Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему дидактические игры, как средство обучения младших школьников с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование влияния дидактических игр на обучение младших школьников с задержкой психического развития 6
1.1. Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития 6
1.2. Влияние дидактических игр на обучение младших школьников с задержкой психического развития 10
1.3. Условия применения дидактических игр в обучении младших школьников с задержкой психического развития 18
Выводы по главе 20
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния дидактических игр на обучение младших школьников с задержкой психического развития 22
2.1. Методика изучения влияния дидактических игр на обучение младших школьников с задержкой психического развития 22
2.2. Анализ эмпирических данных влияния дидактических игр на обучение младших школьников с задержкой психического развития 30
2.3. Методика внедрения дидактических игр в обучение младших школьников с задержкой психического развития 33
Заключение 44
Список источников информации 46
Введение:
Введение
Одной из целей системы образования в наше время является совер-шенствование процесса обучения, воспитания и развития личности совре-менных школьников. Для реализации этой цели, необходимо решить ряд задач. Одной из них, на наш взгляд, является оказание помощи детям, имеющим затруднения в обучении по причине задержки психического развития.
По данным НИИ Коррекционной педагогики РАО, примерно 80% детей, не успевающих в изучении школьной программы, имеют различные интеллектуальные отклонения, в том числе и задержку психического раз-вития. Более 50 % будущих первоклассников не достигают достаточного уровня зрелости, каждый 10-тый ребёнок имеет недоразвитие познава-тельных способностей. По данным Министерства образования РФ, за по-следние 10 лет количество детей с ЗПР увеличилось в 2 раза. При пра-вильно организованной работе педагога совместно с родителями, админи-страцией учреждения, ПМПК, логопеда, психолога можно получить по-ложительные результаты в обучении и социализации детей с особыми по-требностями.
Многие выдающиеся учёные занимались изучением данной пробле-мы: П.П. Блонский, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский; психологи М.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, М. Монтессори, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, дефекто-логи: И.М. Бгажнокова, Т.А. Власова, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, В.П. Кащенко, М.П. Лебедева, М.С. Певзнер. Так в работах Т.А. Власо-вой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.М. Лубовского обобщены клини-ческие данные детей с ЗПР и составлены общие рекомендации по органи-зации коррекционно-развивающей работы с ними.
Очевидно, что традиционные уроки детям данной категории не инте-ресны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необхо-димых знаний, обозначенных программой обучения.
Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с за-держкой психического развития, является дидактическая игра. Дидактиче-ская игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помо-гает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррек-ционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных про-граммой.
Объект исследования – обучение младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования – дидактическая игра.
Цель исследования – влияния дидактических игр на обучение младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности обучения младших школьников с ЗПР;
2. Выявить влияние дидактических игр на обучение младших школь-ников с задержкой психического развития;
3. Определить условия применения дидактических игр в обучении младших школьников с задержкой психического развития;
4. Узнать методику внедрения дидактических игр в обучение млад-ших школьников с задержкой психического развития
5. Обозначить методы изучения влияния дидактических игр на обу-чение младших школьников с задержкой психического развития;
4. Провести анализ эмпирических данных влияния дидактических игр на обучение младших школьников с задержкой психического развития
Гипотеза: мы предполагаем, что изучение влияния дидактических игр на обучение младших школьников с задержкой психического развития поможет обеспечить их активное применение в образовательном процессе.
Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.
Использованные методики: метод «Расскажи по картинке», метод «Назови слова», метод «Ваза с яблоками», метод «Совместная сортиров-ка» (Бурменская, ул. 2007), методика «Дорога домой».
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении влияния дидактических игр на обучение младших школьников с задерж-кой психического развития.
Практическая значимость исследования – результаты работы мо-гут быть полезны и интересны студентам различных педагогических вузов, а так же практикующим педагогам в реализации применения дидактиче-ских игр в работе по обучению детей начальной школы с задержкой пси-хического развития на практике.
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников информации.
Заключение:
Игра, являющаяся элементом учебной деятельности школьников, а особенно школьников с ЗПР, постепенно всё больше входит в арсенал пе-дагогических средств учителя. Она выполняет многие функции (обучаю-щую, развлекательную, коммуникативную, рефлексивную, психотехниче-скую), играет огромное значение в обучении, воспитании и развитии школьников с задержкой психического развития. Это технология, позво-ляющая повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений школьников с ЗПР.
Только в игре ребёнок может лучше самовыразиться – проявить се-бя, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы особый ребёнок мог ощутить психологическую безопасность. Для осуществления интегриро-ванного воспитания и инклюзивного обучения необходимо у детей с пер-вых дней в школе строить взаимодействия на основе сотрудничества и вза-имопонимания.
Дидактическая игра — многогранное сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей младшего школьного возраста с за-держкой психического развития, и форма обучения, и самостоятельная иг-ровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребен-ка.
Использование игровых технологий позволяет добиться решения не только учебных задач, но и сохранить работоспособность и повысить по-знавательную активность детей, кроме того, дает возможность даже самым слабым учащимся принимать участие в коллективной деятельности и чув-ствую комфортно.
Разнообразные задания, дидактические игры, индивидуальные игро-вые приемы помогают активизировать процесс обучения и сделать его ин-тересным. На уроках используются дидактические игры с учетом требова-ний действующей программы. Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе, особенно в прокачке классов.
Организация дидактических игр осуществляется по трем основным направлениям: подготовка к игре, ее проведение и анализ. Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.
При исследовании влияния дидактических игр использовались сле-дующие методы: метод «Расскажи по картинке», метод «Назови слова», метод «Ваза с яблоками», метод «Совместная сортировка» (Бурменская, ул. 2007), методика «Дорога домой», которая показала уровень понима-ния детьми заданий и уровень образованности младших школьников с за-держкой психического развития. Так что по всем методикам большинство детей имеют средний уровень развития.
Игра является игровой формой обучения, позволяет соединять по-знавательное и занимательное, и овладевать прочными знаниями, играя. Хочется отметить, что прочные знания, умения и навыки учащиеся с ЗПР приобретают в процессе активной, познавательной деятельности, важней-шей предпосылкой которой является интерес. Использование игровых технологий делает процесс обучения интересным, способствует преодоле-нию трудностей в усвоении материала.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое исследование влияния дидактических игр на обучение младших школьников с задержкой психического разви-тия
1.1. Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития
Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Существует несколько классификаций ЗПР. Наиболее разработанной считается классификация К.С. Лебединской.
Классификация ЗПР по К.С. Лебединской
Конституционального происхождения — определяется наследственно-стью. Характеризуется несоответствием психического возраста его пас-портному возрасту. Имеет благоприятный прогноз. Задания следует пре-подносить в игровой форме. Особое внимание необходимо уделить на раз-витие эмоционально-волевой сферы.
Соматогенного происхождения — возникает в результате хронических заболеваний, инфекций, аллергии, стойкой астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга). Характерны: астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособ-ности, внимания, памяти. Эмоционально-волевая сфера отличается незре-лостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работо-способности могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособ-ности могут отказаться от работы. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.
ЗПР психогенного происхождения — возникает в результате неблаго-приятных условий воспитания: жестокость родителей, беспризорность, безнадзорность, гиперопека. Безнадзорность приводит к психической не-устойчивости, импульсивности, взрывчатости и в следствии чего, к отста-ванию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к: формированию ослабленной