Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Жанровый анализ неофициальных интернет-текстов на уроках русского языка.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ 6
1.1. Особенности интернет-коммуникации в лексическом и синтаксическом аспектах 6
1.2. Языковые особенности интернет-текстов. 33
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ АНАЛИЗА НЕОФИЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. 40
2.1. Обучение анализу неофициальных интернет-текстов на уроках русского языка. 40
2.2. Работа на уроке с неофициальными интернет-текстами на уроках русского языка 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….
Введение:
Коммуникация с помощью компьютерных сетей- новое пространство социальной реальности. Проблема изучения интернет-коммуникации находится в центре внимания многих исследователей, таких как Ю. Д. Бабаева, Е. П. Белинская [Бабаева, Белинская, 2004], Шабшин И. И., Д. В. Иванов [Иванов, 2000], Трофимова. Г. Н. [Трофимова, 2004] и др. В этих трудах затрагиваются проблемы общения и взаимодействия пользователей в сети, принципы самопрезентации личности в сетевом общении, выработки идентичности в интернете, особенности формирования складывающихся виртуальных общностей, проблема интернет — зависимости.
Интернет-коммуникация представляет собой особую специфическую область коммуникации, которая характеризуется эмоциональностью, полифоничностью, анонимностью и дистантностью, экономией речевых средств, пренебрежением правилами орфографии и пунктуации, интерактивностью и гипертекстуальностью.
В числе всех обширных форм влияния Интернета на повседневную жизнь его пользователей одной из наиболее важных считается его влияние на язык. Интернет создает особые условия коммуникации, которые влияют на структуру языка и его лексику.
В интернете зарождаются новые формы общения, многие из которых впоследствии сохраняются в бытовом языке. Перемены в сети Интернет происходят с очень высокой скоростью, поэтому сетевому общению стало уделяться особое место в лингвистической науке.
В работе мы рассматриваем вопросы нового направления в интернет-лингвистике виртуального жанроведения, которое отражается в коммуникативном пространстве Интернет. Анализ жанровой разновидности позволяет сделать предположение о том, что текст и технологический процесс движутся сонаправленно.
Под неофициальными интернет-тексами понимается интернет-комментарии и интернет-посты в социальных сетях («ВКонтакте», «Telegram», интернет-форумах, интернет-группах), которые выходят за рамки общепринятых норм и правил современного русского языка.
Актуальность работы заключается в необходимости лингвистического анализа неофициальных интернет-жанров для определения возможности использования их в качестве иллюстративного материала на уроках русского языка.
Объектом исследования являются неофициальные интернет-жанры (посты и комментарии).
Предмет – методика, приемы жанрового анализа неофициальных интернет-текстов (постов и комментариев) в урочной деятельности по русскому языку.
Целью данной работы является анализ жанровых и стилистических особенностей текстов письменного комментария в интернете.
В качестве задач исследования выделены следующие:
1) охарактеризовать подходы к определению интернет-жанров/ виртуальных жанров (в аспекте новаторства и преемственности/связи с традиционными);
2) обозначить жанровые особенности интернет-постов и комментариев;
3) проанализировать языковые особенности неофициальных интернет-комментариев, интернет-постов, путевых интернет-текстов, путевых заметок;
4) разработать методику анализа неофициальных интернет-текстов на уроках русского языка.
Несмотря на признаваемую большинством авторов значимость влияния интернет-коммуникации на развитие современного языка, текстовые особенности многих интернет-жанров оказываются на периферии исследователей. Таким образом, специфика текстов интернет-текстов как особого жанрового образования заслуживает описания и серьёзного теоретического осмысления. Это обусловливает научную представленной работы.
Методы исследования: описательный метод при характеристике особенностей интернет-коммуникаций, определение синтаксических структур предложения с помощью грамматических свойств входящих в него лексем, элементы жанрового анализа при обработке неофициальных интернет-текстов.
Практическая значимость исследования определяется тем, что данные, полученные в ходе работы, можно использовать при подготовке и проведении внеклассных/элективных занятий по русскому языку и литературе в средней и старшей школе.
Заключение:
Новая коммуникационная среда объединяет в себе различные формы общения из многообразных сфер социальной деятельности, используя традиционные формы коммуникации, при этом расширяя их возможности. Так основополагающие функции языка, такие как коммуникативная, выразительная и манипулятивная, полностью выражаются в новом пространстве.
У среды Интернет-коммуникации существуют определенные свойства. Такое свойство как виртуальность, подчеркивает, что в условиях, в которых происходит процесс коммуникации, очень сильно расходятся с условиями реального общения. Анонимность и физическая не представленность относятся к этим условиям.
Изучая анонимность, исследователи отмечают, что она заключается в отсутствии полной и достоверной информации о собеседнике. В этих условиях, пользователь освобождается психологически от репрезентации самого себя в процессе общения, то есть освобождается от соответствия своему рольному «Я». Из-за это происходит создание альтернативных самопрезентаций. Осуществление такого общения может произойти в неформально-развлекательной коммуникации, редко в деловой сфере общения, в процессе такого общения часто встречается укрывание истинной информации или умышленно ложная самопрезентация.
Ложная самопрезентация, с другой стороны, может обуславливаться стремлением к нетипичному, ненормативному поведению. Пользователи создают нереализуемые в деятельности вне сети роли, которые не укладываются в рамки нормативного поведения в социуме.
Общение в условиях физической не представленности открывает безграничный простор для собеседников. С одной стороны для предоставления недостоверной информации о себе, а с другой для фантазирования по поводу собеседника, отмечается, что такое общение реализуется скорее в неформальной коммуникации. Как результат, между собеседниками стираются границы, для них не существует ограничений, обусловленных биологическими характеристиками коммуникантов, не учитывается половая принадлежность, возраст, внешняя привлекательность, социальный статус, также не принимается во внимание коммуникативная компетентность человека, то есть её невербальная часть (знания, умения, социальный опыт и навыки) [20].
Кроме того, исследователи отмечают, что в Интернет-коммуникации особое место занимает эмоциональная составляющая, она отображает настроение, эмоции, чувства и переживания человека. В процессе Интернет коммуникации существует затруднённость эмоционального компонента общения, но в то же время у пользователей ощущается стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, этим обусловлено создание эмотиконов, смайликов, знаков, которые помогают выразить эмоцию.
Подводя итог, отметим, что методика работы над жанром неофициального интернет-текста требует расширения теоретических речеведческих знаний (жанровых черт), организации смыслового чтения в процессе аналитической работы с текстами-образцами в жанре неофициального интернет-текста и разработки заданий, формирующих базовые читательские умения.
На основе этого происходит более глубокое и осознанное понимание специфики текста того или иного жанра, формируется способность обучающихся находить и извлекать из текста нужную информацию, применять знания о прочитанном в практической деятельности по созданию собственного текста сочинения в жанре неофициального интернет-текста, а также обогащение читательским опытом, что способствует в целом развитию читательской грамотности обучающихся в старших классах.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-КООМУНИКАЦИИ
1.1. Особенности интернет-коммуникации в лексическом и синтаксическом аспектах
В последнее десятилетие всё большее число исследователей в области лингвистики обращаются к проблеме коммуникации в сети. Одна из причин подробного изучения интернет — коммуникации – активная популяризация социальных сетей, форумов, блогов, в которых формируются отличные от традиционных норм коммуникации принципы общения.
В данном контексте мы понимаем коммуникацию как совместную деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
В научной литературе нет единой терминологической базы в отношении интернет-коммуникации. Многие исследователи, по аналогии с зарубежной терминологией, используют понятие компьютерно — опосредованная коммуникация. Этого мнения придерживаются И. Н. Розина, Л. Ю. Щипицина [Щипицина, 2013, c.54] и другие.
В работах по коммуникации в сети интернет мы обнаружили следующие термины: интернет-дискурс, электронная коммуникация, виртуальная коммуникация, интернет-коммуникация, электронный дискурс, или компьютерный дискурс. Сегодня многие исследователи считают термин «компьютерноопосредованная среда» неточным по отношению к коммуникации.
Например, М. Г. Шилина говорит о том, что данный заимствованный термин «не отражает специфики коммуникативного уровня общения, который опосредован не только компьютером, но и особенностями Всемирной паутины» [Усачева, 2007, с. 32].
Мы проанализировали несколько определений понятия «интернет-коммуникация» и пришли к выводу, что большинство исследователей рассматривают данное понятие посредством анализа его основных признаков.
Так, С. В. Бондаренко считает интернет-коммуникацию «опосредованным компьютером общением двух или более лиц, характеризующимся невидимостью коммуникантов, письменной формой посылаемых сообщений, возможностью незамедлительной обратной связи, а также взаимодействием или обменом электронными сообщениями или же взаимным обменом и правом доступа к информации, хранящейся в компьютерах коммуникантов» [Бондаренко, 2004, с.21].
И. Н. Розина при определении интернет-коммуникации делает акцент на её познавательной стороне [Розина, 2005, с.54]. По мнению исследователя, интернет-коммуникация – это использование людьми электронных сообщений (чаще мультимедийных) для формирования знаний и взаимопонимания в разнообразных средах, контекстах и культурах. Возникает барьер коммуникации, что, по определению Б. Ф. Поршнева [Поршнев, 1979, с.54] представляет собой «помехи в канале связи и анализаторе». К «помехам» в данном случае относятся информационная перегрузка, обесценивание информации, разница в интеллектуальном уровне коммуникантов, в знании предмета, различия лексикона, социально-психологические и другие различия.
Явление интернет-коммуникации с точки зрения её специфический особенностей рассматривают также Е. Н. Галичкина, Е. И. Горошко, М. С. Рыжков, О. В. Дедова, Г. Н. Трофимова и др. По определению О. Ю. Усачёвой [Усачева, 2007, с.53] интернет-коммуникация (ИК, а также веб-коммуникация) – «это общение в особой глобальной электронной среде, возникшей вследствие объединения персональных компьютеров в единую сеть и обеспечивающей высокоскоростное прохождение информационных потоков».
Танабаева И. Р. отмечает «интернет-комментарий долгое время считался разновидностью статьи, с которой его роднит наличие анализа описываемого факта и, как следствие, отнесенность к аналитическим жанрам газетно-публицистического дискурса. В узком смысле слова «комментарий» означает замечания и пояснения к какому-либо тексту, а в широком — выражение отношения, мнения, критику и рассуждения в отношении какого-либо объекта» [Танабаева, https://moluch.ru/archive/185/47375/, с.207-210].
Одним из жанров общения в интернете являются web-публикации. Общение происходит не напрямую, автор интернет-поста передает информацию через текст, который содержит развлекательный, информативный, научный или событийный характер. Это может быть «сухой текст», не содержащий в себе фотоматериалы, видео или ссылки на другие материалы. С другой стороны, текст включает в себя множество интерактивных элементов, ссылки, рекомендации. Сегодня в интернете появляется все больше интернет-постов, в которых автор использует более сжатую информацию, чем, например, в статье, тем самым привлекая внимание определённой аудитории. В интернет-постах не всегда соблюдаются правила орфографии и пунктуации, преобладает экспрессивность, в частности, выражение своих мыслей, эмоций, чувств.
В речи, эмоциональность обладает универсальностью. При рассмотрении высказываний из разных сфер деятельности можно выявить эмоциональные компоненты, представленные в разной степени. При этом категория оценки также является составляющей эмоций, отражая единство рационального и эмоционального [Розина, 2005, с.54].
В своих исследованиях по лексикологии, ученые отмечают, что в последнее время разделяются такие понятия как эмотивность и эмоциональность. Эмоциональность понимают как физиологическое состояние, а эмотивность как языковое выражение эмоциональности. Но следует заметить, что существуют и другие точки зрения. При языковом описании эмоциональность переходит в состояние эмотивности. Так происходит эмоциональная коммуникация, при которой отряжаются эмоциональные характеристики человека. На этот счет существуют разные точки зрения [Розина, 2005, с.54].