Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Факторы, влияющие на эффективность ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ. 9
1.1. Правовые и организационные основы
обеспечения защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. 9
1.2. Основы организации и проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ. 19
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ПРИМЕРЕ Г. МАГНИТОГОРСКА.. 28
2.1. Организация ведения
аварийно-спасательных работ при взрыве газа в многоквартирном доме в г.
Магнитогорск. 28
2.2. Силы и средства, привлекаемые к
ведению аварийно-спасательных работ при взрыве газа в многоквартирном доме в г.
Магнитогорск. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
Список
используемой литературы.. 35
Введение:
Актуальность
исследования: Сегодня человечество находится в эпицентре бурного развития
научно-технического прогресса, появления новых источников энергии, нанотехнологии,
и других прогрессирующих ресурсов.
Безусловно
прогресс оказывает огромное влияние не только на развитие общества, но и при
неверном использовании данных ресурсов создает глобальную угрозу для жизни и
здоровья людей. Сейчас во всем мире наблюдается устойчивая тенденция к росту
человеческих жертв и причинения материального ущерба от аварий и катастроф
техногенного, природного и экологического характера. Одной из самых масштабных
катастроф 20 века является авария на Чернобыльской АЭС, жертвами которой стало
более 600 000 человеческих жизней. После данного происшествия все подобные
события стали изначально объединяться одним общим термином «чрезвычайные
ситуации» (далее – ЧС).
Основной
задачей гражданской обороны всегда была защита населения и территорий
преимущественно в условиях военного времени, но времена изменились и
вероятность развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной достаточно
низкая. Несмотря на отсутствие угрозы объявления военного положения на
территории Российской Федерации, существует другая, более вероятная угроза –
это «чрезвычайные ситуации», происходящее в мирное время.
Основной задачей государства в области
профилактики ЧС, является предупреждение вероятности их происхождения, а также
защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
На
территории России продолжает оставаться высоким риск возникновения ЧС
природного характера. Причем природные бедствия будут носить все более
синергический характер, выражающийся в том, что одно природное явление может
вызывать целую цепочку других, порою более катастрофических процессов. Рост
количества природных катастроф в условиях увеличения плотности техносферы
существенно повышает вероятность того, что в зону риска будут вовлечены
территории, насыщенные сложными инженерными сооружениями (АЭС, химические
предприятия и др.).
С
учетом усложнения самой техногенной сферы и повышения ее потенциальной
опасности следует прогнозировать высокую вероятность возникновения крупных
техногенных чрезвычайных ситуаций. Это обязывает поддерживать высокий уровень
готовности сил и средств аварийно-спасательных формирований через проведение
значительного количества организационных и инженерно-технических мероприятий.
На
предприятиях, производящих и хранящих порох, ракетное твердое топливо,
взрывчатые и пиротехнические вещества, возможны наиболее масштабные
происшествия с массовым поражением персонала предприятий и населения
близлежащих населенных пунктов. Безопасность производства и хранения продукции
на таких предприятиях обеспечивается строжайшим выполнением требований,
предъявляемых к их строительству, эксплуатации, используемым технологиям и
специальным правилам поведения персонала. Поэтому аварийность таких предприятий
сравнительно низка. Зато нередки аварии со взрывами и пожарами на объектах коммунального
хозяйства (в жилых домах основная причина — взрыв газа).
Из
всей совокупности образующихся ПФ наиболее опасны воздушная волна и разлет
осколков. Тепловое воздействие, связанное с пожаром, обычно носит локальный
характер, чаще всего не выходит за пределы объекта и представляет опасность
только для пожарных и персонала объекта.
Мощность
любого взрыва обычно соотносится с тротиловым эквивалентом — количеством
наиболее распространенного ВВ, тротила (в граммах, килограммах, тоннах), при
взрыве которого выделяется столько же энергии, сколько при рассматриваемом взрыве.
Так
как взрывное действие тротила на людей и объекты хорошо изучено (известен
характер изменения избыточного давления в ударной волне с расстоянием, характер
наблюдаемых при этом повреждений и разрушений и т.п.), можно с достаточной
точностью определить его тротиловый эквивалент.
Следует
отметить, что дним из возможных факторов, влияющих на вероятность возникновения
чрезвычайно ситуации, конечно является человек. Человеческий фактор в силу
своего не совершенствования, эмоционально-неустойчивого поведения достаточно
сильно влияет на развитие данных событий. Такими примерами можно назвать
чрезвычайную ситуацию — сход цистерн в Темрюкском районе, ноябрь 2012 г.,
авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г., взрыв газа в многоквартирном доме в г.
Магнитогорск в 2018 году.
В
последние годы в нашей стране участились случаи взрыва бытового газа в жилых
домах. Зачастую такие трагедии происходят из-за несоблюдения техники
безопасности и реже из-за неисправности газового оборудования. Показатель
статистических данных говорит о возрастании чрезвычайных ситуаций, связанных со
взрывом газа в жилых домах.
Несмотря
на это спасательные отряды в случае возникновения чрезвычайных ситуаций должны
принимать самые эффективные и экстренные меры по спасению людей. От четких
отточенных мер и действий, зависит эффективность ведения аварийно-спасательных
и других неотложных работ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Но
самый главный показатель качественных спасательных работ, это конечно
количество спасенных жизней людей, оказавшихся в эпицентре событий.
В
основе данного исследования лежат результаты научной деятельности отечественных
и зарубежных ученых, занимающихся исследованием поисково-спасательных работ:
Л.Г. Одинцова, Н.В. Трофимовой, B.O. Koopman, W. Syrotuck, D.C. Cooper, J.R.
Frost и др.; в области систем поддержки принятия решений и автоматизированных
информационных систем: Н.Г. Топольского, Ю.В. Пруса, Р.Ш. Хабибулина, Е.А. Мешалкина,
А.В. Мокшанцева и др
Объект
исследования: г. Магнитогорск, ул. Проспект Карла Маркса, д. 167, подъезд 7.
Дата события: 31 декабря 2018 года, время 06:02.
Предмет
исследования: расчет сил и средств на проведение спасательных и других
неотложных работ при возникновении чрезвычайной ситуации на примере взрыва
бытового газа в г. Магнитогорск.
Цель
исследования: изучение факторов, влияющих на эффективность ведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ для ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Задачи исследования:
—
рассмотреть факторы, которые влияют на эффективность ведения
аварийно-спасательных работ при взрыве бытового газа;
—
изучить организацию ведения аварийно-спасательных работ, других неотложных
работ в результате взрыва бытового газа;
—
произвести анализ организация ведения аварийно-спасательных работ при взрыве
газа в многоквартирном доме на примере г. Магнитогорска;
—
проанализировать объем сил и средств, привлекаемых к ведению
аварийно-спасательных работ при взрыве газа в многоквартирном доме на примере
г. Магнитогорска.
Основные
методы исследования: теория вероятностей и случайных процессов, теория систем и
системного анализа.
Практическая
ценность и значимость работы заключаются в том, что использование предлагаемых
факторов, влияющие на эффективность ведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций позволят в
дальнейшем обеспечить поддержку принятия управленческих решений руководителю
поисково-спасательных операций путём построения вероятностей местонахождения
объекта и определения оптимального распределения имеющихся сил и средств.
Исследование
состоит из введения, основной части состоящей их двух глав и четырех
параграфов, раскрывающих цель данной работы. В заключении сформулированы
основные выводы и рекомендации по изученному вопросу.
Заключение:
Практически еженедельно
СМИ сообщают о чрезвычайных ситуациях, которые происходят в результате взрывов
бытового газа в жилых и нежилых помещениях в городах и селах на всей территории
страны. Нередко эти случаи сопровождаются не только локальным возгоранием в
помещениях, но и приводят к разрушению квартир, обрушению целых этажей и
подъездов жилых зданий. К сожалению, не обходится и без человеческих жертв.
В результате проведённого
исследования теоретической и практической частей выпускной квалификационной работы
по вопросу изучения факторов, влияющих на эффективность ведения
аварийно-спасательных работ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций деланы
следующие выводы.
Во-первых, успешное
проведение аварийно-спасательных работ при ЧС достигается при: быстром вводом
формирований в очаги поражения для выполнения задач; высокой выучкой и
морально-психологической подготовкой личного состава; знанием и строгим
соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при проведении
работ, заблаговременным изучением командирами формирований особенностей
вероятных участков (объектов) работ, характера их застройки, наличия
коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения АХОВ, мест
расположения и характеристики защитных сооружений; непрерывным и твердым
управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, привлекаемых к
работам, и всесторонним их обеспечением.
Во-вторых, оперативная
оценка масштабов ЧС при взрыве бытового газа в многоквартирном доме включает в
себя изучение действия взрыва на здание, а также вопросы обеспечения
устойчивости крупногабаритных частей при аварийных воздействиях с конкретными
предложениями.
В-третьих, порядок
действий оперативной смены установлен нормативно уставной документацией и
должен выполняться неукоснительно, так как от этого зависит успешная ликвидация
чрезвычайной ситуации и спасенные человеческие жизни.
В-четвертых, поиск
пострадавших производится после рекогносцировки и инженерной разведки очага
поражения и объекта работ. В зависимости от ситуации выбираются наиболее
распространенные способы поиска — сплошное визуальное обследование участка
спасательных работ; кинологический поиск; поиск по свидетельствам очевидцев.
В-пятых, производится расчет
сил и средств для деблокирования пострадавших, который позволяет определить
количество личного состава для укомплектования звеньев ручной разборки.
В-пятых, определяются состав
и средства механизированной группы, звеньев ручной разборки, затраты ручного труда
и машинного времени при разборке завала.
Таким образом,
рассматривая на примере трагедию в г. Магнитогорск следует отметить, взрыв газа
– это бедствие уносящее человеческие жизни и влекущее значительные
экономические потери.
Соответственно, основным
и главным фактором, влияющим на успешную спасательную работу при ликвидации
чрезвычайных ситуаций является то, что поисково-спасательные службы и
формирования должны быть в постоянной готовности к ликвидации таких
чрезвычайных ситуаций. Ведь грамотно и своевременно оказанная помощь поможет
несколько сгладить последствия таких ситуаций.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ
РАБОТ 1.1. Правовые и
организационные основы обеспечения защиты населения и территорий в чрезвычайных
ситуациях Государство в
соответствии с действующим законодательством является основным субъектом
обеспечения безопасности граждан. Свои функции в этой области государство
осуществляет через совокупность органов законодательной, исполнительной и
судебной властей, прокуратуры, государственных, общественных и иных
объединений, организаций и граждан. Таким образом, граждане, общественные и
иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают
правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с
законодательством РФ, законодательством и нормативными актами субъектов
Федерации. Имеются также государственные организации, непосредственно
обеспечивающие безопасность; контрольные и надзорные организации; организации,
осуществляющие мониторинг отдельных составляющих безопасности.
Одной из функций
государства является обеспечение безопасности граждан и окружающей среды, а
обеспечение безопасности жизнедеятельности людей и организаций является
важнейшей государственной задачей. Данное положение вытекает из естественного
права, включая основные права человека, важнейшим из которых является право на
жизнь и здоровье. Конституция РФ[1] провозглашает, что
человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Фактически действующее
право (позитивное право) закрепляет в законах основные права человека
(например, право на всё то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни)
и вытекающие из них права.
Право человека на жизнь и
здоровье охраняется законом. Поэтому обязанности по реализации данного права
возлагаются на государство, которое определяет соответствующие обязанности органам
государственного управления, организациям и гражданам, а также их права и
ответственность.
Возникновение
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, величина причиняемого
ими ущерба во многом зависят от своевременности и точности их предсказания, от принятия
предупредительных мер защиты и их локализации и ликвидации.
Общегосударственной
проблемой в нашей стране являются временные показатели ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
В соответствии с
Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[2] под ликвидацией чрезвычайной
ситуации понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы,
проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение
жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и
материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций,
прекращение действий характерных для них опасных факторов[3].
Основные направления
современной государственной политики Российской Федерации в области гражданской
обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций формируются и реализуются с учетом геополитических,
стратегических, социально-экономических и иных факторов, которые за последние
годы претерпели значительные изменения.
Качественное изменение
опасностей, возникающих в случае даже ограниченного применения оружия массового
поражения, высокоточного обычного оружия, оружия на новых физических принципах,
угрозы терроризма, техногенные аварии и катастрофы, усиление тяжести последствий
стихийных бедствий, проблемы экологии, угрозы эпидемий – все это потребовало
пересмотра основных направлений, содержания, организации и порядка подготовки и
реализации мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В связи с этим, в
последнее годы произошли существенные изменения законодательства в области
обеспечения безопасности. Внесены важные изменения и дополнения в федеральные
законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера», «О гражданской обороне»[4] и ряд других
нормативно-правовых документов.
Правовое регулирование
деятельности связанной с обеспечением защиты населения и территорий в ЧС
является основополагающим фундаментом, на которой основана для организации
работы в данном направлении. Стоит отметить, что 10
января 1994 г. было образовано «Министерство РФ по делам гражданской обороны
(ГО), чрезвычайным ситуациям (ЧС) и ликвидации последствий стихийных бедствий
(СБ)» (МЧС РФ). Основной его целью является формирование и реализация
государственной политики в области защиты населения и территорий РФ от ЧС
мирного и военного времени стало обеспечение нормативно-правовой базы МЧС
России.
Представленная
законодательная база является фундаментальной для РФ организационно-правовые
нормы в области защиты населения и территорий РФ от ЧС. Стоит отметить, что деятельность, связанная с
обеспечением защиты населения и территорий в ЧС не ограничена работой только
одних государственных органов. Большой вклад сил и средств для защиты населения
от ЧС вносят субъекты РФ, органы местного самоуправления и предприятия. Они
создают резервы финансовых и материальных ресурсов, проводят обучение и
подготовку сотрудников, занимаются просветительской работой населения.
Сегодня это тоже является
важным моментом, поскольку правовая культура населения в этой области достаточно
низкая. Повышения уровня просвещения по вопросу ГО и ЧС помогает не только
самим гражданам справиться в случившейся экстренной ситуации, но также оказать
пассивное, а порой и активное содействие службам, осуществляющим ликвидацию
последствий ЧС.
Основная цель
Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера» являются:
– предупреждение возникновения и развития
ЧС;
– снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;
– ликвидация ЧС.
Указанный ФЗ призван
способствовать улучшению работы по предупреждению ЧС, ликвидации их последствий
и снижению материального ущерба, обучению населения и в подготовке сил и
средств к действиям в ЧС. Согласно этому закону центр ответственности за
выполнение указанных мероприятий по существу перемещается на места. На базе
этого закона субъекты РФ отрабатывают свои законы, отражающие особенности их
территорий, экономики и др. На основании принятого 22 августа 2004 г. ФЗ № 122
«О внесении изменений в законодательные акты РФ», в данный закон были внесены
следующие изменения:
– расширен состав сил и
средств, которые могут быть использованы при планировании и выполнении
мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
– законодательно
закреплена возможность привлечения сил и средств ГО для решения задач по защите
населения и территорий от ЧС;
– правительство РФ
осуществляет свои полномочия при ЧС федерального и трансграничного характера, а
органы государственной власти субъектов – регионального и межмуниципального
характера[5].
Следующий фундаментальный
закон – это ФЗ «О гражданской обороне», который определяет задачи в области
гражданской обороны и правовые нормы их осуществления, полномочия органов
государственной власти РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо
от правовых норм и форм собственности, а также определяет состав сил и средств
ГО.
Основными задачами в
области ГО при ведении боевых действий или вследствие этих действий являются:
– обучение населения
способам защиты, оповещения и эвакуации при чрезвычайных ситуациях;
– проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в случае возникновения
опасностей для населения;
– разработка и
осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых
для устойчивой работы экономики и выживания населения в военное время;
– обеспечение постоянной
готовности сил и средств ГО;
–
обнаружение и обозначение районов, подвергнувшихся радиоактивному, химическому,
бактериологическому или иному заражению;
– первоочередное
обеспечение населения жильем и т.п., а также его медицинское обслуживание. В
законе также устанавливается порядок финансирования мероприятий по ГО, а также
ответственность за нарушение законодательства РФ.
Далее рассмотрим Постановление
правительства РФ «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации
ЧС»[6] (РСЧС) от 30.12.2003 г. №
794. Это положение определяет принципы
построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия
основных структур, а также регулирует основные вопросы функционирования РСЧС.
ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
и данным Положением определяются основные задачи РСЧС:
1. В режиме повседневной деятельности:
– изучение состояния
окружающей среды и прогнозирование ЧС;
– подготовка населения к
действиям в ЧС;
– руководство созданием,
размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для
ликвидации ЧС;
– проведение в пределах
своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области
защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
– проведение мероприятий
по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в
безопасные районы, их размещению и возвращению обратно, а также
жизнеобеспечению населения в ЧС;
2. В режиме чрезвычайных ситуаций:
– непрерывный контроль за
состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их
последствий;
– оповещение
руководителей органов власти всех уровней, организаций и объектов экономики
(ОЭ), а также населения о возникших ЧС;
– проведение мероприятий
по защите населения и территорий от ЧС;
– организация АСДНР по
ликвидации последствий ЧС, поддержание общественного порядка в ходе их
проведения;
– проведение мероприятий
по жизнеобеспечению населения в ЧС. [1] Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //
Российская газета. 1993 г. № 237. [2] Федеральный закон
от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание
законодательства Российской Федерации. 1994 г. № 35. Ст. 3648. [3] Лебедева А.Ю.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2013. – №1.
– С.4. (С.3-6) [4] Федеральный закон
от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О гражданской обороне» //
Российская газета. 1998 г. № 32-33. [5] Матвеев, В. Н.
Организация и ведение аварийно-спасательных работ : учеб. пособие / В. Н.
Матвеев, А. И. Бокарев, В.Д. Смирнов ; Минобрнауки России , ОмГТУ. – Омск :
Изд-во ОмГТУ, 2015. – С. 6-9 (184 с.) [6] Постановление
Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (ред. от 12.10.2020) «О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» //
Российская газета. 2004 г. № 7.