Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Дидактические игры как средство формирования математических представлений (геометрические понятия) у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА
1. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ……………………….. 8
1.1.
Особенности формирования математических
представлений у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………. 8
1.2.
Особенности использования
дидактических игр для развития
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 10
1.3.
Педагогические условия формирования математических представлений посредством
дидактических игр……………………………………………………….
13
ГЛАВА
2. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ.. 17
2.1.
Мониторинг
уровня развития математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………
17
2.2.
Педагогический план формирования
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с
помощью дидактических игр………… 23
2.3.
Анализ сформированности качественных
мыслительных процессов старших дошкольников в результате реализации
программы………………………….. 37
ВЫВОДЫ
……………………………………………………………………………… 40
ЛИТЕРАТУРА
И ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ …………………………….. 41
ПРИЛОЖЕНИЯ
…………………………………………………………………….. 43
Введение:
Актуальность
вопроса заключается в том, что в
дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные
трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют
склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к
школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели математические
представления. Развитие стремлений к познавательной деятельности,
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста являющееся предметом настоящей
работы, обозначено в «Основных направлениях реформы общего образования и
профессиональных училищ», как одна из важнейших задач в воспитании и
образовании дошкольников. Это имеет решающее значение в подготовке детей к
школьному образованию и последующему усвоению ими основ науки.
Актуальность
работы заключается в эмпирическом исследовании формирования математических
представлений на примере геометрических фигур у детей старшего дошкольного возраста.
Актуально и то, что для формирования
у дошкольника математических представлений мы решили использовать и исследовать
целесообразнее ли применение разнообразных дидактических игр. Такие игры
учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют
представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения
ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании
дидактических игр в обучении дошкольников математике широко применяются
различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия
проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Однако
реализация этой задачи затруднена в связи с недостаточной разработанностью
проблемы способностей, отсутствием необходимых научных знаний о психологическом
содержании познавательных способностей и закономерностях их развития. Именно так
рассуждают ученые А. В. Энгер и Э. Л. Агаева[1]- в книге «Развитие
познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания».
Но
в последние годы развитие математических представлений привлекает все большее
внимание как российских, так и зарубежных исследователей. Их решение связано с
поиском путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения
эффективности всех звеньев государственной системы образования.
Об этом свидетельствует международная
программа о развитии обучаемости и математических представлений,
созданная в рамках ЮНЕСКО, реализация которой была начата на состоявшемся в 2018
году семинаром-совещанием, прошедшим в Москве с участием представителей пяти
стран. Это комплексная программа по изучению способностей, разработанная
совместно учеными России и Германии.
В
нашем исследовании мы раскрываем актуальность вопроса в общепсихологическом
подходе к изучению способностей, который, в отличие от
дифференциально-психологического подхода, рассматривает способности как «родовые»
свойства личности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Математические представления понимались как психические свойства, необходимые для
успешного выполнения познавательной деятельности любым человеком, а не
отдельными, особенно одаренными личностями. В соответствии с этим подходом
исследование проводилось с полным составом группы из детского сада и было
направлено на изучение возможностей развития познавательных способностей у всех
детей.
Одной из отправных точек
исследования и явилось положение, выдвинутое Л. С. Выготским[2] о решающей роли обучения в психическом
развитии ребенка. Таким образом, исследования были сосредоточены [1] Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе
дошкольного возраста, М.: Просвещение, 2006.- 228 с. [2] Выготский Л.С.
Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика,1983. — Т. ІІІ. —
366 с.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРИЯ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности формирования математических представлений
у детей старшего дошкольного
возраста
В старшем дошкольном возрасте у детей можно
увидеть проявления спонтанного интереса к математическим категориям. Учитывая данную
возрастную особенность, взрослый, который находится, в данный момент рядом с
детьми может, помочь дошкольникам расширить познания в данной области.
Старший дошкольный возраст наиболее
благоприятен для подготовки к усвоению
начальных математических знаний. В этот период у ребенка появляется
«новое видение» мира, и дошкольник старается получить количественную оценку окружающей действительности, чувственный опыт
оказывается недостаточным. Зная, что восприятие в психологии – это познавательный процесс,
формирующий субъективную картину мира, при помощи органов чувств, через
совокупность ощущений, полученных от данного объекта, у дошкольника должен
сформироваться навык вычленения главного, посредством объединения отдельных
деталей в целое. Именно поэтому психологические тесты оценки готовности ребенка
к школе построены на адекватности
восприятия не только количественных характеристик, а форм ее распознавания и
восприятия.
Для правильного
восприятия количественных и пространственных характеристик у ребенка старшего дошкольного возраста
необходимо формировать навыки
операции анализа, которые позволят проводить правильную оценку
рассматриваемого явления и выделять
его основные признаки.
Однако ошибочно было бы
думать, что ребенок приобретает математические понятия только непосредственно
при обучении. Накопление знаний и навыков так же происходит самостоятельно,
независимо и спонтанно. Если взрослые преждевременно будут доводить до ребенка
математические понятия, это будет только их заучивание, а не понимание
смыслового значения. Таким образом, можно сказать, что ребёнок-дошкольник не обладает достаточными
способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные, пространственные
и причинные последовательности и включать их в более широкую систему отношений.
Психолого-педагогические
исследования, проводимые в дошкольных учреждениях, показывают, что только
правильная организация детской деятельности и непосредственно образовательная
деятельность позволяет обеспечить
своевременное развитие элементарных математических представлений у дошкольника.
Одной из важнейших задач при этом является развитие мышления и речи дошкольника (овладение
математическими терминами). Большое внимание следует уделять развитию начальных умений индуктивного и
дедуктивного мышления, формированию у детей познавательных интересов и
способностей. Основу научного и математического мышления составляют
общие методы познания.
Например, Батурина Г. И.,
Кузина Т. Ф. считают, что организация различных видов деятельности дошкольников
должна находиться в центре внимания воспитателя, при этом не нужно забывать о
сочетании возрастных и индивидуальных особенностях детей в их
непосредственно-образовательной деятельности, что позволит обеспечить их
эмоциональное благополучие и психическое развитие.[1]
Мох
Ю. В. в статье «Психолого-педагогические особенности формирования
математических представлений у детей дошкольного возраста»[2]
говорит, что развитие
элементарных математических представлений занимает особое место в
интеллектуальном развитии ребенка, уровень которого определяется
качественными особенностями усвоения математических представлений и понятий: счет, число, измерение, величина,
геометрические фигуры, пространственные отношения. Происходит формирование у
детей основных представлений и понятий. И мы должны направлено вооружить их приемами
математического мышления — сравнением, анализом, рассуждением, обобщением,
умозаключением.
Только соблюдая все принципы в своей
работе, воспитатель может добиться высоких результатов формирования
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью геймификации. [1] Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в
современном учебно-воспитательном процессе, М., Школьная пресса, 2012. [2] Мох Ю.
В. Психолого-педагогические особенности формирования математических
представлений у детей дошкольного возраста, 2019, https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/01/13/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-formirovaniya