Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Жанрово-стилистические и форматные особенности киноведческих телепрограмм (на примере программы «Кино в деталях» (СТС))
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Специфика
киноведческих программ. 6
1.1. История возникновения
киноведческих программ на ТВ.. 6
1.2. Кино как объект
киноведческих программ. 16
1.3. Анализ кино в
киноведческих программах: проблематика, критика, рецензии 23
1.4. Трансформация
кинокритики в медиакритику на современном этапе. 26
Выводы по главе 1. 30
Глава 2.
Жанрово-стилистические и форматные особенности программы «Кино в деталях». 32
2.1. Формат киноведческой
программы.. 32
2.2. Анализ жанра передачи. 44
2.3. Стилистические особенности передачи. 53
Выводы по главе 2. 58
Заключение. 61
Список источников и
литературы. 65
Приложения. 71
Введение:
До
1990-х годов содержание и подача информации на отечественном телевидении
определялись политической идеологией в стране. После распада СССР многие СМИ
испытали проблемы с финансированием, что привело к излишней коммерциализации
СМИ.
Вследствие
коммерциализации ТВ в России, начавшейся погоней за высокими рейтингами, ставки
на развлекательную функцию на самых просматриваемых телеканалах («Первый
канал», «Россия 1» и НТВ) отмечалось и отмечается снижение профессионального
уровня ведущих и журналистов, что, в том числе, сказалось на качестве освещения
кино.
Сегодня
количество передач, направленных на освещение кино недостаточно, а уровень их
не слишком высок. Как правило, речь идет о рецензировании. Аудитория же
достаточно редко знакомится с новыми современными режиссерами, кинопремьерами,
проводимыми фестивалями.
Одним
из немногих качественных примеров освещения материала о кинематографе
становится передача «Кино в деталях». Каждую неделю ведущий вместе с
авторитетными, профессиональными и знаменитыми гостями — актёрами, режиссёрами
и продюсерами обсуждает выходящие в прокат свежие зарубежные и российские
релизы; проекты, которые находятся в производстве; актуальные кинотенденции и
направления в развитии кинематографа; говорят об эстетике, творчестве,
кинобизнесе и частной жизни. Студийные разговоры подкреплены сюжетами о
кинопремьерах и съёмках новых фильмов, собственными репортажами с крупнейших
российских и международных кинофестивалей и эксклюзивными интервью,
аналитическими материалами о современных кинотрендах, рассказами о зарубежных и
российских кинозвёздах.
Актуальность
данного исследования обусловлена:
специфическим
подходом на современном телевидении к освещению тем, связанных с созданием и
продвижением отечественных и зарубежных фильмов;
растущей
популярностью программ об освещении кинопроцесса в Интернете, в результате чего
телевидение вынуждено применять сетевые подходы к подаче информации,
в
настоящее время анализ, критика фильмов и сериалов решительно перешли из
специализированных журналов в интернет-блоги и на телевидение. Последнее
активно подвергается конвергенции.
В
связи с этим есть основание выдвинуть гипотезу о том, что недостаточное
освещение кино на телевидении и уход в другие дискурсивные сферы переключает
внимание аудитории на различные площадки в Интернете в поисках компетентного
мнения именно о кинопродукте, который они видели или который предстоит
посмотреть. Телевидение же начинает активно применять нетрадиционные методы
подачи информации.
Кроме
того, возникает еще одна гипотеза – о роли институционального и
неинституционального критика. Недостаточность освещения и зачастую отсутствие
эксперта в телевизионных программах дает возможность неинституциональным
экспертам в области кино укрепить свои позиции, свой символический капитал и
даже выступать в качестве экспертов уже на ТВ. Особенно отчетливо это
обнаруживается в материале передачи «Кино в деталях», где активно приглашаются
не только режиссеры, но и знаменитые киноблогеры.
Наконец,
третья гипотеза заключается в расширении и размытии жанровых особенностей
программы «Кино в деталях», что обусловлено проникновением в формат ток-шоу
других элементов и влияния глобальной сети.
Степень изученности темы: Теоретические
сведения о специфике исследуемого
направления можно найти в «Вестнике МГУ» (№3, 2012), в журнале «Журналист» (№1,
2008), в журнале уральских журналистов «ФАКС» (№ 3-4, 1999), а также в работах
М.Н. Кима, А.А. Тертычного, Л.В. Шибаевой, А.В. Колесниченко, М.И. Шостак, В.А.
Аграновского, А.З. Рубинова, В.Я. Баскова, статьях В.Ф. Зыкова, П.Г. Шеремета,
Н.Н. Борщевой.
Новизна исследования заключается в
актуализации данных по освещению телевизионных материалов о кинематографе. Цель исследования:
проанализировать специфику представления информации о кинематографе на примере
программы «Кино в деталях». Для достижения названной цели необходимо выполнить
ряд задач:
1. Исследовать возникновения киноведческих программ на ТВ
2. Проанализировать
кино как объект киноведческих программ
3. Подвергнуть
анализу кино в киноведческих программах: проблематика, критика, рецензии
4. Выявить
формат киноведческой программы
5. Провести
анализ жанра передачи
6. Выявить
стилистические особенности передачи
Объект исследования киноведческие телепрограммы
на российском тв
Предмет исследования — специфика освещения
кинематографа в киноведческих телепрограммах на материале передачи «Кино в
деталях».
Методы исследования:
общенаучные — сравнительно-исторический, типологический, анализ теоретической и
специальной литературы, публикаций СМИ;
эмпирические — наблюдение, работа с
документами.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы, практической части и приложения.
Заключение:
Проведенный анализ научной литературы позволил выделить
специфические черты киноведения, кинокритики и медиакритики. Главными их
особенностями выступают тематический спектр, жанровое разнообразие, целевая
аудитория, субъектный состав авторов журналистского материала.
Тогда как киноведение акцентирует внимание на теории и исторических особенностях развития
киноискусства, кинокритика оценивает текущие тенденции в киноискусстве путем
глубокого анализа киноматериалов и кинопроцесса профессионалами данной сферы. В
противовес этому, медиакритика, которая активно развивается на современном
этапе, характеризуется жанровым разнообразием и широкой тематикой журналистских
материалов, авторами которых могут выступать не только профессионалы
кинобизнеса, но и обычные журналисты, блогеры, которые интересуются данными
направлением искусства как любители и оценивают кинофильмы, жизнь актеров,
известные события в мире кино с точки зрения обычного телезрителя.
Такие тенденции значительно изменяют содержание и
особенности подготовки современных киноведческих программ, расширяя их
тематические горизонты и жанровое предложения, способствуя привлечению к
телеэкранам широких масс населения, которые интересуются не столько критикой
сценария или игры актеров того или иного фильма, а личной жизнью актеров,
вопросами финансирования съемок фильма, его наградами в мире кино и т.д. Такие
изменения соответствуют интересам потребителей и поэтому способствуют развитию
и популяризации современных киноведческих программ, в основе которых лежит не
кинокритика, а медиакритика.
Проведенный анализ телепроекта «Кино в деталях» позволил
выделить его характерные особенности, которые в целом дают возможность отнести
его к современным киноведческим, а скорее медиакритическим программам. Передача
«Кино в деталях» имеет много общего с традиционной кинокритикой, но также и
значительное число отличий, которые сближают ее с популярной в современном
телеэфире медиакритикой.
Такие выводы позволяют сделать выделенные в ходе
исследования характерные особенности программы «Кино в деталях».
Одной из таких специфических характеристик телепередачи
выступает ее тематика, которая значительно шире, чем в традиционной кинокритике
и включает не только сюжет и процесс создания фильма, но также вопросы
медиаэкономики, пиар-продвижения фильма, творческого пути актеров, их личной
жизни, характера и т.д. Специфика концепции программы «Кино в деталях» связана
с тем, что ее главными участниками являются не профессиональные кинокритики, а
известные актеры, которые снимались в анализируемом фильме, что дает возможность
охарактеризовать премьерный кинопродукт как бы изнутри. Как и в кинокритике,
основными ведущими программы «Кино в
деталях» выступают профессионалы, имеющие необходимый уровень знаний в вопросах
киноискусства. Прежде всего, это Федор Бондарчук, а также профессиональный
кинокритик Никита Карцев. Еще одной характерной особенностью формата программы
«Кино в деталях» является ее ориентация на массового телезрителя, что
характерно для медиакритики. Поэтому основное внимание в интервью уделяется
вопросам, которые больше интересны для массового телезрителя – истории жизни и
творческого роста известных личностей (как человек стал актером, «пробился» на
кастинг фильма, сумел обойти конкурентов, как сложились его отношения с
режиссером и другими актерами на съемочной площадке и т.д.).
Отличительной особенностью проекта «Кино в деталях» по
сравнению с традиционной кинокритикой является знакомство телезрителей с
основными характеристиками фильма. Тогда как в киноведении обязательно в начале
анализа предоставляются все данные о фильме (режиссер, сценарист, главные
актеры, год выпуска и т.д.), то в анализируемой программе эти данные могут
предоставляться не полностью, разными способами (прямое указание ведущего,
случайное упоминание гостем программы в ходе интервью, визуально-текстовое представление
на фоне показа сюжета фильма), часто без акцентирования внимания. Специфика
программы состоит также в том. что весь анализ фильма имеет персонифицированный
характер, поскольку он представляется глазами актера – гостя программы. Поэтому
телезрителю предоставляется несколько субъективный – персонифицированный –
взгляд на премьерную кинокартину. Формат телепередачи во многом зависит от
продуманности съемочного процесса, создания общего стиля программы. Для проекта
«Кито в деталях» такими форматообразовательными элементами выступают:
тематическая телестудия на фоне «раскадрованной» стены, заставки программы в
том же раскадрованном стиле в технике комиксов, с вынесением цитат главных
персонажей в «облака», демонстрация раскадровки экрана на несколько кадров (в
т.ч. черно-белый) в некоторые моменты программы, «черно-белое» введение в
программу с эффектом записи видео (на экране воссоздано меню настроек
видеокамеры, горит красным кнопка REC) и т.д. Характерной является и рубрикация программы, которая
четко продумана и позволяет удовлетворить разные тематические интересы широкой
аудитории.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Специфика киноведческих программ 1.1. История возникновения киноведческих программ на
ТВ Рассматривая тенденции развития киноведческих материалов в
СМИ, целесообразно сначала определить сущность и особенности киноведения и
тесно связанных с ним терминов: «кинокритика», «киножурналистика».
Анализ словарных источников позволил сделать вывод о том,
что под киноведением понимают науку о кино, которая изучает теорию и историю
киноискусства, в т. ч. актерское творчество, режиссуру, проблемы
кинодраматургии, киномузыку, искусство оператора и художника и др. При этом
исследователи подчеркивают, что с киноведением непосредственно связана
кинокритика, анализирующая текущую жизнь киноискусства[1].
Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что различает
киноведение и кинокритику. Это, прежде всего, объект исследования:
1) в
киноведении – это преимущественно теория и история развития киноискусства;
2) в
кинокритике – это анализ текущих тенденций в киноискусстве.
В словаре терминов по медиаобразованию, медиапедагогике,
медиаграмотности, медиакомпетентности понятие «кинокритика» (film criticism) трактуется
как «область журналистики, оперативного киноведения, творческо-познавательная
деятельность, касающаяся как анализа, оценки различного рода аспектов функционирования
кинематографа в социуме, так и конкретных кинематографических медиатекстов –
фильмов»[2].
Как видим, такое определение выделяет несколько основных
особенностей кинокритики:
—
во-первых, автор словаря (А.В. Федоров)
утверждает, что кинокритика выступает не только направлением киноведения, но и
областью журналистики. При таком подходе данный термин сближается с понятием
«киножурналистика»;
—
во-вторых, особенностью кинокритики является
широкий объект исследования, который включает не только общетеоретические
аспекты анализа кино, но и практический анализ отдельных произведений
киноискусства.
Е.Г. Иващенко под термином «кинокритика» понимает область
знания, исследующую кино как вид искусства и средство массовой коммуникации.
При этом автор характеризует кинокритику как часть художественной критики,
наряду с критикой литературной, театральной, музыкальной и т.д.[3].
Поскольку Е.Г. Иващенко рассматривает объект кинокритики
(кино) не только как искусство, но и как
СМИ, то его определение сближает термин «кинокритика» с понятием
«мелиакритика», под которым традиционно понимают область современной
журналистики, осуществляющую критическое познание и оценку социально значимых,
актуальных культурно-творческих, профессионально-этических, правовых,
экономических и технологических аспектов информационного производства в
средствах массовой информации с акцентом на творческую сторону создания
медийного содержания[4].
Я.И. Тяжлов в своем диссертационном исследовании также
отмечает, что «кинокритика сегодня совмещает в себе функции художественной
критики, обращающейся к эстетической составляющей кино, и медиакритики, которая
рассматривает кино как мощный медиаресурс»[5].
Термин «киножурналистика» в научной литературе почти не
анализируется. Исследователи подчеркивают, что определения понятию
«киножурналистика» в научном дискурсе и в практике работы журналистов длительное
время вовсе не существовало. Но уже в советский период существовала кинокритика
как область журналистики[6]. [1]
Глоссарий терминов // Сними фильм https://snimifilm.com/glossary [2]
Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 64 c. ( с.
20) [3]
Кинокритика: Учебное пособие / сост. Е.Г. Иващенко. – Благовещенск: Изд-во
АмГУ, 2014. – 80 с. (С.9) [4]
Короченский, А.П. Регулятивная роль медиакритики / А.П. Короченский // Саморегулирование
журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в
России". – 3-у изд., стереотип. – М.: Галерия, 2004 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text19/035.htm [5]
Тяжлов, Я.И. Медиапросветительский потенциал кинокритики в современных
российских средствах массовой коммуникации: Дисс. на соиск. уч. ст. канд.
филол. наук. 10.01.10. Журналистика– Белгород, 2016. – 256 с (С.13). [6]
Ефременко, А.А. Кинокритика и киножурналистика: дифференциация творческой
деятельности журналиста / А.А. Ефременко [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/30251/1/88-91.pdf