получает от непосредственного
контакта с объектами природы.
Именно
поэтому для детей создаются зоны природы, где объекты природы находятся в
нормальных условиях, которые