Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Эстетическое воспитание юных читателей в библиотеке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ БИБЛИОТЕК НА
КУЛЬТУРНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ……………………………………………………………………… 7
1.1. Основные понятия и сущность
эстетического воспитания……………. 10
1.2. Формы работы библиотек по
эстетическому воспитанию юных читателей………………………………………………………………………………………………………… 11
1.3. Библиотечные проекты и
программы по искусству……………………. 22
ГЛАВА II. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК ПУТЯТИНСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………………………………………………… 26
2.1. Аналитическая справка по
работе Центральной Библиотеки Путятинского района Рязанской области……………………………………………………………… 26
2.2. Эстетическое воспитание как направление
деятельности библиотек Рязанской области…………………………………………………………………………………………. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….. 50
Введение:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ БИБЛИОТЕК НА
КУЛЬТУРНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ……………………………………………………………………… 7
1.1. Основные понятия и сущность
эстетического воспитания……………. 10
1.2. Формы работы библиотек по
эстетическому воспитанию юных читателей………………………………………………………………………………………………………… 11
1.3. Библиотечные проекты и
программы по искусству……………………. 22
ГЛАВА II. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК ПУТЯТИНСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………………………………………………… 26
2.1. Аналитическая справка по
работе Центральной Библиотеки Путятинского района Рязанской области……………………………………………………………… 26
2.2. Эстетическое воспитание как направление
деятельности библиотек Рязанской области…………………………………………………………………………………………. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….. 50
Заключение:
Обязательной
частью гармонически развитой личности считается эстетическое воспитание. Только
целенаправленное эстетическое образование детей способно реализовать адаптацию
в обществе.
Рассматривая сущность эстетического воспитания, мы
выяснили, что оно состоит в следующем: обращено к душе человека, его эмоциям,
чувствам, благодаря чему способствует развитию способности целенаправленно
воспринимать, чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в искусстве и
жизни; развивает способность работать творчески, развивает эстетические
потребности, чувства, идеи, художественные вкусы и взгляды, ум.
В ходе исследования выявлены основные задачи эстетического
воспитания, которые состоят в создании определенного запаса эстетических
познаний и звуковых, цветовых, пластических воспоминаний; в формировании
художественного и эстетического восприятия и эстетической творческой
возможности.
Нами определено, что эстетическое воспитание
читателей, и особенно детей, является одним из направления деятельности
библиотек. Библиотеки помогают ребенку раскрыть его творческие возможности,
расширить мир своих увлечений: она располагает более благоприятными критериями для
обеспечения всеохватывающего влияния на эстетические ценности пропагандируя не
один вид искусства, а развивая эстетический вкус во всех направлениях.
Библиотека вовлекает читателей при помощи литературы во все виды эстетической
деятельности ориентируясь на конкретного читателя.
Формы работы библиотеки по эстетическому воспитанию разнообразны – наглядные
(выставки), устные (массовые мероприятия различных форм и видов), комплексные.
Знакомя детей с книгами об искусстве, лучшими
произведениями, библиотекари вдохновляют детей к художественному творчеству,
помогают понять язык искусства.
Художественная литература – вид искусства – искусства
слова, который в том числе используется для эстетического воспитания детей,
пробуждая эстетическое ощущение и вкус, умение понимать реальность по законам
красоты, думать художественными образами; приобщая к словесному искусству.
Художественная литература влияет не только на понимание, но и на ощущения и
действия ребёнка, вводит в мир образов. Она содействует появлению у детей
эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам
литературных произведений, к окружающим их людям, к реальности.
Рассматривая деятельность Центральной Рязанской
библиотеки мы выяснили, что эстетическое воспитание в библиотеке происходит в
условиях приобщения к книге и чтению. Мероприятия, проводимые в библиотеке,
повышают интерес не только к «прекрасному», но и к прочтению художественной
литературы. Эстетическое воспитание юных читателей осуществляется под
воздействием педагогических условий во время учебной и внеурочной деятельности.
В библиотеке организуются выставки и мероприятия
художественно-эстетического цикла, которые формируют художественный вкус,
позволяют детям эмоционально воспринимать прочитанное и увиденное.
Деятельность по эстетическому воспитанию посетителей Рязанской библиотеки
осуществляется в сотрудничестве с другими организациями, в результате чего
эффект от данной деятельности более действенный.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ БИБЛИОТЕК НА КУЛЬТУРНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 1.1.
Основные понятия и сущность эстетического воспитания Показателем уровня
эстетического развития и воспитания человека служит его эстетическая культура,
а для этого необходимо в детях воспитывать и развивать чувство к прекрасному.
Идея эстетического
воспитания зародилась в глубокой древности. Представление о сущности
эстетического воспитания, его задачах, целях изменились, начиная со времен
Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были
обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.
Категории: «красивое», «прекрасное», легли в основу системы эстетического
воспитания. Нет такой реальности, к которой нельзя было бы применить критерии
красоты или эстетические характеристики [1, 20-25].
В настоящее время
проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее
эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед библиотекой.
Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и
зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.А.Леонтьев,
Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А.Мелик-Пашаев Б.М. Е. Неменский, А.В.
Луначарский, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, В.А.Сухомлинский, Е.М. Торошилова В.Н.
Шацкая и другие. В использованной литературе имеется множество различных
подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического
воспитания.
Д.С. Лихачев
определяет эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования творчески
активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное,
трагическое, комическое, безобразное в жизни и в искусстве, жить и творить «по
законом красоты». Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного воздействия
в эстетическом становлении ребенка. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и
искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом
ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто
обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у
ребенка могут сложиться искаженные представления о жизни, ценностях, идеалах.
В кратком словаре
по эстетике: эстетическое воспитание — система мероприятий, направленных на
выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно
понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и в искусстве.
Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но,
рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения,
говорящие о его сущности.
— Это процесс
целенаправленного воздействия.
— Это
формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни,
оценивать ее.
— Это
развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного [13].
Задача эстетического
воспитания — формирование эстетических вкусов и идеалов личности.
Эстетическое
воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его
слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его
отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками,
сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды,
жесты, мимика — всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так
каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на
полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?
Воспитание
красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию
личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических
ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и,
конечно, в искусстве.
Эстетическое
воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает
своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Эстетическое
образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все
это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического
воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой
индивидуальности, действующей по законам красоты [11].
В понятие
«эстетическое воспитание» включается: развитие эстетических потребностей,
эстетических чувств, привитие эстетических идей, художественных вкусов и
взглядов в соответствии с современной идеологией; формирование способностей у
детей посильно участвовать в создании красоты в жизни и в искусстве.
Эстетическое
воспитание включает в себя эстетическое развитие — организованный процесс
становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность
эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального
переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей [3,
47-55].
Таким образом,
эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями: