Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Эффективные приёмы формирования логического мышления у детей четвертых классов на уроках окружающий мир.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования логического
мышления у детей четвертых классов на уроках окружающий мир. 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников. 6
1.2. Сущность логического мышления, особенности логического
мышления у младших школьников. 15
1.3. Возможности уроков окружающего мира в развитии
логического мышления младших школьников. 31
Выводы по первой главе. 36
Глава 2. Экспериментальное исследование специфики
формирования логического мышления у детей
четвертых классов на
уроках окружающий мир. 39
2.1. Организация и методика исследования. Результаты констатирующего
этапа исследования. 39
2.2. Работа по формированию логического мышления у детей
четвертых классов на уроках окружающего мира. 45
2.3. Проверка эффективности проведенной работы.. 55
Выводы по второй главе. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 61
Приложение 1. 66
Введение:
Актуальность темы исследования. На
сегодняшний день в системе образования определена главная цель, которая
заключается в создании условий для личностного развития и творческой
самореализации каждого гражданина, формировании поколения, способного учиться в
течение всей жизни, создавать и развивать ценности гражданского общества.
Именно поэтому сегодня осуществляется модернизация образовательной деятельности
в контексте глобализации. Все это требует поиска и освоения новых
образовательных технологий, прогрессивных идей, форм и методов обучения.
На уроках окружающего мира в начальной
школе необходимо создать условия для самостоятельного решения задач,
рассуждения о способе решения проблем и принятия решения. Таким образом,
воспитание и обучение современной конкурентоспособной личности невозможно без
формирования логического мышления.
Формированию и развитию мышления в
зарубежной педагогике и психологии посвящены научные работы таких ученых, как
Д. Брунер, Дж. Гилфорд, В. Ругиро,
Д. Халперн, П. Фачоне и другие. Среди отечественных ученых, исследующих
особенности развития мышления, можно назвать А. Брушлинского, Д.
Вилькеева, С. Калмыкову, А. Матюшкину, Н. Череповскую и др. В
педагогике эти вопросы разрабатываются С. Векслером, С. Заир-Бек, И.
Загашевым, М. Клариным, А. Липкиным, А. Марченко и другими. Л.М.
Векнер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.П. Павлов занимались
изучением физиологической основы мышления, они утверждали, что самое большое
значение для развития мышления, в том числе и словесно-логического, имеет
вторая сигнальная система, поскольку мышление неразрывно связано с речевой
деятельностью человека. Есть ряд педагогических исследований (Ш.А. Амонашвили,
В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина и др.), которые доказывают, что при
организации систематического педагогического воздействия с целью развития
словесно-логического мышления у ребенка младшего школьного возраста могут быть
сформированы соответствующие интеллектуальные операции.
Согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО)
формирование творческой и мыслительной активности – одна из важнейших задач
современного образования. В ФГОС НОО отмечена необходимость развития у учащихся
умений логического мышления.
Младший школьный возраст имеет большие
возможности развития мышления благодаря его динамичности и изменчивости. В
тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. У детей
младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление.
Формирование логического мышления младших школьников проявляется в их
способности осознавать и решать все более сложные познавательные и практические
задачи, осуществлять необходимые для их решения действия и операции, выражать
их результаты в суждениях, понятиях, рассуждениях и умозаключениях. Логическое
мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития
детского мышления.
Проблема исследования: поиск эффективных
приёмов формирования логического мышления у детей четвертых классов на уроках
окружающий мир?
Противоречие исследования состоит в том,
что несмотря на значительную разработанность вопроса формирования логического
мышления у младших школьников, недостаточно разработанным остается вопрос определения
эффективных приёмов формирования логического мышления у детей четвертых классов
на уроках окружающий мир.
Цель исследования – выявить эффективные
приёмы формирования логического мышления у детей четвертых классов на уроках
окружающий мир.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую
характеристику младших школьников.
2. Раскрыть сущность логического мышления,
описать особенности логического мышления у младших школьников.
3. Определить возможности уроков
окружающего мира в развитии логического мышления младших школьников.
4. Провести экспериментальное исследование
специфики формирования логического мышления у детей четвертых классов на уроках
окружающий мир.
Объект исследования – процесс логического
мышления у учащихся четвертых классов.
Предмет исследования – эффективные приёмы
формирования логического мышления у детей четвертых классов на уроках
окружающий мир.
Гипотеза исследования состоит в
предположении о том, что эффективными приёмами формирования логического
мышления у детей четвертых классов на уроках окружающий мир являются
наглядность и занимательный материал.
Методы исследования: анализ, синтез и
обобщение; тестирование; количественный и качественный анализ результатов
диагностики.
Практическая значимость исследования
состоит в выделенных эффективных приёмах формирования логического мышления у
детей четвертых классов на уроках окружающий мир и возможности их использования
на уроках окружающего мира в четвертых классах; в возможности использования
собранного материала в дальнейших разработках данной проблемы.
Структура работы
обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух
глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы
Заключение:
Целью данного исследования было выявление
эффективных приёмов формирования логического мышления у детей четвертых классов
на уроках окружающего мира.
Проведенный анализ литературы по теме
исследования показал, что мышление
всегда было и в настоящее время остается предметом изучения многих дисциплин:
философии, логики, педагогики, психологии, физиологии, кибернетики и т.п.
Анализ философской литературы показал, что, несмотря на огромный промежуток
времени, некоторые размышления древних философов перекликаются с мнениями
многих современных исследователей о природе мышления.
Современные
авторы определяют мышление как высшую форму отражения действительности в
психике, идеальную деятельность, результатом которой является объективная
истина.
Логическое
мышление младших школьников возникает и развивается на основе практической
деятельности посредством чувственного познания. Заключается оно в отражении
сущности предметов и процессов, которые происходят в объективном мире. Мышление
представляет собой один из самых главных элементов сознания человека, его
абстрактно-рациональную, интеллектуальную способность, тесно связанную с
эмпирическими наблюдениями индивида. Поэтому на уроках окружающего мира с целью
формирования у учащихся логического мышления целесообразно использовать
занимательный материал и наглядность.
Проведенное
экспериментальное исследование подтвердило данное предположение, поскольку в
уровнях сформированности обобщения и элементарных образных представлений была
отмечена положительная динамика на контрольном этапе исследования.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза
подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы формирования логического мышления у детей четвертых классов на уроках
окружающий мир 1.1.
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников Период
младшего школьного возраста представляет собой новый этап в развитии ребенка в
возрасте от 6-7 лет до 10-11 лет, являющийся периодом, когда он испытывает
собственные силы, решает сложные задачи, связанные с взаимодействием с внешней
средой, новой для него. Ребенок активно растет, наряду с чем в психике ребенка
также имеют место качественные изменения, отмечается усложнение системы
социальных связей и мотивов младшего школьника. Однако, основное событие
данного возраста состоит в поступлении в школу, в связи с изменяется его
социальный статус.
Современные
педагоги и психологи (И. Бех, Т. Буняк, К. Гуревич,
В. Крутецкий, А. Никоненко, Ж. Петрочко, В. Полищук и др.)
определяют младший школьный возраста как этап, когда в жизни ребенка происходят
важные социальные изменения. При этом он также является самым благоприятным для
развития личностных качеств ребенка.
Наблюдается
дисгармония в нервно-психическом и физическом развитии детей, в результате чего
временно ослабляется нервная система. Возникает беспокойство, повышенная
потребность в движении и утомляемость. Также у детей данной возрастной
категории интенсивно развиваются двигательные функции. Именно в возрасте 7-11
лет отмечен самый важный прирост по таким показателям моторного развития, как
пространственная ориентация движений, мышечная выносливость,
зрительно-двигательная координация [9,
с. 99].
Как уже было отмечено,
самое главное событие определяется изменением социального статуса ребенка, его
социальной роли, связанное с поступлением в школу, качественными изменениями,
происходящими в