Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Экономические науки Экономика

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Формирование ассортимента в деятельности коммерческого предприятия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования ассортиментной политики предприятия торговли 6

1.1 Понятие и характеристика формирования товарного ассортимента 6

1.2 Методы формирования товарно-ассортиментной политики предприятия 10

1.3 Значение формирования товарного ассортимента 20

ГЛАВА 2. Анализ формирования ассортиментной политики предприятия на примере ООО «Авангард» 25

2.1 Характеристика предприятия ООО «Авангард» 25

2.2 Анализ экономической и хозяйственной деятельности за 2020-2021 гг. 28

2.3 Оценка формирования товарного ассортимента торгового предприятия 33

2.4 Предложения по оптимизации формирования ассортимента торгового предприятия 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

ПРИЛОЖЕНИЯ

  

Введение:

 

Коммерческая торговая организация – это система, т.е. все её компоненты взаимосвязаны, и изменение одного ведет к изменению другого, стоит уделять особое внимание наиважнейшим из них. Одним из таких компонентов можно назвать формируемый фирмой ассортимент и проводимую ассортиментную политику.

Цель каждой торговой организации – получение прибыли. Для достижения этой цели руководители выбирают наилучшую стратегию управления торговой структурой. Она подразумевает под собой планирование различных аспектов деятельности организации. Формирование товарного ассортимента является одной из самых важных составляющих успешной деятельности компании.

В настоящее время на рынке существует большое количество коммерческих организаций, которые ведут торговлей, оказывают услуги, сервис. Потребители имеют право получить качественный, практичный и долговечный товар, поэтому предъявляют все более жесткие требования. Торговые организации, следуя новым запросам своих покупателей, меняются в сторону роста, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов. На основе изучения потребительского спроса, рынка, перспектив развития торговое предприятие формирует ассортимент, находит решение по его управлению совершенствованию.

Степень удовлетворенности потребностей покупателей находится в прямой зависимости от того, насколько полон, широк и глубок ассортимент предприятия розничной торговли. Для того, чтобы организовать максимально широкий ассортимент необходимо правильным образом использовать механизмы управления ассортиментом.

Именно благодаря ассортименту торговая организация может проводить политику, нацеленную на удержание постоянных клиентов и привлечение новых потребителей. Необходимо подчеркнуть, что торговый ассортимент зависит от спроса конечных потребителей. Иными словами, от того, какая ассортиментная политика практикуется торговой организацией, и какой метод управления ассортиментом используется, будут зависеть перспективы развития торгового предприятия в будущем, а также результативность его деятельности в настоящем.

Для современного этапа развития торговли характерно то, что основным инструментом в конкурентной борьбе становится именно ассортимент. Это позволяет расширить спектр покупателей, привлечь новые группы. Рационально выстроенный товарный ассортимент позволяет предприятию быть конкурентоспособным и производить продукцию, на которую есть спрос. Вопросы, связанные с формированием товарного ассортимента предприятия широко освещены в научной литературе по маркетингу.

Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по формированию оптимального ассортимента торгового предприятия ООО «Авангард».

Задачи работы:

— рассмотреть понятие и дать характеристику формирования товарного ассортимента;

— изучить методы формирования товарно-ассортиментной политики предприятия;

— выявить значение формирования товарного ассортимента;

— представить характеристику предприятия ООО «Авангард»;

— провести анализ экономической и хозяйственной деятельности за 2020-2021 гг.;

— дать оценку формирования товарного ассортимента торгового предприятия;

— разработать предложения по оптимизации формирования ассортимента торгового предприятия.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является товарный ассортимент ООО «Авангард».

Предметом исследования являются методы управления товарным ассортиментом ООО «Авангард».

Информационной базой исследования послужили фактические материалы предприятия, выбранного в качестве объекта исследования, а также труды отечественных специалистов в области маркетинга и менеджмента, таких как: Абашева О.Ю., Амирова Д.Р., Гордиенко А.А., Горелова И.Е., Дашков Л.П., Исаченко С.В., Койкова Т.Л., Локтев Э.М., Панченко А.С., Погребцова Е.А., Храмова Л.В. и др.

Проведенные исследования базируются на применении методов анализа научных публикаций, обобщения результатов отечественных и зарубежных исследований, сбора и обработки маркетинговой информации и других.

Структура выпускной квалификационной работы определена целью и задачами, и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современной рыночной экономике формирование оптимального ассортимента товаров – одно из главных условий организации рентабельности успешной работы торгового предприятия. Формирование затрагивает все сферы его деятельности: хозяйственную деятельность, финансовую сторону, взаимодействие с поставщиками, организация торговых помещений. Формирование ассортимента опирается на выявление и прогнозирование потребностей покупателей, анализ и оценку возможностей магазина. Формирование ассортимента товара тесно взаимосвязано с маркетинговым исследованием и контролем текущей ситуации для своевременной корректировки. Формирование ассортимента является главным этапом в стратегическом планировании предприятия розничной торговли.

Ассортимент товаров можно определить, как некий набор товаров, которые объединены в группы по определенным признакам. Все они подвергаются подробной классификации. Товар распределяется по видам на ассортиментные группы, затем идут подгруппы и позиции. Основными признаками, по которым происходит распределение, являются потребительский, сырьевой и производственный признак.

Ассортиментная политика предполагает собой обеспечение предприятия востребованными товарами для дальнейшей их реализации населению. Маркетинговая деятельность магазина главным образом должна быть обращена на развитие и оптимизацию товарного ассортимента, тем самым направлена на удовлетворение спроса потенциальных и существующих потребителей.

Объект практического исследования — ООО «Авангард», основная деятельность которого – оптовая торговля продуктами питания. Предприятие стабильно развивается, в динамике наблюдается наращивание объемов продаж, на протяжении 2019-2021 гг. деятельность ООО «Авангард» была прибыльной, однако эффективность функционирования в динамике несколько снизилась.

На основании данных совмещенной матрицы ABC- и XYZ- анализа ассортимента товаров ООО «Авангард» можно сделать вывод о достаточно высокой стабильности ассортимента. Отметим, что обновление не является одним из основных направлений ассортиментной политики данной организации. Ставка делается на постоянные предпочтения клиентов.

Основные слабые стороны деятельности ООО «Авангард» связаны с маркетинговой деятельностью и стратегией формирования ассортимента.

В качестве основных угроз рассматриваются такие внешние факторы как усиление конкуренции и ухудшение макроэкономической обстановки, что приведет к снижению спроса на поставляемую продукцию. Возможности рынка связаны с появлением новых поставщиков продукции (возможно, российских поставщиков), а также со снижением уровня конкуренции, активизация рекламной деятельности.

По результатам оценки возможных альтернатив развития бизнеса были предложены к внедрению предложения по оптимизации формирования ассортимента торгового предприятия:

— расширение ассортимента продукции (ввод в ассортиментную матрицу новинок в области плодоовощной консервации, рыбной и мясной консервации, исходя из успешного опыта конкурентов);

— разработки ассортиментной стратегии (использование при формировании ассортиментной матрицы такого инструмента как классификационный анализ товарного ассортимента; разработка Положения об ассортиментной политике ООО «Авангард»).

Предложенные мероприятия в рамках оптимизации формирования ассортимента торгового предприятия должны осуществляться комплексно на основании стратегических планов, разрабатываемых руководством, а также должны быть взаимоувязаны с тактическими и стратегическими целями компании.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования ассортиментной политики предприятия торговли

1.1 Понятие и характеристика формирования товарного ассортимента

Товарный ассортимент — группа однородных товаров, предназначенных для потребителей, который удовлетворяет схожие потребности, либо связаны между собой определенным диапазоном цен [5, с. 282].

В торговле под ассортиментом понимают перечень продукции, предлагаемой к реализации. В промышленности ассортимент может представлять собой продукцию, предназначенную для реализации не только конечному потребителю, но и, как правило, посреднику.

Рисунок 1 — Содержание понятия товарный ассортимент [11, с. 153]

Наиболее частыми проблемами управления ассортиментом являются:

— установить, какие товары должны быть включены в ассортимент. Данная проблема возникает на этапе формирования товарной категории в ассортименте;

— низкая оборачиваемость, вследствие чего образуется избыточный товарный запас (наблюдается малый товарооборот из-за падения продаж).

Причиной данных проблем часто является отсутствие товарного планирования, увеличивается ошибка того, что организация закупит товар, который будет продаваться хуже планируемого уровня или наоборот – закупит с дефицитом.

В современных условиях хозяйствования любое торговое предприятие для эффективного функционирования и оценки перспектив своей работы должно знать конкурентоспособность. Владея информацией о своих конкурентных позициях, предприятия могут выявить сильные и слабые места в своей деятельности, выбрать грамотную стратегию и тактику действий, направленных на укрепление предприятия на потребительском рынке. Товарный ассортимент занимает одно из ключевых мест в управлении предприятием, он должен быть рационален и своевременно обновляться в организации для поддержания её конкурентоспособных позиций [16, с. 1346]. Для обеспечения эффективной предпринимательской деятельности, организация должна постоянно расширять и обновлять свой товарный ассортимент.

Особенностью розничной торговли является тот факт, что продавцы в данном случае привлекают покупателей тем ассортиментом товаров, который представлен у них в магазине. В этой связи для формирования устойчивого спроса и обеспечения доходности деятельности ассортимент должен состоять из популярных и высококачественных товаров для покупателей различных групп. В данном случае от формирования ассортимента зависит, к какому розничному продавцу придет покупатель за товаром.

С понятием «ассортимент» тесно связаны такие понятия как «товарная группа», «товарная категория» и «товарная линейка» [26, с. 123].

Товарная группа – это совокупность определенной группы товаров, которая была сформирована на основании определенного признака или сочетания, что предопределила их схожее назначение и ценность для потребителей.

Товарная категория – подгруппа товаров в рамках товарной группы, которые также характеризуются некоторым признаком, обеспечивающим им однородность.

Товарная линейка – это некоторая совокупность товаров, которая реализуется определенной группе клиентов, через один и тот же канал сбыта или совокупность товаров имеющих один и тот же ценовой диапазон. Соотношение отдельных рассмотренных категорий иллюстрируется рисунком 2.

Рисунок 2 — Соотношение понятий «ассортимент», «товарная группа» и «товарная категория» [10, с. 76]

Формирование оптимального ассортимента возможно за счет оптимизации маркетинговой деятельности торгового предприятия, а также принимаемых управленческих решений в данной области. В качестве основных проблем, с которыми сталкиваются торговые предприятия при формировании оптимального ассортимента можно назвать:

— большой объем производимых вычислений;

— отсутствие необходимых знаний сотрудников в области инструментария проводимых исследований и др.

Одним из основных требований потребителей является улучшение ассортимента товаров. Спрос на тот или иной товар формируется ситуацией потребления и взаимозаменяемостью товаров.

Стабильность деятельности предприятия розничной торговли зависит от таких характеристик ассортимента, как [31, с. 161]:

— рациональность;

— полнота;

— широта;

— устойчивость;

Все эти характеристики влияют на скорость оборота и реализации товаров. Если в торговом предприятии отсутствуют нужные товары, это приводит к формированию больших товаров в виде остатков на складе, приводит к их порче и, как следствие, потерям торгового предприятия.

Товарный ассортимент принято делить на две основные группы — продовольственные и непродовольственные товары, представляющие собой номенклатуру товаров, которые подлежат продаже в розничных торговых предприятиях. В свою очередь, продовольственные и непродовольственные товары делятся на товарные группы по ряду признаков, в качестве основных из них можно назвать следующие: потребительское назначение; сложность ассортимента; однородность сырья и материалов [18, с. 122].

Еще одним классификационным признаком является сложность ассортимента, согласно которого весь ассортимент делится на товары простого и сложного ассортимента

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы