Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Журналистское расследование как жанр современной журналистики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
1. Основные теоретические аспекты жанра «журналистское
расследование». 7
1.1. История развития и особенности жанра журналистского
расследования. 7
1.2. Жанровая специфика и тематическое своеобразие
журналистского расследования в отечественной журналистике. 15
Выводы по 1 главе. 27
2. Жанр «журналистское расследование» на современном
телевидении на примере новостных и авторских программ. 29
2.1. Практика осуществления журналистского расследования в
новостных телепрограммах. 29
2.2. «Человек и закон» как новый формат журналистского
расследования на российском телевидении. 42
Выводы по 2 главе. 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 68
Введение:
Актуальность
исследования. Понятие «журналистское расследование» различных событий
общественной жизни в большинстве стран мира давно стало самостоятельным жанром
журналистики. Активное развитие «следственной журналистики» в нашей стране
представляет собой, в первую очередь, защитную реакцию общества на негативные
явления во всех сферах социально-экономической жизни страны. С развитием жанра «журналистского
расследования» четко наметился круг тем, к которым приковано внимание как
отдельных «журналистов-следователей», так и СМИ в целом. Такими темами, прежде
всего, являются: преступность во всех ее проявлениях, коррупционные деяния
чиновников, незаконная приватизация государственного и общественного имущества,
отдельные так называемые «темные страницы» нашей истории и настоящего.
Последнее десятилетие ХХ века и начало XXI значительно изменили подходы
современных СМИ к жанру журналистского расследования, которое стало, так
сказать, «высшим пилотажем» журналистики.
Следует
заметить, что цель журналистского расследования – в первую очередь привлечь
внимание аудитории к описываемому явлению или герою публикации, заставить
читателя, слушателя или зрителя задуматься над тем, что случилось.
Степень
изученности темы. Первые книги, посвященные расследовательской журналистике,
вышли во второй половине 70-х годов в США как отклик на знаменитое
Уотергейтское расследование, проведенное журналистами «Washington Post».
Определяющими факторами, оказавшими влияние на становление расследовательской
журналистики в США, исследователи считают традиции американской журналистики и
культуры в целом, «эру макрейкеров» и «Уотергейтское дело». В России первые
публикации, посвященные журналистскому расследованию, выходят в конце 90-х —
начале 2000-х годов (А. Д. Константинов, А. И. Станько, Ю. А. Шум, М. И.
Шостак, А. А. Тертычный, В. В. Ворошилов). Эти работы раскрывают разные аспекты
техники расследования: как оценить тему с точки зрения ее перспективности, к каким
источникам следует обращаться, какие юридические нормы необходимо соблюдать в
процессе расследования. Более развернуто рассмотрена расследовательская
журналистика в работе А. А. Тертычного.
Однако,
многие вопросы по освещению проблем, тематика журналистского расследования на
современном телевидении, до сих пор научно не исследована.
В
данной работе представлена попытка проследить как жанр журналистского
расследования используется журналистами новостных и авторских программ на
современной российском телевидении, отмечаются схожие черты, и в частности,
различия в освещении конкретных тем.
Объектом
данной работы выступили новостные (Вести) и авторские («Человек и Закон А.
Пименова) программы.
Предмет
исследования — процесс проведения и освещение журналистского расследования на
отечественном телевидении.
Цель
исследования — проанализировать специфику проведения и освещение журналистского
расследования на отечественном телевидении.
В
соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1)
проанализировать теоретические основы и специфику проведения журналистского
расследования;
2)
исследовать историю и определить перспективы развития жанра;
3)
исследовать влияние технологического развития на работу журналистов;
4)
выделить новые методы поиска информации и особенности композиции расследование.
Для
решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы:
— абстрагирование – для разделения аспектов,
которые входят в спектр нашего исследования согласно поставленным задачам, от
второстепенной информации;
—
анализа и синтеза – для исследования теоретических сведений об особенностях
жанра;
—
обобщения – для систематизации полученной информации;
—
контент-анализа, наблюдения и индукции для изучения примеров журналистских
расследований и выделение их типичных черт;
—
метод визуализации – для всестороннего освещения исследуемой проблемы;
—
эмпирический – для показа особенностей жанра на примере созданных публикаций.
Заключение:
С теоретической точки зрения феномен
журналистского расследования не имеет четкой и общепринятой трактовки. «Расследование»
как таковое предполагает использование определенных методов, определенного
графика, последовательности специальных процессов и процедур при работе с
источниками.
Единого
определения расследованию не имеет: это многостороннее явление, которое имеет
свою специфику как самостоятельный жанр журналистики, как метод сбора
информации и как важный фактор развития гражданского общества. Оно играет
весомую роль в укреплении демократического строя и защите интересов общества.
Резонансное по своей сути, оно помогает раскрывать преступления, коррупционные
схемы, злоупотребление служебными обязанностями, незаконное происхождения
имущества, обеспечивая тем самым права аудитории на получение достоверной и
исчерпывающей информации, которую не всегда можно получить через обычные
новости информационного характера.
Журналистское
расследование – сложный для написания синтетический жанр, вмещающий в себя
элементы интервью, репортажа, портрета, зарисовки, хроники, методов анализа и
синтеза. Оно не имеет четко регламентированной структуры, но большинство
исследователей сходятся на том, что основную информацию расследование стоит
подавать кратко в начале, а сам текст дополнять цитатами и иллюстрациями.
Советуют использовать только отобранные и важнейшие факты и строить рассказ
максимально понятно, придерживаясь логики изложения.
Поиск
информации является основной составляющей любого журналистского расследования.
В отличие от других видов журналистской деятельности, расследование оперирует
информацией труднодоступной и часто намеренно скрытой. Получение подобной
информации часто становится основной целью в деятельности
журналиста-расследователя. Вместе с тем, определенные заинтересованные круги
могут пытаться наоборот, сделать так, чтобы важная информация оставалась
нераскрытой, и даже сопротивляться и давить на журналиста. При таких условиях
поиск необходимой информации часто стоит на грани законности.
Цель
журналиста-расследователя-выявление полной картины ситуации, ставшей объектом
расследования, является невозможной без достоверной информации. Именно
получение этой информации является ключевым этапом любого расследования.
Точные
критерии определения объекта и предмета журналистского расследования трудно
найти в специальной литературе; существующие определения часто ограничиваются
перечнем тем, которые предположительно могут заинтересовать исследователя.
Журналистское расследование по своей сути является синтетическим жанром,
который объединяет в себе все методы сбора информации: наблюдение, интервью,
анализ документов. Соответственно, оно может содержать в себе элементы
репортажа, интервью, проблемной статьи, отчета, рецензии, или даже таких
художественных жанров как памфлет, очерк, фельетон и тому подобное.
В
данной главе представлен анализ организации и проведения журналистких
расследований на примере новостной программы Д. Киселева «Вести недели» и
авторской программы А. Пименова «Человек и закон».
На
основе анализа было вявлено следующее:
1. В
новостных программах используется реконструкция событий, а в расследованиях в авторской
программе – репортажная съемка.
2. Проанализировав передачи, была
составлена модель творческого процесса журналистского расследования, которая
состоит как цепочка взаимосвязанных творческих и процедурных операций:
1)
выбор темы
2)
дизайн исследования
3)
поиск и накопление данных
4)
формулирование гипотезы
5)
анализ данных и проверка гипотезы
6)
написание текста
7)
публикация.
3.
Результаты контент-анализа и обзора существующей специальной литературы
позволяют нам сделать вывод, что журналистское расследование в новостной
программе — это метод журналистской работы, направленный на выявление и
обнародование фактов о «Деле Скрипаля». Предметом расследования является
факт(ы), журналисты расследуют деятельность определенных лиц, организаций и
структур, ответственных за эти преступления. Ключевая роль в выборе объекта
расследования – общественный интерес к делу отравления Скрипалей. Главная цель
журналисткого расследования Д. Киселева — выявление лиц, виновных в совершении
преступления.
Фрагмент текста работы:
Основные теоретические аспекты жанра «журналистское
расследование» 1.1. История развития и особенности
жанра журналистского расследования Чтобы понять влияние журналистского расследования на общество необходимо
проследить его историческое развитие как жанра. Западные исследователи считают,
что его история берет начало в Китае, когда власть посылала разведчиков, чтобы
они узнавали новости и делали репортажи — доклады об экономических и социальных
условиях Китая и настроениях его населения – от ранних времен существования
государства и примерно до 700 года нашей эры [34].
В общем, уже в ходе традиционной и привычной нашим представлениям о журналистике,
расследование как жанр развивался в каждой стране по-разному и начиналось
развиваться тоже в разное время и в разными способами. Например, в Соединенных
штатах Америки, где теория журналистики является одной из наиболее
разработанных в мире, в силу того, что там возникли первые медийные комплексы,
журналистское расследование начало бурное развитие уже в конце ХІХ века. К
первым американским расследованиям относят попытку Бенджамина Харриса 1690 года
описать пытки французов на службе у англичан из-за индейцев, такое своеобразное
Гуантанамо [40].
Еще одна известная попытка проследить эволюцию жанра – в 1735 году, когда
Питер Зингер раскрыл коррупцию в окружении британского губернатора. Состоялся
громкий процесс, который дал основания позднее охранять право на публикацию
материалов, даже если они бесполезны для существующей власти[40].
Как видим, в Америке еще во время истоков журналистского расследования
встала проблема свободы слова, которая была решена в пользу журналистов. В
целом исследователи считают, что именно в США журналистское расследование
существует в чистом виде дольше всего и связывают его значительный расцвет с
конкурентной борьбой между частными медиа [15].
Впервые в журналистике американский репортер Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс начал писать компрометирующие
материалы о чиновниках, судьях и адвокатах. Долгое время американская
журналистика вносила свои изменения в социальные процессы благодаря
журналистским расследованиям. Однако со временем на деятельность таких журналистов
накладываются ограничения.
Так, в 1950 году, когда сенатор Джозеф Маккарти в госдепартаменте
выступил против так называемых «205 коммунистов», работа журналистов
ограничивалась только записями об обвинениях Маккарти. В этой связи Дуглас
Кейтер в своей книге «Четвертая власть» подчеркнул, что степень провала средств
массовой информации, которую продемонстрировал маккартизм, может быть измерена
тем фактом, что лишь немногие журналисты, которые постоянно писали репортажи о
деятельности Маккарти, безоговорочно верили в него, другие просто боялись и
ненавидели его. Кстати, в той же книге Дуглас Кейтер назвал средства массовой
информации «четвертой властью». Это выражение получило широкое распространение,
и во многом благодаря средствам массовой информации, которые были вполне
удовлетворены такой оценкой своего статуса и роли в обществе.
Нельсон продолжил поднятый Дугласом вопрос о независимости журналиста: «Новости
как они есть» — это абсолютная заповедь для большей части журналистики, которая
стала смирительной рубашкой для уничтожения инициативы и независимости
репортера.