Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Жизненная удовлетворённость людей старшего поколения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ
УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ.. 7

1.1. Сущность понятия жизненной удовлетворенности. 7

1.2. Характеристика людей старшего поколения. 12

1.3. Жизненная удовлетворенность у людей старшего поколения. 27

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ
УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ.. 40

2.1. Организация и методики исследования. 40

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 43

2.3. Рекомендации для людей старшего поколения. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 68

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования. Современное развитие общества, социальных
институтов, общественных отношений, страны в целом, определяется как период
изменений, поиска новых направлений развития, совершенствования достижения
последних лет. В этот достаточно тяжелый период времени важное значение
приобретает изучение и анализ потребностей населения, в том числе людей
старшего поколения. Это нужно для проведения внедрения, мероприятий по
повышению уровня и качества жизни населения. Особого внимания требуют представители
старшего поколения. Из-за наличия определенных причин они не имеют возможности
в полном объеме реализовать свой личностный потенциал, что приводит к их
уязвимости.

К этим причинам можно
отнести: объективные (социально-экономическую нестабильность и т.п.), а также
субъективные (нестабильное внутреннее состояние, слабая мотивация, неустойчивые
ценностные ориентации и т.д.). Это приведет к тому, что люди стершего поколения,
которые требует социальной поддержки со стороны общества и государства, а
именно выявление и предупреждение проблем, которые волнуют и с которыми они сталкиваются,
не смогут найти самостоятельно пути решения и предотвращения этих ситуаций,
будут отнесены к категориям населения, нуждающихся в социальной защите, социальной
помощи и социальных услуг.

Понятие «субъективное
благополучие», его содержание рассматривали и изучали Е. Динер, Г.М. Шамионов.
В зарубежной науке широкое признание получила концепция, разработанная Е. Динер
в русле исследований субъективного благополучия личности, согласно которой
удовлетворенность жизнью рассматривается как когнитивный компонент
субъективного благополучия. A. Кэмпбелл анализировал, как люди оценивают
уровень своего социального благополучия. Зависимость между удовлетворенностью
жизнью в целом, и отдельными его сферами рассматривал Ларсен. Определение
понятия «социальное самочувствие» можно найти в трудах психологов, социологов,
философов: К. Абульхановой-Славской, А. Барской, Е. Давыдовой, А. Коротеевой,
А. Русалинова, Б. Парыгина, Ж. Тощенко, А. Уледова.

Социально-психологический
подход рассматривает социальное самочувствие как социально-психологического
состояние, возникающее у человека под влиянием объективных факторов
жизнедеятельности, как общественных, так и личных. Изучением данного подхода
занимались Е. Головаха, А. Коротеева, Н. Панина, А. Русалинова и другие.

Условия постоянных
изменений и общественных трансформаций во всем мире и, в частности, в России
предъявляют особые требования к человеку как субъекта жизнедеятельности, ответственного
за свои действия и производительность. Отходят на задний план понимание
благополучия как следствие исключительно материальных или окружающих факторов.
В исследовательском среде все чаще обращаются к роли личности, ее активности в
достижении собственного благополучия, жизненной удовлетворенности, то есть
происходит переход от образа пассивной личности, которая руководствуется
внешними факторами, к образу активной личности, которая ставит цели и стремится
их достичь (Леонтьев, 2014). Исследования (Kahneman & Tversky, 2000;
Lyubomirsky, 2007) подтверждают, что влияние внешних событий и объективных
условий жизни на благополучие личности, ее жизненную удовлетворенность,
является не столь значительным, как влияние внутренних диспозиций личности, которые
опосредствуют действие факторов среды. Современные зарубежные исследования
(Buheji, Jahrami, & Dhahi, 2020) показали, что стресс и снижение уровня
благополучия возникают, когда человек оказывается чувствительным к восприятию
внешних стимулов и имеет недостаточно ресурсов для трансформации негативного
воздействия среды или его изменения. В исследовании (Boudrias et al., 2010)
определяется отсутствие прямых связей между условиями рабочей среды и
благополучием личности. А исследования (Xanthopoulou, Demerouti, &
Schaufeli 2009; МcDougall & Drummond, 2010) показывают, что связь между
организационными условиями и состоянием благополучия опосредованный личностными
ресурсами, которые выступают в роли медиатора. Поэтому несомненно, что главным
фактором, определяющим качество жизни и жизненную удовлетворенность, являются
не столько условия среды жизнедеятельности, сколько сама личность и ее позиция
в отношении к жизни, к себе, к возможности мобилизации собственных ресурсов.

Несмотря на пристальный
интерес исследователей к изучению жизненной удовлетворенности, в частности,
людей старшего поколения, и определяющих ее факторов данная проблем остается не
полностью изученной, поскольку условия жизни, особенности социума постоянно
меняются. В условиях, когда непредсказуемость становится признаком жизни
современного человека, особую важность приобретает изучение жизненной
удовлетворённости людей старшего поколения.

Объект исследования –
жизненная удовлетворенность людей.

Предмет исследования –
жизненная удовлетворённость людей старшего поколения.

Цель исследования состоит
в выявлении особенностей жизненной удовлетворённости людей старшего поколения.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность
понятия жизненной удовлетворенности.

2. Дать характеристику
людей старшего поколения.

3. Рассмотреть жизненную
удовлетворенность у людей старшего поколения.

4. Провести эмпирическое
исследование жизненной удовлетворённости людей старшего поколения.

5. Разработать
рекомендации для людей старшего поколения.

Методами исследования были
определены следующие:

– анализ литературы по
теме исследования;

– синтез и обобщение;

– тестирование
(анкетирование);

– количественный и
качественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость
исследования состоит в том, что нами обобщен материал
относительно жизненной удовлетворенности людей старшего поколения и факторов,
которые на нее влияют.

Практическая значимость
исследования состоит в том, что собранный теоретический
и фактический материал может быть использован для дальнейших разработок данной
проблемы; в разработанных рекомендациях для людей старшего поколения и
возможности их применения в работе психолога для повышения уровня жизненной
удовлетворенности у людей старшего поколения.

Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Общими возрастными
особенностями пожилого возраста является потеря психологической гибкости и
способности к адаптации; мужчины и женщины становятся менее сговорчивыми, на
смену любви к новому и неизвестному приходит стремление к надежности и
устойчивости. Пожилой человек может считать себя ущербным, обделенным, больным,
убогим и несчастным или положительно относиться к себе, к жизни и к людям.
Принятие собственного старения является результатом активной творческой работы
с переосмыслением жизненных установок и позиций, переоценки жизненных
ценностей.

Пожилой возраст
сопровождается нарастанием беспокойства, тревожности, появление или усиление
таких черт, как недоверчивость, раздражительность, неадекватность самооценки в
сторону завышения, меняется характер. Пожилой человек больше обращает внимание
на себя, снижается инициативность, растет пассивность. Изменения при старении
происходят и на биологическом уровне (ухудшается подвижность, а также работа
сенсорных систем – слух, зрение, вкус и обоняние).

Анализ литературы
относительно жизненной удовлетворенности у людей старшего поколения показал,
что у них существенно улучшается регуляция эмоций, увеличивается
удовлетворенность межличностными отношениями, сохраняется психологическое
благополучие, повышается уровень жизненной удовлетворенности.

Проведенное эмпирическое
исследование показало, что пожилым людям свойственны высокий и средний уровни
жизненной удовлетворенности, а молодым людям – средний и низкий уровни.
Возможно, такая ситуация обусловлена тем, что молодым людям, как правило, в
большей степени свойственно стремление к личностному росту.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

1.1. Сущность понятия
жизненной удовлетворенности Одним из важных аспектов
субъективной удовлетворенности жизнью выступает социальное самочувствие,
отражающий общее состояние, настроения и мысли человека.

Учитывая актуальность
проблем повышения качества и уровня жизни представителей старшего поколения, рассмотрим
более подробно понятие «социальное самочувствие», «субъективная
удовлетворенность жизнью» (СЗЖ), для выявления основных проблем, которые
волнуют и с которыми сталкивается современный человек.

Социальное самочувствие
или самочувствие человека в обществе – один из важнейших социальных
показателей, который наиболее точно отражает социальные изменения, происходящие
в обществе, а также дает возможность оценки успешности политических,
экономических, социальных, культурных и др. программ, законов, реформ и т.д.,
как на уровне государства, так и в рамках конкретного территориального
пространства (области, города, села).

Роль социального
самочувствия в поведении человека заключается в том, что самочувствие является
мотивом поведения, поэтому может быть выражено в разных формах активности или
пассивности личности. Это особенно важно, когда речь идет о социальном
самочувствии людей старшего поколения.

На современном этапе
развития социологической науки большое значение приобретает термин
«субъективная удовлетворенность жизнью» («субъективное благополучие»,
«социальное самочувствие» и т.п.).

Понятие субъективного
благополучия включает в себя несколько отдельных компонентов:

– удовлетворенность
жизнью (общее суждение о собственной жизни);

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы