Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Журналистика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Жанр музыкальной рецензии в современных профильных и непрофильных СМИ (на примере издания «музыкальный журнал», и информационного портала«The Flow»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1 Теоретические основы музыкальной рецензии. 6

1.1 Музыкальная журналистика как форма
музыкально-литературной деятельности. 6

1.2 Специфика музыкальной рецензии. 8

2 Анализ музыкальной рецензии на примере издания «Музыкальный
журнал» и информационного портала «The Flow». 16

2.1 Информационный портал «The Flow». 16

2.2 Специализированное издание «Музыкальный журнал». 28

Заключение. 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ   47

  

Введение:

 

Актуальность
разрабатываемой темы. Для универсальной и массовой прессы требуются такие тексты о музыке,
которые смогут заинтересовать читателя, а также дать возможность разобраться в
особом языке этого рода деятельности. В современной журналистике существует
особая область журналистского дела – музыкальная журналистика, которая ведет
разговор о музыке с широкой аудиторией.

Сегодня понятие «музыкальная журналистика» стало привычным
для всех журналистов. Даже в музыкальных учебных заведениях появилась такая
специализация, как «музыкальный журналист». Однако, несмотря на это, до сих пор
не сформулировано четкое определение данного направления, не дана подробная
характеристика этой разновидности журналистики.

Рецензия
– это главный жанр музыкально-критической журналистики. Музыкальный критик
является одновременно и музыкальным рецензентом.

Объект исследования: рецензия как жанр музыкальной журналистики.

Предмет исследования: жанр музыкальной рецензии в современных профильных и
непрофильных СМИ.

Цель исследования: проанализировать жанр музыкальной рецензии в современных профильных и
непрофильных СМИ на примере издания «Музыкальный журнал» и информационного
портала «The Flow».

Задачи исследования:


рассмотреть музыкальную журналистику как форму музыкально-литературной
деятельности;


выявить специфику музыкальной рецензии;


проанализировать специфику музыкальной рецензии на примере издания «Музыкальный
журнал» и информационного портала «The Flow».

Теоретическая и практическая
разработанность.

В
отечественной научной литературе жанр музыкальной рецензии изучен достаточно
подробно, в том числе с позиций лингвистики, теории СМИ, стилистики русского
языка, – в работах Т.А. Курышевой [19], Л.Р. Дускаевой [13; 14], Н.С. Цветовой
[38], Т.С. Сергеевой [32], Е.Ю. Коломийцевой [17]. Однако в этой области
вопросы, связанные с конвергентным характером современной медиасреды до сих пор
освещены поверхностно. Вне поля зрения исследователей остаются русскоязычные и
иноязычные тексты, опубликованные в блогах, стриминговых сервисах, мессенджерах
и других видах медиаплатформ, значимых для массовой коммуникации в 2020 г.

Общепризнанной
структуры и классификации музыкальных рецензий на данный момент не существует
ввиду разнообразия задач и методов, с которыми авторы подходят к этому
феномену, считают А.Ю. Попов и А.А. Вихман [30]. Собственные классификации предлагали такие авторы, как А.
Бек [40], К. Станович и Р. Вест [45].

Что касается непосредственно текста рецензии, Г.В.
Лазутина [20] выделяет следующие позиции комплексного анализа:
объект рецензирования (рассматриваемое произведение); образ объекта (оценка
произведения); фактологический ряд; мифологический ряд; композиция; лексика и
стиль.

Положения, выносимые на защиту:


Жанр рецензии – это текст оценочного характера, внимание которого направлено на
произведение искусства, в данном случае музыки. Оценка представляет собой
конечную цель написания рецензии, а интерпретация и анализ – задачи на пути ее
достижения.

— В наши дни можно
заметить однобокость и поверхностность освещения музыкальных событий.

— В «новых медиа»
часто наблюдается отсутствие профессиональной журналистики, что не способствует
расширению аудитории данных проектов.

Характеристика структуры работы. Данное исследование состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении
обосновывается методология исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы музыкальной рецензии.
Вторая глава посвящена анализу специфики
музыкальной рецензии в профильных и непрофильных СМИ на примере издания «Музыкальный
журнал» и информационного портала «The Flow».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Музыкальная
критика и ее жанр – рецензия – традиционно выполняют несколько функций:
формирование эстетических вкусов и предпочтений массового читателя, приобщение
к произведениям музыкальной культуры.

В
наши дни можно заметить однобокость и поверхностность освещения музыкальных
событий.

Аналитическая
составляющая рецензий минимизирована, краткость компенсируется средствами
художественной выразительности – эпитетами, метафорами, сравнениями. Задача
текста издания, ориентированного на простого читателя, – рассказать обо всем,
но при этом оставить место для самостоятельного изучения вопроса. В деловых
изданиях не уделяется большого внимания искусству, а особенно музыке. Этому
может служить множество факторов: отсутствие профессионалов музыкальной сферы в
рядах журналистов издания, отсутствие спроса на данную тему в подобном издании.

Жанр
музыкальной рецензии в современных профильных и непрофильных СМИ более подробно
мы рассмотрели на примере издания «Музыкальный журнал» и информационного
портала «The Flow».

Как
видно из приведенных рецензий, глубина содержания и язык разнятся в зависимости
от целевой аудитории. Они ориентируются на разные аудитории, поэтому в каждом
издании свои правила предоставления информации.

Информационный портал «The
Flow» является узкопрофильным медиапроектом, предназначенным для молодежной
аудитории, интересующейся современными направлениями в музыке – рэпом и
хип-хопом.

При
рассмотрении рецензий часто непонятно, является ли рецензия самостоятельным
авторским произведением или представляет из себя «нарезку» из материалов других
сайтов и авторов.

Поэтому
язык рецензий на данном информационном портале практически никогда не отражает
мнения авторов ни о происходящих событиях, ни о самих исполнителях. Рецензии
больше напоминают рекламные материалы, сопровождающие выход новых треков и альбомов.

Язык
рецензий часто изобилует терминами, принадлежащими к данной молодежной
субкультуре, что делает их недоступными для понимания более широкой аудитории. Частое
использование в некоторых материалах ненормативной лексики и просторечий,
жаргонизмов и молодежного сленга приводит к отсутствию в них культуры речи.
Понятно, что авторы, таким образом, хотят быть ближе для своей профильной
аудитории, но это не помогает приобщению молодежи к традиционным ценностям
культуры и искусства.

На
примере «Музыкального журнала» мы понимаем, что в профильных музыкальных
изданиях большое внимание уделяется информативной составляющей, так как
обычному читателю важно узнать, какое произведение вышло, где это произошло,
кто автор и участники, прочувствовать атмосферу события.

Анализируя структуру издания, можно прийти к следующему
выводу: несмотря на то, что это специализированное издание, которое базируется
на освещении музыкальной сферы искусства, оно имеет малое количество
аналитических материалов. В большинстве своем преобладают информационные жанры,
такие как заметки либо расширенные заметки, интервью, а также репортаж. Это
может говорить лишь о том, что на серьезную аналитику музыки спроса нет.

Тематическое музыкальное издание «Музыкальный журнал»
освещает культурную политику государства, творческую жизнь филармоний и учебных
заведений, сезоны оперных театров и симфонических оркестров, музыкальные
конкурсы, юбилеи музыкантов, а также международные, всероссийские и
региональные фестивальные проекты – все это распространяется в основном на
классическую музыку. Подобные упоминания о классической музыке и простой
понятный язык написания рецензий помогают распространить ее среди масс. Проводя сравнительный анализ рассмотренных рецензий, можно
сказать, что музыкальная критика и ее жанр – рецензия – традиционно выполняют
несколько функций:

— формирование эстетических вкусов. Данная функция
«Музыкальным журналом» выполняется полностью. Журнал рецензирует различные
направления музыкального искусства, показывая все грани и красоту музыки,
талант исполнителей, тем самым прививая хороший вкус читателям. Рецензии
информационного портала «The Flow» малоинформативны, часто являются простой
констатацией фактов, профессионального анализа музыкальных произведений нет. Множественное употребление нецензурной, жаргонной
лексики и просторечий не способствует формированию эстетических вкусов
читателей;

— формирование предпочтений массового читателя. Узкая
направленность и отсутствие авторского эмоционального отношения к исполнителям
в ходе написания рецензий, ограничивает возможности информационного портала
«The Flow» в расширении массовой аудитории. В то же время, эмоциональные и
информативные рецензии «Музыкального журнала» способны формировать предпочтения
массовой аудитории, или, как минимум, привлечь внимание к событиям музыкальной
и культурной жизни;

— приобщение к произведениям музыкальной культуры. В
данном случае ситуация также выглядит по-разному. Профессионализм авторов
рецензий «Музыкального журнала» позволяет почувствовать атмосферу событий, даже
не присутствуя на них, в то время как рецензии «The Flow» в большей степени
являются анонсами для новых песен и альбомов одной музыкальной субкультуры.

В тоже время, популярность таких платформ, как
информационный портал «The Flow», показывает, что в условиях трансформации
современного российского музыкального искусства, которое выражается в
бесконечных экспериментах и в превалировании поп-музыки над классической,
положение музыкальной журналистики нестабильно.

Таким образом, проведенный анализ говорит о важной роли
популяризации любого рода музыкального искусства как для большой аудитории, так
и для целевых аудиторий. Но в «новых медиа» часто наблюдается отсутствие
профессиональной журналистики, что не способствует расширению аудитории данных
проектов.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы
музыкальной рецензии 1.1 Музыкальная журналистика как форма
музыкально-литературной деятельности Новизна поставленной научной проблемы объясняется
формированием подходов к ее изучению. Если музыкальная критика
была рассмотрена многократно в серьезных научных трудах таких авторов, как Г.
Гинзбург, Н. Слонимский, Б. Асафьев, то музыкальная журналистика освещена лишь
в публицистических или научно-публицистических статьях.

Существует четкое разграничение между научной и
критической мыслью о музыке. С одной стороны, академическое музыковедение,
которое находит свое выражение в разнообразных статьях в научных сборниках,
диссертациях, монографиях и трудах, а с другой стороны, собственно сама
музыкальная журналистика, целью которой является популяризация.

Следует выделить специфические особенности музыкальной
журналистики: основные группы, цели и формы функционирования данной
разновидности журналистики.

Так, существуют следующие группы материалов музыкальной
журналистики, сформированные по общей цели:

— информационные («сухая» новость о прошедшем
мероприятии);

— пропагандистские, популяризаторские (положительные
аннотации, анонсы, рецензии, интервью);

— воспитательные, просветительские (влияние журналиста на
слушающую аудиторию);

— аналитические (развернутые рецензии).

Музыкальная журналистика, как и вся журналистика в целом,
функционирует в различных формах, внутри которых существует своя специфика

Во-первых, в традиционном письменном виде (через периодику
– журналы, газеты, а также через любое доступное ей печатное слово), во-вторых,
как устная журналистика. Она реализует себя главным образом через электронные
средства массовых коммуникаций, а именно через радио и телевидение [4],
а также через Интернет.

Так как журналистика представляет собой канал передачи
информации, то есть имеет информационную функцию, то журналисту следует
понимать, что является актуальным в данный промежуток времени. Это относится не
только к новостным сюжетам, но и к музыкальной журналистике, ведь музыка не
стоит на месте.

Музыка, как и другие сферы жизнедеятельности человека,
меняется с течением времени, данный процесс отражается и в музыкальной
журналистике.

Музыкальная журналистика представляет собой форму
реализации особой музыкально-литературной деятельности, она может служить «способом
выхода как музыкальной критики (оценочной мысли), так и музыкального
просветительства, популяризации и пропаганды, любой публицистики, направленной
на музыкально-культурный процесс» [9].

Популяризация музыкальной культуры в музыкальной
журналистике состоит как в распространении музыкальных предпочтений самого
журналиста, так и в выявлении интересов широкой аудитории [28]. Снижение
качества музыки, которая относится к разряду популярного музыкального
искусства, а также непрофессиональные публикации журналистов широкого профиля
сказываются на качестве современной музыкальной культуры [5].

Например, таковыми являются две статьи, посвященные жизни
и творчеству андеграундной рок-певицы Янки Дягилевой. Целью их создания была
возможность отстаивания на их основе собственных авторских прав легальным
образом, а также попытка привнести через статьи нечто новое и менее
поверхностное в представление слушателей о Янке.

В контексте первой задачи необходимо было в одной из
частей работы отразить феномен приписывания авторству Янки произведений,
которые не имеют к ней никакого отношения. Заказчик даже предоставил авторам
собственную базу исполнителей и их контактов, пострадавших от подобной
путаницы, однако журналисты не воспользовались ей.

В обоих случаях результат оказался неудовлетворительным: в
первом были допущены фактологические ошибки – журналист перепутал Александра
Башлачева с Майком Науменко [37]. Во втором же случае журналист просто
скопировал две трети текста задания, полученного им, а также текст из
Википедии. Таким образом, было «стилистически видно, что это джинса» [31].

В наши дни можно заметить однобокость и поверхностность
освещения музыкальных событий. Так, полоса «Культура» должна формироваться с учетом
всего разнообразия мирового современного искусства и тем самым представлять
полную картину происходящего для читателей или зрителей.

«Публикуя отзыв, обзорную статью в газете или журнале, мы
апеллируем к неизмеримо большему кругу людей, притом очень разных по
направленности своих интересов, можно сказать a priori ко всем: к
знакомым и незнакомым, видимым и невидимым, специалистам и любителям, и даже
невеждам, в которых мы имеем возможность разбудить и живой любительский и более
глубокий – профессиональный – интерес к предмету высказывания», – пишет В.М.
Богданов-Березовский [7].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы