Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Дидактическая игра как средство обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.. 7
1.1 Особенности развития словаря у
детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….7
1.2. Анализ программ по разделу
«формирование словаря» (Детство, От
рождения до школы, Исток) 13
1.3. Дидактическая игра:
структура, классификация. 16
1.4. Дидактические игры,
направленные на обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста. 22
ВЫВОД 1 ГЛАВЫ.. 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 30
2.1. Выявление уровня
сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста. 30
2.2 Анализ проведения диагностики
уровня сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста. 32
ВЫВОД 2 ГЛАВЫ.. 36
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ОБОГАЩЕНИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 37
3.1.Система работы по обогащению
словаря детей младшего дошкольного возраста. 37
3.2.Анализ результатов работы по
формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста. 40
ВЫВОД 3 ГЛАВЫ.. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49
ЛИТЕРАТУРА.. 52
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 54
Введение:
Актуальность
исследования обусловливается потребностью своевременного овладения
дошкольника речью. Богатый и хорошо развитый словарный запас служит средством
полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой
системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатый
словарный запас ребенка — это признак высокоразвитой речи. Расширение
словарного запаса необходимое условие для развития коммуникативных умений
детей.
Важным условием формирования словаря
дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а
также форм осуществления данной работы педагогами. Для решения всех задач
речевого развития в дошкольном возрасте используют дидактические игры. Игры
упражняют ребенка в составление связных высказываний, развивают объяснительную
речь, закрепляют и уточняют словарь.
Важным условием речи и общего
развития ребенка является своевременное формирование детского словарного
запаса, как речь и разговор выполняют основную функцию в формировании мышления
и речевого общения, в планировании и организации деятельности детей,
самоорганизации команды и формировании социальные отношения. Язык и речь
основной способ проявления основных психологических процессов — память,
восприятие, эмоции.
Усвоение лексической структуры языка
осуществляется в основе познавательного развития в совокупности с развитием
предметных действий, труда, игр и других видов детской деятельности,
опосредованное словом, в общении со старшими. Источники и условия формирования
языка ребенка и его грамматической структуры разнообразны, в связи с чем
разнообразны педагогические условия, ресурсы и формы педагогического
воздействия.
Основная цель речевого развития в
условиях реализации ФГОС – развитие свободного общения с взрослыми и детьми,
овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Один из основных показателей
готовности ребенка к успешному обучению — правильная, развитая речь. Хорошая
речь — важнейшее условие полноценного развития детей. Чем насыщеннее и
правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, чем шире его
возможности в познании окружающей действительности, тем значительнее и
полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее идет его
умственное развитие. выполненный. Поэтому так важно позаботиться о своевременном
формировании детской речи, ее чистоте и правильности, предотвращая и исправляя
различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм
данного языка. Развитие словарного запаса влияет на всестороннее развитие
ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального
состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений
эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения [16].
Словарь — одна из составляющих
речевого развития ребенка. Овладение словарным запасом — важная предпосылка для
умственного развития. Овладение словарным запасом решает задачи накопления и
уточнения идей, формирования концепций, развития содержательной стороны
мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны
мышления, поскольку усвоение лексического значения происходит на основе
операций анализа, синтеза и обобщения. Плохой словарный запас мешает
полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И наоборот,
богатство словарного запаса — признак развитой речи и показатель высокого
уровня умственного развития. [1].
Исследованием речевого развития
занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский,
Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л.
Рубенштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин. Изучению особенностей
усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М. Алексеевой, А.Н.
Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С.
Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.Учитывая
все выше сказанное, можно считать тему дипломной работы «Дидактическая игра как
средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста 4-ого года
жизни» актуальной.
В дошкольном возрасте большое
значение в речевом развитии детей имеет дидактическая игра. Его характер
определяет речевые функции, содержание и средства общения. Вопросы теории и
практики дидактической игры разрабатывали исследователи: А.П. Усова, З.М.
Богуславская, А. Сорокина, А. Бондаренко, Л.А. Венгром, Е.И. Тихеева,
Г.С.Швайко, О.С. Ушакова. Дидактические игры используются для решения всех
задач развития речи. Они закрепляют и уточняют словарный запас, изменения и
формирование слов, упражняются в составлении связных высказываний, развивают
объяснительную речь.
Словарные дидактические игры
помогают развивать как конкретные, так и общие понятия, усваивая слова в их
обобщенном значении. В этих играх ребенок оказывается в ситуации, когда он
вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарный запас в новых
условиях. Они проявляются в словах и действиях игроков. [3]. Дидактические игры — это обучающие
познавательные игры, направленные на расширение, углубление и систематизацию
представлений детей об окружающей среде, развитие познавательных интересов и
развитие познавательных способностей [9]. Дидактические игры — распространенный метод словарной работы. В среднем
дошкольном возрасте с помощью дидактических игр продолжается обогащение,
уточнение и активизация словарного запаса. [1].
Дипломная работа состоит из
введения, трёх глав, выводов по главам, заключения, списка литературы,
приложения.
Цель
исследования: изучение и теоретическое обоснование использования
дидактической игры в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста.
Объект
исследования: процесс обогащения словаря детей младшего дошкольного
возраста.
Предмет
исследования: использование дидактической игрыдля обогащения словаря
детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
мы
предполагаем, что обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста с
помощью дидактической игры, будет результативным при
выполнении следующих условий: подборе и систематическом использовании
дидактической игры; при тесном взаимодействии с родителями.
Задачи:
1. Изучить понятия и особенности развития словаря детей
младшего дошкольного возраста;
2. Проанализировать образовательные программы по разделу
«формирования словаря детей младшего дошкольного возраста».
3. Рассмотреть дидактическую игруеё структуру и
классификацию.
4. Выявить дидактические игры,которые направленны на
обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста.
5. Подобрать диагностики по развитию словаря. Проанализировать
результаты.
6. Подобрать, апробировать и оценить результативность
комплекса дидактических игр.
Методы
исследования: теоретический анализ психолого-педагогической
литературы, наблюдение, беседа, эксперимент.
Практическая
значимость заключается в подборе диагностического инструментария для исследования
уровней сформированности словаря дошкольников дидактических игр, которые могут быть использованы в работе воспитателей.
Заключение:
Проанализировав
литературу, можно сделать вывод, что речь у дошкольников развивается в процессе
повседневного общения со сверстниками и взрослыми. Успех развития речи ребенка
зависит не только от богатства и правильности речи взрослого, но и от растущих потребностей
ребенка. У детей возникает потребность в общении, стремление узнавать и
понимать новое, увиденное, удивительное.
Словарный запас является
одним из компонентов речевого развития ребенка. Овладение лексикой является
важным условием психического развития, так как содержание исторического опыта,
приобретаемого ребенком в онтогенезе, обобщается и отражается в речевой форме
и, прежде всего, в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и
уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны
мышления. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и
общему развитию ребенка.
И наоборот, богатство
словарного запаса является признаком хорошо развитой речи и показателем
высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словарного запаса
является одним из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Развитие словарного
запаса влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие
дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей зависят
также от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний
и их внешнего выражения.
С возрастом все большую
роль в развитии речи играют слушание, беседы, чтение, рассуждение, а иногда и
споры. К концу дошкольного возраста большинство детей уже умеют читать,
некоторые дети могут писать и сочинять рассказы самостоятельно, без помощи
взрослых, но процесс овладения речью не заканчивается в дошкольном возрасте.
Впереди еще много работы над особенностями речевого развития детей.
Речевому развитию
дошкольников уделяется значительное внимание в методической литературе. Это
связано с его большой ролью в формировании личности воспитанников, их
интеллектуальном, коммуникативном, нравственном совершенствовании. Также данное
положение соответствует требованиям нормативных документов к системе
дошкольного образования. На основании требований стандарта методисты
разработали примерное содержание образовательной деятельности по развитию речи
в целом и, в частности, по расширению словарного запаса детей, которое может
стать ориентиром в работе педагога.
Анализируя представленную
информацию, следует отметить, что современная методическая литература
предлагает широкий спектр средств и методов работы, которые можно использовать
для расширения словарного запаса учащихся. Многие авторы подробно описывают
особенности, условия реализации отдельных методов, приводятся примеры.
Это позволяет
констатировать широкий спектр инструментов, предлагаемых практикам.
Дидактические игры педагоги дошкольного учреждения используют как основное
условие всестороннего воспитания ребенка. Благодаря дидактическим играм
развиваются его мыслительные способности, формируются нравственно-эстетические
представления, элементы выразительности речи, активизируется словарь.
Также дидактическая игра
– это форма общения, огромный потенциал развития речи и ее качественных
характеристик. Формы и функции речи в этом возрасте связаны с усвоением
ребенком грамматического строя и звукового состава родного языка. Существует
программа, по которой ребенок двигается, осваивая родной язык [14]. Кроме того,
стоит отметить, что речевое развитие дошкольников может осуществляться не
только в рамках учебной деятельности, но и стихийно в процессе текущей
жизнедеятельности. Проанализировав методическую литературу, мы пришли к выводу,
что словарная работа является одной из основных задач в развитии речи детей.
Во всех образовательных
программах детского сада большое внимание уделяется развитию речи и, в
частности, формированию словарного запаса воспитанников. В каждой из
рассмотренных программ организация словарной работы строится в соответствии с
возрастными особенностями воспитанников, предполагает последовательное
увеличение объема слов, введение в словарный запас детей новых форм речи,
словесных оборотов. При этом обогащение словарного запаса детей осуществляется
в контексте всестороннего развития личности воспитанников и согласуется со
всеми направлениями педагогической работы.
А проведенная нами
диагностика показала, что формирование словарного запаса детей младшего
дошкольного возраста осуществляется с помощью взаимодействия воспитателей
дошкольных учреждений с семьями воспитанников по проблеме формирования
словарного запаса детей. Различные мероприятия помогут повысить уровень
педагогической компетентности родителей в вопросах развития и способов
формирования грамматического строя речи.
Непосредственная
воспитательная деятельность в сочетании с работой над речью в деликатные
моменты дала положительные результаты. У детей значительно расширились знания
об окружающей среде, увеличился их словарный запас. Их речь стала более
выразительной, образной, обогатилась не только существительными, но и
глаголами.
Для формирования словаря
младших дошкольников необходимы такие мероприятия, как: взаимодействие с
родителями (практикумы, лекции, круглые столы, групповые консультации,
индивидуальные беседы, а также посредством организации совместных мероприятий);
непосредственная учебная деятельность, направленная на формирование словарного
запаса детей младшего дошкольного возраста (дидактические игры, беседы,
занятия, чтение художественной литературы и др.)
Фрагмент текста работы:
Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1.1 Особенности развития словаря у детей младшего дошкольного возраста
Активный словарный запас – это слова,
которые говорящий не только знает, но и употребляет (более или менее часто).
Активный словарный запас во многом определяет богатство и культуру речи.
В активный словарный запас детей
входит общеупотребительная лексика, но в единичных вариантах — ряд своеобразных
слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его
существования. Определяя содержание деятельности по формированию активного
словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики,
условия их речевой среды. Кроме того, необходимо не забывать главную задачу
обучения родному языку: сделать язык средством общения для ребенка.
Пассивная лексика – это слова,
которые говорящий на данном языке понимает, но сам не использует. Пассивный
словарный запас значительно больше активного, в него входят слова, о значении
которых человек догадывается из контекста, которые всплывают в сознании только
тогда, когда их слышат. Специальное задание предполагает переход слов из
пассивного словаря в активный. Введение в речь ребенка слов, которые он сам
усваивает с трудом, употребляет в искаженном варианте, требует от учителя
усилий.
Словарный запас — важная
составляющая в речевом развитии детей. В современном дошкольном образовании
общей базой воспитания и обучения детей является овладение родным языком и
формирование словарного запаса ребенка. По мнению О.С. Ушаковой, в период от
рождения до семи лет ребенок закладывает основу для дальнейшей жизни, которую
он будет использовать каждый день в дальнейшей жизни.