Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Методика преподавания окружающего мира

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Формирование положительной мотивации учения посредством используемых продуктивных методов на уроках окружающего мира в начальных классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования положительной мотивации учения посредством используемых продуктивных методов на уроках окружающего мира в начальных классах 7

1.1 Понятие мотивации учения в психолого-педагогической литературе 7

1.2 Особенности формирования мотивации учения у младших школьников 17

1.3 Методы обучения для формирования положительной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира 28

Выводы по 1 главе 37

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования положительной мотивации учения посредством используемых продуктивных методов на уроках окружающего мира в начальных классах 39

2.1 Выявления уровня мотивация учения у младших школьников 39

2.2 Формирования положительной мотивации учения посредством используемых продуктивных методов на уроках окружающего мира в начальных классах 49

2.3. Анализ результатов исследования 64

Выводы по 2 главе 69

Заключение 71

Список литературы 74

Приложения

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана, прежде всего, с анализом источников активности человека, побудительных сил его поведения. Мотивация учения в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена и обновлением содержания обучения, и постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции. Более интенсивное результативное развитие младшего школьника обуславливает включение его в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития, наличие положительных эмоций от процесса обучения, а также доверительное, усиливающие эмоциональный фон педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса.

Одним из основных личностных результатов Федерального государственного образовательного стандарта является сформированность мотивации к познанию обучению, помимо этого подчеркивается и ориентация на становление других личностных характеристик обучающегося: активность, любознательность, заинтересованность в познании мира.

Значимость проблемы формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется необходимостью создания предпосылок формирования мотивации учения именно в начальной школе, когда происходит придание учебной деятельности статуса ведущей деятельности, а с окончанием обучения в начальной школе обретение мотивацией определённой формы, что позволяет сделать её устойчивым личностным образованием ученика. Начальная школа характеризуется наличием ряда проблем мотивации учения, что обуславливается слабой ориентировкой при обучении на личностные особенности ученика. Это выражается в применении единых учебных планов, единообразии заданий, предпочтении педагогов ориентировать обучение на высокий уровень усвоения изучаемых предметов, что ведет к слабой сформированности мотивов учения.

Несформированность мотивации учения приводит к возникновению одной из важных проблем современной школы — неуспеваемости младших школьников. Так как в младшем школьном возрасте учебной деятельности как ведущей, принадлежит главная роль в определении дифференциации познавательных процессов и личностных изменений, наличие ранней неуспеваемости ребенка приводит к широкому кругу проблем и оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка в целом

Следует отметить, что проблема формирования мотивации учения в педагогике и психологии далеко не новая. Разные авторы рассматривают различные аспекты этой проблемы: мотивы как источники активности поведения человека (Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.К. Маркова, X. Хекхаузен, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон и др.); особенности строения и развития мотивационной сферы личности обучающихся, характеристики отдельных ведущих мотивов учения: познавательного интереса (Г.И. Щукина, Н.Ф. Талызина), познавательной потребности (B.C. Ильин), социальных и познавательных мотивов (А.К. Маркова), мотивов достижения и избегания неудачи (С.С. Занюк, Н. Скороходова, X. Хекхаузен).

Анализ психолого-педагогической литературы, показывает, что имеет место противоречие между необходимостью создания и формирования мотивации учения и недостаточной разработанностью методических путей формирования мотивации учения в процессе обучения. Указанное противоречие обусловливает актуальность выбранной темы исследования: «Формирование положительной мотивации учения посредством используемых продуктивных методов на уроках окружающего мира в начальных классах».

Объект исследования – позитивная мотивация учения младших школьников.

Предмет исследования – процесс формирования положительной мотивации учения посредством используемых продуктивных методов на уроках окружающего мира в начальных классах.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность продуктивных методов на уроках окружающего мира для формирования мотивации учения в начальных классах.

Гипотеза исследования: предполагаем, что процесс формирования положительной мотивации учения на уроках окружающего мира у младших школьников будет осуществляться эффективнее, если применять на уроках разнообразные продуктивные формы и методы проведения учебной деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятие мотивации учения в психолого-педагогической литературе.

2. Рассмотреть особенности формирования мотивации учения у младших школьников.

3. Провести исследование особенностей формирования положительной мотивации учения посредством используемых продуктивных методов на уроках окружающего мира в начальных классах.

4. Проанализировать результаты исследования.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение информации, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных результатов, обработка результатов исследования.

Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе учителей начальной школы с целью повышения эффективности формирования мотивации учения у обучающихся начальных классов.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблемой развития мотивации учения занимались Божович Л.И., Маркова А.К., Маслоу А., Матюхина М.В., Орлов Ю.М., Творогова Н.В., Выготский Л.С., Ильин Е.П., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики. Анализ литературы показал, что мотивация учения — это сложное, системное образование, состоящее из познавательных и социальных мотивов учения. Мотивами учебной деятельности являются факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п. В младшем школьном возрасте становление учебной мотивации идёт путём смещения акцентов с социальных на познавательные мотивы, с дальнейшим укреплением их в качестве ведущих. В процессе обучения, деятельность ученика сопровождается группой мотивов: мотивы, направленные на овладение знаниями и на получение хороших оценок, а также на одобрение родителей и на установление желаемых взаимоотношений ребёнка со сверстниками.

Для того чтобы учебная деятельность в младшем школьном возрасте носила положительный характер, необходимо формировать и поддерживать учебную мотивацию у учащихся. Ведь именно она является важным условием успешного обучения школьников, а также процессом, запускающим, направляющим и поддерживающим усилия, которые нацелены на выполнение деятельности учения. В этот период главной задачей педагогов является поддерживать стремление и желание учиться у младших школьников.

Применение различных методических приемов на уроках окружающего мира позволяет мне не только облегчить усвоение учебного материала, но и дает новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повысить мотивацию учащихся к обучению, активизировать познавательную активность; развивать мышление и творческие способности учащихся; индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения; развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно; повысить качество наглядности в учебном процессе.

В ходе исследования нами была проведена первичная диагностика по изучению развития мотивации учения у младших школьников, которая показала следующие результаты: 71% обучающихся имеют направленность на отметку, и лишь 29% — на получение знаний; 86% обучающихся показали средний уровень мотивации учебной активности, 14% — низкий уровень; для 44% детей основным мотивом является мотив оценки, для 28% детей — учебный мотив, для 14% — позиционный мотив и для 14% — внешний мотив; у 72% младших школьников присутствует средний уровень мотивации учения. Таким образом, развитие мотивации учения у большинства школьников характеризуется средним уровням ее сформированности, что предполагает огромные резервы для более интенсивного развития этого качества.

Для формирования мотивации учения на формирующем этапе была разработана работа, которая строилась на проведении уроков. В структуру традиционного урока добавлялись приемы, активизирующие мыслительную деятельность и познавательный интерес.

Для проверки эффективности формирующего этапа проведена повторная диагностика младших школьников. По итогам повторной диагностики выявлены следующие изменения: по сравнению с результатами констатирующего этапа, направленность на отметку снизилась с 71% до 43%, а на знания — повысилась с 29% на 57%; появился школьник с высоким уровнем мотивации, со средним уровнем ‒ уменьшилось на одного; у детей преобладает внутренняя и внешняя положительная мотивация; учебный мотив повысился с 28% до 44%, внешний мотив остался на прежнем уровне и мотив на получения хорошей оценки немного уменьшились с 44% до 28%; увеличился процент учащихся с высоким уровнем мотивации (0% — 14%), уменьшился – средней уровень мотивации (86% — 72%). Низкий уровень мотивации остался без изменений – 14% учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа, направленная на формирование положительной мотивации учения, с учетом применений рассмотренных продуктивных методов на уроках окружающего мира, которые, безусловно, должны соответствовать возрастным особенностям детей, эффективна.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования положительной мотивации учения посредством используемых продуктивных методов на уроках окружающего мира в начальных классах

1.1 Понятие мотивации учения в психолого-педагогической литературе

Успех учебной деятельности зависит не только от усвоения обучающимися знаний, но и от мотивации учения, то есть от стремлений самоутверждаться, достигать высоких результатов. Чем выше уровень мотивации, тем больше факторов побуждают ребенка к деятельности, тем больших результатов он может достичь. Развитие у обучающегося положительной учебной мотивации является основой эффективности учебного процесса. Управление процессом учения требует от учителя понимания сущности мотивации учебной деятельности, основных закономерностей ее функционирования и развития. Анализ литературных источников показывает, что в современной психологии и педагогике отсутствует единство в определение сущности понятия «мотивация».

Анализ литературных источников показывает, что в современной психологии и педагогике отсутствует единство в определение сущности понятия «мотивация». Под понятием «мотивация» понимают несколько психологических явлений, а именно:

1) систему факторов или совокупность причин, которые направляют человека к выполнению определенных действий или бездействия, побуждают к активности;

2) осознанное использование целой системы возбудителей, которые способствуют активизации деятельности;

3) процесс развертывания системы возбудителей, непосредственно происходит в структуре соответствующей деятельности [14].

Отсутствие единства определение понятия мотивации свидетельствует о разносторонности аспектов этого вопроса, а также о сложности и многозначности самой мотивации. В педагогике и педагогической психологии мотивация имеет различные определения. В частности, М.И. Алексеева считает, что мотивация — это совокупность причин, которые определяют различные проявления активности обучающихся [4].

А.К. Маркова считает, что мотивация является многомерным образованием отдельных мотивов, потребностей, целей, намерений, интересов, идеалов, ценностей. Она подчеркивает, что «учебная мотивация состоит из ряда побуждений, постоянно меняются и вступают в новые связи друг с другом. Поэтому становление мотивации — не просто рост положительного или усиление негативного отношение к учебе, а усложнение структуры мотивационной сферы, побуждений, входящих в нее» [7].

Мотивацию трактуют по-разному: как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяют поведение (Ж. Годфруа); как совокупность мотивов (К.К. Платонов); как побуждение, вызывающее активность организма и определяет ее направленность; как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов); как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян); как совокупную систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас) [6].

Можно сказать, что мотивация — это сложная, многоуровневая неоднородная система побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д. При этом любая деятельность является полимотивированной, а в мотивационной структуре деятельности можно выделить доминирующий мотив. Среди важных задач педагогики является определение того, как деятельность учения, проблемы, связанные с учением, преломляются в сознании ученика, какие стремления и побуждении у него при этом возникают, как и чем мотивируется для него деятельность учения. Под учением понимается не просто процесс овладения каким-то общим или частным навыком, а подразумевается под этим систематический процесс усвоения человеком определенного круга знаний и умений, который носит то более, то менее успешный характер.

Результат обучения согласно И. П. Подласому обуславливают мотивы обучения, а также понимание цели и интереса к обучению Учебная мотивация — это частный вид мотивации, которые включен в деятельность учения, учебную деятельность. Она представляет собой системное образование, состоящее из учебных мотивов. А. К. Маркова предлагает определение учебного мотива: мотив — это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

Учебный мотив Л.И. Божович определяет как структурный компонент учебной мотивации. По мнению автора, мотивы деятельности учения представляют собой побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни семьей и самой школой

Эффективность учебной деятельности напрямую зависит от мотивов, которые побуждают младшего школьника к активности и определяют его направленность. Для формирования интереса и положительной мотивации к учебной деятельности учитель должен развивать именно мотивы учения. Мотивы, стимулирующие обучающихся к обучению М.И. Алексеева, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович и др. разделяют на социальные и познавательные учебные мотивы [19].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы