Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Естествознание с методикой преподавания.

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Адаптация заданий предмета «Окружающий мир» как средства формирования действия самоконтроля у обучающихся первого класса.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.   ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5

1.1.   Самоконтроль в структуре
учебной деятельности. 5

1.2.   Особенности формирования
учебного самоконтроля у обучающихся младшего школьного возраста на ороках
окружающего мира. 11

1.3.   Анализ
программно-методического обеспечения уроков в начальной школе с позиции
формирования учебного самоконтроля младших  школьников. 19

1.4.   Педагогические условия для
формирования универсального учебного действия самоконтроля. 26

Глава 2.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 32

2.1. Анализ
исходной ситуации. 32

2.2.   Описание опытно –
практической работы.. 39

2.3.   Анализ
повторной диагностики уровня сформированности  самоконтроля  40

Заключение. 42

Список
литературы.. 43

Приложение 1. 45

Приложение 2. 48

Приложение 3. 51

Приложение 4  55

  

Введение:

 

В соответствии с функционирующим на данный
момент федеральным образовательным стандартом начального общего образования
(ФГОС НОО) наиважнейшей задачей современной начальной школы считается развитие
удетей младшего школьного возраста универсальных учебных действий.
Самоконтроль, являющийся составным компонентом регулятивных универсальных
учебных действий, выступает базой всей учебной деятельности, поскольку он дает
ученику возможность без внешнего контроля обнаружить и скорректировать ошибки,
совершенные входе выполнения заданий различных уровней. Умение учащегося
осуществлять контроль собственной работы, выявлять, а также ликвидировать
образующиеся в процесседеятельности погрешности осуществляет непосредственное
воздействие и на эффективность его учебной деятельности.

Таким образом, вышесказанное позволяет сделать
вывод, что выбранная тема выпускной квалификационной работы: «Адаптация заданий
предмета "Окружающий мир" как средства формирования действия
самоконтроля у обучающихся первого класса» является актуальной и требует
дальнейшего изучения.

Цель
исследования: изучить возможности применения заданий предмета «Окружающий мир»
как средства самоконтроля.

Главные задачи
выпускной квалификационной работы являются:

— изучить психолого-педагогическую и методическую
литературу по теме исследования;

— разработать
ряд уроков по формированию самоконтроля на уроках окружающего мира,

— провести диагностические работы, определяющие
уровень сформированности самоконтроля;

— разработать
методические рекомендации по формированию самоконтроля на уроках «Я
познаю окружающий мир»;

— проанализировать собственную деятельность.

Объект исследования: формирование самоконтроля
у учащихся первого класса.

Предмет исследования: формирование самоконтроля
на уроках окружающего мира.

Методы исследования:

Теоретические:

-изучение и анализ психолого-педагогической и
методической литературы по теме исследования.

Практические:

— интервьюирование учителя;

— анализ УМК по окружающему миру «Перспектива»;

— анализ продуктов детской деятельности.

База исследования: МАОУ Лицей №9 «Лидер».

Основные понятия, используемые в работе:

1) Функциональная
грамотность – уровень образованности, который характеризуется способностью
решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на
основе преимущественно прикладных знаний[15, с. 191].

2) Естественнонаучная
грамотность – способность использовать естественнонаучные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах[11, с. 196].

3) Младший школьный
возраст (младшие школьники) — период жизни ребенка от 6 – 7 до 10-ти
лет, когда он проходит обучение в начальных классах (1-4 классы) современной
школы[10, с. 944].

В последующих главах мы подробно рассмотрим понятие и компетенции
естественнонаучной грамотности их связь с образовательным стандартом.
Проанализируем самоконтроль как одно из важнейших новообразований младшего
школьного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное
исследование показало, что проблема формирования самоконтроля  младших школьников является актуальной на
сегодняшний день.

Способность учащегося сознательно
контролировать свою работу, находить и устранять предпосылки затруднений,
возникающих при осуществлении деятельности, позволяет младшему школьнику
достичь учебной самостоятельности, инициативности и ответственности. Когда
учащийся начальной школы становится субъектом образовательного процесса,
занимает в нем активное созидательное положение, выявляет личные латентные
способности. Итогом данного типа деятельности является преобразование самого
младшего школьника, а также уровня его развития. По этой причине формирование
учебной деятельности в начальной школе выступает целью, которая имеет
первостепенное значение.

Значимым компонентом учения младшего
школьника считается процесс самоконтроля, когда получаемые им академические
итоги рефлексивно обнаруживаются и оцениваются им лично по отношению к раннее
индивидуально предъявленным целям.

Мы провели 10 уроков в первом классе МАОУ Лицея №9
«Лидер» с использованием упражнений на формирование самоконтроля. После, было
проведено диагностирование, целью которой являлось выявление уровня
сформированности самоконтроля.

Проанализировав работы обучающихся, был замечен
прогресс, а это значит, что у большинства учащихся, после проведенных уроков и
занятий, уровень сформированности самоконтроля заметно вырос.

В ходе проведенного исследования была достигнута его
цель и решены все поставленные задачи.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1. Самоконтроль в структуре учебной
деятельности Учебная
деятельность – основная, ведущая деятельность младшего школьника, которая
определяет развитие его личности в целом, формирование основных психологических
новообразований данного возраста. Деятельность эта специфична. Основной ее
целью является усвоение знаний. Но, усваивая знания, ребенок ничего в них сам
не изменяет. Предметом изменений в учебной деятельности является
непосредственно учащийся, сам субъект, осуществляющий эту деятельность.

Согласно
Д.Б. Эльконину, который одним из первых начал разработку теории учебной
деятельности, ее содержание составляет овладение обобщенными способами действия
в сфере научных понятий, и в ее результате прежде всего происходят изменения в
самом ученике [61].

Для
нашего исследования представляет интерес структура учебной деятельности,
которая определяется особенностями взаимодействия ее элементов. Мы будем
придерживаться структуры учебной деятельности, предложенной Д.Б. Элькониным
[2].

Одним
из первых компонентов, определяемых автором, является мотивация (интерес
учащихся к содержательной стороне и к процессу учебной деятельности). Следующим
ее компонентом является учебная задача, т.е. система заданий, выполняя которые,
ученик осваивает общие способы действия.

Третий
компонент ‒ это учебные операции, которые составляют способ действий. Каждая из
разнообразных и многочисленных операций требует отработки. Обычно способ
действия составляют операции в определенной последовательности, соблюдение
которой представляет особую операцию.

Как
считает Д.Б. Эльконин, любой способ действия усваивается на первых порах при
полной развернутости операций, его составляющих, производимых материально,
чтобы можно было следить за правильностью их выполнения. Способ действия усваивается
тем успешнее, чем полнее выявлен состав операций, входящих в него, и чем лучше
отработана каждая операция. Развертывание всего состава операций, составляющий
действие, создает возможность контроля, который и является четвертым
компонентом учебной деятельности [2].

Действие
контроля, как пишет автор, состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком
действия и его результата с образцом через предварительный образ [1, с. 37].
Благодаря ему происходит окончательное усвоение ребенком способа действия.

Исследователь
придавал действию контроля особое значение. По его мнению, оно характеризует
учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.
«Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения
нечто сделать и желанием учиться, сколько контролем за выполнением действий в
соответствии с образцом» [1, с. 38].

Еще
одним компонентом структуры учебной деятельности является оценка. Контролируя
свою работу, учащийся должен уметь и ее оценивать. Благодаря этому действию
ребенок определяет, овладел ли он способом действия.

Формирование
учебной деятельности – процесс сложный и длительный. Д.Б. Эльконин называет
процесс формирования учебной деятельности процессом поэтапной передачи
выполнения отдельных ее элементов самому учащемуся для самостоятельного
исполнения. Некоторые исследователи считают, что начинать целесообразно с
самостоятельного контроля. Школьники сначала должны научиться контролировать
себя и друг друга [61].

В
современной образовательной системе компоненты учебной деятельности
рассматривается в свете личностно-деятельностного подхода как общеучебные
умения. Сформированность таких умений – одна из составляющих успешности
обучения, поэтому важной задачей образования, согласно федеральным
государственным стандартам начального образования, является формирование у
школьников универсальных учебных действий.

А.Г.
Асмолов определяет универсальные учебные действия как совокупность способов
действия учащегося, которая обеспечивает самостоятельное усвоение новых знаний,
формирование умений, включая организацию этого процесса [8].

Универсальный
характер учебных действий заключается в том, что они носят метапредметный
характер – обеспечивают целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития личности, являются основой организации и регуляции
любой деятельности ученика независимо от ее предметного содержания.

Особое
место среди универсальных учебных действий отводится самоконтролю. Это вызвано
тем, что произвольными и регулируемыми все учебные действия становятся только
при наличии самоконтроля в структуре учебной деятельности [6].

В
Программе развития универсальных учебных действий начального образования
действие самоконтроля выделяется дважды: в числе регулятивных и познавательных
действий.

Регулятивные
действия: контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные универсальные действия: рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Традиционно
принято, что действие самоконтроля включается в группу регулятивных
универсальных учебных действий, применение этого действия в процессе учебной
деятельности обусловливает его включение в состав познавательных действий.

В
отечественной психолого-педагогической литературе отражаются различные подходы
к определению самоконтроля. Одни авторы расценивают самоконтроль как свойство
личности, другие – как акт умственной деятельности. В педагогических
исследованиях самоконтроль трактуется с позиции деятельностного подхода как
структурный компонент учебной деятельности школьников.

Л.В.
Берцфаи полагает, что самоконтроль в учебной деятельности заключается в
соотнесении предметного действия с определенными условиями его выполнения и с
ожидаемыми результатами [6].

В
концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова самоконтроль
трактуется как умение ученика рассматривать свою работу с точки зрения
правильности и полноты выполнения учебных операций [9].

По
мнению П.Я. Гальперина, в числе необходимых учебных действий выступают
контрольно-корректировочные, в ходе которых отслеживается ход выполнения
деятельности, происходит сопоставление полученного результата с заданными
образцами [13].

Н.Ф.
Талызина пишет, что любое человеческое действие имеет ориентировочную,
исполнительную и контрольную части [5, с. 129].

Л.В.
Занков рассматривает самоконтроль как систему учебных действий школьника по
определению правильности выполнения операций, входящих в состав способа
действия [1].

В
работах Ю.К. Бабанского самоконтроль выступает как элемент учебной
деятельности, важное учебное умение, которое состоит в том, чтобы находить
ошибки и намечать способы их устранения самостоятельно [4].

А.В.
Петровский понимает под самоконтролем осознание и оценку ребенком собственных
действий, равно как психических процессов и состояний [4].

М.В.
Гамезо понимает самоконтроль как сличение и соотнесение учебных действий с
образцом, который задан извне [14].

Л.В.
Ижойкина считает, что самоконтроль в учебной деятельности учащихся младших
классов – это универсальное учебное действие, которое проявляется в
осуществлении контроля за результатами собственной деятельности и ее коррекции
в процессе выполнения учебных заданий. Это учебное действие заключается в умении
соотнести полученный результат с образцом и с поставленной целью [6].

При
всем многообразии подходов к определению самоконтроля большинство авторов
одинаково выражают психологическую сущность самоконтроля, которая заключается в
сопоставлении выполняемых действий учащимся с образцом и с поставленной целью.
В одних случаях образцом считается порядок выполнения основного действия,
содержание и последовательность операций; в других – заданный результат
действия.

Необходимость
формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается
всеми исследователями.

Авторы
по-разному трактуют и функции самоконтроля. Приведем функции самоконтроля,
которые отмечает А.С. Лында:

• проверочная – учащийся сравнивает
достигнутую им учебную цель работы с поставленной;

• диагностирующая – учащийся определяет
причины, которые привели к появлению ошибок;

• обучающая – в процессе самоконтроля
совершенствуются знания учащегося;

• воспитывающая – формируются личностные
качества учащегося: критичность, самостоятельность, упорство в достижении цели;

• развивающая – развиваются познавательные
способности ребенка, мышление и т.д. [3].

Также
существуют различные мнения по поводу видов самоконтроля.

Д.Б.
Эльконин выделяет в учебной деятельности такие виды контроля: по результату
(выполнено ли задание и насколько качественно) и по процессу (верны ли
операции, выбранные для получения результата) [6].

В
системе развивающего обучения Л.В. Занкова рассматривают пооперационный и
рефлексивный контроль, которые отражают процессуальный характер контроля в
учебной деятельности [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы