Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Зависимость эмоционального состояния от социально-психологического климата в профессиональной группе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА.. 6

1.1. Эмоциональные состояния как психологическая категория. 6

1.2. Классификация эмоциональных состояний. 15

1.3. Теоретико-методологические основы исследования
социально-психологического климата коллектива. 20

Выводы по главе 1. 42

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОТ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЕ. 45

2.1. База и организация исследования. 45

2.2. Анализ результатов исследования. 49

Выводы по главе 2. 56

ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ГРУППЕ. 59

3.1. Характеристика коррекционной программы по улучшению
социально-психологического климата коллектива. 59

3.2. Результаты экспериментальной работы.. 68

Выводы по главе 3. 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 76

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 79

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Главной задачей любой организации является
достижение высокой эффективности. А среди важных факторов эффективной работы
выступает нормальный социально-психологический климат в коллективе, при котором
работники имеют хорошую мотивацию, отсутствуют конфликты, имеется
удовлетворение от процесса труда и общения в коллективе.

Помимо
того, климат трудового коллектива оказывает влияние на формирование настроения
каждого его члена, тем самым воздействуя на эмоциональное состояние индивида.
Создание благоприятного социально-психологического климата является главным
условием производительности коллектива, реализации работников своих
способностей. Эмоциональное состояние каждого члена группы формирует атмосферу
коллектива, создает налаженный механизм работы «организма». Совместимость
рабочего коллектива основана на согласованности действий.

Немало
важную роль играет руководитель коллектива, который задает темп развития. От
профессионального управления руководителя, его личностных качеств будет
зависеть производительность труда. Принципиальность, отзывчивость,
дисциплинированность, корректное отношение к сотрудникам, будет влиять на
каждого и атмосферу в целом. Однако не всегда вопросам создания
благоприятного морально-психологического климата уделяется достаточно внимания.

Актуальность
исследования также обуславливается тем, что условия проведения
социально-экономических реформ в нашей стране выдвигают требования к уровню
психологической включенности человека в совместную трудовую деятельность в
малой группе, усложняя притом организацию взаимодействия между членами группы.
В связи с этим оптимизация социально-психологического климата становится
задачей обеспечения положительного эмоционального состояния, создания
полнокровного образа жизни членов производственной группы и психологического
потенциала индивида.

Данная тема
заинтересовала отечественную психологию в тридцатые годы XX века, на этапе становления отечественной
социальной психологии.  Известные
отечественные психологи, занимавшиеся проблемами социально-психологического
климата: А.С. Макаренко, Е.С. Кузьмин, Г.М.Андреева, А.Г Ковалев, А.В
Петровский, Н.С Мансуров, В.М. Шепель, Б.Д. Парыгин и др. Ими сформулирована
система показателей, которая позволяет определить уровень и состояние
социально-психологического климата. Анализированы методологические,
теоретические вопросы, практические исследования в области изучения климата
профессиональных групп.

Зарубежные
психологи, занимавшиеся темой изучения социально-психологического климата,
выдвинули несколько направлений противоречивых друг другу: Л. Хоув, Г. Холл,
Дж. Гэвин, П. Шнейдер.

Цель исследования заключается в определении
уровня зависимости эмоционального состояния от
социально-психологического климата в профессиональной группе. Объект исследования – эмоционального состояния.

Предмет исследования – влияние социально-психологического
климата коллектива на эмоциональное состояние сотрудников коллектива.

Гипотеза исследования. Мы исходили из следующих допущений:


существует взаимосвязь между эмоциональными состояниями
сотрудников и особенностями социально-психологического климата в
профессиональной группе.


разработанная нами коррекционная
программа по улучшению социально-психологического климата коллектива является эффективным
средством, оказывающим благоприятное влияние на эмоциональное состояние
сотрудников.

Задачи исследования:

1. Провести
теоретический анализ по проблеме зависимости эмоционального состояния от
социально-психологического климата в профессиональной группе.

2. Провести
эмпирическое исследование эмоционального состояния сотрудников и социально-психологического
климата в профессиональной группе.

3. Выявить
взаимосвязь между эмоциональными состояниями сотрудников и особенностями
социально-психологического климата в профессиональной группе.

4. Разработать
и апробировать коррекционную программу по улучшению социально-психологического
климата коллектива.

Методологическая основа
исследования заключается в
совокоупности философских, социально-психологических и педагогических
положениях, которые раскрывают сущность психологии межличностных отношений. Представляется
принципом детерминизма (С.Л. Рубинштейн) и развития (Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев), системным подходом в психологии (К. Левин, Б.Ф. Ломов, Н.В.
Поддубный), субъектно-деятельностным подходом (К.А. Абульханова-Славская, А.С.
Чернышев), подходом к изучению развития малых групп (М. Шериф, Г. Колии,
Дж. Морено, Г.М. Андреева, К.Е. Данилин, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский).

База и методы
исследования. Исследования проводится на базе торгового
предприятия ООО «Вектор». Количество — 
23 человека (8 мужчин, 15 женщин); возраст от 23 до 45 лет. Методами исследования выступали следующие:

1. Теоретический
(анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по теме
исследования).

2. Эмпирический
(анкетирование, тестирование коллектива работников).

3. Количественный
и качественный анализ полученных данных.

4. Метод
математической статистики – корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена и
критерий Вилкоксона).

Методики
исследования:

1. Диагностика
межличностных отношений (ДМО, Т. Лири).

2. Шкала
оценки социально-психологического климата (А.Н. Лутошкин).

3. Методика субъективной оценки
ситуационной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин).

4. Методика диагностики доминирующего
состояния (Л.В. Куликов).

Практическая
значимость исследования представляет тем,
что полученные в ходе эмпирического исследования данные, дают возможность
определить пути оптимизации проблемы социально-психологического климата в малых
группах. Результаты исследования могут применяться в практике работы психологов
с целью диагностики особенностей межличностных отношений в профессиональной
группе, эмоциональных состояний ее индивидов и определения
социально-психологического климата.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав,
разбитых на параграфы, выводов по ним, заключения, списка литературы и
приложений. Общий объем работы состоит из 88 страниц, включая 3 рисунков, 8
таблиц, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, проведенное
исследование было направлено на определение
уровня зависимости эмоционального состояния от социально-психологического
климата в профессиональной группе. В ходе решения задач исследования были
получены следующие выводы:

1. Проведенный теоретический анализ по проблеме зависимости эмоционального
состояния от социально-психологического климата в профессиональной группе
показал, что социально-психологический
климат организации – это ее внутренняя атмосфера, которая складывается из
различных факторов. Его роль невероятно высока в деятельности абсолютно любого
предприятия. На
формирование социально-психологического климата влияет бесконечное множество
факторов. Но есть основные, на которые способен повлиять руководитель. В первую
очередь, сотрудникам важна благоприятная эмоциональная обстановка. Это
проявляется во взаимоотношениях с коллегами. Сплоченность, ответственность,
взаимная выручка и поддержка, дружба, уважение – все это положительно
сказывается на психологическом состоянии членов коллектива. Они с удовольствием
идут на работу, ищут творческие и более эффективные подходы к решению задач,
заинтересованы в результате. Кроме этого, важна система мотивации сотрудников.
Это могут быть премии, дополнительные выходные, повышение заработной платы,
карьерный рост и даже просто похвала руководства. Все это стимулирует людей
выполнять работу качественно и в срок. Организация рабочего места и условий
труда не менее важно. Многие на работе проводят большую или основную часть
своего времени. Конечно, рабочая обстановка должна быть комфортной, должно быть
удобно психологически. Это повышает производительность труда. Руководителю
стоит обратить внимание не только на техническое оборудование непосредственно
самого рабочего места, но на освещенность, шумы и так далее. Все эти факторы в
комплексе создадут благоприятный социально-психологический климат, и дадут
правильный настрой сотрудникам на работу.

2. Проведенное
эмпирическое исследование эмоционального состояния сотрудников и социально-психологического
климата в профессиональной группе указало, что в коллективе наблюдается преобладание среднего
уровня благоприятности, однако есть респонеднты, которые считают его низким или
вовсе неблагоприятным. Помимо этого, изучение уровня тревожности выявило, что
для многих работников характерно наличие высокого уровня тревожности.

3. На
основе полученных результатов была разработана и апробирована коррекционная
программа, направленная на улучшение социально-психологического климата в
коллективе. Длительность программы составляла два с половиной месяца, включала
в себя занятия и тренинги с коллективом.

4. После
проведения работы с коллективом, необходимо было выявить взаимосвязь между эмоциональными
состояниями сотрудников и особенностями социально-психологического климата в
профессиональной группе. Полученные результаты не показали прямой корреляции
между эмоциональным состоянием и уровнем социально-психологического климата в
коллективе, однако результаты коррекционной программы по его улучшению были
положительными, что подтвердилось статистически.

Опираясь на
полученные результаты, были разработаны ряд рекомендаций, которые помогут
сплотить коллектив, сделать отношения сотрудников более дружественными,
открытыми, немного разрядить внутреннюю атмосферу и усилить эмоциональный
компонент.

1. В первую
очередь, на предприятие необходимо пригласить специалиста, например, психолога,
который постоянно бы работал с сотрудниками, в том числе над формированием
социально-психологического климата коллектива.

2. Также можно
организовать ряд тренинговых игр, которые следует проводить регулярно,
приблизительно 1 раз в квартал. Существуют специальные семинары, которые
помогают сблизиться членам коллектива и наладить эмоциональный контакт.
Руководителю предприятия стоит обратить на них внимание.

3. Эмоциональному
сближению способствует совместное занятие спортом. В организации можно
регулярно устраивать различные спортивные мероприятия, соревнования.

Например,
организовать футбольную или волейбольную команду и играть с сотрудниками из
другого подразделения. Можно также устраивать совместные велосипедные прогулки.
Это не только улучшит физическую форму сотрудников, а значит, поправит их
здоровье, но и добавит дополнительную энергию, а также сблизит коллег. У них
появятся общие воспоминания, интересы, помимо рабочих. Они станут ближе
эмоционально и будут с большим удовольствием приходить на работу.

4. Если
разрешить сотрудникам праздновать дни рождения на работе и организовать что-то
типа столовой, где они могли бы собираться во время обеда, то это значительно
разрядит атмосферу, сделает ее более непринужденной. Каждый из членов
коллектива откроется и сам захочет пойти на сближение с коллегами.

 

Фрагмент текста работы:

 

Эмоции являются особым классом психических процессов и
состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами,
отражающиеся в форме непосредственного переживания значимых для индивида
явлений и ситуации в его жизнедеятельности. Эмоции представляют собой главный
механизм внутренней регуляции психической деятельности и поведения личности,
который направлен на удовлетворение актуальных потребностей.

Следует сказать, что эмоции являются формой поведенческой
адаптации, актуализирующие наследственный опыт. Другими словами, ориентируясь
на опыт, человек совершает необходимые действия, целесообразность которых
остается для него скрытой. Эмоции играют значительную роль для приобретения
индивидуального опыта. Так, они осуществляют функцию положительного и
отрицательного подкрепления, способствую получению полезных и устранению не
оправдавших себя форм поведения[1].

Все это говорит о том, что формирование эмоций человека
становится важным условием его личностного развития. Это подтверждается тем,
что, став предметов устойчивых эмоциональных отношений, какие-либо идеалы,
нормы и обязанности поведения переходят в реальные мотивы деятельности. При
этом отметим, что разнообразие эмоций человека можно объяснить сложностью
отношений между предметами его потребностей и контрактными условиями
деятельности, которая направлена на достижение целей.

Так же следует заметить, что эмоции являются
психофизиологическим феноменом, поэтому о возникновении переживания человека
можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по
характеру изменения вегетативных показателей и психомоторике[2].

Любое эмоциональное реагирование на ту или иную ситуацию
можно характеризовать знаком (т.е. положительные или отрицательные
переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующие или
тормозящие), интенсивностью, длительностью протекания и предметностью.

Формирование эмоций разного уровня и сложности происходит
вследствие развития определенных форм связи организма с внешней средой,
простейшие эмоции обусловлены биологическими потребностями (условными
рефлексами) организма и жизнедеятельности человека. Умение человека сдерживать
свои чувства откладывая их проявление до более подходящего момента, зависит от
эффективности работы мозга.

Таким образом, эмоциональная сфера — не просто составляющее
человеческой психики, а его неотъемлемая часть. Эмоциональная сфера имеет под
собой глубокую структуру понятий, которая вплетена в прочие сферы человеческой
психики, такие как волевая, личностная, мотивационная[3].

Эмоции имеют под собой не только психическую, но и
физиологическую причину. Они играют определенные роли в жизни человека,
регулируя его поступки, выполняют функции, которые всегда несут благо. Пусть
даже они не всегда бывают желательны, однако их развитие идет в
непосредственной связи с развитием общества, самой личности.

Эмоция
представляет собой отражение некоторого содержания, которое ощущается,
воспринимается или мыслиться индивидом. Это говорит о том, что эмоции не
существуют безотносительно к ситуации. Таким образом, одним из важных элементов
теории эмоций является ее предметная соотнесенность и обязательная
направленность к некоторой структурной единице психического образа.

Так, В.А. Ганзен
говорит о том, что психические процессы, которые исследуются в их конкретной
целостности, являются не только познавательными процессами, но и
эмоционально-волевыми. Такие процессы отражают не только определенное знание о
явлении, но и показывает отношение к ним индивида. В них выражаются не только
сами явления, но также показывается их значение для отражающего их субъекта,
для его жизни или деятельности.

Поэтому целостное
эмоциональное состояние всегда содержит в себе два момента – отражаемое
содержание, будь то событие, ситуация, и собственно эмоциональное переживание,
которое представляет собой ту специфическую окраску, с которой данное
содержание отражается индивидом[4].

Так, мы
можем отметить двойственное строение эмоционального состояния, которое наглядно
прослеживается в постоянно наблюдаемом факте, что одно и тоже отражаемое
содержание, при различных условиях может вызывать разные, даже прямо
противоположные, эмоциональные переживания. А также наоборот, одно и тоже
переживание может окрашивать различные мысли и представления, при этом такое
сочетание является отдельным эмоциональным состоянием. [1]
Бреслав
Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и
отклонения / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика, 2010. – 228 с [2]
Вилюнас В.К. Психология
эмоций. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с [3]
Выготский Л.С. Психология
развития человека. – М.: «Эксмо», 2004. – 373 с [4]
Ганзен, В. А. Систематизация
психических состояний [Текст] / В. А. Ганзен // Психология состояний:
хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под.
ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2014. – С. 60-64

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы