Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Юриспруденция Международное право

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Защита детей комитетом ООН по правам ребенка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Правовые основы и основные направления деятельности Комитета ООН по правам
ребенка. 5

1.1.
Международно-правовое регулирование прав ребенка и место в нем Комитета ООН по
правам ребенка. 5

1.2.
Формы работы Комитета ООН по правам ребенка. 12

Глава
2. Содержание деятельности Комитета ООН по правам ребенка. 25

2.1.
Обзор основных вопросов, поднятых Комитетом ООН по правам ребенка  25

2.2.
Отдельные вопросы защиты детей в деятельности Комитета ООН по правам ребенка. 30

2.2.1.
Защита прав детей на образование комитетом ООН по правам ребенка  30

2.2.2.
Защита прав детей от насилия комитетом ООН по правам ребенка. 38

Глава
3. Защита Комитетом ООН по правам ребенка детей в Таджикистане. 44

3.1.
Обзор участия Таджикистана в Конвенции по правам ребенка 1989 г. и
взаимодействия с Комитетом ООН по правам ребенка. 44

3.2.
Основные вопросы, поднятые Комитетом ООН по правам ребенка в отношении
Таджикистана, и достигнутые успехи государства. 46

Заключение. 49

Библиографический
список. 57

  

Введение:

 

Актуальность темы. Защита прав ребенка – один из важнейших
вопросов в современном мире, в решении которого заинтересован весь мир. Это можно
объяснить ролью будущего поколения в жизнеспособности общества, его будущего
развития. За последние десятилетия произошли огромные изменения касательно прав
детей в мире. Человечество действительно задумалось и начало принимать меры для
того, чтобы жизнь ребенка была защищена, а права обеспечены. Люди стали не
просто обсуждать, а решать проблемы, связанные с обеспечением прав ребенка.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема прав
детей, касающаяся их защиты, не может быть решена в рамках одного государства.
Это емкая правовая, социальная и философская проблема, затрагивающая интересы
всего мирового сообщества. Ребенок в силу объективных причин нуждается в
дополнительных гарантиях защиты своих прав. С целью выделения международной
защиты прав детей в особое направление, начинают создаваться международные
организации, направленные непосредственно на необходимость разработки мер по
охране прав ребенка

В настоящее время существует много международных
организаций, направленных на защиту прав детей. Особую роль в деле
международной защиты прав ребенка играют международные конвенционные
(договорные) органы. Один из них — это Комитет по правам ребенка. Комитет
следит за выполнением государствами – участниками Конвенции о правах ребенка.
Целью которого является изучение прогресса, сделанного государствами –
участниками в обеспечении обязательств, принятых в силу Конвенции ООН о правах
ребенка 1989 г.

Указанная Конвенция налагает на государств-участников целый
ряд обязательств в отношении детей, включая право на жизнь, выживание и
здоровое развитие ребенка, регистрацию после рождения и с момента рождения,
право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей, право
на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи
и многие другие.

Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в
сфере деятельности Комитета ООН по правам ребенка по защите детей.

Предмет работы – нормы международного права и национального законодательства,
регулирующие вопросы защиты прав и законных интересов детей, научная и учебная
литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.

Цель работы – исследовать особенности защиты детей Комитетом
ООН по правам ребенка.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности международно-правового
регулирования прав ребенка и место в нем Комитета ООН по правам ребенка.

2. Исследовать формы работы Комитета ООН по правам ребенка.

3. Осуществить обзор основных вопросов, поднятых Комитетом
ООН по правам ребенка.

4. Проанализировать отдельные вопросы защиты детей в деятельности
Комитета ООН по правам ребенка.

5. Охарактеризовать участие Таджикистана в Конвенции по
правам ребенка 1989 г. и взаимодействия с Комитетом ООН по правам ребенка.

6. Рассмотреть основные вопросы, поднятые Комитетом ООН по
правам ребенка в отношении Таджикистана, и достигнутые успехи государства.

Методологическая
основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие
как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический,
сравнительно-правовой и др.

Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав,
объединяющие шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Права ребенка получили закрепление в универсальных и
региональных декларациях и конвенциях по правам человека. Вместе с тем, на
сегодняшнем этапе развития Конвенция о правах ребенка 1989 г. и три факультативных
протокола к ней являются основными международно-правовыми актами, регулирующими
вопросы защиты детей, и образуют универсальный международный инструмент по
защите прав детей, подлежащих применению ко всем детям и во всех
обстоятельствах.

В рамках Конвенции были объединены права ребенка и права
родителей, ранее существовавшие только в документах, касающихся общих прав
человека. В Конвенции закреплено принципиальное положение о том, что интересы
ребенка должны быть обеспечены наилучшим образом, содержится в нормах Конвенции
1989г. В соответствии с этим принципом все случаи, когда государственные органы
или частные лица затрагивают права детей, должны быть рассмотрены в первую
очередь механизмы эффективной реализации прав именно детей.

Таким образом, именно государство выступает главным гарантом
исполнения правовых норм по охране детей. Государственный аппарат при этом
является самым важным фактором, влияющим на эффективность и исполнимость норм и
правил международных документов, их реальное воплощение в национальной правовой
системе. В международном механизме осуществление права ребенка на защиту предполагает
существование контрольного механизма со стороны участников международного общества
посредством организации деятельности специально уполномоченных органов, целью
которых является создание условий для исполнения государствами-участниками
международных соглашений принятых международно-правовых обязательств в сфере
защиты прав детей.

Защищать права детей призваны международные договорные (конвенционные,
контрольные) органы, которые созданы на основе соответствующего международного
договора и один из них – это Комитет по правам ребенка (далее — Комитет).
Комитет занимается контролем за исполнением государствами, участвующим в
Конвенции о правах ребенка взятых на себя обязательств. Главной целью Комитета
является исследование деятельности государств — участников по обеспечению их
обязательств, принятых ими на себя на основании норм Конвенции 1989г.

К основным целям Комитета относятся: поиск эффективных способов
решения проблемы защиты и поощрения прав ребенка; разработка мер по повышению
безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних в обществе; повышение
эффективности защиты и поддержки интересов несовершеннолетних.

На наш взгляд, можно утверждать, что современная
международно-правовая защита прав детей представляет собой комплекс согласованных
между собой мер государственного и неправительственного характера по
обеспечению прав несовершеннолетних и призвана содействовать их реализации во
внутригосударственной законодательстве договаривающихся стран, а направлена на
оказание эффективной международно-правовой помощи несовершеннолетним гражданам
государств, нарушающих конвенционные обязательства.

Правила проведения процедуры устанавливаются Комитетом. За
организацию и проведение мероприятий отвечает Секретариат ООН. С помощью Генерального
секретаря ООН, который является гарантом выполнения всех обязательств, комитету
предоставляется необходимый персонал и материальные и финансовые средства для
эффективной деятельности. Заседания комитета проводятся с периодичностью
однократно каждые два года, а доклад о его деятельности представляется на рассмотрение
Генеральной Ассамблеи.

В обязанности комитета входит обсуждение доклада об
исполнении положений Конвенции; разработка рекомендаций Генеральной Ассамблее
по проведению необходимых исследований по отдельным проблемам, которые касаются
защиты прав детей; принятие решений общего и рекомендательного характера.
Каждый год Комитет осуществляет одну из двух однодневных общих дискуссионных
встреч. Это открытая форма: в ней принимают участие все желающие – от
представителей государств, до сотрудников других органов, а также учреждений ООН.
Если речь идет об использовании положения Конвенции во время определенных
обстоятельств или по отношению к определенной категории детей, то обычно
обсуждаются вопросы, связанные с исполнением положений и норм Конвенции в
соответствующих ситуациях или по отношению отдельного государства, региона или категории
детей.

С 14 апреля 2014 года Комитет вправе рассматривать обращения
и жалобы граждан государств-участников Конвенции, а также осуществлять
расследования на основании положений соответствующего Факультативного протокола
к Конвенции, который предусмотрел указанные полномочия в сфере компетенции
Комитета.

Непосредственно обращение к властям является самым прямым способом
подачи жалобы в рамках процедуры разрешения обращений и позволяет конкретным
лицам (или группам лиц) обращаться к властям с жалобой в связи с допущенными нарушениями
прав и свобод заявителя лично или через представителя.

К жалобе должны прилагаться доказательства нарушения одного
или нескольких прав, перечисленных в Конвенции или ее Факультативном протоколе.
Список возможных нарушений положений и прав участников договора или протокола к
нему, который должен быть ратифицирован данным государством, ограничен перечнем
прав, которые предусмотрены в Конвенции или факультативных протоколах к нему, которые
также должны быть подписаны данным государством.

На основании решения Комитета государство-ответчик обязано
рассмотреть предложения и рекомендации, изложенные Комитетом, после чего в рамках
исполнения вынесенного решения предоставить Комитету подробный письменный отчет
действиях соответствующих органов власти и их должностных лиц, предпринятых или
не предпринятых мерах, с обоснованием невозможности исполнения отдельных
рекомендаций. С целью гарантии, что все рекомендации не будут проигнорированы,
государство обязано также сообщать Комитету о шагах, которые были приняты или
планируются к принятию для наиболее полного исполнения решения.

Важно отметить, что описанная выше процедура рассмотрения
обращений (жалоб) Комитетом по защите прав детей в сравнении с другими
комитетами ООН человека и их процедурами имеет ряд особенностей.

1. Прежде всего, в случае рассмотрения обращения (жалобы)
Комитет обязан руководствоваться принципом наилучшего обеспечения интересов
ребенка.

2. С целью предупреждения возможного манипулирования детьми
применяются специальные процедурные гарантии, позволяющие Комитету отказать
заявителю в рассмотрении жалобы, которая не отвечает указанному принципу, а
возможное принятие мер в случае разрешения жалобы может привести к негативному
для ребенка результату.

3. Сведения о личности каждого лица, подающего жалобу на
действия органов публичной власти, должностных лиц, включая потерпевших, не
могут быть опубликованы без их согласия.

4. Для того чтобы подать жалобу на родителей ребенка
необходимо согласие самого пострадавшего ребенка и только в случае, если он
является малолетним или недееспособным, т.е. не способе на самостоятельное
волеизъявление, то можно подать жалобу на родителей ребенка.

На данный момент Комитет не наделен полномочиями по принятию
обязательных к исполнению государством обязательств, однако его полномочия в
сфере рассмотрения и разрешения жалоб, несомненно помогут усилить функционирование
внутригосударственных механизмов, направленных на защиту прав детей.

Государства-участники в процессе реагирования на
индивидуальные жалобы, а также запросы Комитета, обязаны давать оценку не
только конкретной возникшей проблеме, но также искать пути комплексного устранения
допущенных нарушений, качественно оценить положение дел в сфере защиты прав и
законных интересов детей на своей территории, а также выявлять новые проблемы и
вырабатывать способы их решения.

С этой точки зрения, рассмотрение механизма разрешения жалоб
Комитетом по защите прав детей имеет важное значение как инструмент для оценки
государствами-участниками Конвенции тех мер, которые принимаются государством
для обеспечения и реализации прав детей, а также мер, которые необходимо принять
в целях защиты прав ребенка на своей территории.

Так как Конвенция 1989г. была принята многими государствами
и внесена в их законы, то некоторые из них изменили свои законы, чтобы
соответствовать требованиям этой Конвенции. На сегодняшний день одним из приоритетов
международной деятельности в сфере защиты прав человека, является улучшение
благосостояния детей. В большинстве стран мира Конвенция 1989г. стала стимулом
к изучению проблем защиты прав ребенка. Кроме того, на основе Конвенции 1989г.
были приняты региональные конвенции, направленные на совершенствование
правового положения детей и охраны их прав.

Как известно, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка
дети имеют право на защиту и помощь со стороны государства. Однако, несмотря на
это, нельзя сказать, что она уже привела к существенному улучшению их
положения. С этой целью Генеральная ассамблея приняла резолюцию 44/25, в
которой говорится о том, что положение детей в различных государствах
по-прежнему является критическим в силу самых разнообразных фактов, связанных с
неэффективной политикой государств, войнами, природными и техногенными
катастрофами, чрезвычайно низким уровнем образования и здравоохранения и т.п.
Сегодня, как никогда, остро встает вопрос о защите прав ребенка. В этой связи Генеральная
Ассамблея ООН призывает государства и международные правозащитные организации
принять меры по усовершенствованию защиты прав детей.

Несомненно то обстоятельство, что в сфере повышения правовых
гарантий прав детей главную роль должно играть строгое и всесторонне
соблюденное правило соблюдения прав ребенка на основе принципа наилучшего
обеспечения. Комитет предлагает на обязательной основе претворять в жизнь
принцип наилучшей реализации прав и законных интересов ребенка.

Задачей Комитета является организация и проведение
мероприятий, направленных на восстановление нарушенных прав ребенка, а также
защита его интересов в рамках всех мер, которые могут быть предприняты для
осуществления.

Общественные организации и НПО единодушно признают
необходимость постоянного анализа влияния на права ребенка законодательных и
политических решений, а также осуществления их прав на всех уровнях реализации
государственной власти.

В результате проведенного анализа осуществляемой
иностранными государствами работы для обеспечения детям, в частности
относящихся с особым социальным категориям, доступа к образованию, можно
выявить основные позиции Комитета, которые должны стать ориентиром национальной
политики в сфере образования.

1. Ориентиров в сфере обеспечения доступа к образованию
школьников коренных народностей может выступить австралийский опыт, согласно
которому: создание и реализация образовательных программ коренного населения предполагает
предоставление обучающимся стипендий. Здесь речь идет о механизме финансирования
системы образования представителей коренных народностей Австралии, в рамках
которой органами государственной власти Австралии выделяются финансовые и
материальные ресурсы в тех областях, где это необходимо, в особенности в
отдаленных регионах государства для того, чтобы обеспечить более низкую степень
отставания в образовательных уровнях коренного и некоренного населения. Не
менее ценным опытом в этой сфере представляется австралийский опыт в сфере
налаживания тесных связей между поставщиками услуг в сфере образования по
организации обучения детей, представляющих коренные народности.

2. Для того чтобы обеспечить инклюзивное образование детей с
ограниченными возможностями ориентиром могут служить рекомендации Комитета по
учреждению во всех германских землях системы эффективного образования
детей-инвалидов и выделению необходимых средств для обеспечения возможности
детям-инвалидам получать полное образование наряду с другими детьми. В качестве
примера можно привести опыт Французской республики по созданию многодисциплинарных
групп по вопросам образования детей-инвалидов, которые на основании оценки
индивидуальных учебных планов, содержание которых определено после консультацией
с родителями ребенка-инвалида, определяют вид образовательного учреждения, а
так форму обучения ребенка с ограниченными возможностями. Но при этом следует
учитывать тот факт, что Комитет критически отнесся к практике Франции по поводу
непредоставления возможности детям с ограниченными возможностями обучаться в
обычных школах. К положительным моментам можно отнести разработку плана
мероприятий по обеспечению доступности и качества образования для лиц с
инвалидностью на основе рекомендаций Комитета в отношении австралийской системы
образования.

На современном этапе, несмотря на значимый прогресс на пути
борьбы с насилием в отношении детей, на фоне вышеобозначенных проблем в данной
области видится необходимым укрепление национальных усилий по осуществлению для
освобождения детей от насилия, прежде всего на основе принятия и осуществления
комплексных многосекторальных национальных повесток дня, которые в настоящее
время приняты более чем в 90 странах, принятие в национального
законодательства, запрещающего все формы насилия в отношении детей, а также
укрепление систем сбора данных, в том числе на основе проведения обследований
домохозяйств.

Республика Таджикистан ратифицировала Конвенцию в 1993 году
и, с тех пор, ЮНИСЕФ в Таджикистане продвигает права и благополучие каждого
ребенка в стране, уделяя особое внимание наиболее нуждающимся детям.

В ежегодных отчетах перед ООН правительством Таджикистана
отмечается о выполнении ими своих обязательств. Неправительственные организации
также отмечают, что за эти годы в сфере защиты прав детей Таджикистан сделал
несколько шагов вперед.

Проблемным аспектом является то, что по результатам
последнего исследования ЮНИСЕФ и Центра стратегических исследований Таджикистана,
более 80% детей не владеют информацией о своих правах. Организации по правам
детей заявляют, что для предотвращения нарушения прав этих уязвимых членов
общества нужно, прежде всего, повысить их осведомленность о своих правах.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Правовые основы и основные направления
деятельности Комитета ООН по правам ребенка 1.1. Международно-правовое регулирование прав ребенка
и место в нем Комитета ООН по правам ребенка В мире существует множество организаций, которые занимаются
защитой и охраной прав детей. К числу организаций, занимающихся непосредственно
правами ребенка, относят: Международную организацию труда (МОТ); Всемирную
организацию здравоохранения (ВОЗ); Организацию ООН по вопросам образования,
науки и культуры (ЮНЕСКО); Международный Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ).

Однако согласно данным этих организаций на сегодняшний день
детей во всех странах мира подвергают психическому, а также физическому
насилию, вовлекают в рабский труд и торговлю людьми[1], что обуславливает
необходимость принятия различными государствами эффективных мер, направленных на
обеспечение защиты и правовой охраны прав и интересов детей. Данные меры в
настоящее время закреплены в соответствующих международных универсальных, также
региональных соглашениях.

Права
ребенка получили закрепление в универсальных и региональных декларациях и
конвенциях по правам человека: во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.[2], Пакте о гражданских и политических
правах 1966 г.[3], [1] Алексеева
О.Н. Конвенция ООН о правах ребенка, как основной международный стандарт международно-правовой
защиты прав детей // Colloquium-journal. 2020. № 4-7 (56). С. 5-7. [2] Всеобщая
декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская
газета. 1995. № 67. [3] Международный
пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200
(XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости
Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы