Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Защитные механизмы у подростков, склонных к девиантному поведению
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ К ИССЛЕДОВАНИЮ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ.. 10
1.1 Девиантное поведение и его причины
возникновения в подростковом возрасте 10
1.2 Теоретические аспекты
исследования психологических защитных механизмов 17
1.3. Психологические
детерминанты девиантного поведения подростков. 21
Выводы по первой главе. 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ У ПОДРОСТКОВ 30
2.1 Организация и методы проведения исследования. 30
2.2 Анализ результатов
исследования склонности к девиантному поведению у подростков. 36
2.3 Анализ результатов исследования
психологических защитных механизмов у подростков. 43
2.4. Анализ данных и
интерпретация результатов психологического исследования 46
Выводы по главе 2. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 59
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 63
Введение:
Актуальность
данного исследования исследования
заключается в том, что проблема девиантного поведения играет важную роль в
современной социальной среде, так как наше общество нуждается в здоровых людях,
совершенствующихся со всех сторон, как физически, психически, так и
нравственно. В людях, которые без усилий формируют цели и достигают их. Так как
девиантное поведение в основном формируется и закладывается в подростковом
возрасте, мы рассматриваем именно этот важный временной отрезок в жизни
человека.
Данная работа посвящена проблеме
проявления
психологических защитных механизмов и склонности к девиантному поведению у
подростков, так как период подросткового возраста является предметом пристального
внимания, который определяет дальнейший жизненный путь. Вопрос
отклоняющего поведения подростков стоит всегда на первом месте, как и его
коррекция, где мы сталкиваемся со сложностью психологических защитных
механизмов, как его сопротивления.
Подростковый возраст является критическим в становлении
личности человека, поскольку связан с развитием половой и ролевой
идентичности, формированием собственной системы ценностей и иерархии мотивов,
отделением от родителей и осознанием себя как «взрослого». Такая социальная
ситуация часто связана с семейными конфликтами, межличностными и
внутриличностными противоречиями, принятием ответственных решений и
отстаиванием собственных взглядов, что может быть само по себе травмирующим.
К отклоняющемуся поведению относится
аномальный образ действия подростков, отличающегося от норм и правил, принятых
в социальной среде. Данное противоестественное поведение подростков построено
на основе таких факторов, как: эгоистичные цели, агрессивное поведение и
социально-пассивное отношение к окружающему миру. Как подмечал З. Фрейд, девиантное поведение
тесно связано с подавлением агрессивной сущности человека. Фриц Риман в
противовес писал о том, что речь идет только о страхе. Следственно девиантное
поведение возникает в виде защиты.
Чтобы снизить возникающую тревогу и обезопасить психику,
подросток сознательно или бессознательно использует защитные механизмы. Термин
«психологическая защита» впервые был использован З.Фрейдом для обозначения состояния, которое позволяет разрешить
внутренний конфликт между сознанием и бессознательным и тем самым снизить
угрозу целостности личности. В качестве способа совладания со стрессовой
ситуацией подростки могут использовать неадаптивные механизмы, например,
употребление алкоголя и наркотических веществ, соматизацию, пассивную или активную агрессию, что
можно отнести к проявлению девиантного поведения. Психологические
теории девиантного поведения рассматривают личность и ее поведение с точки
зрения психологических характеристик человека. В
основе психологического направления исследований девиаций лежит ряд
психологических идей, и в частности психоанализ, разработанный видным
австрийским врачом Зигмундом Фрейдом и развитый в работах психологов Э.
Эриксона, К. Лоренца, Э. Фромма, А. Адлера, К. Хорни, О. Эйкхорна.
Однако огромное количество вопросов,
затрагивающих особенности и личностные характеристики подростков, склонных к
девиантному поведению остаются открытыми. Следовательно,
необходимо исследование, направленное на изучение выявления психологических защитных механизмов и
склонности к девиантному поведению у подростков.
Объект
исследования — психологические защитные механизмы.
Предмет
исследования — психологические защитные механизмы, у подростков, склонных к девиантному
поведению.
Цель
исследования – определение доминирующих защитных механизмов у подростков, склонных и не
склонных к девиантному поведению.
В соответствии
с этой целью в работе решаются следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы
исследования;
2. Выявить подростков, склонных к девиантному поведению;
3. Выявить психологические защитные механизмы у подростков;
4. Сравнить выраженность психологических защитных механизмов
у подростков склонных, к девиантному поведению, и у подростков, несклонных к
девиантному поведению.
Гипотеза:
предполагается, что у подростков, склонных и несклонных к девиантному
поведению, имеются различия психологических защитных механизмов, которые имеют
тенденцию к девиантности.
Методологической
основой исследования
послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования
понятия психологических защитных механизмов и девиантного поведения.
Методы
исследования.
Теоретические
методы: теоретический анализ
научно-исследовательской и методической литературы; синтез, сравнение.
Эмпирические
методы: наблюдение, сравнение, метод тестов, анкетирование, опрос, измерение.
Методы
математической статистики: сравнение, описание, анализ
Диагностические
методики.
1) «Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел)»;
2) «Индекс жизненного стиля» (Р.Плутчик в соавторстве с
Г.Келлерманом и Х.Р.Контом).
Эмпирическая
база исследования и характеристика выборки.
Эмпирическое
исследование проходило на базе Государственного учреждения образования «Средняя
школа №79 г. Ташкента». Выборку исследования составили 60 респондентов
подросткового возраста. Средний возраст респондентов — 15 лет.
Научная
новизна исследования: Определен категориальный статус девиантного
поведения и психологических защитных механизмов. Выраженность психологических
защитных механизмов и склонность к девиантному поведению не была исследована и
изучена в полной мере.
Существующие
методы исследования были проанализированы и применены к актуальной проблеме.
Практическая значимость: Результаты проведенного
эмпирического исследования могут быть использованы в деятельности психологов и
специалистов близких профессий при решении задач индивидуального и семейного
консультирования; в диагностических целях — для выявления причин склонности к
девиантному поведению; будут полезны в коррекции девиантного поведения и в разработках тренинговых
программ.
Структура
работы состоит
из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и
приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, раскрываются цели,
задачи, объект, предмет исследования. В первой главе проводится теоретический
анализ к исследованию девиантного поведения и психологических защитных
механизмов.
Вторая глава включает описание эмпирического исследования защитных
механизмов у лиц, склонных и не склонных к девиантному
поведению.
Заключение:
Девиантным считается поведение, которое не вписывается в
общепринятые рамки общественных норм.
Таким образом, в работе были рассмотрены защитные
механизмы у подростков, склонных к девиантному поведению.
Первая глава этой работы была направлена на теоретический
анализ девиантного поведения психологических защитных механизмов. Первый
параграф направлен на изучение девиантного поведения, а также причины его
возникновения в подростковом возрасте.
Для того, чтобы более правильно проанализировать роль и
возникновение подобного поведения у подростков, первым делом была разобрана
терминология. Таким образом, поведение не что иное, как взаимодействие человека
с окружающим его миром, посредством его
индивидуального восприятия и имеющегося жизненного опыта.
Девиантное поведение характеризуется каким-либо
отклонением от общепринятой в обществе нормы. В подростковом возрасте подобное
поведение может быть вследствие многих причин, среди которых отмечают и внешние
факторы, такие, как негативные изменение в политической, экономической и
социальной сторон общества.
Подобное поведение также может присутствовать из-за
психической несостоятельности в подростковом возрасте, так как человек и его
психика находятся в стадии активного формирования его личности. Поэтому многих
подростков в этом возрасте отличает вспыльчивость, агрессивность и резкая
перемена настроения.
В работе были рассмотрены различные точки зрения
исследователей и их понимание девиантного поведения у подростков. Среди них
особо выделяются Я.И.Глинский, Л.Б.Шнейдер и их определение девиантному
поведению.
Многие теоретики, при изучении этой темы делают вывод,
что девиантное поведение чаще всего встречается у подростков, которые имеют
какие-то сложности в общении с родителями и сверстниками. Именно это побуждает
их к агрессии и формированию определенных групп, нередко с людьми, имеющими
проблемы с законом в прошлом или настоящем. Таким образом, подростки проявляют
свое неприятие общепринятых ценностей и выражают протест системе общества.
В работе подробно рассмотрены факторы, влияющие на
девиантное поведение, среди них:
макросоциальные и микросоциальные факторы, негативное влияние внутри
семьи, либо сверстников. Многие отмечают взаимосвязь девиантного поведения
подростков и психические отклонения, которые есть у большинства из них.
Второй параграф первой главы нацелен на изучение
теоретических аспектов исследования психических защитных механизмов у детей
подросткового возраста.
Р.М. Грановская отмечает, что из-за психологических
барьеров, которые заставляют подростка психологически защищаться от мира и его
представителей, он не может в полной мере воспринимать окружающую
действительность. Таким образом, его восприятие становится несколько
ограниченным и неполным. Это происходит от того, что мозг подростка блокирует
все потенциально неприемлемую для него информацию, оставаясь, в своем
безопасном и комфортном мире.
Именно защитная реакция подростков на различные
стрессовые ситуации и побуждает его прибегнуть к разным формам асоциального или
девиальное поведение. У подростка в это время, на фоне гормонального всплеска и
переходного возраста, за счет порой неконтролируемой агрессии, могут появляться
проблемы с психикой, а также начаться проявления девиантного поведения.
В третьем параграфе рассмотрены психологические
детерминанты девиантного поведения. Для этого рассмотрен сам термин
детерминанта, а также факторы, которые воздействуют на людей в зависимости от
их уровня социальной организации.
Таким образом, были определены группы факторов,
детерминирующих девиантное поведение подростков. В работе определены 4 такие
группы, среди которых: социальные условия жизни подростка, условия его
физической среды, генетическая предрасположенность, а также установки
внутриличностного характера.
Именно в 19 веке, врач Чезаре Ломброзо сопоставил
девиантное поведение и некоторые особенности психики человека. Таким образом,
изучение влияния психики на девиантное поведение стало популярно среди
теоретиков в этой сфере.
В работе рассматриваются некоторые работы ученых по этой
теме, среди которых Э.Кречмер, У. Шелдон,
а также социальные и культурные факторы, которые влияют на изменение
поведения человека.
Многие отмечают зависимость темперамента на человека и
его набор внутренних факторов, которые влияют на его психическое состояние и
поведение. Поэтому в параграфе отражена характеристика темпераментов человека и
те психологические факторы, которые могут повлиять на девиантное поведение, к
примеру: вспыльчивость и внушаемость.
Вторая глава полностью была направлена на практическое
исследование. Оно проводилось на базе
Государственного учреждения образования «Средняя школа №79 г. Ташкента».
Респондентами выступали подростки, средний возраст которых – 15 лет. Для более
точной выборки исследования, было отобрано 62 подростка и разделено на 2
группы: в первой группе было 16 парней и 16 девушек, во второй: 13 парней и 17
девушек.
Для исследования были отобраны 2 методики: опросник
Плутчика Келлермана Конте — Методика Индекс жизненного стиля и определение склонности
к отклоняющемуся поведению, разработанную
А.Н. Орлом.
Первая методика состояла из 92 утверждений, которые
помогали понять и разделить защитные механизмы подростков на 8 видов, а также
выявить доминирующий на данный момент их взросления.
Вторая методика делилась на женские вопросы и мужские.
Вопросов было 98 в мужской части и 107 в женской.
По результатам первого опросника, который был нацелен на
то, чтобы узнать наличие склонностей к девиантному поведению подростков, было
выявлено, что из 2 групп, 13 парней не
имеют склонностей к такому поведению. 12 человек имеют предпосылки и 4 человека
склонны в девиантному поведению по отношению к окружающим их людям.
По результатам исследования женской части двух групп было
выявлено, что 13 девушек не имеют предпосылок к такому поведению. У 14 девушек
есть определенные склонности, которые в будущем могут быть проявлены именно в
формате девиантного поведения и у 6 девушек на данный момент есть склонности к
такому поведению, из-за чего они могут вести себя агрессивно по отношению к
окружающим их людям
Опросник Плутчика Келлермана Конте — защитные
психологические механизмы направлен на выявление механизмов психологической защиты у людей. Результаты
опроса показывают 8 различных видов защитных механизмов, помимо них в
результате тестирования был выявлен общий критерий напряженности защиты
подростков (ОНЗ), который показывал средний уровень нормы, определенный для
городских жителей на данный период.
Уровень нормы составляет 40-50%, но по результатам тестирования выявлено, что
у первой группы этот показатель превысил уровень нормы у 7 парней и 6 девушек.
Во второй группе этот показатель превысил норму у 9 парней и 14 девушек.
Таким образом, по результатам исследования, доминирующим
механизмом психологической защиты у подростков оказался метод проекции, который
занял лидирующую позицию у 19 подростков.
Рационализация доминирует у 6 подростков, что значит, что
они больше полагаются на свой ум и комплексный анализ негативной ситуации, чем
на импульсивность.
Компенсация и гиперкомпенсация является доминирующим механизмом у 10
подростков, по 5 каждая. Замещение и отрицание по 2 раза, что не является
хорошим показателем, так как эти механизмы не могут решить проблему, но могут
ее усугубить, так как психика в подростковом возрасте еще не до конца
сформирована.
Из-за этого у
подростка в дальнейшем могут быть определенные проблемы с психикой. Регрессия и
вытеснение доминируют у 2 подростков, что также является проблемой и возможной
причиной к необоснованной агрессии, вспыльчивости и девиантному поведению
подростков в дальнейшем.
Анализ опросника Плутчика Келлермана Конте — защитные
психологические механизмы проходил по
критериям U-Манна-Уитни .
Таким образом, из таблицы видно, что в двух группах
доминирующим критерием является проекция, что является показателем, влекущим за
собой девиантное поведение у подростков. Вторым доминирующим критерием у
подростков является рационализация, которая не входит в группу механизмов
защиты, которая влечет за собой девиантное поведение.
Анализ методики «определение склонности к отклоняющемуся
поведению (А.Н.Орел)» по критерию U-Манна-Уитни дал следующие
результаты.
У 1 группы
респондентов лидирующей шкалой по результатам обработки по методике
Манна-Уитни является шкала «склонности к агрессии и насилию», второе место
занимает шкала «склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению».
Эти шкалы в среднем набрали 9,938 и
9,125 у парней и 10,562 и 8,562 у девушек. При этом шкала «Склонности к девиантному
поведению» набрала у парней 7,125 и 6,062 у девушек. Таким образом, можно
отметить, что у подростков бывают вспышки агрессии, но, судя по результатам,
агрессия направляется на себя в виде каких-либо негативных влияний на свое
физическое или психическое состояние.
Вторая
группа также набрала лидирующее количество среднего балла по шкале «Склонности
к агрессии и насилию», которая имеет 12,706 баллов у парней и 9.538 у девушек.
«Склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» на 2 месте,
10.118 баллов у парней и 9.462 у девушек. При этом у девушек 2 группы по шкале
«Склонности к девиантному поведению» практически самый низкий показатель —
4.077, который немногим выше самого низкого среди всех остальных по шкале
«Установки на социально-желательные ответы», которая набрала 3.923. У парней
результаты по шкале «Склонности к девиантному поведению» в 2 раза выше, чем у
девушек этой группы, 8.294 баллов.
Для того, чтобы исследовать общие психологические
защитные механизмы среди подростков которые не имеют склонности к девиантному
отношению и у тех, кто, по результатам исследования, склонны к нему, мы использовали методику U-критерия Манна-Уитни.
Для этого подростки были разделены на категории: те, кто
не имеет склонности к такому поведению по результату методики определение
склонности к отклоняющемуся поведению А.Н.Орла.
Таким образом, по результатам исследования видно, что
подростки, которые не склонные к девиантному поведению, имеют самый высокий
показатель по критерию рационализации, что означает, что подросток в первую
очередь продумывает ситуацию и находит наиболее комфортное и рациональное
действие для ее решения. Самый низкий показатель у этих респондентов по
критерию «замещение», который относится к механизмам, подталкивающим подростков
к отклоненному поведению, посредством выхода негативных эмоций на более слабого
собеседника.
Подростки, которые склонны к девиантному поведению
большее количество баллов набрали по критерию «проекция». Этот механизм
отличается тем, что человек перестает замечать в себе конкретные минусы, но начинает
более отчетливо видеть их в окружающих, что может подтолкнуть подростка к
агрессии по отношению к этому человеку. Наименьший показатель эта группа
респондентов набрала по критерию «замещение».
Таким образом, проанализировав всю работу, можно отметить,
что мы добились всех целей, поставленных перед собой в начале написания этой
работы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ К ИССЛЕДОВАНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТНЫХ
МЕХАНИЗМОВ
1.1
Девиантное поведение и его причины возникновения в подростковом возрасте Для
того чтобы наиболее целостно изучить процесс девиантности, необходимо
рассмотреть термин «поведение». Под поведением в психологии понимается
взаимодействие человека с окружающим миром, во внешних действиях, которые
зависят от его характера и личного жизненного опыта.
Девиантное
поведение человека выражается в отклонениях от общепринятых норм общества. Чаще
всего девиантное поведение преобладает у людей подросткового возраста, так как
в это время они находятся в процессе формирования своей личности и норм. Таким
образом, отклонение в поведении в подростковом возрасте чаще всего выражаются в
совершении преступлений или правонарушений[21].
Причина
формирования, а также само девиантное поведение исследуется многими теоретиками
долгие годы. Девиантным поведением считается любое поведение, не
соответствующее общественным нормам и ожиданиям.
При этом в зависимости от местоположения
человека, его принадлежности к некоторым социальным группам или народам,
общественные нормы могут быть разные.
В
своих работах, А.В. Хомич отмечает, что понятие нормы может варьироваться в
зависимости от того, что соотносить с этой нормой [18, С.
145].
Девиантное
поведение выражается с поступке или целой системе поступков, которые не
отвечают общепринятым нормам и стандартам в обществе, также такое поведение не
подходит под желаемые ожидания по отношению к человеку со стороны социума [13, С.
71-75].