Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Формирование навыков обучения письму на иностранном языке в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков письма при обучении иностранному языку в начальной школе 5
1.1. Письмо как вид речевой деятельности 5
1.2. Обучения письму и письменной речи на иностранном языке 12
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Методические основы формирования навыков иноязычного письма младших школьников 22
2.1. Анализ рабочих тетрадей по английскому языку для 4-го класса 22
2.2. Система заданий и упражнений для обучения письму и письменной речи на иностранном языке 26
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список литературы 38
Введение:
Актуальность исследования. Письмо – один из четырех видов речевой деятельности (РД), формирующий коммуникативную систему человека и обеспечивающий его разнообразное социокультурное бытие, к тому же оно, как самостоятельный вид РД, является наиболее трудным. Формирование этого умения, особенно на иностранном языке, требует большей подготовки и усилий.
Проблема обучения письму и письменной речи на иностранном языке освещена в трудах многих ученых методистов (Р.И. Похмелкина, Г.Ф. Демиденко, А.А. Абрамова, Г.Г. Бедросова, Е.П. Калинина, Т.М. Еналиева, К.П. Ященко, Т.И. Леоньева, А.И. Янисов, Л.И. Разина, Р.И. Азизов, Т.В. Глазунова, И.М. Мельник, Э.В. Пинская). Однако остается недостаточно разработанной, теоретически и практически обоснованной роль и место письма среди других видов РД в процессе обучения иностранному языку, а также специфика формирования навыков письма на иностранном языке в начальной школе.
Из четырех видов речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо) три первых признаются современной методикой преподавания иностранных языков объектами обучения, письмо же рассматривается только как средство в овладении тремя первыми. Следовательно, на практике в учебном процессе ему не всегда уделяется должное внимание.
Проблема исследования: сегодня письмо на иностранном языке представляет собой одну из целей обучения. Кроме этого, оно продолжает оставаться вспомогательным средством, позволяющим закреплять формально-языковую сторону иностранного языка, а также способом диагностирования и контроля языковых навыков и речевых умений.
Объектом исследования является письменная речь как один из видов речевой деятельности.
Предметом исследования является процесс формирования навыка письменной речи на английском языке.
Цель исследования – разработка системы заданий и упражнений для обучения письму и письменной речи на иностранном языке.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач исследования:
1. Дать характеристику письменной речи как виду речевой деятельности.
2. Описать особенности обучения письму и письменной речи на иностранном языке.
3. Провести анализ рабочих тетрадей по английскому языку на предмет обучения письму и письменной речи.
4. Разработать систему заданий и упражнений для обучения письму письменной речи на иностранном языке в начальной школе.
Методами исследования были определены следующие:
– анализ теоретического материала по теме исследования;
‒ синтез и обобщение;
– анализ рабочих тетрадей;
‒ конструирование при разработке системы заданий и упражнений для обучения письму и письменной речи на иностранном языке.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса.
Практическая значимость работы состоит в том, что собранный нами материал и разработанную систему заданий и упражнений для обучения культуре письменной речи на иностранном языке можно использовать в процессе обучения иностранному языку в начальной школе.
Структура работы определена целью и задачами исследования и включает в себя ведение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Итак, в ходе написания данной работы нами была достигнута цель исследования: определены особенности формирования навыков письма, а также разработана система заданий и упражнений для обучения письму и письменной речи на иностранном языке.
Достижению данной цели способствовало решение ряда задач:
1. Дана характеристика письменной речи как виду речевой деятельности. Мы пришли к следующим выводам:
– письмо является одним из четырех видов речевой деятельности, что формирует коммуникативную систему человека и обеспечивает его разнообразное социокультурное бытие, к тому же оно, как самостоятельная речевая деятельность, является наиболее тяжелым. Формирование этого умения, особенно на иностранном языке, требует больше подготовки и усилий;
– письмо является одним из средств преодоления психологического барьера в процессе изучения иностранного языка;
– с развитием коммуникации, компьютеризации, культуры письма, письмо постепенно из вспомогательного средства начинает выступать одной из целей обучения иностранному языку;
– на сегодняшний день несмотря на то, что письмо заявлено как одна из целей обучения иностранному языку, оно продолжает оставаться тем же вспомогательным средством, закрепителем формально-языковой стороны иностранного языка, способом диагностирования и контроля языковых навыков и речевых умений.
2. Описаны особенности обучения письму и письменной речи на иностранном языке, в результате чего мы пришли к выводам, что:
– обучение культуре письменной речи характеризуется обработкой формирования графических, каллиграфических и орфографических навыков письма;
– особенностью обучения письму является формирование и закрепление прежде всего каллиграфических навыков письма, которые предусматривают владение и применение зрительных, слуховых, руко-моторных навыков, навыков внутреннего проговаривания и анализа языкового материала.
3. Проведен анализ рабочих тетрадей по английскому языку на предмет обучения письму и письменной речи.
Анализ показал, что в рабочих тетрадях (Enjoy English. 4 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч. Биболетова М.З. и др.; Английский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш.) обучению письму и письменной речи осуществляется параллельно с усвоением лексики и грамматики английского языка. Однако, мы считаем, что педагог не должен ограничиваться упражнениями, предложенными в рабочих тетрадях, поэтому нами был разработан комплекс упражнений для обучения письму.
4. По результатам проведенного анализа нами была разработана система заданий и упражнений для обучения культуре письменной речи на иностранном языке, которая направлена на решение следующих задач в обучении иноязычному письму: обеспечить усвоение школьниками основных орфографических понятий и правил; развить у учащихся орфографическую зоркость (способность распознавать орфограммы как в написанных, так и в воспринятых на слух словах); выработать на основе теоретических знаний умения практического правописания; добиться запоминания написания слов с орфограммами, которые не проверяются; воспитать у учащихся потребность обращаться в случае необходимости к орфографическому словарю, вооружить их умениями пользоваться таким словарем; сформировать у детей навыки самоконтроля и исправления допущенных во время письма орфографических ошибок.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков письма при обучении иностранному языку в начальной школе
1.1. Письмо как вид речевой деятельности
Письмо и навыки письма являются очень важными в процессе обучения английскому языку, поскольку младшие школьники не только учатся правильно писать и излагать свои мысли письменно, письмо также позволяется закреплять новый изученный материал, грамматические и лексические навыки и пр.
Отметим, что работа над формированием навыков письма не заканчивается на начальном этапе, а продолжается на среднем и старшем этапах обучения английскому языку в общеобразовательной школе. При этом стоит помнить, что письме не изолировано от других видов речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование). К примеру, можем отметить тесную связь письма с чтением. Каждый, кто пишет (упражнения, письмо, произведение), должен читать свой текст [Мазенцева 2015; Шатохина 2015].
Письмо – один из четырех видов речевой деятельности, что формирует коммуникативную систему человека и обеспечивает его разнообразное социокультурное бытие, к тому же оно, как самостоятельная речевая деятельность, является наиболее тяжелым. Формирование этого умения, особенно на иностранном языке, требует больше подготовки и усилий [Гордеева 2015; Мехтиаханлы 2013].
Среди многих преподавателей распространено заблуждение о том, что письменная речь развивается по законам, которые характерны для устной. Однако, еще Л.С. Выготский отмечал, что не стоит надеяться на то, что «с усвоением механизма письма, письменная речь станет такой же богатой и развитой как устная речь, и будет подобна ей, как перевод к оригиналу» [Выготский 1956, с. 263]. По мнению психологов (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн), письменная речь характеризуется рядом особенностей. Прежде всего, необходимо отметить абстрактность письменной речи, которая проявляется в двух аспектах:
‒ во-первых, письменная речь – это речь в мысли, в воображении, речь, лишенная наиболее существенного признака устной речи – материального звука [Выготский 1956, с. 263];
‒ во-вторых, это речь без собеседника, так что она требует большего сознания, ее необходимо продумывать и планировать.
С.Л. Рубинштейн замечал, что собеседник и молчаливый слушатель помогают регулировать устное высказывание. Непосредственный контакт с собеседником способствует выявлению непонимания. Реакция слушателя «произвольно направляет говорящего, заставляет его остановиться на тех или иных аспектах более подробно, объяснить их и т.п. Тот же, кто пишет, должен самостоятельно определять такой способ построения высказывания, чтобы оно было понятно читателю» [Рубинштейн 1989, с. 455]. Абстрактность устной речи обусловливает еще одну ее особенность – сознание, следовательно, большее внимание к отбору лексико-грамматических средств, синтаксической организации предложений, композиции текста.
Лингвисты (П.С. Дудик, О.О. Никольский, Н.Ю. Шведова и др.) также противопоставляют устную и письменную речь по ряду параметров. Ограничимся указанием только на то, что является наиболее существенным в аспекте данной работы. Спецификой устной речи, если сравнить с письменной, является то, что говорящий (слушатель) располагает целым комплексом экстралингвистических факторов, которых лишен тот, кто пишет (читает): интонация, паузы, модуляция голоса, мимика и пантомимика, автокоррекции, ситуативная обусловленность речи придают устным выражениям имплицитного (скрытого) семантического фона, который в письменном виде может быть выражен только через лексико-грамматические средства. Проводимая в отсутствии собеседника письменная речь является максимально развернутой, в ней синтаксическая расчлененность достигает своего наивысшего максимума. В письменной речи из-за отсутствия собеседников редко возможно понимание с полуслова, из предикативного суждения. Собеседники при письменной речи находятся в разных ситуациях, что исключает возможность наличия в их мнениях общего подлежащего. Поэтому письменная речь в этом отношении представляет собой по сравнению с устной максимально развернутую и сложную по синтаксису форму речи, в которой необходимо использовать для выражения каждого отдельного мнения гораздо большее количество слов, чем в устной речи.
Письмо как вид речевой деятельности для учащихся, в частности, на начальном этапе, является довольно сложным видом речевой деятельности. Это обусловлено:
‒ разделенностью во времени и расстоянии автора и читателя, поэтому невозможным является корректировка и уточнение написанного текста;
‒ из сказанного вытекает, что речь пишущего должна быть точной и не содержать ошибок (accuracy) [Бим 1997].
Отметим, что создание письменного произведения требует имитации и манипулирования речевыми моделями, которые учащиеся получают от своего учителя [Выготский 1982, с 3]. В связи с этим учитель должен ставить перед собой цель ознакомления учащихся из соответствующими структурами иностранного языка.
Письмо на уроках английского языка, в частности, в начальной школе является средством, позволяющим учащимся преодолевать психологические барьеры при изучении иностранного языка (к примеру, боязни допустить ошибку). В процессе письма учащийся имеет возможность более тщательно продумать свои высказывать, подобрать лексический материал и пр., что позволит постепенно преодолеть чувства дискомфорта, скованности.
Роль письма в процессе обучения иностранному языку заключается в полном воспроизведении собственных мыслей. Это говорит об еще одной особенности письма, а именно о сознании (Л.С. Выготский [Выготский 1982], Ю.И. Пассов [Пассов 2003]). У того, кто пишет, в отличие от того, кто говорит, есть время для более тщательной проработки содержания, логической структуры и формы текста, что предоставляет возможность более тщательно прорабатывать содержание, логику высказывания, форму текста. Это, в свою очередь, предоставляет возможность применять более сложные грамматические структуры и лексику, которая может использоваться только при письме.
Следующая особенность письма состоит в его графическом оформлении, фиксировании внутреннего проговаривания в графических знаках [Выготский 1982]. Поэтому графическая запись требует от пишущего сформированных орфографических и лексико-грамматических и синтаксических навыков.
С лингвистической точки зрения письмо – это «дополнительное к звуковой речи средство общения с помощью графических знаков, позволяющих фиксировать информацию для передачи ее на расстояние, для хранения в пространстве и времени» [Ахманова 1969, с.323]. В методике преподавания иностранных языков письмо – это не только знаковая система фиксации языка, позволяющая передавать информацию в пространстве и закреплять ее во времени, но и продуктивный вид речевой деятельности, обеспечивающий выражение мнения в графической форме [Азимов 2009, с.197].
В свою очередь, навыки письма мы определяем как способность реализовать коммуникацию в письменной форме в жизненно важных для определенного возраста областях и ситуациях общения в соответствии с коммуникативной задачей. Навыки письма предусматривают, что говорящий умеет планировать, осуществлять и корректировать собственное коммуникативное поведение во время порождения и варьирования иноязычной речи в различных типах письменных высказываний в соответствии с конкретной ситуацией общения (контекста), речевого задания и коммуникативного намерения и правил общения.