Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Формирование имиджа специалиста социальной работы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 7
1.1. Понятие имиджа. Теоретические характеристики 7
1.2. Функции имиджа 10
1.3. Классификация и структура имиджа 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ «ОСЗН РАЙОНОВ ГОЛЬЯНОВО И ВОСТОЧНЫЙ» 16
2.1. Общая характеристика «ОСЗН районов Гольяново и Восточный» 16
2.2. Технологии формирования имиджа социальных работников 24
2.3. Выявление проблем формирования имиджа специалистов по социальной работе «ОСЗН районов Гольяново и Восточный» 29
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ «ОСЗН РАЙОНОВ ГОЛЬЯНОВО И ВОСТОЧНЫЙ» 34
3.1. Рекомендации по созданию положительного имиджа деятельности специалистов по социальной работе «ОСЗН районов Гольяново и Восточный» 34
3.2. Оценка социальной эффективности разработанных рекомендаций 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Введение:
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день, социальная работа обладает противоречивым статусом в обществе, несмотря на её благородные общественные функции – решение социальных проблем и содействие социальным изменениям в общем, а также помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в частности. Если обратиться к истории формирования социальной работы в России как профессиональной деятельности, становится ясно, что это достаточно молодая профессия, ведущая свое начало с 1991 года, в период обострения всех социально-экономических проблем. Незнакомое с феноменом социальной работы, российское общество постепенно начинает привыкать к новой профессии и новому, так необходимому виду профессиональной деятельности. Так начинает формироваться имидж социальной работы в России.
Имидж или статус профессии для социального работника играет немаловажную роль при выполнении им своих функций, поскольку, если он низкий, то перед социальным работником стоит дилемма между заботой о клиенте и социальным контролем. Другим критерием значимости имиджа профессии для специалиста социальной работы является тот факт, что именно социальные работники являются основными поставщиками социальных услуг населению и при негативном имидже социальной работы в обществе качество этих услуг снижается. Следовательно, можно проследить связь мнения общества на качество его жизни посредством формирования имиджа социальной работы.
Деятельность социального работника постоянно сопряжена с необходимостью контактировать с большим количеством людей. Процесс взаимодействия и общения формирует представления о работнике по общению, и последующие контакты обычно обусловлены именно тем впечатлением, которое было создано в предыдущие контакты. Таким образом, имидж для социального работника является тем инструментом, которым надо уметь пользоваться, чтобы он работал на пользу. Публичная деятельность социального работника является неотъемлемой частью имиджа и существенно влияет как на его формирование, так и на поддержание.
Степень научной разработанности темы исследования. В настоящее время существует немалая теоретическая база для научного обоснования феномена имиджа. Например, исследования Андриенко Е.В., Панасюк А.Ю., Почепцова Г.Г., Зверинцев А.Б., и др. посвящены исследованию имиджа в аспекте теории ролей и «масок». В рамках проблемы личностного и профессионального самоопределения также исследуются вопросы профессионального имиджа. Среди них можно выделить исследования таких авторов, как Душкина М.Р., Ушакова Н.В., Шепель В.М., Кочеткова А.В., и др.
Главная роль в разработке технологического подхода в организации социальной работы принадлежит М.В. Воронцовой, Л.И. Кононовой, Е.Г. Студёновой, М.В. Фирсову, Е.И. Холостовой. Социальные проблемы молодой семьи нашли отражение в трудах Е.О. Аквазбы, А.Ю. Баишевой, Д.А. Кулебякиной, Т.В. Коротаевой, И.С. Ловаковой, А.П. Мышленниковой, А.Д. Новикова, Ю.П. Савицкой, Т.Е. Ухабиной.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей формирования имиджа специалиста социальной работы на примере «ОСЗН районов Гольяново и Восточный».
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие имиджа.
2. Рассмотреть функции имиджа
3. Рассмотреть классификацию и структуру имиджа.
4. Дать общую характеристику «ОСЗН районов Гольяново и Восточный».
5. Провести анализ технологии формирования имиджа социальных работников.
6. Выявить проблемы формирования имиджа специалистов по социальной работе «ОСЗН районов Гольяново и Восточный».
7. Разработать рекомендации по созданию положительного имиджа деятельности специалистов по социальной работе «ОСЗН районов Гольяново и Восточный».
8. Оценить социальную эффективность разработанных рекомендаций.
Объектом исследования выступают социальные работники Отдела социальной защиты населения районов Гольяново и Восточный.
Предметом исследования являются технологии формирования имиджа социальных работников.
Эмпирическую базу исследования составили: законодательство РФ, материалы, посвященные проблематике исследования и опубликованные в научной литературе, печатных и электронных периодических изданиях, глобальной сети Интернет, а также официальные данные Отдела социальной защиты населения районов Гольяново и Восточный.
Структура работы отражает поставленные цель и задачи исследования и включает в себя: введение, три главы, заключение, список источников, приложения. Во введении определена актуальность и цель исследования, поставлены задачи, выявлен объект и предмет исследования.
В первой главе охарактеризовано понятие имиджа; рассмотрены функции имиджа; рассмотрена классификация и структура имиджа.
Во второй главе дана общая характеристика Отдела социальной защиты населения районов Гольяново и Восточный; проведен анализ технологии формирования имиджа социальных работников; выявлена проблемы формирования имиджа специалистов по социальной работе ОСЗН районов Гольяново и Восточный.
В третьей главе разработаны рекомендации по созданию положительного имиджа деятельности специалистов по социальной работе ОСЗН районов Гольяново и Восточный; оценена социальная эффективность разработанных рекомендаций.
Заключение отражает основные результаты и выводы по работе. Список литературы содержит ссылки на использованные при написании работы источники.
Заключение:
Целью выпускной квалификационной работы являлось исследование особенностей формирования имиджа специалиста социальной работы на примере ОСЗН районов Гольяново и Восточный.
В первой главе охарактеризовано понятие имиджа; рассмотрены функции имиджа; рассмотрена классификация и структура имиджа. По результатам проведенного теоретического исследования можно сделать следующие выводы.
В настоящее время проблема имиджа социального работника достаточно актуальна, и связано это прежде всего с его профессиональной деятельностью, которая направлена на оказание помощи определённым категориям граждан, по тем или иным причинам попавших в трудную жизненную ситуацию, где в зависимости от эффективности взаимодействия и оказания помощи социального работника клиентам и формируется имидж в его профессиональной сфере деятельности.
Во второй главе дана общая характеристика Отдела социальной защиты населения районов Гольяново и Восточный; проведен анализ технологии формирования имиджа социальных работников; выявлена проблемы формирования имиджа специалистов по социальной работе ОСЗН районов Гольяново и Восточный. По результатам проведенного практического анализа можно сделать следующие выводы.
Отдел социальной защиты населения районов Гольяново и Восточный осуществляет социальную защиту граждан пожилого возраста, инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, семей с детьми, а также нуждающихся в социальной поддержке иных нетрудоспособных групп населения, проживающих на территории района.
При формировании профессионального имиджа социального работника акцент делается на следующие характеристики: образованность, любовь к людям, коммуникабельность, доброта, профессионализм, справедливость, терпеливость, гуманность, и, конечно, любовь к профессии.
Социальные работники Отдела социальной защиты населения районов Гольяново и Восточный общаются с разными группами населения, разных возрастов. От коммуникативных возможностей социального работника во многом зависит успех его деятельности, что впоследствии также отражается на его имидже.
В процессе исследования проведен анализ отзывов населения об Отделе социальной защиты населения районов Гольяново и Восточный. в открытых источниках немало отрицательных отзывов об отделе. Данные отзывы говорят о негативном имидже социальных работников Отдела социальной защиты населения районов Гольяново и Восточный.
В Отделе социальной защиты населения районов Гольяново и Восточный существует дефицит знаний в области профессиональной деятельности у значительной части социальных работников, что отражается на имидже Отдела, на культуре взаимодействия социальных работников и клиентов социальных служб, на качестве выполняемой работы.
В третьей главе разработаны рекомендации по созданию положительного имиджа деятельности специалистов по социальной работе ОСЗН районов Гольяново и Восточный; оценена социальная эффективность разработанных рекомендаций.
Для улучшения имиджа специалистов по социальной работе ОСЗН районов Гольяново и Восточный нами рекомендовано: ознакомить персонал с кодексом этики социального работника, пригласить ведущих специалистов в области социальной работы и социальной политики для чтения лекций по вопросам имиджа социального работника; повышение квалификации специалистов по социальной работе; создание положительного имиджа у людей пожилого возраста; усиление акцента на значимость ОСЗН районов Гольяново и Восточный в жизни современного общества для позитивного восприятия подобных центров населением.
Комплексное проведение всех указанных мероприятий и выполнение ряда условий при заинтересованном отношении всех участников процесса позволит повысить качество работы социального работника с получателями социальных услуг и повысит имидж сотрудников в ОСЗН районов Гольяново и Восточный.
Для формирования имиджа специалиста по социальной работе ОСЗН районов Гольяново и Восточный необходимо постоянное повышение профессиональной квалификации специалиста, в разных формах курсы, тренинги, семинары, а также самостоятельное самосовершенствование. Всё это способствует интеллектуальному и личностному развитию, уверенности в своих силах для дальнейшей профессиональной деятельности и обеспечивает наращивание интеллектуального потенциала ОСЗН.
Резюмируя, отметим, что главным в формировании имиджа социальной организации становится формирование имиджа ее сотрудников. Исходя из этого, основной упор необходимо сделать на изучение позитивного имиджа социального работника, как главного критерия положительного имиджа Отдела.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
1.1. Понятие имиджа. Теоретические характеристики
Термин «имидж» появился в двадцатом веке в области. Имидж в буквальном переводе на русский язык означает образ.
Образ – это результат психического отражения того или иного объекта, в процессе которого возможны преобразования исходной информации; процесс его создания может быть активным и целенаправленным, включая в себя процедуры анализа и синтеза. Все эти характеристики образа могут быть вполне применимы к имиджу.
Понятие «имидж» не является точным синонимом понятия «образ» .
Как справедливо отмечает Панасюк А.Ю.: для того чтобы образовался имидж, мало воспринять те или иные характеристики объекта (человека, предмета, явления), мало сформировать в своей психике образ этого объекта, еще необходимо, чтобы к этому образу (а точнее к прототипу этого образа) возникло определенное отношение, возникла определенная оценка этого образа, возникло определенное мнение о прототипе этого образа .
Панасюк А.Ю. дает следующее определение имиджу: «имидж объекта это мнение об объекте, возникшее в психике определенной или неопределенной группы людей на основе образа, сформированного (целенаправленно или непроизвольно) в их психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного – на основе восприятия уже оцененным кем-то образа (на основе восприятия мнения), сформированного в психике других людей; с целью возникновения аттракции – притяжения людей к данному объекту».
Итак, согласно рассуждениям автора, имидж объекта это, во-первых, не образ, а мнение. Мнение, которое становится отправной точкой для формирования отношения к объекту — положительного или отрицательного. Во-вторых, данное мнение формируется на основе образа, который возникает как стихийно (непроизвольно), так и целенаправленно формируемым. В-третьих, восприятие характеристик объекта может быть как непосредственным, так и опосредованным – то есть формироваться на основе восприятия мнения другого лица или группы. В-четвертых, мнение об объекте носит не индивидуальный, а групповой характер, что приближает данное мнение к разряду категории «общественное мнение». А общественным мнением можно и должно управлять .
Ушакова Н.В. определяет имидж как «четко сфокусированный и образцовый образ человека, явления, предмета, эмоционально-психологическое воздействие, создаваемое кем-либо для достижения известности, привлечения внимания, широкой известности, признания и завоевания устойчивого авторитета» .
Таким образом, мы можем видеть из представленных определений, что нет явной интерпретации определения данного понятия.
Рассмотрим интерпретацию понятия «имидж» специалистов в области связей с общественностью:
По словам Шепеля В.М. имидж – это отдельное изображение или конверт, намеренно созданный средствами массовой информации или социальной группой или личными усилиями человека по привлечению внимания .
Специалист по маркетингу Ф. Котлер, в свою очередь, определяет имидж как способ восприятия компании или ее продуктов получателями .
Зверинцев А.Б., специализирующийся на разработке коммуникационных технологий, описывает относительно устойчивую идею объекта под понятием имиджа .
Определение Капитонова Е.А. основано на оппозиции: «естественный — искусственный» образ. Капитонов Е.А. определяет имидж как намеренно созданное изображение или образ, предназначенное для оказания эмоционального и психологического воздействия на целевую аудиторию благодаря стабильному изображению объекта для его распространения и гласности .
Приведенные выше определения ясно показывают, что существует очень широкий спектр подходов к определению понятия имиджа.
В целом, можно сказать, что имидж это эмоционально окрашенный символический образ объекта, который возникает стихийно или создается специально посредством выделения некоторых сторон данного объекта для формирования определенного отношения к нему.
Воронцова М.В. определяет характеристики имиджа следующим образом :
1. Стереотипный характер имиджа. Имидж обладает многими характеристиками стереотипа: весьма упрощенный, но в то же время устойчивый психический образ, основанный на обобщении личного опыта, предвзятых представлений, стремлении быстро понять смысл и сущность явления.
2. Имидж меняется с течением времени. Он может быть гибким и ситуативным, может зависеть от условий окружающей среды, например моды.
3. Имидж отражает экспрессивную, эмоциональную сторону образа субъекта.